Проявления и динамика психопатий




Психопатии

Понятие и критерии психопатии

Психопатия – патологическое состояние, характеризующееся нарушением процессов формирования личности; стойкая деформация характера. Проявляется патологическими особенностями эмоционально-волевой сферы, характера («тяжелый характер»), приводящими к социальной дезадаптации. По словам Шнайдера, от дисгармоничного склада личности страдает и сам человек, и окружающие его люди. От психической нормы психопатии отделены нечеткими границами, поэтому менее выраженные формы, которых большинство, психопатии, прикрытые высоким интеллектом, диагностировать трудно.

Критерии психопатии (по П.Б. Ганнушкину):

1. Тотальность дисгармонии личности, т.е. деформация всех структурных компонентов личности. Проявляется во всех жизненных событиях.

2. Относительная необратимость психопатии, когда личностные дисгармонии обнаруживаются с раннего детства и до глубокой старости, никогда не исчезая, но и не переходя в другую болезненную форму. Относительная стабильность характерна на протяжении жизни.

3. Социальная дезадаптация проявляется в отсутствии полностью адекватного поведения в любой жизненной ситуации. Резко выраженная дезадаптация приводит к тяжелым конфликтам с окружающими людьми, к краху личных планов и целей, к госпитализации в психиатрическую больницу, несмотря на отсутствие психической болезни.

Причины психопатий

Предопределяющую роль в развитии психопатии играет неблагоприятная наследственность. Но психопатия редко вызывается одной причиной, чаще всего имеет место сочетание, совокупное действие наследственных, органических и социальных причин. В основе развития психопатии лежит биологическая неполноценность мозга в сочетании с неблагоприятными социально-психологическими факторами или условиями формирования личности. Психопатия возникает вследствие комбинации различных патогенетических факторов: а) наследственности, б) органических повреждений, в) социальных условий. Психопатические личности чаще встречаются в семьях, где имели место психические заболевания.

К социальным факторам психопатии можно отнести безнадзорность, депривированность ребенка; асоциальное, аморальное поведение его родителей; эмоциональное отвержение; конфликтность, жестокость в семье. Сюда же относится отклоняющееся от нормы воспитание – подавляющее, парализующее волю ребенка; попустительство любым его прихотям и капризам; непоследовательность и импульсивность в обращении; отрицательные образцы для подражания в окружении ребенка.

Проявления и динамика психопатий

Проявления психопатии:

а) полноценное умственное развитие;

б) изменения эмоциональной сферы – повышенная возбудимость и неустойчивость со склонностью к аффективным взрывам или особая ранимость, чувствительность, обидчивость или эмоциональная холодность, самолюбие, отсутствие привязанностей;

в) недружелюбие, агрессивность, немотивированный негативизм, конфликтность, жестокость, расторможенность;

г) отсутствие чувства стыда и вины, сочувствия, переживания случившегося;

д) устойчивость патологических проявлений и некритичность их восприятия.

Характерно также недоразвитие воли, в силу чего наблюдается неустойчивость настроения, повышенная внушаемость, импульсивное реактивное поведение. Работоспособность снижена, дети недостаточно внимательны, не умеют сосредоточиться, преодолевать трудности при выполнении школьных заданий. Т.о. психопатия характеризуется дисгармоничным (неравномерным) развитием отдельных функций и систем: наряду с полноценным умственным развитием наблюдается недоразвитие и изменение эмоционально-волевой сферы.

Динамика психопатий. Психопатические проявления возникают на втором году жизни и в полной мере складываются в подростковом возрасте. С возрастом психопатические черты личности усиливаются и являются относительно необратимыми. В отличие от детей с неврозами психопаты отрицательно относятся к лечению, не считают себя больными, не способны критически оценить свое поведение.

Уже в предпубертатном периоде у 60% лиц психопатические свойства начинают уменьшаться, гармонизироваться. Способствует этому компенсация – ребенок учится подавлять отрицательные свойства своего характера; спокойная обстановка дома; отсутствие дополнительных травм и инфекционных поражений головного мозга; медикаментозное и психотерапевтическое лечение; коррекционные воспитательные мероприятия. Т.о. в процессе взросления аномальные черты характера исчезают или уменьшаются. У остальных 35-40% лиц психопатические свойства продолжают доминировать и обостряются в подростковом возрасте. Именно в этот период они нарушают правопорядок, перестают учиться в школе, вызывающе ведут себя, начинают употреблять психоактивные вещества.

У 20% перечисленных лиц по завершении пубертата дисгармония эмоционально-волевой сферы уменьшается под влиянием вышеназванных факторов. Обычно в возрасте от 25 до 50 лет психопатические свойства заметно уменьшаются (относительная компенсация). Под воздействием неблагоприятных факторов, трудных жизненных обстоятельств могут возникать декомпенсации (усиление психопатических свойств характера). После 50-55 лет (инволюция) у многих вновь ухудшается характер, т.к. склероз сосудов головного мозга снижает контролирующую способность интеллекта и уменьшает волевые задержки.

Виды психопатий

I. Дисгармонический психический инфантилизм характеризуется незрелостью психики в результате задержки ее развития на ранних этапах онтогенеза. К этому виду психопатии относятся следующие типы:

1. Неустойчивые и возбудимые личности. Недоразвиты высшие формы волевой деятельности, отсутствует сложная мотивация поступков. Интеллект сохранный и подчас высокий. При этом интеллектуальные интересы слабо выражены. Знания поверхностны, деятельность малопродуктивна. Характерны повышенная возбудимость, жажда новых удовольствий. Возможны правонарушения – бродяжничество, случайные кражи.

2. Истероидные личности. Характерна неустойчивость эмоций, лабильность настроений, повышенная внушаемость, склонность к фантастическим вымыслам, отрицательное отношение к систематическому труду, эгоцентризм, ненасытная жажда признания. Привязанности непрочны и определяются благожелательным отношением. В переходный период могут появляться патологические реакции (выборочный мутизм, заикание, отказ от пищи).

3. Псевдологические личности. Характерно чрезмерно возбудимое воображение, приводящее к вымыслам, не отделяемым детьми от реальности. Лживость носит бесцельный характер.

II. Конституциональная (ядерная) психопатия.. В основе этих психопатий лежит наследственная предрасположенность к определенному складу личности. По наследству передается не патологичное поведение, а аномальные биологические свойства головного мозга. Конституциональные психопатии начинают в большинстве случаев проявляться в раннем и дошкольном возрасте.

1. Гипертимные и циклоидные личности. Характерен чрезмерный оптимизм, добродушие, отсутствует постоянство и глубина чувств (причина нарушенных отношений). Свойственны повышенная возбудимость, драчливость. Для пубертатного возраста характерны колебания настроения (пониженное настроение, вялость).

2. Психастенические личности. Характерны впечатлитель-ность, пугливость, тревожная мнительность, навязчивые движения, действия, сомнения, «мысленная жвачка» (мысленное проговаривание различных ситуаций), чрезмерная тщательность в работе, бесконечная перепроверка, неспособность принятия решения, пассивность.

3. Аутичные шизоиды. Характерны оторванность от реальности, пониженная потребность в общении, отгороженность от сверстников, парадоксальность поведения. Ускоренное умственное развитие, способность оперировать отвлеченными понятиями сочетается с недоразвитием двигательной и образной сфер.

III. Органическая психопатия – изменения личности вследствие органического повреждения подкорковых систем головного мозга во внутриутробном развитии или в перинатальный период. В отличие от первых двух видов психопатий реабилитационные мероприятия носят больше медицинский, нежели воспитательный характер. Варианты органической психопатии:

1. Бестормозные (неустойчивые) личности. Характерно стремление к удовольствиям, жажда сенсорных впечатлений при отсутствии их анализа, интереса к причинам. Дети не способны к систематическому труду. Интеллект не нарушен, но продуктивность в обучении низкая. Дети учатся плохо, сбегают с уроков, устойчивых привязанностей и интересов у них нет. Они импульсивны и постоянно нуждаются во внешнем контроле, некритичны, не понимают последствий своих поступков. Характерен эйфорический оттенок настроения. Для подросткового возраста характерны: алкоголизация, наркотизация, беспорядочная половая жизнь, мелкие правонарушения.

2. Возбудимые личности (с повышенными влечениями). С дошкольного возраста характерно угрюмо-мрачное настроение (дисфория), расстройства влечений в виде пиромании (стремления к поджигательству), дромомании (стремления к бродяжничеству), клептомании (стремления к кражам), сексуальных перверсий, поедания несъедобных предметов. Преобладают инстинктивные потребности, морально-этические нормы не прививаются, т.к. дети не могут правильно оценить ситуацию, причинно-следственную зависимость своих поступков. Могут отбирать еду у других детей, избивать их, сексуальное поведение носит садистский характер. Характерна ранняя алкоголизация с неблагоприятной динамикой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: