ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ
ПРИ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
I. Общие положения
1. Логопедический пункт является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) любого вида.
2. Логопедический пункт открывается органами управления образованием при наличии соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, программно-методических и кадровых условий.
3. Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание ДОУ вводится должность учителя-логопеда (из расчета, не более 25 детей с нарушениями речи, в возрасте 4,5 – 7 лет на одну ставку). Приказ Департамента образования
Г. Москвы № 2-34-20 от 11.08.2005
ПРИМЕЧАНИЕ: должность учителя – логопеда в ГОУ компенсирующего вида вводится в штатное расписание из расчета одна единица на каждые 10 детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, алалией, дизартрией, ринолалией, афазией, заиканием), или на каждые 12 детей с фонетико-фонематическими нарушениями /дети старше 5 лет/, или на каждые 15 детей с нарушениями фонетического /фонематического/ строя речи. Осуществляется оказание необходимой коррекционной логопедической помощи детям от 2-х до 7 лет, имеющим нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и задержку психического развития. Нарушение речи у данной категории детей носит вторичный характер. Наполняемость группы в течение всего учебного года составляет не менее 10 -12 человек с возможной сменой списочного состава детей в зависимости от их речевых нарушений и сроков оказания логопедической помощи
(п.33, п. 43 Типового положения о ДОУ, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666, письмо Департамента образования города Москвы от 11.08.2005 №2-34-20 «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования»)
|
4. Цель деятельности логопедического пункта: раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- осуществление диагностики речевого развития детей;
- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально- личностных особенностей детей;
- взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями;
- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.
Направления деятельности:
- диагностическое;
- коррекциопно-развивающсе (создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего вида деятельности);
- информационно-методическое:
§ оказание консультативной помощи педагогам и родителям;
§ организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-
развивающего процесса;
§ организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в соответствии с требованиями к его оснащению (приложение 1);
|
§ сбор информации о деятельности логопедического пункта и её анализ (приложение 2).
5. Общее руководство и ответственность за деятельность учителя-логопеда несет руководитель ДОУ.
II. Организация логопедической работы
1. Комплектование логопедического пункта осуществляется:
- на основании медицинских показаний и заключений ПМПК:
с ОНР на 2-3 года
с ФФНР на 1 год
с фонетическим (фонематическим) недоразвитием на полгода;
- при соблюдении санитарно-гигиенических условий (наличие отдельного входа, справки о здоровье ребенка) возможно оказание логопедической помощи детям, не посещающим ДОУ, но проживающим в данном микрорайоне.
2. Обследование детей на логопедическом пункте осуществляется с 15 по30мая и с 1 по 15 сентября, а также в течение года по необходимости.
Данные об обследованных на логопункте детях вносятся учителем-логопедом в журнал регистрации (приложение 3).
3. На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заполняется речевая карта
(приложение 4 ).
Преимуществом при зачислении на логопедический пункт пользуются дети недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению образовательных программ ДОУ или вызываю появление вторичных нарушений социального характера.
5. Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные и групповые занятия, Количество и продолжительность занятий зависят от возрастных особенностей ребенка (от 15 до 25 минут не менее.2-3 раз в неделю с каждым ребенком). Темы групповых и индивидуальных занятий с детьми и учет посещаемости детей отражаются в журнале логопедических занятий (приложение 5);
|
6. Периодичность и продолжительность занятий зависят от режима работы дошкольного образовательного учреждения, а также от степени тяжести речевого нарушения.
7. Индивидуальные занятия с детьми по коррекции нарушений звукопроизношения целесообразно проводить не менее 3-х раз в неделю
8. Выпуск детей осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
9. В случаях длительного отсутствия положительной динамики родителям ребёнка (законным представителям) может быть рекомендовано обратиться в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (невро-
логом, психиатром, отоларингологом и другими) или в психолого-медико-педагогическую комиссию для уточнения диагноза.
10. Ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте несет учитель-логопед;
11. Распределение рабочего времени учителя-логопеда осуществляется следующим образом: 75% - работа с детьми, 15% — консультативно-методическая работа, 10% - работа с документацией