Сюжеты пластилиновых картинок




В занятиях с детьми раннего возраста следует использо­вать простые сюжеты, близкие опыту детей. В играх с пла­стилином можно использовать не только сюжеты, приведенные в этой книге, но и те, с которыми малыши познакомились на занятиях рисованием, аппликацией. Эти сюжеты уточня­ются, расширяются, дополняются новыми деталями.

Организация занятий

Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Педагог должен сидеть за одним столом с детьми, что­бы иметь возможность помогать каждому ребенку. На первом этапе продолжительность занятий составляет около 10-15 ми­нут, постепенно время их проведения можно увеличить. Во всех пластилиновых картинках присутствует сюжет. Чтобы за­крепить навыки детей, рекомендуется повторять один и тот же сюжет несколько раз, используя его на нескольких заня­тиях. Занятия следует проводить в виде игры, сопровождая процесс работы с пластилином комментариями.

 

Порядок работы

Задания с использованием описанных приемов лепки мож­но разделить на следующие виды: 1) используется только при­ем надавливания, 2) используется только прием размазыва­ния, 3) используются оба приема. Чтобы навыки лучше усвоились, быстрее закрепились и не смешивались, следует проводить обучение поэтапно: сначала научить надавливать на пластилин, затем его размазывать и в дальнейшем соче­тать оба приема. Обучение созданию пластилиновых картинок, приведенных ниже, должно проходить в порядке возра­стания уровня сложности, поэтому следует начинать с созда­ния простых картинок, переходя к более сложным постепен­но. Если занятия проводятся с детьми старшего возраста, порядок работы можно менять произвольно, не останавли­ваться долго на изготовлении простых картинок. При созда­нии пластилиновых картинок сложного содержания следует использовать одновременно оба приема (для этого можно со­единять в одном сюжете несколько более простых разрознен­ных сюжетов).

Помощь

Пластилиновые шарики необходимо подготовить заранее. В дальнейшей работе предлагать малышам изготавливать са­мостоятельно по 1—3 шарика, не более, иначе занятие за­тянется, дети устанут и потеряют интерес к продолжению работы.

Дети раннего возраста пока не в состоянии представить картинку мысленно. Поэтому им необходима помощь при вы­боре места для расположения пластилина на листе. Помочь ребенку сориентироваться на листе можно следующими спо­собами:

• выкладывать на картинку последовательно по одному пластилиновому шарику и предлагать ребенку надавить на него или размазать;

• выложить из шариков простой узор и предложить ре­бенку надавить на шарики или размазать их (такой вариант помощи можно использовать с детьми постарше, малыши могут неловкими движениями сдвинуть или разбросать шарики);

• предложить детям заготовку для пластилиновой картинки, на которой взрослый с помощью точек (или кружочков) и линий сделал карандашный набросок будущей картинки;

• сначала нарисовать картинку на листе бумаги вместе с ребенком или дать готовое изображение как образец, чтобы ребенок наглядно представил себе воплощение замысла.

Используйте различные варианты, и малыши постепенно будут все увереннее действовать на пространстве листа.

 

Хранение работ

У пластилина есть особенность — это жирный материал. Поэтому при изготовлении картинки на картоне он через некоторое время пропитается жиром, и работа будет выгля­деть неопрятно. Такие пластилиновые картинки не стоит хра­нить долго. Мы советуем организовать выставку, а затем уб­рать работы (пластилин можно снять и использовать на следующих занятиях, а картон выбросить). Такой подход воз­можен в отношении простых работ — снежинки, зернышки и т. д. Когда планируете более сложную и соответственно более красочную картинку (мухомор, божья коровка, ново­годняя елка и др.), подготовьте пластилиновую основу (с деть­ми постарше это можно сделать вместе). Такие картинки мож­но хранить долго, показывать друзьям и знакомым и даже использовать в качестве подарка.

Занятие 1. Покормим курочку

Цель занятия. Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; научить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, распо­лагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; разви­вать мелкую моторику.

Материалы. Листы картона зеленого цвета по количеству детей (формат А4 или А5); желтый или коричневый пласти­лин, скатанный в маленькие шарики диаметром около 5 мм, из расчета 10—20 шариков на каждого ребенка; игрушка — пластмассовая или резиновая курочка.

Прием лепки. Надавливание.

Ход занятия

Начните занятие с игры.

Воспитатель. Смотрите — это поляна, на ней растет зе­леная трава. Пришла курочка на поляну и говорит: «Ко-ко-ко! Хочу есть!» Что ест курочка? Правильно, зернышки. Ищет, ищет курочка зернышки на поляне — нет зернышек. Давай­те покормим курочку, дадим ей вкусных зернышек.

 

Положите на зеленую «поляну» пластилиновый шарик и предложите малышу нажать на него пальчиком. Если ребенок затрудняется выполнить это действие, помогите ему, взяв его руку в свою и действуя его рукой (рис. 5).

Воспитатель. Вот зернышко и вот зернышко. Поклева­ла курочка зернышки и говорит: «Ко-ко-ко! Спасибо! Очень вкусные зернышки!»

Чтобы навык закрепился правильно, подойдите к каждому ребенку, помогите ему начать выполнять задание, проследи­те за выполнением. Затем предложите детям подготовленные шарики — пусть они берут их сами, кладут в нужное место и надавливают пальчиком.

Воспитатель. Курочка говорит: «Ко-ко-ко! Хочу еще зернышек». Давайте дадим курочке много зернышек!

После выполнения задания обыграйте результат: игрушечная курочка придет на каждую поляну, поклюет на ней зер­но, похвалит каждого ребенка.

Рис.5

Занятие 2. Конфеты на тарелке

Цель занятия. Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; разви­вать мелкую моторику.

Материалы. Листы картона белого цвета формата А4 по количеству детей; пластилин красного, оранжевого и жел

того цветов, скатанный в маленькие шарики диаметром около 7—8 мм (10—15 шариков на каждого ребенка); 2—3 резиновые игрушки.

Прием лепки. Надавливание.

Ход занятия

Перед началом занятия подготовьте основу для пластилиновой картинки. Нарисуйте на листе белого картона круг ди­аметром около 15 см. Можно предложить заготовку в таком виде, но лучше вырезать круг по контуру.

Начните занятие с игры. Покажите детям лист с нарисованным кругом или вырезанный круг.

Воспитатель. Попробуйте догадаться, что это такое. Это тарелка. Какая у тарелки форма? (Обводящий жест рукой.) Правильно, круглая. А какого она цвета? Белого. На тарелке есть что-нибудь? Нет. А к нам сегодня придут гости. Давай­те положим на тарелку конфеты.

Положите на «тарелку» пластилиновый шарик и предложите ребенку нажать на него пальчиком. Если ребенок затруд­няется, помогите ему: взяв его руку в свою, действуйте его рукой. Шарики большого диаметра можно придавливать боль­шим пальцем.

Воспитатель. Смотрите, вот конфета желтого цвета — лимонная, а вот конфета оранжевого цвета — апельсиновая, а эта конфета красная — малиновая. Давайте сделаем много конфет.

Чтобы навык закрепился правильно, подойдите к каждому ребенку, помогите ему начать выполнять задание, проследи­те за выполнением. Затем раздайте детям подготовленные ша­рики — пусть они сами берут их, кладут в нужное место и надавливают пальчиком.

Воспитатель. Какие красивые конфеты получились! На­верно, вкусные! А вот и гости идут. Тук, тук, тук! Кто там? Это я, собачка! Ав, ав! Здравствуй, собачка! Заходи к нам в гости! Угощайся, собачка, конфетами. Ам! Какая вкусная кон­фетка! Малиновая (рис.6).

После выполнения задания обыграйте результат: пусть иг­рушечные гости попробуют конфеты с каждой тарелки, не забудут похвалить каждого малыша.

 

Рис.6

Занятие 3. Витамины в баночке

Цель занятия. Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, распо­лагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; разви­вать мелкую моторику.

Материалы. Листы картона белого цвета (половина фор­мата А5) по количеству детей; пластилин ярких цветов, ска­танный в маленькие шарики диаметром около 7—8 мм (10—15 шариков на каждого ребенка).

Прием лепки. Надавливание.

Ход занятия

Перед началом занятия подготовьте основу для пластили­новой картинки. Нарисуйте на листе белого картона контур банки высотой примерно 8—12 см. Можно предложить заго­товку в таком виде, но лучше вырезать по контуру.

Раздайте детям «банки», вырезанные из картона.

Воспитатель. Смотрите, это банки. В них хранятся раз­ноцветные витамины. Давайте сделаем витамины и положим в банки!

Положите «в банку» пластилиновый шарик и предложите малышу нажать на него пальчиком (рис. 7). Если ребенок за­трудняется, помогите ему: взяв его руку в свою, действуйте его рукой. Шарики большого диаметра можно придавливать большим пальцем. Чтобы навык закрепился правильно, сле­дует подойти к каждому ребенку, помочь ему начать выпол­нять задание, проследить за выполнением.

 

Затем предложите детям подготовленные шарики — пусть они сами берут их, кладут в нужное место и надавливают пальчиком.

Воспитатель. Вот какие замечательные получились у нас витамины! Их дают детям, чтобы они были здоровы.

Рис.7

Занятие 4. Снег идет

Цель занятия. Продолжать учить детей надавливать указа­тельным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном рас­стоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Листы картона формата А4 черного, серого, синего или фиолетового цвета (в зависимости от того, какое вре­мя суток вы выберете для картинки — вечер может быть се­рым, а ночь черной, фиолетовой) по количеству детей; пластилин белого цвета, скатанный в маленькие шарики диаметром око­ло 7 мм (10—20 шариков на каждого ребенка).

Прием лепки. Надавливание.

Ход занятия

Начните занятие с беседы.

Воспитатель. Помните, какой зимой шел снег? Снежинки кружились в воздухе и падали на землю. Скажите, снег холодный или теплый? Холодный. А какого он цвета? Пра­вильно, белый. Давайте сделаем снег из пластилина. Наш снег будет идти темной ночью. Вот такая у нас будет черная ночь.

Раздайте детям картон, предложите подготовленные вами шарики, попросите положить их в нужное место на картине и надавить на них пальчиком.

Воспитатель. Смотрите, пошел снег. Сначала одна снежинка. Затем еще одна. Еще и еще... Какая красивая зимняя ночь получилась!

Занятие 5. Мухомор

Цель занятия. Научить детей отщипывать маленькие кусоч­ки пластилина от куска и скатывать из них шарики диамет­ром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на пласти­линовый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Листы картона формата А5 белого цвета (с заранее подготовленным рисунком или аппликацией) по коли­честву детей; пластилин белого цвета; игрушка или рисунок с изображением мухомора.

Приемы лепки. Отщипывание, скатывание (1-й способ), надавливание.

Ход занятия

Перед началом занятия подготовьте основу для создания пластилиновой картинки — изображение на картоне гриба мухомора. Для этого вырежьте из бумаги красного цвета шляп­ку и наклейте ее на лист, а ножку нарисуйте.

Начните занятие с загадки.

Воспитатель. Послушайте загадку. Попробуйте догадаться, о чем она.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый...

Воспитатель. Правильно, это мухомор!

Покажите детям игрушечный мухомор или картинку с его изображением.

Воспитатель. Давайте внимательно рассмотрим мухо­мор. Вот у него ножка. А это шляпка. А что у мухомора на шляпке? Белые крапинки.

Раздайте детям заготовки с изображением мухоморов и бе­лый пластилин.

Воспитатель. Посмотрите, у вас на картинках тоже изо­бражен мухомор. Только чего-то у него не хватает. Кто до­гадался? Правильно, белых крапинок на шляпке. Давайте приделаем на шляпку мухомора белые крапинки, чтобы все узнали его, не стали срывать и есть ядовитый гриб.

Предложите детям сделать крапинки: отщипывая малень­кие кусочки пластилина, большим и указательным пальца­ми правой руки скатать из них шарики. Чтобы навык за­крепился правильно, следует подойти к каждому ребенку, помочь ему начать выполнять задание, проследить за вы­полнением. Попросите детей самостоятельно изготовить по 2—3 шарика, остальные подготовьте заранее. Затем предло­жите самостоятельно прилепить белые шарики к шляпке му­хомора методом надавливания. Всего на шляпке должно быть 5—10 крапинок (рис. 8).

Если уровень развития у детей мелкой моторики и навыки работы с пластилином позволяют, то можно вместе с ними изготовить шляпку гриба из пластилина. Для этого пластилин красного цвета размазывается на картонной основе, на кото­рой предварительно изображается контур гриба.

 



Рис.8


 


Занятие 6. Яблоки

Цель занятия. Продолжать учить детей отщипывать ма­ленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 7—10 мм, надавливать указательным паль­цем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Листы картона формата А4 или А5 белого цве­та с заготовками (рисунок или аппликация) по количеству детей; пластилин красного, желтого, зеленого цвета в брус­ках, а также пластилин, скатанный в шарики.

Приемы лепки. Отщипывание, скатывание (1-й способ), на­давливание.

Ход занятия

Перед началом занятия необходимо подготовить основу для создания пластилиновой картинки — изображение дерева (ствол и зеленая крона) на картоне. Для этого сделайте аппликацию из цветной бумаги — зеленая крона и коричневый ствол ли­бо нарисуйте контур дерева цветными фломастерами. Аппли­кацию можно заранее подготовить вместе с детьми на другом занятии.

Раздайте детям заготовки с изображением дерева и плас­тилин.

Воспитатель. В нашем саду выросли деревья. Это ябло­ни. Но на них чего-то не хватает. Правильно, на ветках нет яблок. Давайте мы их сделаем и повесим на ветки. Кто ска­жет, какие бывают яблоки? Правильно, большие и маленькие. А какого цвета? Красные, желтые, зеленые. Выберете цвет яб­лок, которые будут расти на вашем дереве, и возьмите пластилин такого же цвета.

Предложите детям сделать яблоки: отщипывая маленькие кусочки пластилина, большим и указательным пальцами пра­вой руки скатать из них шарики. Чтобы навык закрепился правильно, следует подойти к каждому ребенку, помочь ему начать выполнять задание, проследить за выполнением. Пред­ложите детям самостоятельно изготовить по 2—4 шарика, ос­тальные подготовьте заранее. Затем попросите прикрепить шарики к кроне дерева, используя метод надавливания. На яблоне можно расположить 6—10 яблок (рис.9).

Если уровень развития у детей мелкой моторики и навы­ка работы с пластилином позволяют, то можно вместе с ни­ми изготовить крону дерева из пластилина зеленого цвета.

Для этого пластилин зеленого цвета размазывается на картонной основе, на которой предварительно изображается кон­тур дерева. Ствол дерева дети могут сделать из пластилина коричневого цвета или раскрасить фломастером.

Рис.9

Занятие 7. Божья коровка

Цель занятия. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга, соблюдать симметричность рисунка; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Листы картона формата А5 белого цвета с заготовками (рисунок или аппликация) по количеству детей; пластилин черного цвета; игрушка — божья коровка или ее изображение.

Приемы лепки. Отщипывание, скатывание (1-й способ), надавливание.

Ход занятия

Перед началом занятия подготовьте основу для создания пластилиновой картинки — изображение на картоне божьей коровки. Это можно сделать посредством аппликации и рисунка. Наклейте в центре листа красный круг — это тело божьей коровки. Вертикальной линией черного цвета разделите круг пополам, дорисуйте голову, пару усиков и шесть лапок.

Начните занятие с игры. Покажите детям божью коровку или ее изображение.

Воспитатель. Посмотрите, кто это к нам в гости пришел? Узнаете? Это божья коровка. Кто помнит стихотворение про божью коровку?

Вместе с малышами вспомните стихотворение. Произно­сите первые слова, побуждая детей договаривать конец стро­ки (в тексте выделено курсивом).

Божья коровка, Черная головка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого.

Раздайте детям заготовки с изображением божьих коровок без пятнышек на спинках и черный пластилин.

Воспитатель. Посмотрите, у вас на картинках тоже на­рисованы божьи коровки. Только чего-то у них не хватает. Кто догадался? Правильно, черных пятнышек на спинке. Да­вайте сделаем им пятнышки!

Предложите детям подготовить пластилиновые шарики: отщипывая маленькие кусочки пластилина, большим и ука­зательным пальцами правой руки скатать из них шарики. Предложите детям самостоятельно изготовить по 2—4 ша­рика, остальные подготовьте заранее.

Затем предложите самостоятельно прикрепить черные ша­рики к спинке божьей коровки с помощью приема надавли­вания. Учите при этом соблюдать симметрию относительно средней линии. Если малыши затрудняются, нарисуйте точ­ки в местах, куда следует прилепить шарики, чтобы было легче ориентироваться. Всего на шляпке должно быть 6 кра­пинок (рис. 10).



 

Если уровень развития у детей мелкой моторики и на­выка работы с пластилином позволяют, то можно вместе с ними изготовить спинку божьей коровки из пластилина. Для этого пластилин красного цвета размазывается на кар­тонной основе, на которой изображен контур божьей ко­ровки.

Воспитатель. Какая красивая божья коровка у вас по­лучилась! Молодцы!

Занятие 8. Салют

Цель занятия. Продолжать учить детей отщипывать ма­ленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 7—10 мм, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Листы картона черного цвета формата А4 по количеству детей; пластилин ярких цветов в брусках; пласти­лин, скатанный в шарики диаметром около 7 мм, из расче­та 10—15 шариков на каждого ребенка.

Приемы лепки. Отщипывание, скатывание (1-й способ), раз­мазывание.

Ход занятия

Начните занятие с беседы.

Воспитатель. Кто из вас видел праздничный салют? Рас­скажите, каким бывает салют {яркий, сверкающий).

Раздайте детям картон и пластилин в брусках. Предложите сделать пластилиновые шарики: отщипывая маленькие кусоч­ки пластилина, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шарики. Чтобы навык закрепился пра­вильно, следует подойти к каждому ребенку, помочь ему на­чать выполнять задание, проследить за выполнением. Пред­ложите детям самостоятельно изготовить по 2—4 шарика.

Попросите детей взять по одному шарику и расположить в верхней части листа, затем надавить на шарик указательным пальцем и движением сверху вниз размазать его на картоне. Те же действия следует произвести с остальными шариками. Когда дети используют свои заготовки, предложите им ша­рики, скатанные вами заранее.

Воспитатель. Какого цвета салют мы изобразим внача­ле? Выберете шарик красного (желтого, зеленого и т. д.) цве­та. Положите его в верхней части листа, нажмите пальчиком и размажьте — вот так!

Чтобы навык закреплялся правильно, следует подойти к каждому ребенку, помочь ему выполнить задание, проследить за выполнением. Чтобы ребенок ощутил движение, следует взять руку ребенка в свою и действовать его рукой. В даль­нейшем предложите малышам работать самостоятельно.

Воспитатель. Вот одна вспышка салюта — красная. Да­вайте сделаем такую картинку, чтобы в небе было много огонь­ков разного цвета. Вот какой красивый салют получился у нас в ночном небе!

В простом варианте вспышка салюта состоит из одного огонь­ка (один мазок), в более сложном варианте — из нескольких огоньков, в этом случае вспышка салюта похожа на цветок (несколько мазков) (рис. 11).

Рис.11

Занятие 9. Дождик

Цель занятия. Продолжать учить детей надавливающим дви­жением указательного пальца размазывать пластилин на кар­тоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Листы картона серого или голубого цвета фор­мата А5 по количеству детей; синий или голубой пластилин.

Прием лепки. Размазывание.

 

Ход занятия

Перед началом занятия подготовьте основу — «тучку на не­бе». Для этого скатайте из пластилина шар, расплющите его и вытяните в овал. Приложите расплющенный овал к верхней ча­сти листа картона и, надавливая сверху ладонью, прилепите его.

Раздайте детям заготовки.

Воспитатель. Смотрите, какая туча появилась в небе, закрыла солнышко. Сейчас дождь пойдет!

Предложите детям нажать пальчиком на нижнюю часть тучи и оттянуть палец вниз, чтобы получилась дождевая струя (рис. 12).

Воспитатель. Кап, кап! Вот какой дождь! Дождик ка­пает и капает — кап, кап, кап!

Предложите малышам действовать самостоятельно. Чтобы струи дождя получались длиннее, надо сильнее нажимать на пластилин. Если возраст и уровень развития у детей навыка работы с пластилином позволяют, то можно вылепить тучу вместе с ними.

Рис. 12

Занятие 10. Солнышко

Цель занятия. Продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; раз­вивать мелкую моторику.

Материалы. Листы картона синего или голубого цвета фор­мата А5 по количеству детей; пластилин желтого цвета.

Прием лепки. Размазывание.

Ход занятия

Перед началом занятия подготовьте основу — «солнышко в небе». Для этого скатайте из пластилина желтого цвета шарик, затем расплющите его и придавите к картону в центре листа.

Раздайте детям заготовки.

Воспитатель. У вас на картинках голубое небо. А в небе светит солнышко. Только светит оно слабо, совсем не греет. Как вы думаете, почему? Потому что у солнышка нет лучей. Давайте ему поможем и сделаем лучи — вот так.

Предложите детям нажать пальчиком на край пластилино­вого солнца, надавить посильнее и оттянуть палец вниз или в сторону — так получается солнечный луч (рис. 13).

Воспитатель. Вот какой получился луч! Давайте сдела­ем солнышку много лучей! Теперь оно светит ярко!

Предложите малышам действовать самостоятельно. Чтобы солнечные лучи получались длиннее, надо сильнее нажимать на пластилин. Для удобства работы можно поворачивать за­готовку (легче всего выполнять действия в направлении свер­ху вниз или слева направо правой рукой).

Рис.13

 

Занятие 11. Ежик

Цель занятия. Продолжать учить детей отщипывать малень­кие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм; учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; рас­полагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; раз­вивать мелкую моторику.

Материалы. Листы картона светлого цвета формата А4 с изображением контура ежика по количеству детей; пласти­лин серого или черного цвета в брусках; пластилин, скатан­ный в шарики диаметром около 7 мм, из расчета 10—15 ша­риков на каждого ребенка; игрушечный ежик.

Приемы лепки. Отщипывание, скатывание (1-й способ), раз­мазывание.

Ход занятия

Перед началом занятия необходимо подготовить основу для создания пластилиновой картинки — изображение контура ежика без иголок: тело, ножки, хвостик. Начните занятие с игры; покажите детям игрушечного ежика.

Воспитатель. Кто это бежит по дорожке? Это ежик! По­смотрите, что растет у ежика на спине? Иголки!

Раздайте детям заготовки с изображением ежика без иголок.

Воспитатель. Вот картинки с изображением ежика. Ой! Какой-то он странный! Кажется, у ежика чего-то не хватает. Правильно, иголок нет! Давайте скорее сделаем ежику игол­ки! Вот так!

Предложите детям изготовить пластилиновые шарики для иголок: отщипывая маленькие кусочки пластилина, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шари­ки. Дети скатывают по 2—4 шарика, остальные шарики под­готовьте заранее. Затем предложите детям положить пласти­линовый шарик над контуром спинки ежика, нажать на него пальчиком и оттянуть палец вниз (рис. 14).

Воспитатель. Получилась иголка! Давайте сделаем ежи­ку много иголок!

На спине у ежика можно расположить 10—15 иголок.


Рис.14


Занятие 12. Ягодная поляна

Цель занятия. Продолжать учить детей отщипывать малень­кие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шари­ки диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, надавливающим движением указательного пальца размазывать пласти­лин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Листы картона формата А4 светлого цвета (бе­лый, голубой или желтый) по количеству детей; пластилин зеленого и красного цвета в брусках; пластилин, скатанный в шарики диаметром 5—7 мм, из расчета 10—15 шариков на каждого ребенка.

Приемы лепки. Отщипывание, скатывание (1-й способ), на­давливание, размазывание.

Ход занятия

Перед началом занятия необходимо подготовить основу для создания пластилиновой картинки. Для этого нарисуйте в ниж­ней части листа картона горизонтальную линию — это «зем­ля», а в верхней части изобразите солнце.

Раздайте детям заготовки.

Воспитатель. Посмотрите на картинку. Внизу находится земля. А наверху светит солнышко. Оно согрело землю, из которой вот-вот вырастет густая зеленая травка. Давайте сде­лаем травку.

Раздайте детям зеленый пластилин и предложите скатать несколько пластилиновых шариков, остальные подготовьте за­ранее. Затем предложите детям положить пластилиновый ша­рик над «линией земли», нажать на него пальчиком и оття­нуть палец вниз — получится травинка. Чтобы детям было удобнее выполнять задание, можно нарисовать точки, на ко­торые следует положить пластилиновые шарики. Еще более легкий вариант — нарисовать точки и линии (рис. 15).

Воспитатель. Вот какая получилась поляна! Солнышко пригрело травку, и в травке сейчас созреют красные ягоды. Давайте сделаем ягоды.


 

 

Рис.15

Предложите детям самостоятельно сделать по 3—4 красных шарика для ягод, остальные шарики подготовьте заранее. За­тем предложите детям положить пластилиновый шарик на верх­ний конец травинки и нажать на него пальчиком — получит­ся ягода.

Воспитатель. Вот какие ягоды созрели на поляне!

Занятие 13. Цветы

Цель занятия. Продолжать учить детей отщипывать малень­кие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на пла­стилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать на­давливающим движением указательного пальца пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; раз­вивать мелкую моторику.

Материалы. Листы картона разного формата в зависимос­ти от количества изображений на одном листе (цвет можно подобрать с детьми) по количеству детей; пластилин разных цветов; игрушка — кукла.

Приемы лепки. Отщипывание, скатывание (1-й способ), на­давливание, размазывание.

Ход занятия

Перед началом занятия подготовьте основу для создания пластилиновой картинки. На этом занятии рекомендуется использовать схематичное изображение в виде линий (для размазывания) и кружочков (для надавливания). Можно нарисовать на картоне (половина формата А5) один цветок или на картоне формата А4 в течение нескольких занятий изобразить цветы разных видов.

Раздайте детям заготовки и пластилин. Объясните, что там, где нарисованы линии, следует размазывать пластилин, а там, где нарисованы кружочки, его придавливать.

Воспитатель. Сегодня у нашей куклы день рождения. Давайте подарим ей цветы. Какого цвета они будут? Выби­райте. Например, серединка желтая, лепестки красные, а сте­бель и листочки зеленые.

Предложите детям подготовить пластилиновые шарики со­ответствующих цветов. Не забудьте заготовить часть шари­ков заранее.

Затем предложите детям положить пластилиновые шарики на изображения кружочков и придавить пальчиком, а затем в соответствующих частях цветка размазать их (рис. 16).

Воспитатель. Готов наш цветок! Какой красивый! Возь­ми, кукла, цветок. С днем рождения тебя!

Цветы могут быть разные по цвету и по форме. Позна­комьте детей сначала с одним видом цветов, затем с другим, третьим. В дальнейшем дети могут подбирать форму и цвет самостоятельно, составлять из цветов букеты.

Рис. 16

Занятие 14. Наряжаем елку

Цель занятия. Продолжать учить детей отщипывать малень­кие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шари­ки диаметром 7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазы­вать пластилин на картоне надавливающим движением ука­зательного пальца; формировать интерес к работе с пласти­лином; развивать мелкую моторику.

Материалы. Листы картона формата А4 или А5 (цвет мож­но подобрать с детьми) по количеству детей; пластилин раз­ных цветов.

Приемы лепки. Отщипывание, скатывание (1-й способ), на­давливание, размазывание.

Ход занятия

Перед началом занятия подготовьте основу для создания пластилиновой картинки. На этом занятии рекомендуется ис­пользовать схематичное изображение в виде линий (для раз мазывания) и кружочков (для надавливания). Изображение можно варьировать по степени сложности (рис. 17).

Раздайте детям заготовки и пластилин. Объясните, что там, где нарисованы линии, следует размазывать пластилин (вет­ки елки), а там, где нарисованы кружочки, придавливать его (елочные шары).

Воспитатель. Давайте сделаем новогоднюю елку — кра­сивую, нарядную!

Предложите детям подготовить пластилиновые шарики со­ответствующих цветов (не забудьте часть шариков заготовить заранее). Затем предложите им размазать зеленый пластилин в соответствии с линиями, чтобы получилась елка, положить разноцветные пластилиновые шарики на изображения кру­жочков и придавить пальчиком.

Воспитатель. Вот у елки ствол, а вот ветки. А теперь нарядим нашу елочку — повесим на нее разноцветные ша­ры. Вот красный шар. Вот синий шар. А это желтый шар. Много на елке ярких разноцветных шаров — она стала кра­сивой и нарядной!



Рис. 17


 

Занятие 15. Красивая тарелка

Цель занятия. Продолжать учить детей отщипывать малень­кие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шари­ки диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мел­кую моторику.

Материалы. Заготовки из картона (белые круги диаметром 15—20 см по количеству детей); пластилин разных цветов.

Приемы лепки. Отщипывание, скатывание (1-й способ), на­давливание, размазывание.

Ход занятия

Перед началом занятия подготовьте основу для создания пластилиновой картинки. На этом занятии рекомендуется ис­пользовать схематичное изображение узора на тарелке в виде линий (для размазывания) и кружочков (для надавливания).

Раздайте детям заготовки и пластилин. Объясните, что там, где нарисованы линии, следует размазывать пластилин, а там, где нарисованы кружочки, придавливать его.

Воспитатель. Посмотрите, это тарелки. Тарелки просто белые, совсем неинтересные. Давайте украсим их — сделаем на них узор из пластилина.

Предложите детям подготовить пластилиновые шарики (цве­та они выберут сами), не забудьте часть шариков заготовить заранее. Затем предложите им положить пластилиновые ша­рики на изображения кружочков, придавить пальчиком и раз­мазать в соответствии с линиями на узоре (рис. 18).

Воспитатель. Вот какие у вас получились красивые, праздничные тарелки! Молодцы!

Узоры могут быть разные по цвету и форме. Украшением тарелок можно заниматься в течение нескольких занятий. На первом занятии предложите детям заготовки с нанесенным рисунком, на следующих — заготовки без рисунка, чтобы дать возможность детям придумать свой собственный узор. Рису­нок может быть с соблюдением ритма и без него.

Рис. 18

 

 

Освоение приема вдавливания

Цели и задачи

• Обучение навыкам работы с тестом и пластилином: освоение
приема вдавливания предметов в пластичный материал; созда­
ние сюжетных картинок на пластилиновой основе или основе
из теста с использованием различных предметов и материалов.

• Формирование интереса к лепке.

• Развитие пространственных представлений.

• Развитие мелкой моторики.

• Развитие речи.

• Ознакомление с окружающим миром.

• Развитие эмоций и фантазии.
Материалы

Мягкое тесто разных цветов, мягкий пластилин разных цве­тов, плотный картон разного формата, мелкие предметы и подручные материалы — крупы, семена, камешки, ракушки, пуговицы, бусины, крышки от бутылок, палочки и пр. Используемые приемы лепки

Вдавливание — расположение предметов на основе из пла­стичного материала и прикрепление их путем нажатия.


Вдавливание

 

Отщипыван



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: