Вступление
Мне нередко задают такой вопрос: "Что дает тебе твоя вера? Чем отмечает Бог верующих в Него?" Я всякий раз убеждался, как трудно отвечать на эти вопросы. Пытаясь найти на них ответы, я пришел к следующим выводам.
Во-первых, неверующие ценят видимое, материальное и думают, что Бог должен обогащать именно этими благами. "Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мат. 5, 45). Но Бог обогащает нас духовными благами, а это для неверующих несущественно.
Во-вторых, трудно говорить с неверующими, каким особенным образом отличает нас Бог еще и потому, что мы сами часто представляем себе это неясно. И, если мы не можем изменить неверующих, не можем их сделать способными понимать нас, то мы сами можем постараться лучше понять даруемое нам Богатство Христово. Вызвать интерес к этому и является целью данного рассуждения.
Много ли мы, верующие, говорим между собою о богатствах, которые имеем во Христе? Имеем ли мы ясное понятие о том, чем особенным отмечает нас, верующих, Бог? Берем ли мы у Бога то, что Он в великой щедрости Своей протягивает нам? Если нам что-либо дает человек, а мы относимся к этому пренебрежительно, то не оскорбляем ли мы его этим? Отец небесный дал нам самое дорогое - Сына Своего. Какими мы обнаруживаем себя, если пренебрегаем этим даром Божьим? То, что Бог так просто и свободно дает нам все необходимое, не позволяет нам умалять предлагаемое Им. Великий дар Божий говорит о Его щедрости, но никак не о маловажности этого дара. И Сам Бог не попускает умалять Его, почитать Его ниже чего-либо другого в этом мире: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мат. 10, 37).
|
Конечно, мы, верующие, не пренебрегаем спасением от ада, которое имеем во Христе. Но если только этим ограничивается наш интерес ко Христу, то мы очень эгоистичны и мало знаем о неисследимом богатстве Христовом (Еф. 3, 8), и поэтому остаемся духовно бедными. Многое зависит от нашего познания. Иисус говорит самарянке: "Если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: "дай Мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую" (Иоан. 4, 10). Наш Господь уверен, что знающий дар Божий будет просить о нем. А просящему Господь дает - в этом нет сомнения. "Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" (Рим. 8, 32).
У нас есть все возможности узнать все, что даровано нам во Христе. Сам Господь побуждает нас: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Иоан. 5,39). Жизнь вечная не в знании Слова Божьего, а во Христе, которого мы познаем через исследование Слова. Господь предупреждает тех, которые были невнимательны к Его словам: "Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его" (Мат. 12, 42). Чем она осудит? Тем, что она не поленилась прийти из далекой страны послушать мудрости Соломоновой, а тут среди них ходит Сам Источник мудрости, и люди не утруждаются вникнуть и узнать Его.
А у нас такие богатые возможности! У всех христиан имеется Библия. Если и нет у всех личной, то для чтения ее могут получить все желающие. Сколько чудесных духовных книг мы имеем в наши дни, которые открывают нам истину о Христе и Его пути. Не осудит ли нас царица Южная, что мы не проявляем интереса к Божьей премудрости? Дело не в том, что мы обязаны читать Библию. Тем более мы не обязаны читать другую духовную литературу. Все заключается в том, насколько в нас имеется интерес к познанию Христа и всего дарованного нам в Нем и как часто мы прибегаем к источникам, где можно почерпнуть это познание. Думаю, что у Его современников было больше возможностей познать премудрость Божью, чем у царицы Южной, потому что среди них находился тот, кто больше Соломона. Господь рассказывает о вычищенном доме, но пустом. В него возвращается злой дух. Замечательное и великое дело, что мы очищены Христом. Но если Он Сам не вселится в нас и не займет полностью нашу внутренность, сделает это другой. Вселение же в нас Христа осуществляется только с нашего согласия. А то, что это действительно совершается в нас, обнаруживается проявлением в нашей жизни природы Христа. Все духовные ценности сосредоточены во Христе, а без Христа нет для нас доступа к Богу, Источнику всяких духовных благ. И неверующие, отвергающие Христа, имеют разного рода способности. Это способности и качества души. Душою живущею человек стал вследствие того, что Бог вдохнул в лицо его дыхание жизни (Быт. 2, 7). Так что начальным источником всех добрых качеств души человека является Бог. Это то имение от отца, которое блудный сын взял с собой в дальнюю страну. Но истинно духовные добродетели имеют только люди, соединенные с Иисусом Христом. Об этом духовном богатстве и хочется размышлять.
|
Это духовное богатство и есть то особенное, чем Бог уже в этом мире отмечает Своих. Это богатство не понимают неверующие, потому что оно Божественно, и дать понятие о нем может только Бог. "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2, 9). Часто это место Писания относят к тому, что Бог приготовил для нас в будущем веке. Но внимательно прочитывая его в контексте, нам открывается, что ап. Павел говорит о духовных благах, даруемых нам Богом уже в этом мире. "Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога" (1 Кор. 2,12). Дарованное от Бога проявляется у нас уже теперь, так как мы уже имеем жизнь вечную (1 Ин.5,13).
|
Все это Божественно от начала и до конца, поэтому "душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем" (1 Кор. 2, 14-15). Отсюда понятно, почему неверующие нас не понимают, когда мы говорим об этом. Но прискорбно, когда мы, почитающие себя духовными, остаемся в неведении о духовных сокровищах, которые мы имеем во Христе.
Бог не стыдится называть Себя Богом тех, которые стремятся к небесному (Евр. 11,16). "Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек" (Пс. 72, 25-26). Для нас небесное заключено во Христе: Он - хлеб, сшедший с небес (Иоан. 6,51). Стремиться к небесному на этой земле означает стремиться ко Христу, познавать Его. Познать Его не только как историческую личность, но познать Его духовную сущность и, познавая Его, слиться с Ним воедино.
Плотская природа
Прежде чем говорить о духовном богатстве, хорошо вспомнить о нашем падении, о возникновении плотской природы, которая есть противоположность природы, даруемой нам Христом.
Некогда во всей Вселенной был один Центр, из которого исходило все и к которому все стремилось. Это безначальный Бог, Творец всего видимого и невидимого. "Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь" (Рим. 11, 36). Во всей Вселенной была полная гармония, созвучие и согласие. Это безмятежное блаженство.
Но вот во Вселенной появилось новое сосредоточение, которое выразило противление Богу. "Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему" (Ис. 14, 12-14). Это новое начало во Вселенной, вышедшее из единства. Это утверждение самого себя вне Бога. Этим дьявол восстал против Бога, объявляя себя новым центром. Во Вселенной возникло противление Богу, напряжение и борьба. Это дьявольская природа.
"Бог есть любовь" (1 Иоан. 4, 8). Божественной природе присущи единство, согласие, соединение воедино любовью, а не насилием. Всем находящимся в этой природе присуще стремление к Богу, сочетание во всех проявлениях, и поэтому всем приятно присутствие рядом себе подобного. Природе Божьей чуждо стремление превзойти другого, а, наоборот, свойственно почитание другого высшим себя.
Дьявольской природе наоборот присуще стремление превзойти другого, поскольку эта природа появилась вследствие стремления дьявола превзойти Бога. Так как эта природа появилась вследствие возмущения против Бога, то ей присуще возмущение против владычества над собою, желание самому владычествовать. Природа дьявола - это своеволие, гордость, переоценка своих возможностей и своего состояния. Она каким-то особым образом связана с физическим материальным миром.
Бог сотворил человека для жизни в единстве с Собою. Вдохнул в лицо его дыхание жизни, и потому человек может быть счастливым только тогда, когда жизнь его соответствует тому, что вдохнул в него Бог при его сотворении. Падением же человека является то, что он воспринял природу дьявола. Это внесло противоречия во внутренний мир человека, причиняя ему страдания и порабощая его греху.
Как же произошло это падение? Человек сотворен со свободной волей, и оставаться в общении с Богом он должен был сознательно, по доброй воле. Бог не совершил над человеком насилия, но предупредил его, что единство с Ним нарушится, то есть он смертью умрет, если вкусит от дерева познания добра и зла. Дьяволу была предоставлена возможность искусить человека, чтобы выбор человека был добровольным. Искушение это заключалось в том, что дьявол предложил человеку образ действий, соответствующий дьявольской природе. Он высказал человеку мнение, что Бог сказал неправду, будто они умрут, если вкусят от запретного плода. Этим было посеяно неверие. Второе мнение, предложенное дьяволом человеку, заключалось в том, что Бог не благ: Он не хочет, чтобы люди стали как боги, знающие добро и зло. Дьявол доказывал, что Бог не хочет совершенствования человека; не хочет, чтобы он стал выше, продвинулся вперед, стал независимым.
Приняв эти мысли от дьявола и поступив по его совету, человек воспринял природу дьявола, которой присуще принимать решения самостоятельно, не считаясь со Словом Божьим. Это падение человека. Общение с Богом стало невозможным, так как природа дьявола находится во вражде с Богом и ее примирение с Богом невозможно.
Но все же человек был обманут. Этим он отличается от дьявола. Человек не знал всю пагубность того, что внушал ему дьявол. Поэтому безграничная любовь Божья усмотрела искупить человека, очистить его от совершенного им греха и от рабства этому греху, сохраняя за человеком свободную волю, то есть свободный выбор: вернуться к Богу или нет.
Так как падение человека произошло через неверие, вернуться к Богу можно только через веру. Поэтому Бог и поместил человека в такой мир, в котором истина должна быть принята верою. "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11,1). Для веры нет места там, где все видимо и все ясно. Если я вижу солнце, то мне не надо верить, что оно есть, я это знаю. Если же я Бога не вижу, то могу верить, что Он есть, могу и не верить. Так как неверие человека проявилось не в отвержении существования Бога, а в отвержении правдивости Его слов, то мы и должны находиться в таком мире, где Слово Божье должно быть принято верой. Нам дано Слово Божье, существует и отрицание этого Слова. От нашей воли зависит принятие или отвержение истины. К Богу, от которого мы ушли, не поверив Его Слову о смерти от плода запрещенного дерева, мы можем вернуться только поверив Его Слову о жизни в Сыне Его Иисусе Христе.
Далее человек поверил дьяволу, что Бог не желает ему добра, то есть Он не хочет, чтобы люди стали как боги, значит Бог не любит. Возвратиться назад к Богу можно только убедившись в обратном. Для этого "Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим. 5, 8). "И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Иоан. 4, 16). "Ибо вы вкусили, что благ Господь" (1 Пет. 2, 3). Это состояние искупленных. Бог любит человека - это вечная истина, и свободным от лжи становится только тот, кто убежден, что Бог любит.
Материальный, видимый мир есть выражение того противоречия во Вселенной, явившегося вследствие падения дьявола. Это противоречие вошло в мир с грехопадением человека, который был создан владычествовать над миром. Дьявол внушил людям своеволие, самостоятельность, чтобы они не считались ни со Словом Божьим, ни с принципами, утвержденными Творцом во Вселенной. Это дьявольская природа, воспринятая человеком, и вследствие этого он находится в ее власти.
О том, что люди мира сего живут по воле дьявола, определенно говорится в Слове Божьем: "И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления" (Еф. 2, 1-2). Проявление дьявольской природы в жизни человека и есть плоть в таких выражениях как: "Плоть желает противного духу" (Гал. 5, 17); "Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти" (Рим. 7,5). Так как плоть - это проявление дьявольской природы в человеке, то она всегда находится во вражде с Богом. Об этом определенно сказано: "Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут" (Рим. 8, 6-8). Это не только вражда по отношению к Богу. Для Него важно прежде всего само состояние, в котором мы находимся: в природе Божьей или в природе дьявола.
Плоть враждебна Богу не только как Личности, но она враждебна всему Божественному, всякому проявлению Божьей природы в жизни людей. Поэтому "как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне" (Гал. 4, 29). Это явление обнаруживается и в Ветхом Завете, и в Новом. Это мы находим и в наши дни. Речь идет не о гонениях на верующих со стороны людей мира сего. Нет, люди плотские гонят людей духовных, когда даже и те и другие находятся в церкви.
Фарисеи были самыми религиозными людьми своего времени, но вожди их самым жестоким образом ненавидели Христа, потому что они руководствовались плотью, а Христос являл Божественную природу. "Почему вы не понимаете речи Моей? потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего" (Иоан. 8, 43-44); "Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира" (Иоан. 8, 23). Так было всегда: плоть преследовала дух, потому что это сущность плотской природы. Руководствующиеся этой природой бывают не только в мире, но и в общинах, как члены церкви видимой. "Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою" (Деян. 20, 29-30); "Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их" (2 Кор. 11,13-15). Неверие - только одно из проявлений плоти. Неверие плоти больше относится к Слову Божьему, чем к существованию Бога. То есть плоть не столько отрицает существование Бога, сколько то, что Бог говорит. Поэтому она всегда восстает против тех, кто расположен жить по Слову Божьему.
