Критерии эффективности здорового образа жизни




Контрольная работа по Физической культуре

Тема: « Критерии эффективности здорового образа жизни. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента.»

студента гр. Гд-18104 Бычко О.В

 

 


 

Оглавление

Контрольная работа по Физической культуре. 1

Введение. 3

Здоровый образ жизни. 4

Критерии эффективности здорового образа жизни. 6

Заключение. 8

Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Основные понятия и значимость. 8

Влияние на состояние организма студента различных режимов и условий обучения. 10

Изменения работоспособности студентов в процессе обучения на примере учебного дня. 11

Заключение. 12

Список литературы.. 13

 


 

Введение

Проблема сохранения и укрепления здоровья творчески развитой личности была заложена еще в многовековой историей человечества.На протяжении всего развития человека занимала мысль об обеспечении крепкого здоровья, требуемому качеству жизни, поэтому он стремился к разгадке тайны здоровья и вечной молодости. Любой народ желал видеть будущее потомство здоровым, смелым и сильным.

Здоровье подрастающего поколения – это основная цель каждой семьи и человеческого общества в целом, так как именно они очень скоро станут определять статус нашей страны, ее экономику, культуру и науку. Здоровье ребенка, в свою очередь, зависит от уровня здоровья семьи, общества, социально-экономического и культурного развития страны, условий окружающей среды.

Если взглянуть на историю развития человечества как постоянно развивающеюся цивилизацию, то легко понять, что по мере своего развития факторы, влияющие на здоровье человека, постоянно менялись. По мере того как основной акцент с выживание переходил на научное развитие стало наиболее наглядное различие между борьбой с голодом, болезнями, масштабными военными конфликтами и борьбой с ухудшением окружающей среды, переизбытком материальных благ и т.д. В связи с этим методы заботы и укрепления здоровья постоянно меняются и для поддержания организма человека в состоянии «здоров» необходимо поддерживать уровень знаний по данной теме.

 

 

Здоровый образ жизни

Для того, чтобы разобраться с понятием «здоровый образ жизни» необходимо сначала разобраться с тем, что значит здоровье? С моей точки зрения здоровье- ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присущие желание быть сильным и здоровым. Но это понятие в разных источник имеет разную трактовку и подходы к определению состояние «здоровье», которые можно классифицировать следующим образом: 1) здоровье — это отсутствие болезней; 2) «здоровье» и «норма» — понятия тождественные; 3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант.

Также согласно формулировке Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков», т.е. здоровье в этом определении рассматривается как противопоставление болезни. По определению, данному в медицинской энциклопедии, «это естественное состояние организма, являющееся выражением его совершенной саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов и систем, динамического уравновешивания с окружающей средой». Все эти определения схожи, поэтому я отдаю предпочтение определению, которое дал в своей работе В.И.Ильинич: «здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.»

Теперь, когда мы представляем, что значит термин «здоровье», мы можем рассуждать о более сложном понятии «здоровый образ жизни».

 

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни, положительно влияющим на здоровье, определяется понятием «здоровый образ жизни». В последние десятилетия активно изучается в исследованиях категория «здоровый образ жизни», где рассматриваются различные подходы к определению содержания данного понятия, его критериям и показателям. Учитывая, что люди изначально различны, для достижения одинакового эффекта они должны в течение жизни вести себя по-разному. ЗОЖ в принципе не может и не должен быть идентичным для всех. Любое поведение следует оценивать, как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата.

Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.

«Здоровый образ жизни», меняясь в сознании людей, должен изменить сложившиеся стереотипы в отношении своего здоровья и способствовать ее формированию. Это понятие рассматривается разными авторами с разных позиций. Следовательно, здоровье необходимо рассматривать как неотъемлемую часть развития человека и как показатель истинности культуры, в которой живет индивид.

Так, здоровый образ жизни – это социально-практическая деятельность обучающегося по сохранению, укреплению, развитию физического и психического здоровья. Она представляет собой совокупность достижений в сохранении здоровья людей и отражает уровень валеологических знаний, умений, навыков и опыта в освоении норм, принципов, традиций здорового образа жизни.

Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека. Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни.

Такой подход к здоровому образу жизни способствует раскрытию этого понятия в многообразии его связей, отношений и отражает определенный уровень развития валеологического мышления, степень овладения практическими знаниями и умениями.

 

Критерии эффективности здорового образа жизни

Эффективность может оцениваться по клиническому состоянию, функциональной устойчивости, профессионально-значимым качествам, психофизиологическому статусу.

Критерии:

· Организационный Стратегический способ организации жизнедеятельности, целостное восприятие жизни
· Гигиенический Рациональный режим труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены
  · Коммуникативно-деятельностный   Широкая палитра различных видов деятельности, успешность в учебной деятельности, способность к продуктивному общению, установлению глубоких межличностных взаимоотношений, регулярная оздоровительная деятельность, наличие поисковой активности, творческие способности
· Адаптационно-ролевой Гармоничное протекание процессов социализации и индивидуализации, способность быстро приспосабливаться к меняющейся социальной ситуации, гибкость в поведении, конгруэнтность
· Культурно-эстетический Широта культурных контактов, наличие эстетического идеала, способность противостоять проявлениям антикультуры, разумное следование моде
· Ценностно-мотивационный Приоритет духовных ценностей, уважение к человеческой личности, ответственное отношение к среде обитания, наличие валеологического идеала, устойчивая мотивация саморазвития и здраво-творчества
· Эмоционально-волевой Эмоционально-психологическая устойчивость, преодоление жизненных трудностей на эмоционально-положительном фоне, внутренний «локус контроля», спонтанность, развитая саморегуляция
· Индивидуально-личностный Достаточный уровень самопринятия и самоуважения, способность ценить и сохранять уникальность своей личности; сензитивность к самому себе, стремление к творческой самореализации

 

Заключение

На сегодняшний день практически каждый человек живет в странах технического прогресса имеет массу дел и обязанностей. В результате, из-за особенностей современной жизни, человек просто забывает главные ценности, которые ему дала природа. Забывает о своем здоровье. А ведь, чтобы вести здоровый образ жизни, нужно учесть все составляющие факторы и в ответ на них составить свой собственный свод несложных правил, соблюдая которые человек значительно повысит качество своей жизни.

 

Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Основные понятия и значимость

Рассмотрение психофизиологических характеристик учебнотрудовой деятельности студентов необходимо для познания тех ее особенностей, учет и понимание которых необходимы для рационального внедрения средств физической культуры в учебный процесс и отдых студентов. Умственным трудом принято считать такую работу, которая ведется в определенном направлении, по плану, для решения определенных задач, с целью получения необходимого результата, имеющего то или иное общественное значение.

«Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием для организма студентов» (Т.Г. Савкива,).

Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.

Исследователи делят факторы, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов на две категории: объективные и субъективные.

· К объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный.

· К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

Основными факторами риска, влияющие на адаптацию студентов к учебной деятельности, являются:

· социальные перемены и жизненные трудности;

· психоэмоциональное перенапряжение;

· нервное и умственное переутомление.

Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Переутомление - накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.

Суммарное влияние на организм нескольких факторов риска выше, когда они выступают одновременно и принимают хронический характер. Именно благодаря хроническому характеру психоэмоциональное перенапряжение и нервное переутомление являются ведущими факторами риска, так как возникают в результате воздействия разных факторов риска.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: