Особенностью технической эксплуатации ВОЛС на ж.д.т. является решение вопросов организации технической эксплуатации в части:
организации обслуживающего участка и обеспечение его всем необходимым (оборудованием, машинами и механизмами) для эффективной эксплуатации;
организации и проведения совместно с другими службами дороги аварийно-восстановительных работ. Известно, что технология проведения аварийно-восстановительных работ должна быть разработана индивидуально для каждого участка эксплуатации (это связано с характером участка эксплуатации ВОЛС, электрифицированный участок железной дороги или нет, тяга постоянного или переменного тока);
организации охраны труда в вопросах работы с оптическим волокном, с новыми химическими реактивами и т.п.
Основным руководящим документом, регламентирующим организацию и порядок технической эксплуатации первичных сетей взаимоувязанной сети связи, являются Правила технической эксплуатации первичных сетей взаимоувязанной сети связи. С точки зрения технической эксплуатации ВОЛС на ж.д.т. наиболее важными для специалистов служб информатизации и связи (НИС) являются четыре книги:
1. Основные принципы построения и организации технической эксплуатации.
2. Указания по технической эксплуатации аппаратуры и оборудования, трактов и каналов передачи.
3. Правила технической эксплуатации линейно-кабельных сооружений междугородных линий связи.
4. Правила технической эксплуатации электроустановок предприятий первичных сетей.
Для организации правильной технической эксплуатации ВОЛС техническому персоналу необходимо в работе выполнять требования и указания, предписанные в них. Дополнительно для работников железнодорожного транспорта основные принципы организации технической эксплуатации ЛКС ВОЛС ЖТ отражены.
Правила обязательны для всех операторов, независимо от их ведомственной принадлежности, по мере внедрения новых технологий, поступления замечаний и предложений к Правилам.
Техническая эксплуатация первичной сети отдельного оператора представляет собой совокупность методов и алгоритмов технического обслуживания (ТО), которые обеспечивают организацию и поддержание в требуемых пределах установленных норм любого объекта технической эксплуатации (ОТЭ).
К объектам технической эксплуатации (ОТЭ) относятся технические средства электросвязи (ТСЭ), являющиеся составной частью соединения в трактах и каналах передачи и имеющие стык технической эксплуатации для обмена сигналами контроля и управления, а также дополнительное и специальное оборудование и средства, предназначенные для поддержания работоспособности ТСЭ и (или) выполнения специальных функций, например, аккумуляторные батареи, дизели, спецоборудование по защите информации и т.п.
Примерами ОТЭ могут быть: линейные тракты кабельных, радиорелейных, спутниковых и воздушных систем передачи, сетевые тракты, каналы передачи, участки линий передачи и трактов мультиплексные и регенерационные секции для ЦСП СЦИ, аппаратура и оборудование сетевых узлов (станций), а также их отдельные элементы на первичных сетях ВСС Казахстана.
Техническая эксплуатация на первичных сетях отдельных операторов осуществляется:
- техническим сменным и несменным персоналом ЛАЦ;
- центрами технической эксплуатации (ЦТЭ) для цифровых сетей, функционирующими на каждом иерархическом уровне системы технической эксплуатации (СТЭ) и организованными на основе технических служб операторов сетей;
- подразделениями системы оперативно-технического обслуживания (СОТО) для аналоговых и цифровых наложенных сетей, функционирующими на каждом иерархическом уровне СТЭ и организованными на основе технических служб операторов сетей.
Техническая эксплуатация производится при:
- вводе в эксплуатацию(паспортизация);
- поддержании в состоянии исправности в процессе эксплуатации (техническое обслуживание);
- восстановлении работоспособности (ремонтно-настроечные и ремонтно-восстановительные работы).
Процесс технической эксплуатации включает в себя:
— измерение рабочих характеристик;
— обнаружение отказов;
— сигнализацию об отказах и рабочих характеристиках;
— резервирование;
— восстановление работоспособности;
— проверку (после восстановления).
Рекомендуются следующие методы ТО:
— профилактическое техническое обслуживание (ПТО), выполняемое через определенные временные интервалы или в соответствии с заранее установленными критериями и направленное на своевременное предупреждение возможности появления отказа или ухудшения функционирования ОТЭ;
— корректирующее техническое обслуживание (КТО), выполняемое после обнаружения состояния неработоспособности ОТЭ и направленное на его восстановление в состояние, когда параметры качества ОТЭ находятся в пределах установленных допусков;
— управляемое техническое обслуживание (УТО), выполняемое путем систематического применения методов анализа состояния ОТЭ с использованием средств контроля рабочих характеристик ОТЭ, средств управления качеством передачи и устранением неисправностей, и направленное на сведение к минимуму профилактического технического обслуживания и сокращение корректирующего технического обслуживания.
Используется сочетание этих методов ТО в зависимости от типа оборудования. Для современных ТСЭ основным является применение УТО.
ПТО включает:
— периодический эксплуатационный контроль;
— плановые измерения рабочих характеристик и ремонтно-настроечные работы (РНР);
— плановую замену компонентов аппаратуры;
— текущее обслуживание оборудования и аппаратуры.
КТО включает:
- непрерывный эксплуатационный контроль;
— эпизодический эксплуатационный контроль;
— оперативно-технический контроль;
— ремонтно-восстановительные работы (РВР) и РНР;
— измерение рабочих характеристик.
УТО включает:
— непрерывный эксплуатационный контроль;
— оперативно-технический контроль;
операции управления и переключения на резерв.