Так было во дни апостолов, так было в течение всей истории. Например, Яна Гуса сожгли на костре за то, что он являл Божественную природу. Так оно остается и в наши дни. Противниками истины Божьей делается все возможное, чтобы исключить из жизни Церкви Божественную природу. Когда же Господь возбудил ревность в народе Божьем, которая проявилась прежде всего в том, чтобы Слово Божье и Духа Святого признать непререкаемым авторитетом и руководителем в жизни, то и служители церкви, руководимые плотской природой и отвергающие вообще существование Бога, совместно восстали против носителей этой Божественной природы.
Итак, сущность плоти - вражда против Бога и всего соответствующего Его природе.
Мы уже обращали внимание на то, что дьявол восстал против Бога, чтобы утвердить себя вне Бога. Сущность плоти полностью отражает положение этой природы дьявола. Люди, руководимые плотью, всегда сосредоточивают свое внимание на самих себе. Они утверждают самих себя, превозносясь над другими, подчиняя их себе, "чтобы увлечь учеников за собою". Так плоть проявляет себя в церкви. Господь открывает в притче два направления: собирать для себя или богатеть в Бога. "Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет" (Лук. 12, 21). Самое грубое проявление первого - это собирать для себя материальные богатства. Сколько зла делается между людьми из-за жажды к наживе. "А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры" (1 Тим. 6, 9-10).
Но собирать для себя можно не только материальные блага. Плоть проявляется и в том, чтобы собирать для себя славу человеческую, увлекать людей за собою, подчиняя их своему влиянию, чтобы вызвать покорность себе и почитание себя: "Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них" (Гал. 4, 17). Важно обратить внимание на то, что это случается с теми, которые выдают себя за служителей Христовых, но они служат плоти. "Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас" (3 Иоан. 1,9). Любит первенствовать плоть. Плоть и в данном случае восстает против духовных. "И сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви".
Все конфликты, все неустройства в церкви происходят от проникновения в ее среду плотской природы. Поэтому так важно отличать плотское от духовного, чтобы духом умерщвлять дела плотские (Рим. 8, 13). Прежде всего в самом себе, потом помочь и другим освободиться от власти плоти. Очень важно проявления духа отличать от проявления плоти, чтобы всегда стоять за первое и противостоять второму. Научить этому плотского человека невозможно. Но рассуждения на эту тему помогут возрастать духовному человеку, помогут ему укрепляться в истине. Для этого и писали свои послания апостолы. Мы же своими рассуждениями не открываем новые истины, а стараемся постичь то, что изложено в сжатой форме в этих посланиях. Духовный христианин всегда с наслаждением рассуждает о том, что возвещает нам Бог в Своем Слове.
Плотская природа всегда ставит на первое место свое благополучие. Ради этого она собирает для себя материальные блага, пренебрегая часто моральными принципами. Ради себя человек стяжает славу то ли богатством, то ли властью, то ли храбростью, то ли красноречием, то ли успехами в другом занятии. Это же стремление плоти может проявиться в проповедовании Слова Божьего, в пении, если все это делается с целью заслужить признание людей, получить похвалу от них. Христос порицал тех, которые молились напоказ людям (Мат. 6, 5) или постились с этой же целью. Можно истощать себя аскетизмом, чтобы обратить на себя внимание людей. Все это проявления плоти, если оно делается ради того, чтобы чем-то отличить себя пред людьми и иметь шаткое основание сказать: "Я не таков, как прочие люди" (Лук. 18, 11).
По плотскому настроенные люди не прочь иметь и религию. Склонны даже стоять впереди среди верующих, но придерживаться таких понятий, чтобы от этого не было им ущерба, не заботясь о том, что эти понятия и этот образ действий находятся в противоречии с волей Божьей. Чтобы оправдать свое такое состояние, они и других склоняют к этому, ложно ища оправдания своим принципам во множестве последователей. Но истина Божья не зависит от количества сторонников, и множество лжецов не могут ложь сделать правдой. "Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов; ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти" (Гал. 6, 12-13); "Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова; их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме: они мыслят о земном" (Фил. 3, 18-19).
Но Господь говорит определенно: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мат. 16, 24-26). Отвергнуть себя - это значит отвергнуть плотскую природу, сущность которой - утверждать себя.
Плоть же отвергает не себя, а других. Дьявол должен был поносить Божье, чтобы плоть приняла его предложение. Так склонны поступать люди, руководимые этой природой. Они укоряют других с тем, чтобы выказать себя лучше их. Но если я браню других за безнравственность, это еще не делает меня нравственным. Господь же говорит: "Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего" (Мат. 7, 5). Но плоть не столько озабочена очищением других, как тем, чтобы уничижить других, чтобы самому выглядеть лучше. "Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу" (Лук. 18, 9). "Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину: это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская" (Иак. 3, 14-15). Плоть словами постоянно упрекает тех, которым втайне завидует, потому что сама не может достигнуть этого.
Перечислить все проявления плоти невозможно, потому что они очень многообразны. И не это является целью наших рассуждений. Желание мое рассуждать о богатстве, даруемом нам Христом. Оно - прямая противоположность плотской природе. Эта противоположность и побудила коснуться плотской природы, чтобы нам достойнее оценить то, что Господь избавляет нас от нее. "Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, и в глубину рва, из которого вы извлечены" (Ис. 51, 1).
Обратим еще внимание на поел. Гал. 5, 19-21, где ап. Павел перечисляет дела плоти. Во-первых, прелюбодеяние и блуд. Бог дал человеку влечение к противоположному полу. Интимное общение мужчины и женщины благословенно Богом и на своем месте только между одним мужчиной и одной женщиной в браке. Этому единению предшествует духовное единение, а также дружба и любовь, которые являются отображением единства Христа и Церкви. Если нет этих предшествующих факторов, то половое общение превращается в безнравственное удовлетворение чувственных страстей. Это проявление плоти без духовного начала. Это осквернение прообраза единства человека с Богом есть акт отвержения самого единства. Когда царь Аммонитский обесчестил послов царя Давида, то он этим выразил свое враждебное отношение к самому Давиду. Так и человек, искажая прообраз, посягает на основание прообраза.
Нечистота в действиях и побуждениях, в понятиях и состоянии. "Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу" (Тит. 1, 15-16). Непотребство - это развитие в себе всякого рода пристрастий к возбуждению себя веществами, в которых никакой потребности у тела не имеется. Этим человек ищет восполнить потерянное удовлетворение от общения с Богом.
Идолослужение говорит о замене истинного Бога другим, придуманным по своим прихотям. Это посягательство на непременный авторитет Творца и Вседержителя. Это своеволие, это провозглашение себе бога по своей прихоти. Истинному Богу надо покоряться, Его нужно понимать таким, каким Он есть на самом деле. А идола человек избирает сам, чтобы он соответствовал его желаниям и понятиям. Идолослужение есть открытая вражда против истинного Бога. Сам идол, представляющий собой дерево, камень или металл, ничего не значит, но за идолами стоят бесы (1 Кор. 10, 19-20): "...я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами". Но в это общение стремится плоть, так как это родная ей природа. Волшебство - это уже непосредственное общение с бесами. Причем в это общение вступают не только волшебники, гадатели, ворожеи, шептуны и т. д., но и те, которые обращаются к ним. Ап. Павел вознегодовал на прорицательницу, хотя она и говорила правду (Деян. 16, 18). Вступая в общение с бесами через шептунов и заговаривающих, человек открыто враждует против Бога, так как вступает в общение с врагами Божьими.
Все далее перечисленные дела плоти в 5-й главе послания к Галатам открывают нам плотскую природу, воспринятую от дьявола. Это стремление превознестись над другими, будучи самому независимым ни от кого. Это и вызывает между людьми вражду, гнев, ссоры, распри, разногласия, ненависть, убийства, бесчинства и тому подобное.
Такую природу мы получаем по наследству от прародителей наших, и она действует в членах наших, заставляя видимым образом совершать то, что соответствует этой природе. И в то же время жизнь нам дарована от Бога и этим сохраняется в нас какое-то сознание истины Божьей и стремление к Божественному. Оно затушевывается в нас плотской природой, в ком больше, а в ком меньше. Отсюда в человеке внутреннее противоречие и неудовлетворенность. Грех никогда до конца не насыщает человека. Чем больше человек грешит, тем больше его тянет ко греху, а удовлетворение, к которому стремится человек, кажется все впереди, поэтому он еще умножает грех в надежде получить полное удовлетворение. "Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим. 7, 23-24).
Искупление человека
Итак, человек стал рабом греха. Освободиться сам он из этого рабства не мог. Но человека любит Бог. Он послал Сына Своего совершить спасение рода человеческого. Гибель человека была в дьявольской природе, к которой он приобщился, послушав врага душ человеческих в Едемском саду. Спасение человека заключалось в том, чтобы освободить его от дьявольской и приобщить к Божественной природе. Освобождение от ненавистной Богу природы возможно только через смерть, то есть нужно было умереть для этой природы и воскресением основать новое человечество с новой природой. Все это необходимо было совершить в теле человеческом, чтобы оно имело значение для всех людей.
Наш Спаситель пришел в мир в плоти человеческой, каковой она была до грехопадения. Он не наследовал греховную природу, потому что был зачат не от человека. Но Он породнился с нами, потому что родился от жены, и у Него была такая же плоть, как у нас, только безгрешная. "А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола" (Евр. 2, 14).
Необходимо было восстановить все, что было потеряно первым Адамом. Прежде всего надо было пройти искушение, которое прошли люди в Едемском саду, и остаться невинным. Поэтому Иисус Христос перед тем, как выступить с открытым служением среди людей, был поведен Духом в пустыню для искушения от дьявола (Мат. 4). Во время искушения людей в Едемском саду их окружал прекрасный сад и обилие всевозможной пищи. Наш Спаситель же переживал искушение в пустыне, воздерживаясь от всякой пищи. Когда же Он взалкал, то приступил дьявол с предложением: "Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами" (Мат. 4, 3).
В этом предложении дьявола видно желание склонить Христа, прежде всего, Его возможности устроить Свою плотскую жизнь, обеспечить Себя материально и этим показать, что Он - Сын Божий, что Бог благоволит к Нему. Это значит обеспечить материальную сторону, а духовное потом поставить на службу телесному. Это принцип плотской природы. Но Господь наш отвергает все это Словом Божьим. В Едемском саду Слово Божье было отвергнуто, здесь оно поставлено в основу всего: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мат. 4, 4). Плотской природе не удалось проявиться. Духовное поставлено выше телесного, Господь руководится не советами дьявола, а Словом Божьим.
Во втором искушении дьявол повторяет то, что говорил и в первом: "Если Ты Сын Божий...". Этими словами искуситель ставит под сомнение, что Иисус - Сын Божий и предлагает это доказать знамением, сверхъестественными явлениями в материальном мире. Духовная истина становится в зависимость от явлений в материальном мире. Видимое, материальное признается истинным, а духовное истинным только настолько, насколько оно находит подтверждение в материальном мире. Это извращение основ Вселенной. Это принципы плотской природы, которые Господь порицает в выражениях, сказанных Им потом людям: "Род сей лукав; он ищет знамения" (Лук. 11, 29); "Род лукавый..." (Мат. 12, 39-40). Вот знамение для плоти: смерть Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6, 14). Для плотской природы один приговор - смерть. Если сердце человека не открыто для Слова Божьего, то никакое знамение не изменит его. "Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят" (Лук. 16, 31); "Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие" (1 Кор. 1, 21-23).
Плоть рассчитывает на свои возможности, считается только с ними. Она руководствуется тем, что видит и осязает, что может осмыслить своим разумом. Дьявол предлагает Христу идти наповоду у плоти, удовлетворять ее запросы. И для этого дьявол употребляет Слово Божье в искаженном смысле: "ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею" (Мат. 4, 6). Бог обещает удовлетворять все нужды человека, но не исполнять похоти плотской природы, которая постоянно искушает Бога. "Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей" (1 Кор. 10, 9). Господь отвечает искусителю: "Написано также: "не искушай Господа Бога твоего" (Мат. 4, 7). Нам следует знать Слово Божье во всей совокупности, чтобы врагу душ наших не было возможности односторонним употреблением выражений из Библии склонить нас вправо или влево от прямого пути.
