Развитие фантазии и творчества.




После того как основные навыки сформированы и у детей появилось больше возможностей для самостоятельной работы, можно дать ребенку определенную свободу выбора вариантов при изготовлении поделки. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их креативность (творческое нача­ло личности).

Личностное развитие.

Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувство­вали уважение к своим творениям. Не забывайте, что детям этого возраста необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого вни­мания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому хвалите малышей, не бойтесь их пере­хвалить! Ведь такое отношение сегодня позволит им чувст­вовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. Организуйте выставку детских работ и регулярно обновляйте ее.

Эстетическое развитие.

На занятиях лепкой предлагайте детям тесто разных цветов, разные виды пластилина и основ для пластилиновых картинок. Старайтесь, чтобы выбор цветов и оттенков был разно­образным. Используйте также различные предметы, игрушки и материалы, подходящие для того или иного занятия.

На обобщающих занятиях помогите малышам путем наглядного представления увидеть и сравнить различные варианты выполнения одной и той же пластилиновой картинки или поделки.

Меры предосторожности.

Следите за соблюдением «мер безопасности» — не позволяйте малышам разбрасывать тесто, брать пластилин в рот, размазывать их по полу, одежде и игрушкам. Для этого не­обходимо организовать место для занятия: поставьте стол там, где нет коврового покрытия, застелите его клеенкой. На за­нятиях лепкой будьте всегда рядом с детьми. После занятия уберите пластилин в недоступное для них место.

В ходе опаписанных занятий дети освоят различные приемы, необходимые для работы с пластичными материалами. Рекомендуется использовать эти приемы в том порядке, в кото­ром они приведены ниже. Этот порядок можно изменять, принимая во внимание возраст и уровень возможностей детей и учитывая цели занятий. В дальнейшем усвоенные навыки можно применять при изготовлении более сложных поделок, как плоских, так и объемных. Большие работы можно созда­вать поэтапно с участием всех детей. Это могут быть большие пластилиновые картины-панно, (как сюжетные, так и абстракт­ные), и целые пластилиновые сказки из объемных поделок.

 


Знакомство с пластичными материалами

Цели и задачи

• Знакомство детей с пластичными материалами: пластилином и тестом.

• Обучение разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и «шлепанье».

• Формирование интереса к работе с пластичными материалами.

• Развитие мелкой моторики.
Материалы и инструменты

Мягкий пластилин ярких цветов, тесто, разноцветный матовый картон, подкладные доски, стеки. При обыгрывании сюжета могут использоваться игрушки. Используемые приемы лепки

Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

«Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений мож­но варьировать.

Сплющивание — сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Большой кусок придавливают ладонями (под давлением веса тела) к плоской поверхности.




Разминание

 

5 Шлепанье»

 


Отщипывайте

б) большой кусок Сплющивание



Подготовка к работе

Перед началом занятия по знакомству с пластичными материалами необходимо подготовить рабочее место. При ра­боте с пластилином или тестом на столы следует постелить клеенку, а детям надеть специальные клеенчатые фартуки и нарукавники или халаты с рукавами на резинке. Подго­товьте также влажные тряпочки, чтобы малыши могли вы­тирать руки.

Пластичные материалы

Прежде чем приступить к занятиям лепкой, нужно познакомить детей с теми материалами, с которыми им пред­стоит в дальнейшем работать, дать возможность ощутить их фактуру, свойства, сравнить возможности разных мате­риалов.

Основное внимание в этом пособии уделяется работе с пластилином. Следует подбирать нетоксичный пластилин чис­тых цветов, достаточно мягкий, но не липнущий к рукам.

Дайте детям возможность попробовать в работе разные виды пластилина. При изготовлении теста можно добавлять в него пищевые красители.

Сюжеты поделок

В занятиях с детьми раннего возраста следует использовать простые сюжеты, близкие и понятные опыту детей.

Организация занятий

Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Педагог должен сидеть за одним столом с деть­ми, чтобы иметь возможность помогать каждому ребенку. Вна­чале длительность занятий составляет около 10—15 минут, постепенно время их проведения можно увеличить. Чтобы закрепить навыки малышей, рекомендуется повторять один и тот же сюжет несколько раз, используя его на разных занятиях. Занятия проходят в виде игры и сопровождаются ком­ментариями взрослого.

