ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЛАДИМИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»
Кафедра управления и административно-правовых дисциплин
юридического факультета
Дисциплина: Административное право
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Способы замещения должностей в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы»
Выполнил:
Курсант 2 курса
26 учебной группы очного обучения юридического факультета
по специальности: 40.05.02 Правоохранительная деятельность
рядовой внутренней службы
Денисов Д.В.
Научный руководитель:
Доцент кафедры управления и административно-правовых дисциплин юридического факультета
полковник внутренней службы
Каляшин А.В.
Дата защиты: _______________________
Оценка:____________________________
___________________________________
(Подпись научного руководителя)
Владимир, 2016 год
Оглавление
Введение………………………………………………………………………3 | |
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………..5 | |
§1.1 Государственная служба и ее виды в Российской Федерации……..5 | |
§1.2 Служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы10 | |
Глава 2. СПОСОБЫЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ……………………………………….………….………………18 | |
§2.1 Проведение конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе…………………………………………………………………….….18 | |
§2.2 Порядок обжалования результатов конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы…………………….…24 §2.3 Порядок и условия заключения контракта……………………………25 §2.4 Перемещение сотрудника по службе……………………………...…26 | |
Заключение………………………………………………..………………….29 | |
Библиографический список……………………………………..………....31 |
|
Введение
Актуальность и значимость темы курсовой работы отмечена современной социально-экономической политикой российского государства. Каждый человек в Российской Федерации имеет право работать, в том числе и в уголовно-исполнительной системе.
Федеральная служба исполнения наказаний - один из элементов системы государственной службы, а это означает, что поступление на службу в систему органов ФСИН, тоже регламентируется государственной кадровой политикой.
Таким образом, кадровая политика Федеральной службы исполнения наказаний - часть общей государственной кадровой стратегии, закрепленной в нормах федерального законодательства, в частности в Федеральном законе «О системе государственной службы в Российской Федерации», и политических установок Президента Российской Федерации, соответствующих стратегии развития государства.
Кадровая политика уголовно-исполнительной системы в современных условиях определяется направлениями ее долгосрочного развития на период до 2020 года и ее реформированием, однако не смотря на это нельзя сказать что данной темой интересуются многие ученые-цивилисты и она является предметом многочисленных исследований. При подготовке и изучении материала по теме курсовой работы было установлено, что основные аспекты службы в уголовно-исправительной системе закреплены законодательно и не имеют монографических исследований, не рассматривались даже направления кадровой политики ФСИН, которые заключены в следующем:
|
· определение приоритетов, целей;
· планирование потребностей в персонале, формирование структуры и штата, создание резерва кадров;
· обеспечение программы развития персонала, профориентации и адаптации сотрудников;
· планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка кадров и стажировка;
· анализ соответствия кадровой политики стратегии развития службы;
· выявление узких мест в кадровой работе, оценка кадрового потенциала, прогнозирование кадровой ситуации.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения в области кадровой политики уголовно-исполнительной системы
Предмет курсовой работы – процесс замещения должностей в системе УИС.
Цель курсовой работы – изучить способы замещения должностей в УИС, отсюда следует необходимость решение следующих задач:
· Рассмотреть понятия и виды государственной службы
· Охарактеризовать службу в органах уголовно-исполнительной системы
· Рассмотреть способы замещения вакантных должностей в системе УИС и их правовое регулирование.
Методология курсовой работы состоит в использовании системного, исторического и сравнительно-правового анализов, основанных на изучении теоретического материала, официальных документов, законодательства и иных правовых источников.
|
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1.1 Государственная служба и ее виды в Российской Федерации
Данный параграф курсовой работы посвящен рассмотрению понятия «государственная служа» и ее видам. Дело в том, что служба в органах уголовно-исполнительной системы является государственной, однако четких критериев к какому из ее видов данная служба относится в законе нет, соответственно необходимо рассмотреть все виды государственной службы и сделать определенные выводы.
