Тексты для сопоставительного анализа




Идейно-художественное своеобразие первой

сатиры АД. Кантемира "На хулящих учения.

К уму своему"

 

ПЛАН

 

Причины обращения Кантемира к жанру стихотворной сатиры.

Что защищает и что обличает автор в первой сатире?

3. Основная проблема­тика произведения и специфика отражения в ней насущных вопросов русской действительности послепетровского времени.

История создания и публикации первой сатиры Кантемира.

Сравнение первоначальной и окончательной редакций произведения.

Каковы мотивы и принципы авторской правки текста сатиры?

Проблема художественного метода Кантемира, соотношение барочного и классицистического начал в его творчестве.

8. Лиро-эпи­ческий характер сатиры, элементы драматизации повествования.

Жанровые особенности произведения.

Сюжет и композиция первой сатиры.

Макро- и микроструктура произведения.

12. Что связывает отдельные части в единое художествен­ное целое?

13. Роль кольцевой композиции в раскрытии авторского за­мысла.

Образная система сатиры.

15. Типология героев и критерии деле­ния их на группы.

Значение образа лирического героя в произведении.

Особенности проявления авторского начала.

18. Основные приемы соз­дания сатирического образа: саморазоблачение героя, портретирование, "говорящая" деталь и т.п.

Традиционное и новое в языке и стихе Кантемира-сатирика.

Что в творческом наследии писателя взяла на вооружение русская поэзия и от чего она отказалась?

Творчество А.Д. Кантемира в оценке русской критики.

ЗАДАНИЯ

 

1. Выпишите в тетрадь определение сатиры, используя учебную и справочную литературу по предмету. Какое место в системе жанров русской литературы XVIII в. занимала стихотворная сатира?

2. Прочитайте первую сатиру Кантемира и составьте лексический комментарий к ее тексту. Каково значение и функции авторского ком­ментария к произведению?

3. Сопоставьте композицию и образную систему первой сатиры Кантемира в ее первоначальном и окончательном вариантах. Опреде­лите причины и основные направления трансформации текста произ­ведения от редакции к редакции.

4. Сравнив фрагменты разных редакций сатиры "На хулящих уче­ния», докажите рост художественного мастерства ее автора.

5.Прочитайте и составьте краткие конспекты статей В.А. Жуков­ского "О сатире и сатирах Кантемира" и В.Г. Белинского "Портретная галерея русских писателей. Кантемир". В чем сходство и различие взглядов критиков на творчество Кантемира и его первую сатиру?

6. Проследите развитие традиции "Сатиры I" А.Д. Кантемира в стихотворении Д.И. Фонвизина "К уму моему".

7. Сравните, как решается проблема умного человека в первой сатире А. Кантемира и комедии А. Грибоедова "Горе от ума".

ЛИТЕРАТУРА

Тексты

Кантемир Антиох. Собрание стихотворений. Л., 1956 С. 57—67,361—367("Библиотека поэта". Большая сер.); Л., 1981.

Кантемир А Д. Предисловие к сатирам. Сатира I // Русская лите­ратура XVIII века. 1700—1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979. С. 59—60, 63—67.

Исследования

 

Западов А.В. Кантемир // Западов А.В. Поэты XVIII века: Лите­ратурные очерки. М.; Л., 1984. С. 32—62.

Стенник Ю.В. Русская caтиpa XVIII века. Л., 1985. С. 54—91.

Ольшевская Л.А., Травников СИ. Стихотворная сатира // Рус­ская литература XVIII века: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Фе­дорова. М., 1997. С. 103—106.

Дополнительная литература

 

Пумпянский Л.В. Кантемир // История русской литературы: В 10 т. М.; Л., 1941. Т. 3. С. 191—208.

Прийма Ф.Я. Кантемир // Кантемир Антиох. Собрание стихо­творений. Л., 1956. С. 11 — 19, 29—33, 36—39, 46—48.

XVIII век. Сб. 5.М.; Л., 1962 (статьи о Кантемире-сатирике).

Веселитский В.В. Кантемир и развитие русского литературного языка. М., 1974.

Копанев НА. О первых изданиях сатир А.Кантемира //XVIII век. Сб. 15. Л., 1986. С. 140—153.

Николаев СИ. Трудный Кантемир (Стилистическая структура и критика текста) // XVIII век. Сб. 19. СПб., 1995. С. 3—14.

Антиох Кантемир и русская литература: Сб. статей / Под ред. А.С. Курилова. М., 1999.

И хочешь убавлять ты их в такие дни, Когда со всех сторон стекаются они, Когда без твоего полезного совета Возами их везут со всех пределов света Отвсюду сей товар без пошлины идет И прибыли казне ни малой не дает Когда бы с дураков здесь пошлина сходила, Одна бы Франция казну обогатила.

МАТЕРИАЛЫК ЗАНЯТИЮ

Тексты для сопоставительного анализа

 

1.А.Д. Кантемир. Сатира I. На хулящих учения. Куму своему.

 

Первоначальная редакция:

I. Уме слабый, плод трудов недолгой науки!

Покойся, если хочешь прожить жизнь без скуки...

II. Пьяница, раздут с вина, чуть видя глазами,

Раздран, смраден, по лицу распещрен угрями,

Советует в веселье житье провождати…..

Окончательный вариант:

I Уме недозрелый, плод недолгой науки!

Покойся, не понуждай к перу мои руки...

II Румяный, трожды рыгнув,

Лука подпевает...

 

2.Д.И. Фонвизин. К уму моему.

К тебе, о разум мой, я слово обращаю:

Я более тебя уже не защищаю,

Хоть в свете больше всех я сам себя люблю,

Но склонностей твоих я больше не терплю.

К чему ты глупости людские примечаешь?

Иль ты исправить их собой предпринимаешь?

Но льзя ль успеху быть в намеренье таком?

Останется дурак навеки дураком.

Скажи, какие ты к тому имеешь правы,

Чтоб прочих исправлять и разумы и нравы?

Все склонности твои прилежно разобрав,

Увидел ясно я, что ты и сам неправ.

Ты хочешь здешние обычаи исправить;

Ты хочешь дураков в России поубавить,

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: