ТРИЕДИНАЯ БОЖЕСТВЕННОСТЬ 2 глава




Все, что было сказано об особенностях проявлений Бхайравы и Кали, о специфических характеристиках их путей — относится и к специфике породы тех людей, которые рождены этой божественной парой для следования этими путями к высшей цели.

Бхайрава и Кали являют собой архетип идеального виры и идеальной капалешвари — идеального бхайравайтского мужчины и идеальной бхайравайтской женщины.

Мышление древних людей отличалось от мышления людей современных. В своем сознании древние не так радикально выделяли себя из окружающей природы. Мыслили они не абстрактными категориями, согласно законам формальной логики. Они мыслили ассоциативными цепочками, состоящими из ярких образов, позволяющих прочувствовать то, о чем повествуется. То есть, в древнейшие времена существовал культ Великой Матери и ее супруга, существовало палеолитическое учение о поддержании и усилении гармонии, исходившее от Матери и Отца. Учение передавалось с помощью прямого введения в ряд истин и состояний, с помощью символических образов и мифов. Постепенно, по мере вычленения человечества из дикой природы,

система обрастала новыми символами, новыми методами и философией. Шли века, и однажды эта традиция обогатилась величайшей философско- метафизической системой пара-адвайта. Поскольку символизм и мифология предшествуют философии, отдадим им должное.

КАЛИ


Поклонение Кали, матери мироздания, владычице и бытия, и небытия, держащей чашу с пьянящим напитком света великой тьмы!

Поклонение Той, кто порождает богов и демонов, людей и зверей, титанов и призраков!

Поклонение великой черной, увенчанной коронами полыхающего пламени, чье сердце есть океан Змеиной Звезды, дарующей яд лекарства свободы и гармонии!

Поклонение прекрасной,

Сияющей светом и зияющей тьмой, верховной владычице духов и неупокоенных душ, вурдалаков и демонов, титанов и богов, Матери огня пылающих шмашанов!

Поклонение той, кто выпивает жизни всех существ порожденных ее силой и ее лоном, всепожирающей демонице, богине смерти, чьи три глаза пылают, словно три закатных солнца!

Поклонение владычице ярости, любви, горя, скорби, радости, торжества, страха и покоя, разбитых надежд и осуществленных желаний!

Поклонение указующей истину и под покровом ночи обучающей сокровенным ритуалам, дарующей своим детям восхитительные плоды красоты, свободы и силы.

Поклонение великому свету, великому огню и великой мантре, той, что вспыхивает на рассвете и пирует на закате, плетущей сети рабства и узоры освобождения, танцующей в каждой точке пространства и времени!

Поклонение дарующей блаженство, пьющей кровь и пожирающей мое сердце, супруге Бхайравы, держащего палицу, матери подвижников тропы тайны, источнику всех сиддх и достижений!

Слава тебе, о Великая Кали,

Прекрасная Парашакти, чье волшебство есть высший дар твоим детям!

Слава Тебе, о истинная богиня миров, все порождающая, все питающая и все пожирающая, сила всех сил и жизнь всего!

Слава тебе, о великая тьма, содержащая в себе всю полноту света!

Слава тебе, о ярость вселенского океана света, о полыхающая, о пламя жизни и смерти!

Слава тебе, о красота и бесконечное могущество, древнейшая и вечно новая, та, которой поклонялись наши далекие предки!

Слава тебе, о великая мать, чье бездонное лоно порождает все феномены мира!

Слава тебе, о пламя самореализации, пожирающая сансарное существование, дарующая видение, путь и силы


для достижения победы!

Слава тебе, о высший учитель, суть и сила волшебного шактипата, рисующая и передающая орнаменты священных учений, проявляющая узор освобождения, красоты и славы!

Слава тебе, о труднопостижимая, то отнимающая разум, то указывающая на тропу и истину, порабощающая и освобождающая, закрывающая и открывающая глаза всем живым существам, благосклонная к твоим детям!

Слава Тебе, о Бездонная и Необозримая, Пульсирующая, Змеящаяся и Сверкающая, свивающая Узор Великой Самореализации для радости всех садхаков, кто обращается к тебе!

Слава Тебе, о Лучшая в Мире, дарующая своим преданным сладость пробуждающей и пьянящей амриты!


Слава Тебе, о Сила Природы, Пути и Плода, всемогущая освободительница, спасительница и защитница от всех невзгод и напастей сансары, наделяющая своих детей всеми сиддхами и всеми благами!

Имя «Кали» может быть переведено как «черная». Вид её ужасен. Она обнажена и подобна горе из сурьмы. У нее три глаза. В медитации её следует представлять с растрепанными волосами, с гирляндой свежеотрубленных человеческих голов. У Неё четыре руки. В верхней левой руке она держит меч, только что окроплённый кровью отсечённой головы, которую она держит в нижней левой руке. Верхняя правая рука сложена в жесте неустрашимости, а нижняя правая — в жесте дарования милостей. Цвет лица её синеватый и лицо сияет как тёмное облако. Она полностью обнажена, и тело её сверкает кровью, струящейся из гирлянды отрубленных голов вокруг Её шеи. В ушах у неё серьги из трупов. Клыки её чудовищны, а лицо выражает ярость. Груди её пышны и круглы, Она носит пояс из отсечённых человеческих рук. Кровь струится из уголков рта, придавая блеск её лицу. Она издает пронзительные вопли и живёт на местах сожжений трупов, где её окружают воющие шакалы. Она стоит на груди Шивы, покоящегося в позиции трупа. Она желает сексуального союза с Махакалой (Бхайравой). Выражение её лица довольное. Она обладает чашей, сделанной из человеческого черепа, и наполненной алкогольным напитком. Она пьяна, пожирает мясо и улыбается.

X Г u u и и

Кали является изначальной, величайшей богиней, как для радикальных мистиков, так и для царей, воров, разбойников и аферистов. Самый ранний образец изображения индийской Богини-Матери восходит к верхнему палеолиту. А самые ранние упоминания о ней как о богине с именем Кали — относятся к средневековому периоду (около 600 г.н.э.) Тексты этого периода повествуют об успехе Кали в войне и победе над врагами. Ее просят подавить, сломить, убить, сжечь врага. В бенгальских поэмах Кали воспевается как богиня, наделяющая воров магическими способностями, помогающая им в преступных делах. Кали поддерживает воров и разбойников разных мастей. Она является матерью как вооруженных до зубов дакоитов, старающихся по возможности не убивать своих жертв, так и убийц-тагов. Богиню Кали почитали канджары, практикующие похищения людей, воровство и контролирующие проституцию. Ее чтили бродяги из кочевой касты панджаро, специализировавшейся на кражах скота. С развитием железных дорог появилась каста бхампта, избравшая своей профессией железнодорожные кражи и чтившая богиню как мать-прародительницу. К числу наиболее опасных «преступных каст» Северной Индии, почитавших Кали, относилась также каста барвар, бойцы которой славились своими боевыми искусствами. Первоначально Кали связана с периферией индийского общества. Как с периферией религиозной, в лице тайных мистических учений, к которым принадлежали величайшие святые и мыслители — так и периферией социальной и географической, поскольку этой богине также поклонялись преступники и свободные племена, жившие в диких местах. Впоследствии, Кали стали почитать цари с их воинскими дружинами.




Фактически, согласно представлениям бхайравайтов, Кали была той богиней, которая породила древний благородный закон, который впоследствии разделился на людской и воровской. Покровительствуя преступникам, она наставляла их в следовании особому духовному пути, присущему людям преступного мира. Она учила тому, что правильная практика духовного пути не должна противоречить ни людскому, ни воровскому.

Священный текст Бхагавата-пурана рассказывает о том, что Кали покровительствовала одной кодле до тех пор, пока ее пахану не пришло в голову принести в жертву богине одного святого мистика. В гневе Кали

является и убивает пахана и всю банду. Затем она вместе со свитой демонов обезглавливает трупы, пьет их кровь, ест мясо и, играя, разбрасывает повсюду их головы и кости.

Образ Кали непосредственно связан с ее духовной тропой. В верхней левой руке она держит окровавленный меч, символизирующий высшую мудрость, которая разрушает невежество, сомнения и двойственность. В нижней левой руке — голова демона, символизирующая победу над эгоизмом, которая дарует способность жить ради общего блага. Верхней правой рукой она делает жест свободы от страха. Нижней правой рукой богиня делает жест дарования своим детям того, что для них желанно. Четыре руки символизируют 4-е стороны света и обретение удачи, в какую сторону бродяга бы ни пошел.

Три глаза богини символизируют субъект, объект и восприятие субъектом объекта. Они управляют тремя силами: творением, сохранением и разрушением. Они также соответствует трем временам: прошлому, настоящему и будущему, и являются символами Солнца, Луны и огненной молнии.

На ней пояс из человеческих рук, которые обозначают неумолимое действие кармы. Владение этим поясом символизирует то, что Кали — владычица кармы, от кармы свободная. Таковыми владыками могут стать ее дети, достигающие успеха в самосовершенствовании.

Её черный или тёмно-синий цвет — цвет бесконечного космического пространства, вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных. В «Маханирвана- Тантре» сказано: «Чёрный цвет заключает в себе белый, жёлтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа». Чёрный цвет символизирует незамутненное состояние чистого сознания.

Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений. Черепов ровно 50 — по числу букв санскритского алфавита. Каждая из этих букв символизирует один из видов элементов, составляющих вселенную. Голова, которую несёт Кали, представляет собой эго, идею «я есть тело». Это эго Кали уничтожает, показывая то, что человек в своей глубинной сути является божественным. Черепа гирлянды символизируют также цепочку

перерождений из жизни в жизнь, из тела в тело. Для обычного человека выход за пределы цепочки перерождений практически невозможен. Он возможен для тех, кто является родичем богини.

Взъерошенные волосы богини Кали образуют таинственный занавес смерти, который окутывает всю жизнь. Труп, на котором она стоит, указывает на преходящий и нижепоставленный характер физического тела, по относительности к духу, к Божественности.

Кроваво-красный язык символизирует гуну раджас, кинетическую энергию вселенной, символом которой является красный цвет.

A**

Кали символизирует вечную жизнь. Вечная жизнь имеет цену. Только то, что является бессмертным, может быть бесконечным, поскольку ничто не может изменить его природы. Смертный и переходный процесс рано или поздно закончится. Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу ради расцвета нашей божественной природы. Это значит — не прогнуться перед своими собственными пороками и несовершенствами, перед государством, мусорами и барыгами. Тем самым пройти духовные испытания и стать более совершенными и святыми, достойными блаженства и силы. Поэтому Кали обычному глазу кажется пугающей и разрушительной.

Кали — многоликая богиня, которая руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует космическую силу вечного времени.

На космическом уровне Кали связана с элементами воздуха (ветра) и огня. Эта сила наполняет собой вселенную как энергия преобразования. Она действует быстро и не оставляет после себя никаких следов, вызывая радикальные перемены. Кали есть молния восприятия правды, отрицающая все иллюзии. В то же время Кали является богиней, непревзойденной в деле заморачивания жертв всевозможными иллюзиями. Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас.

Фактически богиня Кали, по сути, являет собой Имманентность, в то время как ее духовный супруг Бхайрава, по сути, являет собой Трансцендентность. И то и другое вместе определяются как совершенная Божественность — Великая Бездна, Махагахвара.

БХАЙРАВА


О мой божественный отец, сверкающий владыка, великая звезда и истинный бриллиант!

Твой сокрушительный свет слепит глаза, оттого ты и кажешься черным. Ни один глаз не вынесет твоего света,

ни одно существо не может находиться в твоем пламени, ни одна преграда не в силах устоять перед твоим ударом.

Ты — Бог моего сердца, о Бхайрава!

О Черный Бог, одетый в кровавое пламя, украшенный диадемой и ожерельем из белых черепов!

Ты превращаешь в совершенство все — и боль, и наслаждение,

и радость, и страдание.

Ты — Бог моего сердца, о Бхайрава!

Бхайрава считается самой разрушительной и смертоносной манифестацией бога Шивы, рожденной из его гнева. Согласно мифу Шива сотворил Бхайраву из самого себя, чтобы наказать Брахму — бога сотворившего материальную вселенную. Во всем индоарийском пантеоне, насчитывающем тысячи божеств, трудно найти фигуру более грозную и устрашающую. Никто и ничто не в силах устоять перед разрушительной мощью Бхайравы, после его удара не остается ни только праха, но даже пустота погибает и перестает существовать. Мистики и преступники поклоняются Бхайраве как освободителю, разрушающему все оковы и препятствия на пути к достижению Божественности, как внутренние, так и внешние.

В то же время подобное понимание Бхайравы является односторонним и неполным. Бхайрава есть не только Тотальный Разрушитель, но и тот, кто трансформирует грех в святость, нечистоту в чистоту, двойственность в недвойственность. Бхайрава является владыкой тантрической йоги, шаманских ритуалов, магии и колдовства. Он является отцом и покровителем преступного мира. Бхайрава обучает своих детей тому, как практиковать воровской ход так, чтобы эта практика не вела к накоплению плохой кармы, но вела к духовному самосовершенствованию.

Помимо всего прочего Бхайрава — это воплощение страха, и говорится, что те, кто хотят почитать его, должны исследовать и распознать источник всех

своих страхов. Его имя состоит от корня «Бхи» — в смысле «страх». Бхайрава означает «страшный, жуткий, ужасающий».

Согласно преданиям, Бхайрава и Кали любят жить в горных пещерах, дремучих лесах, местах сжигания трупов. По ночам они пируют на кладбищах не только с божествами и мудрецами, но и с демонами и кладбищенскими духами. Во время этих оргий пирующие наслаждаются мясом, кровью и волшебными напитками, изготовленными из трав и кореньев.

Согласно такому авторитетному мистическому направлению, как Трика, имя Бхайравы состоит из трех слогов: «Бха» — обозначает силу поддержания, «Ра»

— силу разрушения и «Ва» — силу созидания. Таким образом, объясняется, что Бхайрава творит мир, поддерживает его и разрушает. Он выше самого высокого и глубже самого глубокого. Тайные учения объясняют, что Бхайрава есть источник и владыка всех энергий мира, что Бхайрава есть Реальность, Природа и Суть всего в бесчисленных измерениях и мирах.

Символизм иконографического образа Бхайравы возникает, прежде всего, из мифа о его происхождении. Однажды Брахма — бог-творец и Вишну — бог равновесия затеяли между собой спор, чтобы выяснить, кто из них главнее.

«Я — главный Бог, — сказал Брахма. — Я сотворил всю вселенную и являюсь патриархом и прародителем всех живых существ!» «Ошибаешься, Брахма, главный Бог — это я, — возразил Вишну. — Все держится на мне. Если бы не моя сила, ни ты, ни твои творения не смогли бы просуществовать и секунды».

Для решения этого спора эти два божества обратились к различным авторитетам: «Пусть, мол, третья сторона нас рассудит». Однако все авторитеты один за одним сказали: «Главным Богом является Шива». Брахма и Вишну были очень раздосадованы. Они не поверили авторитетам и призвали в качестве судьи божество, являющееся персонификацией всех священных писаний. Но и это божество ответило: «Подлинным Богом является Шива».

«Как же так,— вконец разозлился Брахма.— Не может этого быть. Взгляните на Шиву, на весь его неопрятный облик и сомнительный образ жизни. В то время как я живу на небесах, в своем драгоценном дворце, Шива скитается по разным мирам, ночуя, где придется. Как неприкаянный бродит он по заледеневшим горам, дремучим лесам, полным диких зверей, скитается по бесплодным пустыням. Я благообразен, одет как царь, моя аура сияет ярче солнца. Шива нестрижен, небрит, ездит в голом виде на своем быке, и вся его одежда — пепел сожженных трупов, коим Шива посыпает свое тело. Я занимаюсь тем, что творю и устанавливаю законы мироздания, Шива же то предается аскетизму и медитациям, будто он чего-то не достиг, то пляшет и пирует на шмашанах и кладбищах с шайкой каннибалов, духов и демонов. Я вкушаю божественную амброзию, Шива жрет все, что попало, как чистое, так и нечистое, употребляет грибы, дурман и постоянно курит гашиш. Нет, такое существо никак не может быть истинным Богом».

И вдруг при этих словах в воздухе возникло сияние, превратившееся в крохотного младенца. Младенец заплакал, и Брахма сказал: «Вот

u u 1—' /т и

доказательство того, что я истинный и главный Бог. Я разгневался, и гнев мой породил еще одно существо. Я назову этого младенца Бхайравой, так как тот так истошно орет». И вдруг, увеличиваясь в размерах, младенец превратился в ужасного монстра. Тело его стало черным, в пасти блестели страшные клыки, три глаза Бхайравы горели красным адским огнем, а сияющая аура превратилась в пламя вселенской кремации. Чудовище подскочило к Брахме и когтем мизинца своей левой руки отрезало Брахме одну из его пяти голов, ту самую, что ругала Шиву.

«Я — Бхайрава, гнев Шивы, повелитель Времени и Смерти — сказал ужасный Бог. — Я пришел покарать тебя за то, что ты осмелился поносить Верховного Владыку Мироздания. Твоя пятая голова гордо возвышалась над телом, но я укоротил твою гордыню». Брахма в ужасе и в раскаянии упал на колени. Устрашенный Вишну превознес Шиву и вместе с Брахмой начал преданно читать священные гимны, посвященные Шиве. Таким образом, они признали наивысшую реальность Шивы.

Тут небеса разверзлись, и боги увидели Шиву, представшего в своем облике Махешвары — Великого Махараджи и Г оспода всех миров.

«О, Бхайрава, — сказал Махешвара, — с одной стороны, ты, конечно, поступил правильно, ибо показал Брахме подлинное положение вещей.

Однако с другой стороны, ты нарушил священный закон и совершил грех. Брахма — прародитель всех живых существ, их патриарх и первосвященник.

Закон племен гласит: молодой не должен поднимать руку на старейшину рода, отрезать голову священнику-брахману — это вообще ужасное преступление». Поэтому ты не можешь не понести наказание. Ты непобедим и способен без труда уничтожить всех и вся, тебя же никто не в силах уничтожить. Однако я сотворю волшебную деву Брахмахатью, она будет способна уничтожить тебя.

Если хочешь уцелеть — беги от нее без оглядки и бегай так до тех пор, пока не окажешься в особом священном месте и тем самым не искупишь свой грех».

«Как я узнаю, где это место? Как я распознаю его, когда туда попаду?» — спросил Бхайрава.

«Голова Брахмы на века прилипла к твоей руке. Я не скажу тебе, где находится священное место, однако когда ты до него доберешься, прилипшая к твоей руке голова отвалится от нее и упадет на землю», — так ответил Шива.

В тот же миг из пространства манифестировалась дева Брахмахатья, вооруженная огромными ножницами. Увидев Бхайраву, она ринулась к нему. Бхайрава бросился бежать. Так они бегали, он от нее, а она за ним, по всей вселенной. Проходили века, а может, тысячелетия, трудно сказать, но погоня не прекращалась ни на секунду. Однажды Брахмахатья и Бхайрава пробегали мимо дворца Вишну. Богиня удачи и процветания Лакшми, жена Вишну, узрела происходящее из окон волшебного дворца и, очень удивившись, пришла в полное недоумение.

«Скажи, о дорогой, — обратилась она к Вишну, — как понимать происходящее? Шива ругал Шиву, и за это явился Шива и отрезал Шиве голову. После этого явился Шива и наказал Шиву, сотворив Шиву. И вот теперь Шива бежит за Шивой по Шиве, в Шиве и во время Шивы, и вот Шива убегает, чтобы Шива его не догнал. Это все выглядит очень странно, я бы ска­зала, абсурдно. Как же это все понимать? В чем же смысл происходящего?»

«О, любимая, — ответил Вишну, — в том, что ты видишь, как и во многом другом, нет ни малейшего смысла. Недаром говорят, что Шива придумал этот мир на пьяную голову. Ведь он постоянно находится в экстазе наркотического опьянения, вызываемого сексом со своей возлюбленной Шакти — своей неисчерпаемой, безграничной, светоносной силой. Сознание Шивы не

детерминировано кармическим законом причины и следствия, логикой, пространством и временем. Потому-то мироздание так причудливо и парадоксально, что отражает в себе облик самого творца, здесь тьма становится светом, а свет — тьмой, добро переходит в зло, а — зло в добро. Чистота становится нечистотой, а нечистота — чистотой. Высочайшая красота переходит в уродство, а апогей уродства становится красотой. Мудрость переходит в безумие, а безумие в мудрость. Так все течет, меняется и переходит одно в другое. Эта пульсация, переливы — есть экстатическая любовь Шивы и Шакти, активность, жизнь святой Реальности. Помимо этого, о любимая Лакшми, Шиве совершенно все равно, чем заниматься, ему все еди­но. Но, поскольку Шива и Шакти имеют божественное чувство художественного вкуса, они предпочитают творить шедевры. Таким образом, создается махакалагни марга — путь бхайравайтов».

Вся мистерия разыграна Шивой не только с целью вразумить Брахму и Вишну, но и показать божественную глубинную суть преступников, идущих правильной тропой. Показать то, что их жизненный путь, включающий испытания в виде судов, приговоров, ссылок, отбывания наказаний — является особым духовным путем. Конечной целью которого является самообожествление человека, при жизни или после смерти тела, что бы об этом ни думали и ни говорили люди социальные, идущие по жизни широкими, «благопристойными» путями.

За то, что Бхайрава согласился наказать Брахму и потом формально понести за это наказание, а практически — пройти духовный путь человека преступного мира, Шива обещал Бхайраве не только дать тому возможность снова проявиться чистым богом. Он пообещал Бхайраве то, что тот раскроет свою божественность еще сильнее, став покровителем Варанаси — города святости, мудрости, смерти и преступной жизни.

Тяжелая голова Брахмы немедленно приклеилась к руке Бхайравы, где она и осталась как череп, предназначенный, чтобы служить чашей для сбора подаяния. Порекомендовав ему уважать Вишну и Брахму, Шива отправил Бхайраву скитаться по миру «в его плачевном состоянии» «для искупления греха брахманоубийства». «Покажи миру обряд искупления греха брахманоубийства. Проявись осужденным преступником, проси милостыню, прибегая к обряду покаяния с черепом!».

Шива породил деву известную как Брахмахатья, чье имя переводится как «Смерть Брахмы», и приказал ей непреклонно преследовать Бхайраву и изводить его, повсюду, пока он не достигнет святого города Варанаси, куда ей не будет доступа. В конце концов, с точки зрения профанов, прощенный, а на деле — с благословления Божественности успешно прошедший преступный

с» с» 1 —' с» /*

духовный путь, криминальный бог Бхайрава был коронован во владыки Варанаси, города трансгрессивных путей, смерти и окончательного освобождения. Освобождения, после которого уже нет для высшего существа ни зон, ни крыток.

Из этого мифа происходят три базовые иконографические манифестации Бхайравы.

Первая манифестация — Калабхайрава, держащий за волосы тяжелую голову, из которой капает кровь. Кровь жадно слизывается волком (согласно другой версии — собакой) Бхайравы. Таким образом, он становится Капалабхайравой, или носящим череп.

Вторая манифестация — Бхикшатанамурти: странствующий аскет, бродяга, босяк. Он бродяжничает, прося милостыню у жен Семи Ведийских Мудрецов, в лесу Дару.

Миф рассказывает о том, как то конвоируемый, то преследуемый Брахмахатьей, следуя от этапа к этапу своих странствий, Бхайрава забрел в лес, где жили аскеты, выполняющие суровый тапас и поддерживали священный огонь. Это были семь ведических мудрецов, от которых произошли все семь родов масти брахманов: высшей среди четырех мастей ведического социума. На горе был прекрасный лес Дару, в котором жили святые. Бхайрава пришел в этот лес, чтобы испытать их веру. Он был очарователен, абсолютно обнажен и только пепел сожженных трупов служил ему украшением и покрывал все его тело. Бродя вокруг и держа член в руке, он стал хвастаться и выделывать развратные выходки. Он то дико танцевал, то кричал, то бродил вокруг жилища отшельников подобно нищему. Не смотря на его странную внешность и загорелый цвет кожи, он привлек внимание женщин. Те были настолько соблазнены его нагой красотой, что оставили всякий стыд. Они бросились к нему, забыв про всякий стыд, изнемогая от

желания. Одни распустили волосы, некоторые катались по земле и делали призывные жесты даже в присутствии мужей.

Аскеты не узнали Бхайраву, явившегося перед ними абсолютно нагим, держащим только череп в руке. У него было черное лицо, и он выл и танцевал как сумасшедший. Своим появлением он отвлек мудрецов от выполнения обетов и более того, вызвал интерес их жен. Святые возопили, что у Бхайравы тело полно зловещих знаков, что у него нет никакой скромности, он гол и плохо сложен. Он живет в компании злых духов и призраков.

Аскеты так разгневались за на Бхайраву, что прокляли его мужской половой орган. И так как проклятие их было сильно благодаря аскезам, то лингам упал на землю, но превратился там в колонну огненного света, а на месте старого лингама появился новый. Но и он тоже был проклят и тоже упал и превратился в свет. И так множество раз. Жены же решили бросить аскетов и неотступно следовать за Бхайравой.

Ключевым моментом этого мифа является проклятие мудрецами Лингама, который, упав на землю, превратился в огненный столб света. Мудрецы проклинают снова, и снова на землю падает колонна света, а вместо старого Лингама отрастает новый. Согласно Шива пуране, как только мудрецы распознали Шиву, Он дает им наставления: «Мир не найдет покоя до тех пор, пока не найдется место для моего полового органа. И никто другой не сможет поместить мой орган кроме Госпожи Гор. Как только она поместит мой орган, так сразу же в мир придет покой». Затем Шива наставляет мудрецов, как следует почитать Лингам. «До тех пор пока фаллос не будет установлен — не будет мира ни в одном из трех миров. Чтобы успокоить гнев надо поливать этот божественный фаллос святой водой, построить основание для него в форме вагины и установить Его там с молитвами, подношениями,

простираниями, гимнами, под сопровождение музыкальных инструментов. Затем следует призвать Бога, говоря: «О Господь, ты источник вселенной, ее основа. Ты — во всем что существует. Вселенная — лишь твоя форма. О Благосклонный, стань спокойным и защити весь мир».

В Тамильской Канда пуране Бхайрава испытывает мудрецов, появившись в компании красивой куртизанки Мохини. Эта куртизанку на самом деле была Вишну, которого Бхайрава попросил принять эту форму. (Бхайрава попросил принять Вишну форму куртизанки еще раньше для того, чтобы соблазнить ее). В этом варианте мифа мудрецы отказались от своей аскезы, чтобы следовать за куртизанкой повсюду. В это время Бхайрава в форме нищего соблазнил жен мудрецов. Позже мудрецы и их жены встретились в лесу и поняли, что они стали жертвами хитростей Вишну и Бхайравы. Мудрецы вызвали к жизни ужасного тигра, и он напал на Бхайраву. Но Бхайрава убил его и надел шкуру как набедренную повязку. Затем мудрецы наслали огонь, но он превратился в трезубец. Потом они послали антилопу, но Бхайрава схватил ее левой рукой, потом — змей, но Бхайрава использовал их в качестве украшения. Тогда демоны выступили против Бхайравы, но он успокоил их одним жестом руки и они стали служить ему. Вся магия мудрецов оказалась бессильна против Бхайравы, и они согласились исполнять шайва ритуалы.

Мудрецы потеряли всякий смысл выполнения своей аскезы и ритуалов и так освободились от ограничений, связывающих их. Мудрецы, обеспокоенные Бхайравой, возмутились его поведением. Но надо сказать, что они выполняли свою аскезу и ритуалы с целью достичь власти и могущества, а не ради окончательного освобождения. Поэтому они не увидели, что Бхайрава ломает все ограничения и границы, так как он, Бог, вне всяких ограничений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: