В занятиях с детьми раннего возраста следует использовать простые сюжеты, близкие опыту детей. В играх с пластилином можно использовать не только сюжеты, приведенные в этой книге, но и те, с которыми малыши познакомились на занятиях рисованием, аппликацией. Эти сюжеты уточняются, расширяются, дополняются новыми деталями.
Организация занятий
Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Педагог должен сидеть за одним столом с детьми, чтобы иметь возможность помогать каждому ребенку. На первом этапе продолжительность занятий составляет около 10-15 минут, постепенно время их проведения можно увеличить. Во всех пластилиновых картинках присутствует сюжет. Чтобы закрепить навыки детей, рекомендуется повторять один и тот же сюжет несколько раз, используя его на нескольких занятиях. Занятия следует проводить в виде игры, сопровождая процесс работы с пластилином комментариями.
Порядок работы
Задания с использованием описанных приемов лепки можно разделить на следующие виды: 1) используется только прием надавливания, 2) используется только прием размазывания, 3) используются оба приема. Чтобы навыки лучше усвоились, быстрее закрепились и не смешивались, следует проводить обучение поэтапно: сначала научить надавливать на пластилин, затем его размазывать и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучение созданию пластилиновых картинок, приведенных ниже, должно проходить в порядке возрастания уровня сложности, поэтому следует начинать с создания простых картинок, переходя к более сложным постепенно. Если занятия проводятся с детьми старшего возраста, порядок работы можно менять произвольно, не останавливаться долго на изготовлении простых картинок. При создании пластилиновых картинок сложного содержания следует использовать одновременно оба приема (для этого можно соединять в одном сюжете несколько более простых разрозненных сюжетов).
|
Помощь
Пластилиновые шарики необходимо подготовить заранее. В дальнейшей работе предлагать малышам изготавливать самостоятельно по 1—3 шарика, не более, иначе занятие затянется, дети устанут и потеряют интерес к продолжению работы.
Дети раннего возраста пока не в состоянии представить картинку мысленно. Поэтому им необходима помощь при выборе места для расположения пластилина на листе. Помочь ребенку сориентироваться на листе можно следующими способами:
• выкладывать на картинку последовательно по одному пластилиновому шарику и предлагать ребенку надавить на него или размазать;
• выложить из шариков простой узор и предложить ребенку надавить на шарики или размазать их (такой вариант помощи можно использовать с детьми постарше, малыши могут неловкими движениями сдвинуть или разбросать шарики);
• предложить детям заготовку для пластилиновой картинки, на которой взрослый с помощью точек (или кружочков) и линий сделал карандашный набросок будущей картинки;
• сначала нарисовать картинку на листе бумаги вместе с ребенком или дать готовое изображение как образец, чтобы ребенок наглядно представил себе воплощение замысла.
Используйте различные варианты, и малыши постепенно будут все увереннее действовать на пространстве листа.
|
Хранение работ
У пластилина есть особенность — это жирный материал. Поэтому при изготовлении картинки на картоне он через некоторое время пропитается жиром, и работа будет выглядеть неопрятно. Такие пластилиновые картинки не стоит хранить долго. Мы советуем организовать выставку, а затем убрать работы (пластилин можно снять и использовать на следующих занятиях, а картон выбросить). Такой подход возможен в отношении простых работ — снежинки, зернышки и т. д. Когда планируете более сложную и соответственно более красочную картинку (мухомор, божья коровка, новогодняя елка и др.), подготовьте пластилиновую основу (с детьми постарше это можно сделать вместе). Такие картинки можно хранить долго, показывать друзьям и знакомым и даже использовать в качестве подарка.
Занятие 1. Покормим курочку
Цель занятия. Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; научить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы. Листы картона зеленого цвета по количеству детей (формат А4 или А5); желтый или коричневый пластилин, скатанный в маленькие шарики диаметром около 5 мм, из расчета 10—20 шариков на каждого ребенка; игрушка — пластмассовая или резиновая курочка.
Прием лепки. Надавливание.
Ход занятия
Начните занятие с игры.
Воспитатель. Смотрите — это поляна, на ней растет зеленая трава. Пришла курочка на поляну и говорит: «Ко-ко-ко! Хочу есть!» Что ест курочка? Правильно, зернышки. Ищет, ищет курочка зернышки на поляне — нет зернышек. Давайте покормим курочку, дадим ей вкусных зернышек.
|
Положите на зеленую «поляну» пластилиновый шарик и предложите малышу нажать на него пальчиком. Если ребенок затрудняется выполнить это действие, помогите ему, взяв его руку в свою и действуя его рукой (рис. 5).
Воспитатель. Вот зернышко и вот зернышко. Поклевала курочка зернышки и говорит: «Ко-ко-ко! Спасибо! Очень вкусные зернышки!»
Чтобы навык закрепился правильно, подойдите к каждому ребенку, помогите ему начать выполнять задание, проследите за выполнением. Затем предложите детям подготовленные шарики — пусть они берут их сами, кладут в нужное место и надавливают пальчиком.
Воспитатель. Курочка говорит: «Ко-ко-ко! Хочу еще зернышек». Давайте дадим курочке много зернышек!
После выполнения задания обыграйте результат: игрушечная курочка придет на каждую поляну, поклюет на ней зерно, похвалит каждого ребенка.
Рис.5
Занятие 2. Конфеты на тарелке
Цель занятия. Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы. Листы картона белого цвета формата А4 по количеству детей; пластилин красного, оранжевого и жел
того цветов, скатанный в маленькие шарики диаметром около 7—8 мм (10—15 шариков на каждого ребенка); 2—3 резиновые игрушки.
Прием лепки. Надавливание.
Ход занятия
Перед началом занятия подготовьте основу для пластилиновой картинки. Нарисуйте на листе белого картона круг диаметром около 15 см. Можно предложить заготовку в таком виде, но лучше вырезать круг по контуру.
Начните занятие с игры. Покажите детям лист с нарисованным кругом или вырезанный круг.
Воспитатель. Попробуйте догадаться, что это такое. Это тарелка. Какая у тарелки форма? (Обводящий жест рукой.) Правильно, круглая. А какого она цвета? Белого. На тарелке есть что-нибудь? Нет. А к нам сегодня придут гости. Давайте положим на тарелку конфеты.
Положите на «тарелку» пластилиновый шарик и предложите ребенку нажать на него пальчиком. Если ребенок затрудняется, помогите ему: взяв его руку в свою, действуйте его рукой. Шарики большого диаметра можно придавливать большим пальцем.
Воспитатель. Смотрите, вот конфета желтого цвета — лимонная, а вот конфета оранжевого цвета — апельсиновая, а эта конфета красная — малиновая. Давайте сделаем много конфет.
Чтобы навык закрепился правильно, подойдите к каждому ребенку, помогите ему начать выполнять задание, проследите за выполнением. Затем раздайте детям подготовленные шарики — пусть они сами берут их, кладут в нужное место и надавливают пальчиком.
Воспитатель. Какие красивые конфеты получились! Наверно, вкусные! А вот и гости идут. Тук, тук, тук! Кто там? Это я, собачка! Ав, ав! Здравствуй, собачка! Заходи к нам в гости! Угощайся, собачка, конфетами. Ам! Какая вкусная конфетка! Малиновая (рис.6).
После выполнения задания обыграйте результат: пусть игрушечные гости попробуют конфеты с каждой тарелки, не забудут похвалить каждого малыша.
Рис.6
Занятие 3. Витамины в баночке
Цель занятия. Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы. Листы картона белого цвета (половина формата А5) по количеству детей; пластилин ярких цветов, скатанный в маленькие шарики диаметром около 7—8 мм (10—15 шариков на каждого ребенка).
Прием лепки. Надавливание.
Ход занятия
Перед началом занятия подготовьте основу для пластилиновой картинки. Нарисуйте на листе белого картона контур банки высотой примерно 8—12 см. Можно предложить заготовку в таком виде, но лучше вырезать по контуру.
Раздайте детям «банки», вырезанные из картона.
Воспитатель. Смотрите, это банки. В них хранятся разноцветные витамины. Давайте сделаем витамины и положим в банки!
Положите «в банку» пластилиновый шарик и предложите малышу нажать на него пальчиком (рис. 7). Если ребенок затрудняется, помогите ему: взяв его руку в свою, действуйте его рукой. Шарики большого диаметра можно придавливать большим пальцем. Чтобы навык закрепился правильно, следует подойти к каждому ребенку, помочь ему начать выполнять задание, проследить за выполнением.
