Ознакомление с окружающим миром.




Янушко Е. А.

Лепка с детьми раннего возраста (1—3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Син­тез, 2006. - 80 с.

В методическом пособии представлен материал для занятий с детьми раннего возраста лепкой из пластилина и теста. В ходе занятий у детей раз­вивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координиро­вать движения рук и приобретают новый сенсорный опыт.

Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учрежде­ний, гувернерам и родителям.


5-86775-278-Х


Янушко Е. А., 2005

|«Мозаика-Синтез», 2005


Предисловие

 

Лепка — это создание объемных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов — пластилина, теста, глины, снега и других.

На занятиях с детьми можно использовать самые разные пластичные материалы: пластилин, тесто, глину, окрашенный воск, а также специальные материалы для детского твор­чества, которые затвердевают при нагревании. Кроме того, материалом для лепки зимой может служить снег, а летом — влажный песок.

Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки раз­вивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт — чувство пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Именно при работе с пластичными материалами появляется уникальная возможность изготовления объемных поделок.

Однако в работе с маленькими детьми можно использовать все разнообразие пластичных материалов не сразу. В начале занятий лепкой малыши часто боятся испачкать руки глиной, им не нравится, что тесто липнет к рукам, а пластилин забивается под ногти. Знакомство с материалами для лепки сле­дует осуществлять постепенно. Наиболее подходящими мате­риалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин, при этом пластилину в книге уделяется больше внимания. Для занятий следует использовать мягкое теплое тесто и мягкий пластилин хорошего качества.

Волшебный мир пластилина знаком каждому из нас со времен детства. Современные технологии позволили усовершен­ствовать этот материал — пластилин стал более мягким и эла­стичным, приобрел чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие как для детей, так и для взрос­лых. Другие материалы можно начинать использовать, когда дети подрастут. Дети охотнее соглашаются на эксперименты с новыми материалами в знакомой ситуации, когда основные навыки работы уже сформированы.

Традиционно считается, что занятия лепкой можно начинать лишь по достижении ребенком определенного возраста. Поделки, выполненные с применением разных способов — конструктивного (составление целого из отдельных кусочков), скульптурного (из целого куска, постепенно изменяя его) или комбинированного (сочетание скульптурного и конструктив­ного способов), — довольно непростые. Они требуют, с од­ной стороны, сложных манипуляций с большим объемом пла­стичного материала, а с другой — тонких действий с мелкими деталями. Кроме того, при создании такой поделки необходимо распланировать этапы работы, нужно терпение и время.

Такая длительная, сложная работа пока недоступна малышам. Маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредоточиваться на одном виде деятельности длительное время. Уровень развития ручной моторики малень­ких детей делает затруднительной работу с большими кусками теста или пластилина, а также не позволяет изготавливать и прикреплять мелкие детали. К тому же у малышей может воз­никнуть соблазн попробовать пластилин на вкус, раскидать тесто по полу или размазать материалы по столу и по другим, совсем не предназначенным для этого поверхностям.

Но, несмотря на все описанные выше трудности, на занятиях с малышами не следует отказываться от работы с плас­тичными материалами. Мы предлагаем посмотреть на лепку нетрадиционно, под другим углом, использовать новые методы, которые подходят для работы с маленькими детьми. В слу­чае если детям предлагать простые картинки и поделки, впол­не доступные их пониманию и не требующие много времени для выполнения, лепка может стать одним из любимых заня­тий малышей. Помните: работать сосредоточенно, не уставая, ребенок второго года жизни может 7—10 минут, ребенок треть­его года жизни — 10—15 минут.

В процессе работы с детьми раннего возраста автором бы­ла разработана и опробована система занятий с пластичны­ми материалами. Она включает в себя знакомство с пластичными материалами и их свойствами, изготовление пластилиновых картинок методом надавливания и размазывания, изготовление простейших объемных поделок методом скатывания и раскатывания, соединения деталей, вдавливание различных предметов и материалов в основу из теста или пластилина.

Занятия лепкой с детьми раннего возраста можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах (2—4 человека). Помимо обучения основным навыкам работы с пластилином и формирования интереса и положительного отношения к лепке, занятия несут в себе много возможностей обучения и раз­вития детей.

Развитие речи

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Для удобства использования в практической работе представленных ниже занятий мы приводим в описании некото­рых из них примерный текст беседы взрослого с детьми, а также стихотворения, потешки, загадки. Этот вариант можно взять за основу и в дальнейшем развивать диалог с детьми с учетом их интересов, возросших возможностей, в зависимо­сти от конкретной ситуации.

Ознакомление с окружающим миром.

Для занятий подобраны сюжеты, близкие жизненному опы­ту ребенка. Они позволяют уточнять уже усвоенные им зна­ния, расширять их, применять первые варианты обобщения. Представленный в книге материал позволяет дать детям знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: