Как уже было указано, основными характеристиками группы экспертов являются: достоверность экспертизы и затраты на нее. Обе эти характеристики определяют количество экспертов в группе и долевой состав различных специалистов в группе.
Достоверность экспертизы зависит от количества экспертов в группе и качества экспертов. Для проблем первого класса, к которому относятся проблемы с высоким уровнем информационного потенциала знаний, увеличение количества экспертов в группе приводит, как это следует из теории обработки наблюдений, к монотонному возрастанию достоверности экспертизы. Экспериментальные исследования подтверждают эту зависимость. На рис. 1 приведен график экспериментальных данных,
Достоверность экспертизы | |
Количество экспертов | |
Рис.1. |
устанавливающих монотонное возрастание достоверности с увеличением количества экспертов в группе. Для проблем второго класса зависимость достоверности групповой оценки от количества экспертов неясна.
Во всяком случае монотонно возрастающая зависимость достоверности экспертизы проблем второго класса от количества экспертов маловероятна.
Достоверность экспертизы существенно зависит от качества экспертов, в особенности
от их компетентности. Можно утверждать,что достоверность групповой экспертизы есть монотонно возрастающая функция средней групповой самооценки компетентности, которая определяется как среднее арифметическое значение самооценок группы экспертов. На рис. 2 приведен график экспериментальных данных, подтверждающий монотонно возрастающую зависимость между достоверностью экспертизы и величиной групповой самооценки компетентности. На графике по оси абсцисс отмечены три уровня групповой компетентности: высокая (В), средняя (С), низкая (Н).
|
Достоверность группового экспертного оценивания зависит от состава специалистов. Привлечение к экспертизе специалистов различного профиля определяется широтой решаемой проблемы. При постановке задач экспертизы необходимо проанализировать области знаний и деятельности, которые связаны с решаемой проблемой, и тем самым определить специализацию экспертов, которых целесообразно пригласить для участия в работе.
Количество потребных для экспертизы специалистов различных профилей определяет минимальную численность экспертной группы.
Успешность результатов экспертизы существенно зависит от отношения экспертов. Поэтому участие в экспертизе должно рассматриваться как плановая работа, требующая морального и материального поощрения. Оплата экспертов должна рассматриваться как фактор, стимулирующий высокое качество проведения экспертизы.
Затраты на экспертизу тем выше, чем больше численность группы экспертов и выше квалификация экспертов. На практике всегда имеет место ограничение финансовых ресурсов, расходуемых на вознаграждение экспертов. Это определяет максимально допустимое количество экспертов в группе с учетом их квалификации.
Задание 2. Задача.
Выбор стратегии расширения сбыта для фирмы-производителя какого-либо вида продукции.
Возможные альтернативы:
А снижение цен на продукцию
Б модификация существующей продукции
В разработка нового продукта
|
Решение.
Расчет коэффициентов значимости методом анализа иерархий основан на выделении следующих параметров в качестве критериев сравнения подходов к оценке:
· затраты на расширение производства (Р);
· затраты на рекламу (М);
· риски (В);
Первоначально построена следующая матрица сравнения и рассчитаны значения приоритетов критериев.
A | Б | В | Ср. геом | Вес | |
А | 2,154435 | 0,611846 | |||
Б | 0,5 | 0,5 | 0,629961 | 0,178905 | |
В | 0,2 | 0,736806 | 0,209249 | ||
ИТОГО | 3,521202 | ||||
λmax= | 3,294779 | ||||
ИС= | 0,14739 | ||||
ОС= | 0,25412 |
Сравниваем значимости результатов по каждому критерию
Критерий А
Р | М | В | Ср. геом | Вес | |
Р | 0,5 | 0,333333 | 0,550321 | 0,163424 | |
М | 0,5 | 0,296961 | |||
В | 1,817121 | 0,539615 | |||
ИТОГО | 3,367442 | ||||
λmax= | 3,009202 | ||||
ИС= | 0,004601 | ||||
ОС= | 0,007933 |
Критерий Б
Р | М | В | Ср. геом | Вес | |
Р | 1,817121 | 0,547221 | |||
М | 0,5 | 0,5 | 0,629961 | 0,189711 | |
В | 0,3333 | 0,873551 | 0,263068 | ||
ИТОГО | 3,320632 | ||||
λmax= | 3,135581 | ||||
ИС= | 0,06779 | ||||
ОС= | 0,11688 | ||||
Критерий В
Р | М | В | Ср. геом | Вес | |
Р | 1,817121 | 0,539617 | |||
М | 0,3333 | 0,5 | 0,550303 | 0,16342 | |
В | 0,5 | 0,296963 | |||
ИТОГО | 3,367423 | ||||
λmax= | 3,009168 | ||||
ИС= | 0,004584 | ||||
ОС= | 0,007904 |
|
Расчет итоговых значений коэффициентов значимости каждого подхода к оценке
A | Б | В | ||
0,611846 | 0,178905 | 0,209249 | Значение | |
Р | 0,163424 | 0,547221 | 0,539617 | 0,310805 |
М | 0,296961 | 0,189711 | 0,16342 | 0,24983 |
В | 0,539615 | 0,263068 | 0,296963 | 0,439365 |
ИС | 0,004601 | 0,06779 | 0,004584 | |
ОИС | 0,015902 | |||
ООС | 0,027418 |
Ответ: коэффициент значимости (удельный вес) стоимости по подходу расширения производства равен 0,31, по маркетинговым исследованиям — 0,24, по времени реализации — 0,33.
Глоссарий.
Эксперт - лицо, обладающее специальными познаниями в той или иной области науки, техники, искусства или ремесла и привлекаемое органами расследования, судом или иными органами (например, третейским судом) для производства экспертизы и дачи заключения по вопросам, требующим применения специальных познаний.
Экспертиза - (лат. responsa, от responsio - ответ; англ. expert examination, expertise; фр. expertise) -изучение специалистом (экспертом) или группой специалистов вопросов, правильное решение которых требует профессиональных исследований и специальных знаний в той или иной сфере (медицины, криминалистики, искусства, бухгалтерии и др.). Практическим и документальным результатом Э. является заключение эксперта или группы экспертов.
Опрос - сбор сведений методом беседы с населением с одновременным заполнением соответствующих форм, в том числе во время переписей и обследований населения. О. является одним из способов статистического наблюдения.
Метод - (от греч. methodos — путь, способ исследования, обучения, изложения) — совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность.
Источники:
1. Интернет-ресурс_https://studopedia.ru/7_185237_metodi-oprosa-ekspertov.html
2. Интернет-ресурс https://studfiles.net/preview/6131259/page:16/
3. Интернет-ресурс https://studfiles.net/preview/2278268/page:5/
4. Интернет-ресурс https://www.cnshb.ru/AKDiL/0039/base/RB/002055.shtm
5. Интернет-ресурс https://edufuture.biz/index.php?title=Динамика популяции
6. Интернет-ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/Биомасса
7. Интернет-ресурс https://thesaurus.rusnano.com/wiki/article1923
8. Интернет-ресурс https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1150533