К АВР относятся работы, проводимые с целью оперативного восстановления работоспособности поврежденной кабельной линии.
В процессе строительства и эксплуатации ВОЛС так же, как и симметричные и коаксиальные линии связи, могут повреждаться. Основные причины повреждений для кабельных линий связи всех типов общие:
— механические при выполнении земляных работ;
— дефекты производства, строительства и эксплуатации; грызуны; атмосферное электричество;
— перемещение грунта (обвалы, пучения, вибрации и т.п.);
— стихийные бедствия (наводнения и др.);
— коррозия;
— умышленные повреждения и т.д.
К особенностям оптических линий связи следует отнести сильное влияние на повреждаемость таких факторов, как усталостное разрушение, коррозия ОВ.
Характерные повреждения ОК — нарушение целостности ОВ, шланговых покрытий кабеля, повреждение изоляции цепей ДП.
Продолжительность АВР исчисляется с момента полного или частичного прекращения действия связи до восстановления способности поврежденной кабельной линии обеспечивать передачу всех задействованных на данное время линейных трактов.
АВР должны проводиться в контрольные, предусмотренные технологическими картами сроки с учетом погодных и других условий.
Технологические карты составляют дистанции сигнализации и связи (ШЧ) и утверждаются службой связи дороги. Карты должны разрабатываться с учетом конкретных условий и должны быть направлены на сокращение продолжительности простоев каналов связи и длительности устранения линейных повреждений (рисунок 14.3).
Рисунок 14.3 - Алгоритмы проведения АВР
АВР проводятся силами цехов линейно-кабельных сооружений и линейно-технических цехов (ЛТЦ). Непосредственное руководство работами осуществляет заместитель начальника или начальник ШЧ.
|
Общая координация проведения АВР осуществляется главным инженером ШЧ, а в необходимых случаях (при больших объемах и сложности восстановительных работ) начальником службы ШЧ или главным инженером с выездом на место в экстренных случаях.
В помощь подразделению, проводящему аварийно-восстановительные работы, должны привлекаться бригады соседних участков или ЛТЦ независимо от их принадлежности другим ШЧ или дорогам.
АВР организуются немедленно после получения соответствующей информации, должны проводится в объемах, обеспечивающих восстановление действия систем передачи в кратчайшие сроки, и вестись непрерывно.
Для оперативного восстановления действия связей должны быть оснащены в необходимом количестве аварийным запасом кабелей, временных кабельных вставок, устройствами однокабельной работы, инструментом, измерительными приборами, инвентарем, механизмами и транспортом. Указанный аварийный запас должен храниться в специально отведенных закрытых помещениях, аварийных прицепах или автомобилях.
Расходование аварийного комплекта (запаса) допускается только для выполнения аварийно-восстановительных работ и срочных работ, направленных на предупреждение аварий.
Состав аварийного запаса утверждается главным инженером дистанции сигнализации и связи. Номенклатура и количество материалов, изделий и устройств, входящих в аварийный комплект, должны определяться в зависимости от конкретных условий трассы, расположения ЦЛКС и ЛТЦ, условий производства работ и др.
|
Пополнение аварийного запаса должно осуществляться немедленно по мере его расходования.
Проверки полноты и исправности аварийного комплекта должны проводиться начальниками участков ежеквартально и после каждого случая проведения аварийно-восстановительных работ, о чем должна делаться запись в специальном журнале.
Условия хранения и состояние аварийного запаса должны обеспечивать возможность его оперативного использования в любое время.
Перевозки приборов на необорудованных автомашинах должны осуществляться в специальных упаковочных ящиках, гарантирующих сохранность средств измерений.
При необходимости предприятия должны оснащаться монтажно-измерительными машинами, передвижными мобильными радиорелейными станциями, специальными плавсредствами, транспортом и т.д.
Для обеспечения возможности проведения аварийно-восстановительных работ в аварийный комплект должны входить продукты питания, подлежащие длительному хранению, или должны предусматриваться денежные средства для экстренного приобретения продуктов питания, кухонные принадлежности и различная утварь, позволяющая обеспечить личный состав аварийно-восстановительной бригады питанием в течение не менее одних суток.
Планы ежегодной технической учебы персонала линейно-кабельных участков и производственных лабораторий должны в полном объеме предусматривать изучение вопросов, необходимых для успешного проведения аварийно-восстановительных работ, включая проведение практических тренировок с выездом на трассу.
|
При необходимости должны заключаться соответствующие договоры с управлениями и отрядами гражданской авиации о выделении вертолетов для доставки аварийных бригад к месту аварии.
Для быстрейшего сбора восстановительной бригады на каждом участке разрабатывается соответствующая схема оповещения. Порядок сбора бригады согласно оповещению утверждается начальником участка.
Последовательность выполнения аварийно-восстановительных работ, обеспечивающая оперативное действие связи, в каждом конкретном случае определяется руководителем восстановительных работ.
О намечаемых планах ликвидации аварии, ходе работ по устранению аварии и возникающих трудностях заместитель ШЧ, начальника участка обязан немедленно докладывать руководству, которое обязано сообщить о принятых мерах вышестоящей организации.
При устранении аварии на линейно-кабельных сооружениях обязательным является наличие постоянной служебной связи на всех уровнях управления.
В целях сокращения времени простоя каналов связи при аварийно-восстановительных работах, применять временные активные и пассивные вставки и устройства однокабельной работы. Решение об использовании указанных способов принимается руководителем восстановительных работ.
Длительностью устранения повреждений считать время восстановления связей в полном объеме путем включения временных кабельных вставок, переключения на резервные кабельные и радиорелейные тракты и т.д.
Переход на постоянный вариант работы линейно-кабельных сооружений осуществляется только после проведения полного комплекса подготовительных работ, гарантирующих надежную работу кабельной линии. После монтажа постоянной вставки, перед переключением связей должны быть проведены все необходимые контрольные измерения электрических и оптических параметров кабеля.
Возвращение восстановительных бригад с линии разрешается только после получения подтверждения о нормальной работе систем связи.
АВР на линейно-кабельных сооружениях должны проводиться в соответствии с действующими правилами и требованиями системы оперативного управления сетью.
Все аварии на линейно-кабельных сооружениях магистральных, дорожных и местных сетей связи МТК РК подлежат расследованию с составлением соответствующих актов.
Расследование аварий производится комиссиями, состав которых определяется начальником службы НИС дороги. Во всех случаях в состав комиссий включаются руководитель или главный инженер предприятия, на сооружениях которого произошла авария.
Расследование особо крупных аварий на магистральных кабельных линиях производится комиссиями, назначенными начальником дороги. При необходимости в состав комиссий включаются представители научно-исследовательских и проектных институтов, а также заводов-изготовителей кабельной продукции.
При авариях на кабельных линиях, вызванных работами сторонних организаций, производится расследование с составлением двустороннего акта о причинах аварии.
В процессе расследования необходимо:
— выявить причину и виновных в возникновении аварии;
— выяснить обстоятельства, способствующие аварии;
— рассмотреть и оценить: организацию работ заместителя ШЧ по связи, ЛКЦ по ликвидации аварии и подготовленность ремонтно-восстановительных бригад;
— умение и оперативность действий технического персонала, участвовавшего в ликвидации аварии;
— точность определения участка и места аварии;
— эффективность и достаточность применяемых средств механизации и транспорта;
— эффективность применяемых методов предупреждения аварий;
— определить меры, исключающие возникновение подобных аварий в дальнейшем.
Материалы расследования аварий должны включать объяснения руководителей структурных подразделений и предприятий.
О каждой аварии на линейно-кабельных сооружениях должен быть составлен аварийный акт.
Аварийные акты составляются в трех экземплярах, из которых: один остается у главного инженера или начальника НИС, один—у начальника участка, один в пятидневный срок после ликвидации аварии при необходимости или по запросу отправляется для подачи в государственную страховую организацию.
После устранения аварии или повреждения обязательным является внесение в кратчайший срок соответствующих изменений в паспорт (планшет) кабельной трассы.
Предприятия, управления и организации связи должны ежегодно проводить подробный анализ причин и хода устранения аварий, разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на улучшение качественных показателей технической эксплуатации линейно-кабельных сооружений, повышение их надежности и долговечности.