Затем предложите детям подготовленные шарики — пусть они сами берут их, кладут в нужное место и надавливают пальчиком.
Воспитатель. Вот какие замечательные получились у нас витамины! Их дают детям, чтобы они были здоровы.
Рис.7
Занятие 4. Снег идет
Цель занятия. Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы. Листы картона формата А4 черного, серого, синего или фиолетового цвета (в зависимости от того, какое время суток вы выберете для картинки — вечер может быть серым, а ночь черной, фиолетовой) по количеству детей; пластилин белого цвета, скатанный в маленькие шарики диаметром около 7 мм (10—20 шариков на каждого ребенка).
Прием лепки. Надавливание.
Ход занятия
Начните занятие с беседы.
Воспитатель. Помните, какой зимой шел снег? Снежинки кружились в воздухе и падали на землю. Скажите, снег холодный или теплый? Холодный. А какого он цвета? Правильно, белый. Давайте сделаем снег из пластилина. Наш снег будет идти темной ночью. Вот такая у нас будет черная ночь.
Раздайте детям картон, предложите подготовленные вами шарики, попросите положить их в нужное место на картине и надавить на них пальчиком.
Воспитатель. Смотрите, пошел снег. Сначала одна снежинка. Затем еще одна. Еще и еще... Какая красивая зимняя ночь получилась!
Занятие 5. Мухомор
Цель занятия. Научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы. Листы картона формата А5 белого цвета (с заранее подготовленным рисунком или аппликацией) по количеству детей; пластилин белого цвета; игрушка или рисунок с изображением мухомора.
Приемы лепки. Отщипывание, скатывание (1-й способ), надавливание.
Ход занятия
Перед началом занятия подготовьте основу для создания пластилиновой картинки — изображение на картоне гриба мухомора. Для этого вырежьте из бумаги красного цвета шляпку и наклейте ее на лист, а ножку нарисуйте.
Начните занятие с загадки.
Воспитатель. Послушайте загадку. Попробуйте догадаться, о чем она.
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый...
Воспитатель. Правильно, это мухомор!
Покажите детям игрушечный мухомор или картинку с его изображением.
Воспитатель. Давайте внимательно рассмотрим мухомор. Вот у него ножка. А это шляпка. А что у мухомора на шляпке? Белые крапинки.
Раздайте детям заготовки с изображением мухоморов и белый пластилин.
Воспитатель. Посмотрите, у вас на картинках тоже изображен мухомор. Только чего-то у него не хватает. Кто догадался? Правильно, белых крапинок на шляпке. Давайте приделаем на шляпку мухомора белые крапинки, чтобы все узнали его, не стали срывать и есть ядовитый гриб.
Предложите детям сделать крапинки: отщипывая маленькие кусочки пластилина, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шарики. Чтобы навык закрепился правильно, следует подойти к каждому ребенку, помочь ему начать выполнять задание, проследить за выполнением. Попросите детей самостоятельно изготовить по 2—3 шарика, остальные подготовьте заранее. Затем предложите самостоятельно прилепить белые шарики к шляпке мухомора методом надавливания. Всего на шляпке должно быть 5—10 крапинок (рис. 8).
Если уровень развития у детей мелкой моторики и навыки работы с пластилином позволяют, то можно вместе с ними изготовить шляпку гриба из пластилина. Для этого пластилин красного цвета размазывается на картонной основе, на которой предварительно изображается контур гриба.
Рис.8
Занятие 6. Яблоки
Цель занятия. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 7—10 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы. Листы картона формата А4 или А5 белого цвета с заготовками (рисунок или аппликация) по количеству детей; пластилин красного, желтого, зеленого цвета в брусках, а также пластилин, скатанный в шарики.
Приемы лепки. Отщипывание, скатывание (1-й способ), надавливание.
Ход занятия
Перед началом занятия необходимо подготовить основу для создания пластилиновой картинки — изображение дерева (ствол и зеленая крона) на картоне. Для этого сделайте аппликацию из цветной бумаги — зеленая крона и коричневый ствол либо нарисуйте контур дерева цветными фломастерами. Аппликацию можно заранее подготовить вместе с детьми на другом занятии.
Раздайте детям заготовки с изображением дерева и пластилин.
Воспитатель. В нашем саду выросли деревья. Это яблони. Но на них чего-то не хватает. Правильно, на ветках нет яблок. Давайте мы их сделаем и повесим на ветки. Кто скажет, какие бывают яблоки? Правильно, большие и маленькие. А какого цвета? Красные, желтые, зеленые. Выберете цвет яблок, которые будут расти на вашем дереве, и возьмите пластилин такого же цвета.
Предложите детям сделать яблоки: отщипывая маленькие кусочки пластилина, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шарики. Чтобы навык закрепился правильно, следует подойти к каждому ребенку, помочь ему начать выполнять задание, проследить за выполнением. Предложите детям самостоятельно изготовить по 2—4 шарика, остальные подготовьте заранее. Затем попросите прикрепить шарики к кроне дерева, используя метод надавливания. На яблоне можно расположить 6—10 яблок (рис.9).
Если уровень развития у детей мелкой моторики и навыка работы с пластилином позволяют, то можно вместе с ними изготовить крону дерева из пластилина зеленого цвета.
Для этого пластилин зеленого цвета размазывается на картонной основе, на которой предварительно изображается контур дерева. Ствол дерева дети могут сделать из пластилина коричневого цвета или раскрасить фломастером.
Рис.9
Занятие 7. Божья коровка
Цель занятия. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга, соблюдать симметричность рисунка; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы. Листы картона формата А5 белого цвета с заготовками (рисунок или аппликация) по количеству детей; пластилин черного цвета; игрушка — божья коровка или ее изображение.
Приемы лепки. Отщипывание, скатывание (1-й способ), надавливание.
Ход занятия
Перед началом занятия подготовьте основу для создания пластилиновой картинки — изображение на картоне божьей коровки. Это можно сделать посредством аппликации и рисунка. Наклейте в центре листа красный круг — это тело божьей коровки. Вертикальной линией черного цвета разделите круг пополам, дорисуйте голову, пару усиков и шесть лапок.
Начните занятие с игры. Покажите детям божью коровку или ее изображение.
Воспитатель. Посмотрите, кто это к нам в гости пришел? Узнаете? Это божья коровка. Кто помнит стихотворение про божью коровку?
Вместе с малышами вспомните стихотворение. Произносите первые слова, побуждая детей договаривать конец строки (в тексте выделено курсивом).
Божья коровка, Черная головка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого.
Раздайте детям заготовки с изображением божьих коровок без пятнышек на спинках и черный пластилин.
Воспитатель. Посмотрите, у вас на картинках тоже нарисованы божьи коровки. Только чего-то у них не хватает. Кто догадался? Правильно, черных пятнышек на спинке. Давайте сделаем им пятнышки!
Предложите детям подготовить пластилиновые шарики: отщипывая маленькие кусочки пластилина, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шарики. Предложите детям самостоятельно изготовить по 2—4 шарика, остальные подготовьте заранее.
Затем предложите самостоятельно прикрепить черные шарики к спинке божьей коровки с помощью приема надавливания. Учите при этом соблюдать симметрию относительно средней линии. Если малыши затрудняются, нарисуйте точки в местах, куда следует прилепить шарики, чтобы было легче ориентироваться. Всего на шляпке должно быть 6 крапинок (рис. 10).
Если уровень развития у детей мелкой моторики и навыка работы с пластилином позволяют, то можно вместе с ними изготовить спинку божьей коровки из пластилина. Для этого пластилин красного цвета размазывается на картонной основе, на которой изображен контур божьей коровки.
Воспитатель. Какая красивая божья коровка у вас получилась! Молодцы!
Занятие 8. Салют
Цель занятия. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 7—10 мм, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы. Листы картона черного цвета формата А4 по количеству детей; пластилин ярких цветов в брусках; пластилин, скатанный в шарики диаметром около 7 мм, из расчета 10—15 шариков на каждого ребенка.
Приемы лепки. Отщипывание, скатывание (1-й способ), размазывание.
Ход занятия
Начните занятие с беседы.
Воспитатель. Кто из вас видел праздничный салют? Расскажите, каким бывает салют {яркий, сверкающий).
Раздайте детям картон и пластилин в брусках. Предложите сделать пластилиновые шарики: отщипывая маленькие кусочки пластилина, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шарики. Чтобы навык закрепился правильно, следует подойти к каждому ребенку, помочь ему начать выполнять задание, проследить за выполнением. Предложите детям самостоятельно изготовить по 2—4 шарика.
Попросите детей взять по одному шарику и расположить в верхней части листа, затем надавить на шарик указательным пальцем и движением сверху вниз размазать его на картоне. Те же действия следует произвести с остальными шариками. Когда дети используют свои заготовки, предложите им шарики, скатанные вами заранее.
Воспитатель. Какого цвета салют мы изобразим вначале? Выберете шарик красного (желтого, зеленого и т. д.) цвета. Положите его в верхней части листа, нажмите пальчиком и размажьте — вот так!
Чтобы навык закреплялся правильно, следует подойти к каждому ребенку, помочь ему выполнить задание, проследить за выполнением. Чтобы ребенок ощутил движение, следует взять руку ребенка в свою и действовать его рукой. В дальнейшем предложите малышам работать самостоятельно.
Воспитатель. Вот одна вспышка салюта — красная. Давайте сделаем такую картинку, чтобы в небе было много огоньков разного цвета. Вот какой красивый салют получился у нас в ночном небе!
В простом варианте вспышка салюта состоит из одного огонька (один мазок), в более сложном варианте — из нескольких огоньков, в этом случае вспышка салюта похожа на цветок (несколько мазков) (рис. 11).
Рис.11
Занятие 9. Дождик
Цель занятия. Продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы. Листы картона серого или голубого цвета формата А5 по количеству детей; синий или голубой пластилин.
Прием лепки. Размазывание.
Ход занятия
Перед началом занятия подготовьте основу — «тучку на небе». Для этого скатайте из пластилина шар, расплющите его и вытяните в овал. Приложите расплющенный овал к верхней части листа картона и, надавливая сверху ладонью, прилепите его.
Раздайте детям заготовки.
Воспитатель. Смотрите, какая туча появилась в небе, закрыла солнышко. Сейчас дождь пойдет!
Предложите детям нажать пальчиком на нижнюю часть тучи и оттянуть палец вниз, чтобы получилась дождевая струя (рис. 12).
Воспитатель. Кап, кап! Вот какой дождь! Дождик капает и капает — кап, кап, кап!
Предложите малышам действовать самостоятельно. Чтобы струи дождя получались длиннее, надо сильнее нажимать на пластилин. Если возраст и уровень развития у детей навыка работы с пластилином позволяют, то можно вылепить тучу вместе с ними.
Рис. 12
Занятие 10. Солнышко
Цель занятия. Продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы. Листы картона синего или голубого цвета формата А5 по количеству детей; пластилин желтого цвета.
Прием лепки. Размазывание.
Ход занятия
Перед началом занятия подготовьте основу — «солнышко в небе». Для этого скатайте из пластилина желтого цвета шарик, затем расплющите его и придавите к картону в центре листа.
Раздайте детям заготовки.
Воспитатель. У вас на картинках голубое небо. А в небе светит солнышко. Только светит оно слабо, совсем не греет. Как вы думаете, почему? Потому что у солнышка нет лучей. Давайте ему поможем и сделаем лучи — вот так.
Предложите детям нажать пальчиком на край пластилинового солнца, надавить посильнее и оттянуть палец вниз или в сторону — так получается солнечный луч (рис. 13).
Воспитатель. Вот какой получился луч! Давайте сделаем солнышку много лучей! Теперь оно светит ярко!
Предложите малышам действовать самостоятельно. Чтобы солнечные лучи получались длиннее, надо сильнее нажимать на пластилин. Для удобства работы можно поворачивать заготовку (легче всего выполнять действия в направлении сверху вниз или слева направо правой рукой).
Рис.13 |
Занятие 11. Ежик
Цель занятия. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм; учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы. Листы картона светлого цвета формата А4 с изображением контура ежика по количеству детей; пластилин серого или черного цвета в брусках; пластилин, скатанный в шарики диаметром около 7 мм, из расчета 10—15 шариков на каждого ребенка; игрушечный ежик.
Приемы лепки. Отщипывание, скатывание (1-й способ), размазывание.
Ход занятия
Перед началом занятия необходимо подготовить основу для создания пластилиновой картинки — изображение контура ежика без иголок: тело, ножки, хвостик. Начните занятие с игры; покажите детям игрушечного ежика.
Воспитатель. Кто это бежит по дорожке? Это ежик! Посмотрите, что растет у ежика на спине? Иголки!
Раздайте детям заготовки с изображением ежика без иголок.
Воспитатель. Вот картинки с изображением ежика. Ой! Какой-то он странный! Кажется, у ежика чего-то не хватает. Правильно, иголок нет! Давайте скорее сделаем ежику иголки! Вот так!
Предложите детям изготовить пластилиновые шарики для иголок: отщипывая маленькие кусочки пластилина, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шарики. Дети скатывают по 2—4 шарика, остальные шарики подготовьте заранее. Затем предложите детям положить пластилиновый шарик над контуром спинки ежика, нажать на него пальчиком и оттянуть палец вниз (рис. 14).
Воспитатель. Получилась иголка! Давайте сделаем ежику много иголок!
На спине у ежика можно расположить 10—15 иголок.
Рис.14
Занятие 12. Ягодная поляна
Цель занятия. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы. Листы картона формата А4 светлого цвета (белый, голубой или желтый) по количеству детей; пластилин зеленого и красного цвета в брусках; пластилин, скатанный в шарики диаметром 5—7 мм, из расчета 10—15 шариков на каждого ребенка.
Приемы лепки. Отщипывание, скатывание (1-й способ), надавливание, размазывание.
Ход занятия
Перед началом занятия необходимо подготовить основу для создания пластилиновой картинки. Для этого нарисуйте в нижней части листа картона горизонтальную линию — это «земля», а в верхней части изобразите солнце.
Раздайте детям заготовки.
Воспитатель. Посмотрите на картинку. Внизу находится земля. А наверху светит солнышко. Оно согрело землю, из которой вот-вот вырастет густая зеленая травка. Давайте сделаем травку.
Раздайте детям зеленый пластилин и предложите скатать несколько пластилиновых шариков, остальные подготовьте заранее. Затем предложите детям положить пластилиновый шарик над «линией земли», нажать на него пальчиком и оттянуть палец вниз — получится травинка. Чтобы детям было удобнее выполнять задание, можно нарисовать точки, на которые следует положить пластилиновые шарики. Еще более легкий вариант — нарисовать точки и линии (рис. 15).
Воспитатель. Вот какая получилась поляна! Солнышко пригрело травку, и в травке сейчас созреют красные ягоды. Давайте сделаем ягоды.
Рис.15
Предложите детям самостоятельно сделать по 3—4 красных шарика для ягод, остальные шарики подготовьте заранее. Затем предложите детям положить пластилиновый шарик на верхний конец травинки и нажать на него пальчиком — получится ягода.
Воспитатель. Вот какие ягоды созрели на поляне!
Занятие 13. Цветы
Цель занятия. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы. Листы картона разного формата в зависимости от количества изображений на одном листе (цвет можно подобрать с детьми) по количеству детей; пластилин разных цветов; игрушка — кукла.
Приемы лепки. Отщипывание, скатывание (1-й способ), надавливание, размазывание.
Ход занятия
Перед началом занятия подготовьте основу для создания пластилиновой картинки. На этом занятии рекомендуется использовать схематичное изображение в виде линий (для размазывания) и кружочков (для надавливания). Можно нарисовать на картоне (половина формата А5) один цветок или на картоне формата А4 в течение нескольких занятий изобразить цветы разных видов.
Раздайте детям заготовки и пластилин. Объясните, что там, где нарисованы линии, следует размазывать пластилин, а там, где нарисованы кружочки, его придавливать.
Воспитатель. Сегодня у нашей куклы день рождения. Давайте подарим ей цветы. Какого цвета они будут? Выбирайте. Например, серединка желтая, лепестки красные, а стебель и листочки зеленые.
Предложите детям подготовить пластилиновые шарики соответствующих цветов. Не забудьте заготовить часть шариков заранее.
Затем предложите детям положить пластилиновые шарики на изображения кружочков и придавить пальчиком, а затем в соответствующих частях цветка размазать их (рис. 16).
Воспитатель. Готов наш цветок! Какой красивый! Возьми, кукла, цветок. С днем рождения тебя!
Цветы могут быть разные по цвету и по форме. Познакомьте детей сначала с одним видом цветов, затем с другим, третьим. В дальнейшем дети могут подбирать форму и цвет самостоятельно, составлять из цветов букеты.
Рис. 16
Занятие 14. Наряжаем елку
Цель занятия. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы. Листы картона формата А4 или А5 (цвет можно подобрать с детьми) по количеству детей; пластилин разных цветов.
Приемы лепки. Отщипывание, скатывание (1-й способ), надавливание, размазывание.
Ход занятия
Перед началом занятия подготовьте основу для создания пластилиновой картинки. На этом занятии рекомендуется использовать схематичное изображение в виде линий (для раз мазывания) и кружочков (для надавливания). Изображение можно варьировать по степени сложности (рис. 17).
Раздайте детям заготовки и пластилин. Объясните, что там, где нарисованы линии, следует размазывать пластилин (ветки елки), а там, где нарисованы кружочки, придавливать его (елочные шары).
Воспитатель. Давайте сделаем новогоднюю елку — красивую, нарядную!
Предложите детям подготовить пластилиновые шарики соответствующих цветов (не забудьте часть шариков заготовить заранее). Затем предложите им размазать зеленый пластилин в соответствии с линиями, чтобы получилась елка, положить разноцветные пластилиновые шарики на изображения кружочков и придавить пальчиком.
Воспитатель. Вот у елки ствол, а вот ветки. А теперь нарядим нашу елочку — повесим на нее разноцветные шары. Вот красный шар. Вот синий шар. А это желтый шар. Много на елке ярких разноцветных шаров — она стала красивой и нарядной!
Рис. 17
Занятие 15. Красивая тарелка
Цель занятия. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы. Заготовки из картона (белые круги диаметром 15—20 см по количеству детей); пластилин разных цветов.
Приемы лепки. Отщипывание, скатывание (1-й способ), надавливание, размазывание.
Ход занятия
Перед началом занятия подготовьте основу для создания пластилиновой картинки. На этом занятии рекомендуется использовать схематичное изображение узора на тарелке в виде линий (для размазывания) и кружочков (для надавливания).
Раздайте детям заготовки и пластилин. Объясните, что там, где нарисованы линии, следует размазывать пластилин, а там, где нарисованы кружочки, придавливать его.
Воспитатель. Посмотрите, это тарелки. Тарелки просто белые, совсем неинтересные. Давайте украсим их — сделаем на них узор из пластилина.
Предложите детям подготовить пластилиновые шарики (цвета они выберут сами), не забудьте часть шариков заготовить заранее. Затем предложите им положить пластилиновые шарики на изображения кружочков, придавить пальчиком и размазать в соответствии с линиями на узоре (рис. 18).
Воспитатель. Вот какие у вас получились красивые, праздничные тарелки! Молодцы!
Узоры могут быть разные по цвету и форме. Украшением тарелок можно заниматься в течение нескольких занятий. На первом занятии предложите детям заготовки с нанесенным рисунком, на следующих — заготовки без рисунка, чтобы дать возможность детям придумать свой собственный узор. Рисунок может быть с соблюдением ритма и без него.
Рис. 18
Освоение приема вдавливания
Цели и задачи
• Обучение навыкам работы с тестом и пластилином: освоение
приема вдавливания предметов в пластичный материал; созда
ние сюжетных картинок на пластилиновой основе или основе
из теста с использованием различных предметов и материалов.
• Формирование интереса к лепке.
• Развитие пространственных представлений.
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие речи.
• Ознакомление с окружающим миром.
• Развитие эмоций и фантазии.
Материалы
Мягкое тесто разных цветов, мягкий пластилин разных цветов, плотный картон разного формата, мелкие предметы и подручные материалы — крупы, семена, камешки, ракушки, пуговицы, бусины, крышки от бутылок, палочки и пр. Используемые приемы лепки
Вдавливание — расположение предметов на основе из пластичного материала и прикрепление их путем нажатия.