Прокладка (подвеска) кабелей должна выполняться только по утвержденным чертежам, на которых должны быть указаны находящиеся в пределах рабочей зоны инженерные коммуникации (силовые кабели, кабели связи, газо-, водопроводы и др.). При обнаружении в пределах рабочей зоны инженерных коммуникаций, не указанных на чертежах, работы должны быть остановлены до уточнения положения коммуникаций с их владельцами и соответствующей коррекции чертежей.
Работать только в исправной и тщательно подогнанной спецодежде и спецобуви и применять индивидуальные средства защиты, положенные на рабочем месте по действующим нормам.
Работа с кабелем, имеющим цепи дистанционного питания (ДП). На коммутационном оборудовании, при помощи которого снято напряжение ДП, должны быть вывешены плакаты с надписью: «Не включать — работы на линии!». Одновременно со снятием напряжения ДП с кабеля снимается напряжение телеуправления и сигнализации. На платы телеуправления и сигнализации также вывешиваются плакаты: «Не включать — работы на линии!».
Производить переключения на высоковольтном коммутационном оборудовании необходимо в диэлектрических перчатках, стоя на диэлектрическом ковре или в диэлектрических галошах.
В отсутствии напряжения на токоведущих частях оборудования, кабеля необходимо убедиться при помощи переносного вольтметра или индикатора.
Разрезать и вскрывать кабель и муфты можно только в присутствии руководителя работ. При этом электромонтёр должен быть в диэлектрических галошах, диэлектрических перчатках и защитных очках. После вскрытия кабеля его необходимо разрядить на землю и, убедившись в отсутствии напряжения, работать без средств защиты. Ножовка, используемая при разрезании кабеля, должна быть заземлена.
|
Электроизмерительные работы. Настройка, испытания и измерения проводятся бригадами, состоящими не менее чем из двух человек, на каждом конце измерительного участка.
Подключение и отключение переносных приборов, требующих разрыва электрических цепей, находящихся под напряжением, должны выполняться при полном снятии напряжения.
Подключение и отключение измерительных приборов, не требующих разрыва первичной электрической цепи, допускаются под напряжением при условии применения проводов с высокой электрической изоляцией и специальных наконечников с изолирующими рукоятками. Размер изолирующей рукоятки должен быть не менее 200 мм.
Во время измерений металлические корпуса приборов и кожуха трансформаторов должны быть заземлены.
Электрические измерения кабельных линий связи, подверженных опасному влиянию ЛЭП или электрифицированных железных дорог переменного тока, необходимо производить в диэлектрических перчатках, стоя на диэлектрическом ковре или в диэлектрических галошах.
Не следует без ведома руководителя работ вносить какие-либо изменения в схемы испытаний (измерений) и изменять установленный порядок работы.
Испытательное напряжение подается на линию после того, как от всех бригад, работающих на линии, получены подтверждения о готовности к проведению испытания;
Включение и выключение напряжения ДП производятся ответственным дежурным участка сети связи по указанию лица, ответственного за проведение испытаний. Время включения и выключения ДП фиксируется в журнале дежурного. В тот же журнал записываются фамилии руководителей работ, сообщивших о готовности к включению ДП.
|
Все операции по измерениям, в том числе подача напряжения ДП, производятся по команде, передаваемой по служебной связи.
Не следует приступать к работам по электрическим измерениям при приближении и во время грозы, дождя, тумана или снегопада.
Работа на ВОЛС. Для монтажа оптического кабеля используется передвижная лаборатория, оборудованная на базе автомобиля. В автомобиле расположен комплект для сварки оптического кабеля, небольшой запас растворителя (0,3-0,5 л) нефрас 50/170 в металлической емкости.
После снятия внешней оболочки необходимо удалить гидрофоб, применяя нефрас. Работы следует производить при включенной приточно-вытяжной вентиляции, так как нефрас — легковоспламеняющаяся жидкость, относящаяся к вредным веществам.
Работник, производящий монтаж волоконно-оптического кабеля, должен быть осторожен со сколотым волокном: не разбрасывать его, складывать в определённое место и следить, чтобы частицы этого волокна не попали через одежду на тело. Для этой цели необходимо пользоваться защитным фартуком.
Монтажный стол и пол в монтажно-измерительной автомашине после каждой смены следует обрабатывать пылесосом, а затем протирать мокрой тряпкой. Тряпку следует отжимать в плотных резиновых перчатках.
При работе с устройством для сварки ОВ необходимо соблюдать следующие требования:
все подключения и отключения приборов, требующих разрыва электрических цепей или соединения с высоковольтными цепями устройства, производить при полном снятии напряжения;
|
корпус прибора заземляется;
во время наладочных работ следует помнить, что трансформатор, высоковольтные провода, электроды в режиме сварки находятся под высоким напряжением;
запрещается эксплуатация устройства со снятым защитным кожухом блока электродов;
не реже одного раза в неделю производить проверку исправности изоляции высоковольтных проводов. Запрещается работать на устройстве при повреждении изоляции высоковольтных проводов.
для наблюдения за сваркой работник обязан применять защитные очки.
Меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях. Находясь на железнодорожных путях, необходимо:
при проходе вдоль путей на перегоне одному или группой идти в стороне от пути или по обочине; на станции идти по обочине пути, посередине наиболее широкого междупутья или по установленному для данной станции маршруту прохода, при этом надо следить за движущимися поездами, маневрирующими составами и локомотивами; при переходе через пути следует сначала осмотреться и убедиться в том, что к месту перехода не приближается подвижной состав; переходить пути следует под прямым углом, при этом нельзя становиться на головку рельса, между остряком и рамным рельсом стрелочного перевода; при следовании группой идти по одному друг за другом или по два человека в ряд, не допуская отставания и движения толпой; при переходе через путь, занятый стоящим подвижным составом, пользоваться переходными площадками вагонов или обойти состав; запрещено подлезать под вагонами или автосцепками и протаскивать под ними инструмент, монтажные приспособления и материалы; прежде чем сойти с площадки вагона на междупутье, необходимо убедиться в исправности подножек и поручней, а также в отсутствии движущихся по смежному пути локомотивов и вагонов; при сходе с площадки следует держаться за поручни, располагаясь лицом к вагону.
Запрещается переходить через пути перед приближающимися локомотивами, вагонами, автодрезинами; при обходе группы вагонов или локомотивов, стоящих на путях, следует переходить путь на расстоянии не менее 5 м от крайнего вагона или локомотива и проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между ними не менее 10 м; при этом следует убедиться в том, что по соседнему пути не движется поезд, маневровый состав, одиночный локомотив или отцеп.
Не разрешается садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, дроссель-трансформатор, а также любые другие устройства,
расположенные как в пределах, так и вблизи габарита подвижного состава.
На скоростных участках, если нет возможности пройти в стороне от пути или по обочине, допускается проход по пути с соблюдением следующих требований:
на двухпутных участках необходимо идти навстречу движению поездов; при движении группой последним должен идти руководитель работ, ограждая группу развёрнутым красным флагом (ночью фонарем с красным огнем); впереди группу должен ограждать специально выделенный работник указанным выше порядком;
не менее чем за 400 м до приближающегося поезда следует отойти на обочину на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса при скорости движения до 120 км/ч, 4 м — от 121 до 160 км/ч и 5 м — от 161 до 200 км/ч;
если по пути идут в рабочем положении путеукладчик, электробалластер, уборочная машина, рельсошлифовальный поезд или другие путевые машины тяжёлого типа, то отходить от крайнего рельса следует на расстояние не менее 5 м; если идет путевой струг, то отходить нужно на расстояние не менее 10 м; а если однопутный снегоочиститель, то не менее чем на 25 м.
При плохой видимости, в крутых, кривых, глубоких выемках, во время тумана или метели, а также в случаях, когда нет возможности двигаться по обочине пути, обходы с осмотром контактной сети ВЛ необходимо осуществлять в два лица. При этом один из них должен идти с развернутым красным флагом и следить за приближающимися поездами.
Перед началом прохода по железнодорожному мосту или тоннелю необходимо убедиться в том, что к нему не приближается поезд.
По мостам и тоннелям длиной менее 50 м разрешается проходить только тогда, когда не видно приближающегося поезда.
На мостах и в тоннелях длиной более 50 м при приближении поезда необходимо укрываться на специальных площадках или в нишах-укрытиях.
Требования безопасности в аварийных ситуациях: Каждый работник, обнаруживший нарушения требований настоящей инструкции и правил по охране труда или заметивший неисправность оборудования, представляющую опасность для людей, обязан сообщить об этом непосредственному руководителю. В тех случаях, когда неисправность оборудования представляет угрожающую опасность для людей или самого оборудования, работник, ее обнаруживший, обязан принять меры по прекращению действия оборудования, а затем известить об этом непосредственного руководителя. Устранение неисправности производится при соблюдении требований безопасности.
Если во время работы произошел несчастный случай, необходимо немедленно оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, доложить о случившемся своему непосредственному начальнику и принять меры для сохранения обстановки несчастного случая, если это не сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей.
При поражении электрическим током необходимо как можно скорее освободить пострадавшего от действия тока, в случае работы на высоте принять меры, предупреждающие его от падения.
При возникновении пожара следует немедленно приступить к его тушению имеющимися средствами и вызвать пожарную часть.
При обнаружении постороннего напряжения на рабочем месте необходимо немедленно прекратить работу и доложить старшему бригады.
При прекращении электропитания во время работы с электроинструментом или перерыве в работе электроинструмент должен быть отключен от электросети.
При обнаружении запаха газа надо немедленно вызвать аварийную газовую службу, не включать и не выключать токоприемников, обеспечить естественную вентиляцию помещения.
Требования безопасности по окончании работы. Необходимо привести в порядок рабочее место, инструмент и приспособления.
Сообщить старшему бригады о всех неисправностях, замеченных во время работы, и мерах, принятых к их устранению.
Спецодежду нужно убрать в специально отведенное место.
Необходимо тщательно вымыть лицо и руки теплой водой с мылом. После выполнения работ, связанных со сваркой оптических волокон, необходимо тщательно прополоскать рот.
Контрольные вопросы:
1. Каким образом происходит установка, монтаж оконечных устройств?
2. Что применяется в качестве оптических оконечных устройств местных сетей связи?
3. Какие монтажные операции являются общими при монтаже оптических оконечных устройств?
4. Функции соединительных муфт.
5. Для чего предназначена распределительная коробка?
6. Что такое распределительная панель и для чего она предназначена?
7. Какие особенности технической эксплуатации ВОЛС необходимо предусмотреть в работе специалистов службы НИС?
8. Перечислите основные разделы Правил технической эксплуатации первичных сетей ВСС РК, которые являются наиболее важными для специалистов службы НИС?
9. Какие рекомендуются методы ТО?
10.Какие основные причины повреждений для кабельных линий связи всех типов?
11.Приведите алгоритм проведения АВР без дистанционного контроля.
12.Приведите алгоритм проведения АВР с системой дистанционного контроля.
13.Что необходимо в процессе расследования при составлении акта о причинах аварии на кабельных линиях, вызванных работами сторонних организаций?
14.Каким образом происходит учет, анализ и оценка состояния охраны труда?
15.Что должны соблюдать работники, занятые строительством и монтажом кабельных линий связи?
16.Какие воздействия возможных при строительстве и монтаже кабельных линий?
17.Какие предъявляются требования безопасности перед началом работ?
18.Какие предъявляются требования безопасности во время работы?
19.Поясните, как производятся электроизмерительные работы?
20.Как происходит работа на ВОЛС?
21.Какие предъявляются требования безопасности по окончании работ?
Литература
1. Виноградов В.В., Котов В.К., Нуприк В.Н. Волоконно-оптические линии связи. М.: ИПК Желдориздат, 2002, 278 с.
2. Фриман Р. Волоконно-оптические линии связи. М.: Техносфера, 2003, 440 с.
3. Липская М.А. Волоконно-оптические линии связи. Алматы, КазАТК, 2007, 157с.
4. Липская М.А. Волоконно-оптические линии связи. Алматы, КазАТК, 2010, 173с.