Итак, все хитрые уловки врага навязать Иисусу свой образ действий, то есть свою природу, не принесли успеха. Господь Иисус не отходит от Слова Божьего, как случилось это с первыми людьми. Тогда дьявол открыто предлагает Иисусу получить владычество над этим миром поклонением ему. Мне всегда кажется это большой дерзостью и безобразием, и я удивляюсь: неужели дьявол мог рассчитывать на успех такого искушения? Господь отвергает это предложение также словами Божьими: "отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Мат. 4, 10).
Как часто и служителям Христовым предлагают в служении Богу в решениях церковных вопросов поклоняться людям, далеким от Бога. Кажется, что это так значительно расширяет возможности церкви, дает такие преимущества. Но мы являемся христианами не только тогда, когда носим имя Христа, но тогда, когда идем по следам Его. Он оставил нам пример: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". Макинтош обращает внимание на то, что, рассуждая по-плотски, может показаться, что Моисей потерял большие возможности, данные ему Самим Богом, отказавшись называться сыном дочери фараоновой (Евр. 11,24). Но это действие веры и необходимое условие, чтобы Бог мог действовать через Моисея. Бог не вступает в союз с этим миром, чтобы совместно с ним действовать. Он может располагать сердца сильных мира сего не чинить притеснения народу Своему. Но никогда Бог не ставит правителей мира сего во главе церкви. И Церковь Свою Господь не ставит в зависимость от сильных мира сего. Господь Иисус учит: "Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой" (Map. 8,15). Из Мат. 16, 6-12 мы познаем, что под закваской Господь подразумевает учение. В Лук. 12, 1 нам открывается, что закваска фарисейская - это лицемерие. Прямого разъяснения, что означает закваска Иродова, я не знаю, но из совокупности учения Христа уверен, что это учение о том, что власть царя простирается и над богослужением Церкви. Цари постоянно стремились распространять свою власть на дела веры и подчинить себе религию, поставить ее на служение своим интересам. Это грех Иеровоама (3 Цар. 13). Это делал Навуходоносор, заставляя силой власти поклоняться истукану. Но верные Господу говорят: "Нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем, и золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся" (Дан. 3, 16-18).
К Иисусу однажды пришли и сообщили, что Ирод хочет убить Его и советовали Ему удалиться куда-нибудь. Но Господь говорит: "Пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; а впрочем Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день" (Лук. 13, 32-33). Итак, Иисус нам показывает пример, что Он в Своем служении Богу не зависит от мнения и намерений Ирода, а делает то, что должно Ему делать, как определил Ему Пославший Его. Это отношение восприняли и ученики Его. Когда они исполнились Духа Святого, то заявили запрещающим им совершать порученное им Богом служение: "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян. 5, 29).
Итак, Христос был искушен в пустыне и вышел из этого искушения чистым. Искушение в пустыне было без насилия, но с хитростью, чтобы обольстить или обмануть Христа, как первых людей. Дьявол не имел права на насилие в отношении Христа, так как греха не было в Нем. В пустыне Христос отстоял невинность Своей человеческой природы.
Но этим не кончились искушения для Христа. Сатана подходил к Нему через фарисеев и книжников и даже через Петра (Мат; 16, 23). О Господе нашем мы имеем такое свидетельство: "Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение" (Евр. 5, 7). Имеется мнение, что это говорится только о молитве Христа в Гефсимании и молитва Его была об избавлении от физической смерти до Голгофы. Но слова: "Во дни плоти Своей" говорят не об одном дне, а о многих, о всех днях, в которых Он находился во плоти человеческой. Один единственный грех, малейшее согрешение со стороны Иисуса подвергло бы Его той же духовной смерти, которой умер первый Адам. Чтобы избавиться от этой смерти, Господь и прибегал постоянно в молитвах к могущему спасти Его от этой смерти. И Господь наш был услышан в этом - Он не умер духовной смертью, находясь в той же плоти, в которой первый Адам умер.
Мы окрылены безграничным милосердием Божьим. Случится согрешение, мы приходим с сокрушением к Господу и получаем освобождение. Это нередко делает нас беспечными ко греху. Мы не особенно храним себя. Такая беспечность по отношению ко греху не соответствует природе Христа. Он противостоял всем искушениям со всей серьезностью. Он с сильным воплем и со слезами прибегал к Отцу небесному, потому что Господь противостоял искушениям теми возможностями, которые вложены в человека при его сотворении. Это было необходимо, чтобы победа Христа распространилась на всех приходящих к Нему. "Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и совершившись сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного" (Евр. 5, 8-9).