Какими могли быть арктические города
Улицы под куполом, искусственный микроклимат и дома-пирамиды в советских утопических проектах
Автор Екатерина Калеменева
Как выглядели модернистские проекты для Севера
В 1960 году в февральском выпуске главного советского архитектурного журнала «Архитектура СССР» была опубликована небольшая статья «Жилой комплекс для Арктического побережья», в которой архитектор Константин Агафонов предлагал строительство особого типа поселений в Арктике. Описанный в статье проект был совершенно нетипичен для прежней практики урбанизации советского Севера, когда промышленный населенный пункт зачастую воспринимался как придаток к основному производству и застраивался преимущественно деревянными домами без канализации или водопровода. Агафонов предлагал сосредоточить весь поселок в четырех крупных пятиэтажных зданиях круглой формы и соединить их между собой крытыми переходами. В одном из зданий должны были разместиться школа, физкультурный центр, административные учреждения и другие учреждения обслуживания, в остальных — благоустроенные квартиры, а во внутренних дворах могли быть созданы зимние сады и прогулочные площадки, укрытые от ветра.
Previous
Next
1 / 3
Проект Константина Агафонова Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт‑Петербурга
2 / 3
Проект Константина Агафонова © Журнал «Архитектура СССР», № 2, 1960 год
3 / 3
Проект Константина Агафонова © Журнал «Архитектура СССР», № 2, 1960 год
Этот проект примечателен не только своим необычным видом: при описании каждой детали Агафонов делает акцент исключительно на его технической рациональности и научной обоснованности, ни разу не комментируя модернистские архитектурные формы. Так, он объясняет, что круглая форма зданий позволила бы лучше сохранять тепло и избегать вблизи стен сильных снежных заносов. Теплые переходы между зданиями дали бы возможность жителям комфортнее перемещаться по комплексу во время сильных морозов. Кроме того, можно было бы проложить инженерные коммуникации в специальных теплых коробах, что сильно удешевило бы строительство в условиях вечной мерзлоты.
|
В то же время другие ленинградские архитекторы — Станислав Одновалов и Майя Цимбал — разрабатывают схожий, но немного усложненный проект. Они предлагают построить на Крайнем Севере компактный жилой комплекс из нескольких многоэтажных башен, соединенных крытыми галереями-пассажами с общественным центром, расположенным под стеклянным геодезическим куполом.
Previous
Next
1 / 2
Проект Станислава Одновалова и Майи Цимбал © «Проблемы Севера», № 10, 1964 год
2 / 2
Проект Станислава Одновалова и Майи Цимбал © «Проблемы Севера», № 10, 1964 год
Чтобы вблизи стен не образовывалось большого скопления снега, а северные ветра огибали здания, эти дома должны были иметь цилиндрическую форму. Проект предусматривал поднятие первого этажа на три метра над уровнем земли, чтобы избежать отложения снега у стен и передачи тепла от зданий в грунт.
Крытые пассажи с газонами и декоративными кустарниками, соединяющие центр с остальными зданиями, должны были служить своеобразными пешеходными улицами города. В них же предполагалось размещать магазины, парикмахерские и т. п.
|
Проект Станислава Одновалова и Майи Цимбал © «Проблемы Севера», № 10, 1964 год
Как и в случае с проектом Агафонова, при описании города архитекторы делали упор исключительно на экономическую обоснованность решений, а также на необходимость создания максимально комфортной среды для жителей Севера.
С одной стороны, идиллическая картина арктических поселений, которую рисуют авторы, далека от того, каким образом строились советские и строятся нынешние российские северные города, поэтому сейчас оба проекта могут выглядеть в лучшем случае как разновидность бумажной архитектуры или как продолжение утопических фантазий будущего обустройства необитаемых пространств, почерпнутых из популярной в то время научной фантастики. Однако в 1960-х модернистские планы городов для Крайнего Севера распространялись далеко за рамками архитектурного сообщества: их упоминали в экономических научных работах или в научно-популярных журналах; корреспонденты центральных газет восторженно рассказывали о разработках и постепенном внедрении проектов арктических городов — с теплыми переходами и полной сферой обслуживания; журналисты локальных изданий вообще могли описывать подобные идеи не просто как образы далекого будущего, но как воплощаемые проекты.
Иллюстрация к статье Станислава Одновалова и Майи Цимбал «Расцветающие города Заполярья» © Журнал «Техника молодежи», № 9, 1961 год
К примеру, когда началось строительство поселка Айхал при алмазодобывающем руднике в Якутской АССР, в местной газете «Мирнинский рабочий» неоднократно встречались восторженные ожидания облика будущего города: «работать пока приходится нередко в 50–60-градусный мороз. Домов еще мало. <…> А через несколько лет в городе вырастут пятиэтажные дома, над улицами будет сооружен прозрачный купол» .
|
«— Хотите, пройдемтесь по нашему городу? — и он [архитектор] повел нас по воображаемому новому Айхалу.
— Сейчас шестьдесят градусов, но вам не нужно надевать шубы, мы пойдем в одних костюмах. Допустим, мы находимся вот здесь, в крайнем корпусе на пятом этаже. Спускаемся на первый и идем 126 метров в проходе этого этажа. Здесь вот выходим в галерею, проходящую среди корпусов. <…> Левая ее сторона — 4,5 метра, для пешеходов, а 7,5 метра отведены для различных киосков, автоматов, кондитерских и ларьков. Посредине галереи — дорога для автокаров, доставляющих товары и продукты. Здесь тепло, отличная вентиляция и хороший воздух. <…> Теперь мы пойдем к общественному двухэтажному центру. Здесь кинотеатр на 400 мест, почта, телеграф, телефон, ресторан на 150 мест, продовольственный и универсальный магазин. А вот спортзал, библиотека, аптека, поликлиника… Так выглядит наш теплынь-городок».
Из репортажа «Трубка „Мир“» в газете «Правда», 1965 год. Беседа репортера и архитектора в городе Мирном
В 1973 году на советские экраны вышел фильм «Любить человека», сюжет которого также строится вокруг проектов городов для советского Севера. Все это заставляет рассматривать их как более широкое явление, поскольку любые проекции будущего намного больше могут сказать о времени и обстоятельствах, в которых они были созданы.