Особенностью технической эксплуатации ВОЛС на ж.д.т. является решение вопросов организации технической эксплуатации в части:
организации обслуживающего участка и обеспечение его всем необходимым (оборудованием, машинами и механизмами) для эффективной эксплуатации;
организации и проведения совместно с другими службами дороги аварийно-восстановительных работ. Известно, что технология проведения аварийно-восстановительных работ должна быть разработана индивидуально для каждого участка эксплуатации (это связано с характером участка эксплуатации ВОЛС, электрифицированный участок железной дороги или нет, тяга постоянного или переменного тока);
организации охраны труда в вопросах работы с оптическим волокном, с новыми химическими реактивами и т.п.
Основным руководящим документом, регламентирующим организацию и порядок технической эксплуатации первичных сетей взаимоувязанной сети связи, являются Правила технической эксплуатации первичных сетей взаимоувязанной сети связи. С точки зрения технической эксплуатации ВОЛС на ж.д.т. наиболее важными для специалистов служб информатизации и связи (НИС) являются четыре книги:
1. Основные принципы построения и организации технической эксплуатации.
2. Указания по технической эксплуатации аппаратуры и оборудования, трактов и каналов передачи.
3. Правила технической эксплуатации линейно-кабельных сооружений междугородных линий связи.
4. Правила технической эксплуатации электроустановок предприятий первичных сетей.
Для организации правильной технической эксплуатации ВОЛС техническому персоналу необходимо в работе выполнять требования и указания, предписанные в них. Дополнительно для работников железнодорожного транспорта основные принципы организации технической эксплуатации ЛКС ВОЛС ЖТ отражены.
|
Правила обязательны для всех операторов, независимо от их ведомственной принадлежности, по мере внедрения новых технологий, поступления замечаний и предложений к Правилам.
Техническая эксплуатация первичной сети отдельного оператора представляет собой совокупность методов и алгоритмов технического обслуживания (ТО), которые обеспечивают организацию и поддержание в требуемых пределах установленных норм любого объекта технической эксплуатации (ОТЭ).
К объектам технической эксплуатации (ОТЭ) относятся технические средства электросвязи (ТСЭ), являющиеся составной частью соединения в трактах и каналах передачи и имеющие стык технической эксплуатации для обмена сигналами контроля и управления, а также дополнительное и специальное оборудование и средства, предназначенные для поддержания работоспособности ТСЭ и (или) выполнения специальных функций, например, аккумуляторные батареи, дизели, спецоборудование по защите информации и т.п.
Примерами ОТЭ могут быть: линейные тракты кабельных, радиорелейных, спутниковых и воздушных систем передачи, сетевые тракты, каналы передачи, участки линий передачи и трактов мультиплексные и регенерационные секции для ЦСП СЦИ, аппаратура и оборудование сетевых узлов (станций), а также их отдельные элементы на первичных сетях ВСС Казахстана.
Техническая эксплуатация на первичных сетях отдельных операторов осуществляется:
|
- техническим сменным и несменным персоналом ЛАЦ;
- центрами технической эксплуатации (ЦТЭ) для цифровых сетей, функционирующими на каждом иерархическом уровне системы технической эксплуатации (СТЭ) и организованными на основе технических служб операторов сетей;
- подразделениями системы оперативно-технического обслуживания (СОТО) для аналоговых и цифровых наложенных сетей, функционирующими на каждом иерархическом уровне СТЭ и организованными на основе технических служб операторов сетей.
Техническая эксплуатация производится при:
- вводе в эксплуатацию(паспортизация);
- поддержании в состоянии исправности в процессе эксплуатации (техническое обслуживание);
- восстановлении работоспособности (ремонтно-настроечные и ремонтно-восстановительные работы).
Процесс технической эксплуатации включает в себя:
— измерение рабочих характеристик;
— обнаружение отказов;
— сигнализацию об отказах и рабочих характеристиках;
— резервирование;
— восстановление работоспособности;
— проверку (после восстановления).
Рекомендуются следующие методы ТО:
— профилактическое техническое обслуживание (ПТО), выполняемое через определенные временные интервалы или в соответствии с заранее установленными критериями и направленное на своевременное предупреждение возможности появления отказа или ухудшения функционирования ОТЭ;
— корректирующее техническое обслуживание (КТО), выполняемое после обнаружения состояния неработоспособности ОТЭ и направленное на его восстановление в состояние, когда параметры качества ОТЭ находятся в пределах установленных допусков;
|
— управляемое техническое обслуживание (УТО), выполняемое путем систематического применения методов анализа состояния ОТЭ с использованием средств контроля рабочих характеристик ОТЭ, средств управления качеством передачи и устранением неисправностей, и направленное на сведение к минимуму профилактического технического обслуживания и сокращение корректирующего технического обслуживания.
Используется сочетание этих методов ТО в зависимости от типа оборудования. Для современных ТСЭ основным является применение УТО.
ПТО включает:
— периодический эксплуатационный контроль;
— плановые измерения рабочих характеристик и ремонтно-настроечные работы (РНР);
— плановую замену компонентов аппаратуры;
— текущее обслуживание оборудования и аппаратуры.
КТО включает:
- непрерывный эксплуатационный контроль;
— эпизодический эксплуатационный контроль;
— оперативно-технический контроль;
— ремонтно-восстановительные работы (РВР) и РНР;
— измерение рабочих характеристик.
УТО включает:
— непрерывный эксплуатационный контроль;
— оперативно-технический контроль;
операции управления и переключения на резерв.