Янушко Е. А.
Лепка с детьми раннего возраста (1—3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 80 с.
В методическом пособии представлен материал для занятий с детьми раннего возраста лепкой из пластилина и теста. В ходе занятий у детей развивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координировать движения рук и приобретают новый сенсорный опыт.
Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.
5-86775-278-Х
Янушко Е. А., 2005
|«Мозаика-Синтез», 2005
Предисловие
Лепка — это создание объемных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов — пластилина, теста, глины, снега и других.
На занятиях с детьми можно использовать самые разные пластичные материалы: пластилин, тесто, глину, окрашенный воск, а также специальные материалы для детского творчества, которые затвердевают при нагревании. Кроме того, материалом для лепки зимой может служить снег, а летом — влажный песок.
Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт — чувство пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Именно при работе с пластичными материалами появляется уникальная возможность изготовления объемных поделок.
Однако в работе с маленькими детьми можно использовать все разнообразие пластичных материалов не сразу. В начале занятий лепкой малыши часто боятся испачкать руки глиной, им не нравится, что тесто липнет к рукам, а пластилин забивается под ногти. Знакомство с материалами для лепки следует осуществлять постепенно. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин, при этом пластилину в книге уделяется больше внимания. Для занятий следует использовать мягкое теплое тесто и мягкий пластилин хорошего качества.
|
Волшебный мир пластилина знаком каждому из нас со времен детства. Современные технологии позволили усовершенствовать этот материал — пластилин стал более мягким и эластичным, приобрел чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие как для детей, так и для взрослых. Другие материалы можно начинать использовать, когда дети подрастут. Дети охотнее соглашаются на эксперименты с новыми материалами в знакомой ситуации, когда основные навыки работы уже сформированы.
Традиционно считается, что занятия лепкой можно начинать лишь по достижении ребенком определенного возраста. Поделки, выполненные с применением разных способов — конструктивного (составление целого из отдельных кусочков), скульптурного (из целого куска, постепенно изменяя его) или комбинированного (сочетание скульптурного и конструктивного способов), — довольно непростые. Они требуют, с одной стороны, сложных манипуляций с большим объемом пластичного материала, а с другой — тонких действий с мелкими деталями. Кроме того, при создании такой поделки необходимо распланировать этапы работы, нужно терпение и время.
|
Такая длительная, сложная работа пока недоступна малышам. Маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредоточиваться на одном виде деятельности длительное время. Уровень развития ручной моторики маленьких детей делает затруднительной работу с большими кусками теста или пластилина, а также не позволяет изготавливать и прикреплять мелкие детали. К тому же у малышей может возникнуть соблазн попробовать пластилин на вкус, раскидать тесто по полу или размазать материалы по столу и по другим, совсем не предназначенным для этого поверхностям.
Но, несмотря на все описанные выше трудности, на занятиях с малышами не следует отказываться от работы с пластичными материалами. Мы предлагаем посмотреть на лепку нетрадиционно, под другим углом, использовать новые методы, которые подходят для работы с маленькими детьми. В случае если детям предлагать простые картинки и поделки, вполне доступные их пониманию и не требующие много времени для выполнения, лепка может стать одним из любимых занятий малышей. Помните: работать сосредоточенно, не уставая, ребенок второго года жизни может 7—10 минут, ребенок третьего года жизни — 10—15 минут.
В процессе работы с детьми раннего возраста автором была разработана и опробована система занятий с пластичными материалами. Она включает в себя знакомство с пластичными материалами и их свойствами, изготовление пластилиновых картинок методом надавливания и размазывания, изготовление простейших объемных поделок методом скатывания и раскатывания, соединения деталей, вдавливание различных предметов и материалов в основу из теста или пластилина.
|
Занятия лепкой с детьми раннего возраста можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах (2—4 человека). Помимо обучения основным навыкам работы с пластилином и формирования интереса и положительного отношения к лепке, занятия несут в себе много возможностей обучения и развития детей.
Развитие речи
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Для удобства использования в практической работе представленных ниже занятий мы приводим в описании некоторых из них примерный текст беседы взрослого с детьми, а также стихотворения, потешки, загадки. Этот вариант можно взять за основу и в дальнейшем развивать диалог с детьми с учетом их интересов, возросших возможностей, в зависимости от конкретной ситуации.
Ознакомление с окружающим миром.
Для занятий подобраны сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка. Они позволяют уточнять уже усвоенные им знания, расширять их, применять первые варианты обобщения. Представленный в книге материал позволяет дать детям знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.