Итак, в настоящее время государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях государственной гражданской службы России по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов России, лиц, замещающих государственные должности России, и лиц, замещающих государственные должности субъектов России.[1]
Вопросы, согласно которым решаются и регулируются все проблемы государственной службы закреплены в Федеральном законе «О системе государственной службы в Российской Федерации», только на этом основании определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления этой службой.
Согласно вышеуказанному Федеральному закону, а конкретнее статье 2, государственная служба делится на три вида:
· государственная гражданская служба;
· военная служба;
· правоохранительная служба.
Кроме того, исследуя понятие «государственная служба», следует сделать вывод о том, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы, под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.[2]
Таким образом, можно установить только то, что служащие в системе ФСИН, относятся к федеральной государственной службе. Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.[3]
В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов. В федеральном государственном органе могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.
Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
Другого федерального документа, который бы указывал к какому из видов конкретно имеет отношение ФСИН не предусмотрено, все что касается этого вида службы регламентируется Положением о ФСИН России. Будет уместным процитировать его в нужном контексте.
Итак, Федеральная служба исполнения наказаний (сокращенное наименование - ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИН России подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации.
Цели и задачи - ФСИН России создана на основании: Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».[4]
Основными задачами ФСИН России являются:
· Исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее - лица, содержащиеся под стражей);
· Контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
· Обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
· Обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;
· Охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;
· Создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;
· Организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;
· Управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.[5]
Пока же служба в учреждениях исполнения наказания ФСИН РФ является особым видом государственной службы и имеет множество отличительных признаков, которые выделяются при анализе нормативных правовых актов, устанавливающих правовое положение других видов государственной служб.
Для службы в уголовно-исполнительной системе характерны следующие отличительные признаки:
· профессиональной обязанностью служащих этой категории является защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, основных прав граждан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка,
· поступление на службу в УИС требует наличие специальных особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, обусловленных специфическими особенностями должностных функций служащих, эти служащие имеют особые условия поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведения аттестации и прекращения службы, наличие особого правового статуса служащих (права, обязанности, ответственность, специальные льготы и т. д.),
· особый порядок привлечения к правовой ответственности.
Все это говорит о том, что давно необходимо решить вопрос, связанный с правовым регулированием службы в уголовно-исполнительной системе. На сегодняшний день правовая основа, формирующая службу в ФСИН России, ее учреждениях и органах, административно-правовой статус сотрудника УИС состоит из совокупности нормативных правовых актов, имеющих разную юридическую силу, относящихся к различным отраслям права, и характеризуется отсутствием единого правового акта - источника регулирования.
Итак, подводя итог рассуждениям данного параграфа можно сказать следующее – с того момента, как будет принят и вступит в силу закон «О государственной правоохранительной службе», который вот уже несколько лет является проектом, сотрудники ФСИН, официально приобретут статус государственных служащих.
§1.2 Служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы
Опираясь на представленные выше результаты исследования, можно далее рассмотреть, как проходит служба в органах уголовно-исполнительной системы и из каких элементов она состоит.
Согласно статье 24 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему.[6]
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 21.07.1998 № 117-ФЗ на сотрудников уголовно-исполнительной системы распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1.
Сотрудниками уголовно-исполнительной системы являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава.
Правовую основу службы в уголовно-исполнительной системе составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации, ФСИН России, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и контракт о службе в уголовно-исполнительной системе.
Гражданам Российской Федерации, назначенным на должности рядового и начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, присваиваются следующие специальные звания:
рядовой состав:
· рядовой внутренней службы;
младший начальствующий состав:
· младший сержант внутренней службы;
· сержант внутренней службы;
· старший сержант внутренней службы;
· старшина внутренней службы;
· прапорщик внутренней службы;
· старший прапорщик внутренней службы.
средний начальствующий состав:
· младший лейтенант внутренней службы;
· лейтенант внутренней службы;
· старший лейтенант внутренней службы;
· капитан внутренней службы.
старший начальствующий состав:
· майор внутренней службы;
· подполковник внутренней службы;
· полковник внутренней службы.
высший начальствующий состав:
· генерал-майор внутренней службы;
· генерал-лейтенант внутренней службы;
· генерал-полковник внутренней службы.[7]
Звания начальствующего состава являются пожизненными. При прекращении службы к имеющемуся специальному званию добавляются слова «в отставке».
На службу в уголовно-исполнительную систему принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности.
На должности рядового и младшего начальствующего состава принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего. На должности среднего и старшего начальствующего состава принимаются граждане, имеющие соответствующее среднее специальное или высшее образование.
Должности рядового и начальствующего состава замещаются в соответствии с действующим законодательством путем заключения индивидуальных контрактов, по конкурсу, а также посредством назначения на должность.
Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в уголовно-исполнительную систему, если он:
· вступившим в силу решением суда признан недееспособным или ограниченно дееспособным;
· имел или имеет судимость;
· не отвечает вышеуказанным требованиям.
Сотрудникам уголовно-исполнительной системы, состоящим между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить службу в одном и том же учреждении или органе уголовно-исполнительной системы, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Во ФСИН, как и в любой другой государственной службе имеется кадровый резерв, который формируется согласно определенным правилам. Рассмотрим их подробнее.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13.12.2012 № 1653 «О федеральных кадровых резервах федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации» Федеральной службой исполнения наказаний ежегодно формируются списки кандидатов для зачисления в федеральный кадровый резерв ФСИН России, которые утверждаются руководителем Администрации Президента Российской Федерации.[8]
В соответствии с приказом Минюста России от 05.08.2005 № 127 «Об утверждении Инструкции о формировании резерва руководящих кадров Федеральной службы исполнения наказаний и работе с ним» и в целях упорядочения механизма планирования продвижения по службе, а также своевременного замещения должностей руководящего состава, наиболее квалифицированными сотрудниками в ФСИН России формируется резерв руководящих кадров для выдвижения на должности начальников территориальных органов и образовательных организаций ФСИН России.[9]
Все вопросы прохождения службы регламентируются законодательством и локальными правовыми актами уголовно-исполнительной системы, самыми основными из них, которые касаются именно кадрового обеспечения являются следующие:
Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1998 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы»;
· Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;
· Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»;
· Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 789 «О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы»;
· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»;
· Приказ Минюста России от 06.06.2005 № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»;
· Приказ Минюста России от 12.12.2005 № 238 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы»;
· Приказ Минюста России от 20.04.2006 № 123 «Об утверждении Инструкции об организации работы по исчислению выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»;
· Приказ Минюста России от 20.12.2006 № 376 «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы»;
· Приказ Минюста России от 10.07.2007 № 138 «Об утверждении форм статистической отчетности ФСИН России о состоянии профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих уголовно-исполнительной системы и инструкций по их заполнению»;
· Приказ Минюста России от 13.07.2007 № 143 «О вещевом обеспечении сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»;
· Приказ Минюста России от 08.11.2007 № 211 «Об утверждении описания предметов формы одежды сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и правил ее ношения»;
· Приказ Минюста России от 19.05.2008 № 109 «Об утверждении Инструкции по учету кадров уголовно-исполнительной системы и Табеля отчетности по кадрам уголовно-исполнительной системы»;
· Приказ ФСИН России от 02.07.2007 № 354 «Об утверждении Положения о порядке работы квалификационной комиссии Федеральной службы исполнения наказаний»;
· Приказ ФСИН России от 17.04.2008 № 284 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи служебных удостоверений работникам уголовно-исполнительной системы и федеральным государственным гражданским служащим ФСИН России и образца защитной голографической марки к служебным удостоверениям ФСИН России»;
· Приказ ФСИН России от 05.06.2008 № 379 «Об утверждении Порядка подготовки должностной инструкции работника уголовно-исполнительной системы»;
Таким образом, в первой главе курсовой работы было установлено, что уголовно-исполнительная система относится к структуре государственной службы номинально и правового обеспечения в этом отношении не имеет, однако прохождение службы регламентируется на федеральном уровне.[10]