Порядок работы

В основе каждого занятия лежит обучение одному из описанных выше приемов работы с пластилином. Занятия мож­но проводить в предложенном порядке, произвольно или вы­борочно. При выборе порядка работы следует учитывать возраст и возможности детей.

Помощь

Чтобы дать детям представление о новых материалах, о приемах лепки, закрепить новые умения и навыки, необходимо познакомить их с приемами работы с пластичными материалами на практике. Для этого педагог берет руки ре­бенка и производит нужное действие его руками. При этом педагог подробно комментирует все этапы работы. В даль­нейшем дети действуют по показу и словесной инструкции.

Хранение работ

Большинство описанных в этом разделе поделок можно назвать тренировочными, ознакомительными, они не несут эс­тетической значимости. Поэтому, обыграв ситуацию, после занятия поделки убирают и незаметно от детей разбирают, а использованный пластилин или тесто вновь возвращают в работу. Некоторые из особенно удачных поделок можно сохранить. В этом случае появляется возможность наглядно про­следить прогресс в развитии навыков ребенка, сравнивая его ранние поделки с последующими работами.

Тесто

Занятие 1. Вот такое тесто!

Цель занятия. Познакомить детей с тестом; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формиро­вать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

Материалы. Тесто, подкладные доски, влажные тряпочки.

Рецепт теста № 1: 300 г муки, 1 ст. ложка растительного масла, 200 г воды. Постепенно добавляя воду и масло в му­ку, замесить тесто. Готовое тесто хорошо вымесить.

Рецепт теста №2: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем (полови­на пакетика на порцию теста), 2 ст. ложки растительного мас­ла. Смешать муку с солью и, постепенно добавляя воду и мас­ло в полученную смесь, замесить тесто. Готовое тесто хорошо вымесить.

На основе первого рецепта получается более мягкое тесто. Поделки из соленого теста можно подсушить в духовке и ис­пользовать в играх.

Прием лепки. Разминание.

Ход занятия

Покажите детям тесто, приготовленное заранее. Расскажите о его качествах.

Воспитатель. Тесто мягкое и теплое, приготовлено из муки и воды, его можно месить, лепить из него пирожки и булочки.

Раздайте детям по кусочку теста среднего размера и пред­ложите с ним поиграть — помять, сделать булочку. Дайте им возможность поиграть столько, сколько они захотят. Можно сопровождать действия словами:

 

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай! Головоньку — валяй, валяй!

В следующий раз можно приготовить тесто вместе с детьми. Испачканные руки нужно вытереть влажной тряпочкой.

Занятие 2. Тесто — шлеп-шлеп!

Цель занятия. Продолжать знакомить детей с тестом, его свойствами; учить шлепать ладонями обеих рук по тесту; формиро­вать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

Материалы. Тесто, разделочная доска или поднос, влажные тряпочки.

Прием лепки. «Шлепанье».

Ход занятия

Выложите теплое тесто на разделочную доску или пластмассовый поднос. Разомните тесто, пошлепайте по нему сво­ей ладонью (шлепать надо всей ладонью, а не пальцами). По­просите детей повторить ваши действия и осторожно помогите им — подведите по очереди их ручки к тесту. Действия де­тей можно сопровождать такими словами:

Шлеп, шлеп, шлеп, моя ладошечка! Получилась тонкая лепешечка!

Важно закончить игру с тестом до того, как дети устанут. Если вы заметили, что их интерес к игре ослабел, уберите тесто. Возобновить игру можно через 2—3 дня.

 

Занятие 3. Спрячь шарик

Цель занятия. Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

Материалы. Тесто, маленькие (но не мелкие) пластмассо­вые или стеклянные шарики (желательно подбирать шарики с гладкой поверхностью, чтобы пластилин не прилипал к ним), влажные тряпочки.

Прием лепки. Разминание.

Ход занятия

Возьмите небольшой шарик (желательно, чтобы шарик и тесто были разного цвета) и покажите его детям. На глазах у детей накройте шарик носовым платком.

Воспитатель. Ребята, где шарик? Нет шарика! Куда же он спрятался?

Вместе с детьми снимите платок.

Воспитатель. Вот шарик! Нашелся!

Раздайте детям по кусочку теста и предложите размять его, поиграть с ним. Затем покажите яркие шарики и попросите спрятать их в тесто. Когда шарики будут спрятаны, предложи­те детям найти их. Действие можно повторить несколько раз.

Занятие 4. Достань предмет

Цель занятия. Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

Материалы. Тесто, мелкие пластмассовые игрушки из шоколадных яиц — желательно подбирать цельные (неразборные) игрушки с гладкой поверхностью, чтобы пластилин не прилипал к ним; можно немного смазать игрушку маслом или парафином, влажные тряпочки.

Прием лепки. Разминание.

Ход занятия

Перед началом занятия подготовьте тесто и подберите яркие и красочные предметы, небольшие по размеру: шарики, кубики, мелкие игрушки, каштаны и пр.

Натрите их воском или парафином или смажьте маслом, чтобы к ним не прилипало тесто. Не забывайте о размере предметов: очень мелкие предметы ребенок может взять в рот и подавиться. Если предмет, который вы предлагаете для игры, не входит в контейнер от фотопленки, значит, он безо пасен. Более мелкие предметы пригодятся позже, когда ре­бенок подрастет.

В большой кусок теста спрячьте несколько игрушек или предметов так, чтобы видна была только часть той или иной игрушки или предмета (рис.1).

Воспитатель. Что тут спряталось? Давайте посмотрим!

Начните аккуратно, не спеша, с интересом доставать предмет, освобождая его от теста. Назовите предмет, который до­стали, внимательно рассмотрите его вместе с детьми. Затем предложите малышам таким же образом извлечь из теста другие предметы.

Подобным способом можно на глазах у детей спрятать предметы в тесто, затем предложить им проделать то же самое. Поначалу используйте для «пряток» предметы простые, с гладкими поверхностями. В конце занятия предложите протереть руки влажными тряпочками.

Рис. 1

Занятие 5. Покормим птиц

Цель занятия. Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска; формировать интерес к работе с тестом; раз­вивать мелкую моторику.

Материалы. Тесто, поднос или подкладная доска, влажные тряпочки, игрушечные птицы.

Прием лепки. Отщипывание.

Ход занятия

Начните занятие с игры. Покажите игрушечных птиц, про­демонстрируйте, как они летают и прыгают. Предложите по­кормить их крошками.

Раздайте детям небольшие кусочки теста — это «хлеб». Покажите, как можно отщипывать от куска маленькие кусочки — это «крошки». Предложите малышам отщипывать крошки и складывать их на поднос или доску, чтобы получилось мно­го «крошек» (рис. 2).

Обыграйте результат работы детей — покажите, как пти­цы клюют крошки, благодарят детей. Такую же методику можно применить, используя на занятии пластилин.

Рис.2

Пластилин

Занятие 1. Вот такой пластилин!

Цель занятия. Познакомить детей с пластилином и его свойствами; научить детей разминать пластилин пальцами и ла­донями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал. Кусочки мягкого пластилина среднего размера разных цветов.

Прием лепки. Разминание.

Ход занятия

Покажите детям коробку пластилина. Расскажите о его качествах. Повторите названия цветов.

Воспитатель. Пластилин бывает разных цветов, он мягкий и пластичный, из него можно лепить разные интересные и красивые поделки.

Затем покажите детям, как надо разрезать пластилин. Разрежьте несколько пластилиновых брусков разных цветов на кусочки средней величины.

Предложите детям выбрать кусочек пластилина, который нравится. Покажите, как можно разминать пластилин паль­цами, сдавливать его в разных направлениях, изменяя его форму. Дайте детям возможность поиграть с пластилином, не ограничивая во времени. Это очень полезно для разви­тия движений и мелкой моторики пальцев рук. С этого уп­ражнения рекомендуется начинать занятия лепкой. Затем скажите, что на следующих занятиях дети будут делать из пластилина интересные поделки, и уберите пластилин в не­доступное для них место.

Занятие 2. Пластилиновая мозаика

Цель занятия. Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; научить детей отщипывать маленькие ку­сочки пластилина от большого куска и прилеплять к плос­кой поверхности; формировать интерес к работе с пластили­ном; развивать мелкую моторику.

Материалы. Мягкий пластилин разных цветов, дощечка или лист плотного картона формата А4 (можно покрыть тонким слоем пластилина одного цвета), игра-мозаика.

Прием лепки. Отщипывание.

Ход занятия

Начните занятие с игры. Покажите малышам игру-мозаи­ку, обратите их внимание на то, какие яркие картинки и узо­ры можно сделать при помощи разноцветных деталей. Затем раздайте пластилин и объясните, как можно сделать мозаи­ку из этого материала.

Положите на середину стола основу для мозаики — лист картона формата А4 или АЗ (его можно покрыть тонким сло­ем пластилина). Дети могут сидеть или стоять вокруг стола. Предложите детям выбрать по одному куску пластилина лю­бого цвета. Затем покажите, как от куска пластилина отщи­пывать маленькие кусочки и прикреплять их к основе. Пред­ложите малышам сделать из пластилина разноцветную мозаику (рис. 3). Следите, чтобы дети не спешили, не толкались, не мешали друг другу. Предложите им поменяться кусками пла­стилина. По окончании работы получится коллективная кар­тина. Придумайте вместе с детьми название для нее.

Таким же образом можно предложить детям сделать собст­венную картинку (отдельное занятие). Для этого раздайте им кусочки пластилина разного цвета (предложите каждому вы­брать по 2-3 кусочка разных цветов, в дальнейшем количест­во цветов можно увеличить) и основу для картинки (она мо­жет быть меньше, чем основа для коллективной работы, например, формата А5). Можно создавать не только «россыпь цветов», но и сюжетные картинки — траву, солнце, цветы и т. п.

Рис.3

 

Занятие 3. Блинчики

Цель занятия. Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки; формировать интерес к ра­боте с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Мягкий пластилин желтого цвета, пластмассо­вые тарелки, куклы.

Прием лепки. Сплющивание.

Ход занятия

Перед началом занятия подготовьте из желтого пластили­на шарики диаметром 2—2,5 см.

Покажите детям, как из шарика можно сделать блинчик. Для этого возьмите в руки пластилиновый шарик и начинай­те сплющивать его между пальцами, постепенно поворачивая по кругу. Вместе с детьми рассмотрите готовый блинчик. Об­ратите внимание малышей на то, что блинчик равномерно плоский и круглый.

Раздайте детям пластилиновые шарики и скажите, что они будут делать блинчики для кукол. Предложите малышам сде­лать блинчики самим, при необходимости покажите еще раз, как нужно сплющивать шарик, или, взяв руки ребенка, дей­ствуйте его руками. Каждый ребенок может приготовить не­сколько блинчиков (рис. 4).

 

Готовые поделки обыграйте: разложите блинчики на тарелки, угостите кукол.

Рис.4

Занятие 4. Готовим «котлеты»

Цель занятия. Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи придавливания ладонями к плоской поверхно­сти; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Мягкий пластилин коричневого цвета, подклад­ные доски, пластмассовые тарелки, куклы.

Прием лепки. Сплющивание.

Ход занятия

Перед началом занятия подготовьте из коричневого плас­тилина шарики диаметром 3 см.

Покажите детям, как из шарика можно сделать «котлету»: положите пластилиновый шарик на доску, накройте прямы­ми напряженными ладонями (одной или обеими) и надавите.

Вместе с детьми рассмотрите готовую «котлету». Раздайте им пластилиновые шарики и объясните, что на занятии они будут делать вкусные «котлеты» для кукол. Предложите де­тям сделать их самим.

При необходимости покажите еще раз, как нужно сплющи­вать шарики, или, взяв руки ребенка, действуйте его руками. Каждый ребенок может приготовить несколько «котлет».

Готовые поделки обыграйте: разложите «котлеты» на тарел­ки и угостите кукол.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: