Патохарактерологические или патологические реакции – это кратковременные состояния дезадаптивного поведения, продолжающиеся от нескольких часов до нескольких дней. Имеют психогенное происхождение, возникают в ситуациях грубого ущемления интересов ребенка, оскорбления, обмана. Причинами патологических протестных реакций в школьном возрасте являются: а) конфликтные ситуации в семье (неправильное воспитание, ссоры между родителями, деспотизм одного из родителей, алкоголизм одного или обоих родителей, противопоставление детей в семье и т.д.); б) психотравмирующая ситуация в школе (конфликтные отношения с педагогом или учащимися, несоответствие между требованиями к ученику и его возможностями). Патологические реакции проявляются в ситуациях, когда действия окружающих являются для ребенка фрустрирующими или воспринимаются таковыми.
По мнению В.В. Ковалева и А.Е. Личко, критериями патологических реакций ребенка и подростка являются: а) выход отклоняющегося поведения за пределы ситуации, в которой оно возникло, и утрата психологически понятных связей; б) постепенное присоединение симптомов невротического уровня (колебания настроения, раздражительность, эмоциональная возбудимость, соматовегетативные расстройства) и нарушение социальной адаптации; в) склонность к стереотипизации, когда реакция повторяется по разным поводам в одной и той же клишированной форме.
Виды патохарактерологических реакций:
1. Реакция оппозиции – активная протестная реакция, направленная против лиц или обстоятельств, в которых ущемлялась личность ребенка (переживание обиды, ущемленное самолюбие, недовольство отношением близких людей, утрата внимания). Активный протест может проявляться в истериформном поведении (раннее детство), в аффективных взрывах с драчливостью (школьный возраст), в делании мелких пакостей, грубости, непослушании, агрессивности. Для патологической реакции оппозиции обязательно наличие агрессивного поведения, нередко с оттенком жестокости, с выраженным вегетативным компонентом (покраснение лица, потливость, тахикардия), длительность аффективного состояния ребенка, склонность к повторению и фиксации нарушенного поведения, приобретающего привычный характер. У некоторых детей при большой силе аффективного разряда реакции оппозиции могут сопровождаться двигательным возбуждением и сужением сознания. Могут также выражаться в совершении жестоких поступков, в причинении вреда определенным лицам посредством краж, лжи, наговоров, мучительства животных, принадлежащих этим лицам.
|
2. Реакция нигилизма (отказа) – пассивная протестная реакция, заключающаяся в уходе от любых форм контакта и отказе от принятия самых желанных и любимых ребенком вещей и способов времяпрепровождения (отказ от любой деятельности, пищи, от речевых форм общения с определенными лицами, пассивность). Реакции отказа чаще всего проявляются в побегах, суицидальных попытках, уходе в мир фантазий, в уходе из школы, мутизме. Проявления пассивного протеста всегда включают изменение отношения ребенка к окружающим – недовольство, обиду, замаскированную враждебность, утрату прежнего эмоционального контакта.
3. Реакция имитации – протестная реакция, характерная для детей 10-12 лет. Это подражание в поведении какому-либо значимому для подростка лицу, подражание поведению антисоциальных элементов, курение, употребление алкоголя, бродяжничество, подражание кумирам молодежной моды и т.п.
|
4. Реакция контримитации – поведение строится по принципу противоположного от некоего образа (сын проститутки проявляет повышенный аскетизм и утрированные моральные требования к себе и другим).
5. Реакция компенсации – слабость и неудачливость в значимой области ребенок (подросток) стремится восполнить успехами в другой. Неудачи в учебе компенсируются озорством; изоляция в детском коллективе, унижение – агрессивным поведением.
6. Реакция гиперкомпенсации – настойчивые попытки добиться успеха именно в области, где ребенок ощущает свою несостоятельность. Робость, боязливость компенсируется безрассудной смелостью, нерешительность – скоропалительными решениями.
Патологически реакции легко подвергаются обратному развитию при благоприятном для ребенка развитии ситуации, но при многократном повторении могут закрепляться, приводя к деформации личности.