Ворог Пальма салю гало| зака| ла||к жел 6 глава




Оборудование: картинки с изображением Айболита, а также картинки или игрушки, изображающие зверей, птиц и насекомых.

Методические рекомендации. Логопед говорит детям о том, что к Айболиту на прием пришли разные зверюшки, птицы и насекомые. Придумайте, что болит у каждого пациента. Скажите, кому, что вылечил Айболит.

Образец ответа учеников: Зайке Айболит вылечил лапку. Комарику Айболит вылечил крылышко. Обезьянкам Айболит вылечил животики. Жирафу Айболит вылечил горлышко и т. д.

6. Рассмотрите картинки. Составьте по ним предложения из четырех слов.

Начертите схемы этих предложений. Назовите главные слова.

Примерный перечень картинок: девочка несет очки бабушке; мальчик подает палку дедушке; парикмахер стрижет волосы мальчику.

Стр. 65

 

7. Назовите героев сказок. Прослушайте начало предложения и самостоятельно закончите его.

Перечень картинок: Железный Дровосек, Черная курица, Храбрый портняжка, Василиса Прекрасная, Снежная Королева, Красная Шапочка, Серебряное Копытце, Серый волк, стойкий оловянный солдатик.

Методические рекомендации. Логопед выставляет на фланелеграф картинки и следит за тем, чтобы дети правильно называли их (Железный Дровосек, Черная курица и т. д.). Затем логопед произносит начало предложения, дети заканчивают его по смыслу. При затруднении логопед показывает на соответствующую картинку. Ученики должны четко проговаривать падежные окончания.

Гудвин подарил сердце (кому?).... Алеша помог (кому?).... Великан не смог навредить (кому?).... Иван-царевич был благодарен (кому?).... Даренка обрадовалась (кому?).... Кай очень понравился (кому?).... Иван-царевич поверил (кому?).... Мама дала пирожки и горшочек масла (кому?).... Танцовщица очень понравилась (кому?)....

8. Игра «Магазин игрушек».

Оборудование: картинки с изображением доктора Айболита, Кота в сапогах, куклы, зайца, Незнайки или эти же игрушки; предметы, принадлежащие этим персонажам: градусник, шпага, барабан, шляпа, сумочка.

Методические рекомендации. Логопед говорит, что однажды дверь магазина распахнулась, и ворвавшийся ветер сдул с голов игрушек шляпы и унес предметы. Надо помочь игрушкам отыскать свои предметы. Затем спрашивает: Кому мы вернем градусник? шляпу с пером и шпагу? и т. д. Дети отвечают полным предложением: Градусник вернем доктору Айболиту.

Родительный падеж

1. Запомните ряд картинок. Скажите, чего не стало.

Примерный перечень картинок: воробей, кровать, весла, ножницы, шкаф, тетрадь, кольцо, брюки.

Методические рекомендации. Логопед выставляет на фланелеграф первые четыре картинки, предлагает детям посмотреть на них, запомнить, затем закрыть глаза. После этого логопед убирает две картинки и спрашивает, чего не стало. Ученики отвечают: Кровати, ножниц. Постепенно количество картинок, выставляемых на фланелеграф, увеличивается до 7—8, а количество убираемых — до 4—5.

2. Рассмотрите картинки. Скажите одним словом, чего не хватает на рисунке.

Примерный перечень картинок: лыжник без лыж, дровосек без топора, фигурист без коньков, барабанщик с барабаном, но без палочек, охотник без ружья.

Методические рекомендации. Логопед показывает одну картинку и спрашивает у детей: Чего здесь не хватает? Ученики повторяют вопрос и отвечают, одним словом: Чего? Лыж.

3. Игра-лото «Чего много?».

Стр.66

 

Оборудование: у учеников большие карты с изображением групп предметов, у логопеда маленькие карточки с изображением одного предмета.

Методические рекомендации. Логопед говорит: У меня одна вилка. Ученик, у которого на карте есть вилки, говорит: У меня много вилок. Логопед отдает ему карточку, если он правильно произнес слово.

4. Прослушайте текст. Ответьте предложением на вопрос: чьи ноги видела

медянка?

Оборудование: сказка В. Бианки «Чьи ноги лучше?»; предметные картинки с изображением животных и птиц, упоминаемых в сказке.

Методические рекомендации. Логопед читает ученикам сказку и выставляет на фланелеграф картинки, изображающие ее персонажей. После чтения сказки ученики называют выставленные картинки, и логопед просит их сказать, чьи ноги видела медянка. Ученики отвечают стереотипным предложением: Медянка видела ноги цапли. Медянка видела ноги утки и т. д.

5. Игра «У кого чего много?».

Примерный перечень картинок: вилки, тетради,

столы, ручки, кубики, карандаши.

Методические рекомендации. Логопед раздает детям по одной картинке. Начинает игру, например, Саша. Он говорит Тане, не показывая ей свою картинку: У меня много.... Таня спрашивает: чего? Саша отвечает:... вилок. Таня поворачивается к Сереже и говорит: У Саши много вилок. А у меня много.... Сережа спрашивает: чего? Таня отвечает:... тетрадей. И т. д. по цепочке. Логопед не вмешивается в игру, а только следит за правильностью ответов.

6. Игра «Отгадайте желание».

Примерный перечень картинок: колбаса, сыр, конфеты, орехи, морковь, кефир, сахар, яйца.

Методические рекомендации. Логопед выставляет все картинки на фланелеграф и дает задание: «Я загадаю желание, а вы должны его угадать, посмотрев на картинки». Логопед начинает предложение, ученики заканчивают его по смыслу одним словом, опираясь на картинки, потом проговаривают предложение целиком.

Образец ответа: колбасы. Вы отрежете кусочек колбасы.

Я отрежу кусочек.... Я возьму горсть.... Я съем немного.... Я куплю килограмм.... Я куплю сто грамм.... Я принесу несколько.... Я выпью стакан.... Я хочу чашку.... Я возьму два кусочка.... Я сварю три....

7. Рассмотрите и назовите картинки. Подберите к названиям картинок слова,

обозначающие признаки. Скажите, чего у вас нет.

Оборудование: группы картинок: 1) красный платок, желтая майка, зеленое полотенце, синие брюки; 2) деревянный молоток, стальная пила, ситцевое платье, резиновые галоши; 3) горький перец, сладкая груша, кислое яблоко, соленые огурцы.

Методические рекомендации. Логопед раздает ученикам по одной картинке из каждой группы. Дети подбирают признаки к нарисованному предмету. При необходимости логопед помогает детям. Затем он вызывает одного ученика

Стр.67

 

и спрашивает: «Что у тебя есть?» (Красный платок.) «Чего у тебя нет?» Ученик смотрит на картинки других детей и отвечает: Желтой майки, зеленого полотенца, синих брюк.

8. Игра «У кого чего много?».

Оборудование аналогично заданию 5.

Методические рекомендации. Перед началом игры логопед помогает детям подобрать признак к предметам, изображенным на картинках, затем дети спрашивают друг друга аналогично тому, как описано в задании 5, и отвечают на поставленные вопросы, вводя в ответ признаки предметов, например: У меня много....— Чего? —... деревянных ложек.— У Саши много деревянных ложек. А у меня много....— Чего? -... острых вилок и т. д.

9. Игра «Отгадай желание».

Оборудование аналогично заданию 6.

Методические рекомендации. Игра проводится аналогично игре, описанной в задании 6..Выставив картинки, логопед предлагает детям подобрать признаки к каждому продукту, например: вареная колбаса, свежий' сыр, шоколадные конфеты и т. д. Эти признаки дети должны употребить в ответах: Я отрежу кусочек....— Вареной колбасы.— Вы отрежете кусочек вареной колбасы.

Творительный падеж

1. Скажите, чем пользуются в работе люди названных профессий.

Примерный перечень картинок: молоток, рубанок, пила; игла, ножницы, сантиметровая лента; кисть, карандаш, краски; расческа, ножницы, фен.

Методические рекомендации. Логопед выставляет на фланелеграф картинки группами, например: молоток, рубанок, пила — и предлагает детям назвать их. Затем он произносит начало предложения и спрашивает, чем? ученики заканчивают предложение одним словом, четко проговаривая его окончание, например: Столяр работает (чем?)... (молотком, рубанком, пилой).

2. Закончите предложение, подобрав слово по смыслу и ответив на вопрос. Сено сгребают (чем?).... Гвозди вытаскивают (чем?).... Температуру измеряют (чем?).... Гвозди забивают (чем?).... Дрова колют (чем?).... Волосы расчесывают (чем?).... Дрова пилят (чем?).... Зубы чистят (чем?)....

3. Скажите, чем вы угостите гостей.

Методические рекомендации. Логопед просит детей представить себе, что к ним пришли в гости друзья. Ученики говорят, чем они будут угощать своих гостей: И угощу гостей яблоками. Я угощу гостей конфетами. Я угощу гостей пирогом.

4. Составьте предложения по двум опорным словам.

Методические рекомендации. Логопед называет два слова в начальной форме, например: чай, ложка. Ученики составляют предложение, например: Чай мешают ложкой. Логопед следит за правильным употреблением формы творительного падежа.

Чай, ложка; картина, краски; щетка, зубы; руки, полотенце; рот, салфетка; платье, утюг; ковер, пылесос; пыль, тряпка; цветы, вода; ткань, ножницы; кофта, спицы.

Стр.68

 

5. Послушайте предложения, которые составил Незнайка. Объясните Незнайке его ошибки.

Образец ответа учеников: Картину рисуют красками, а щеткой чистят зубы.

Картинку рисуют щеткой. Платье гладят пылесосом. Зубы чистят полотенцем. Ткань режут спицами. Ковер чистят салфеткой. Цветы поливают водой.

6. Рассмотрите и назовите картинки. Закончите предложение, вставив по

смыслу данные пары слов. Повторите предложение целиком.

Примерный перечень картинок: зубная паста, зубная щетка, носовой платок, туалетное мыло, хозяйственное мыло, стиральный порошок, грецкие орехи, подсолнечное масло, банка со сгущенным молоком.

Методические рекомендации. Логопед следит за тем, чтобы дети называли картинку словосочетанием: зубная паста, а не просто паста. Затем произносит начало предложения' дети закапчивают его, опираясь на картинки.

Зубы чистят Нос вытирают Руки моют

Белье стирают Елку украшают Сковороду смазали Оладьи полили.'

7. Игра «Новогодние превращения».

Методические рекомендации. Логопед говорит детям, что Дед Мороз дарит подарки под Новый год только хорошим, добрым, смелым, поэтому все лесные жители и все дети хотят стать лучше, например, злой волк хочет стать добрым волком. Затем логопед называет словосочетание, дети заменяют слово, обозначающее признак, на противоположное по значению и ставят его в форму творительного падежа.

Образец: трусливый заяц — храбрым зайцем. болтливая сорока, неуклюжий медведь, глупый осел, неряшливый мальчик, жадная девочка, грубый мальчик, слабый мальчик

8. Прослушайте слова, составьте из них предложения. Начертите графические схемы этих предложений, назовите главные слова.

девочка, гладить, платье, горячий, утюг. Мама, чистить, ковер, новый, пылесос. Спортсмены, идти, стройные ряды. Лена, любоваться, красивые, бабочки. Света, увлекаться, почтовые, марки. Мальчики, заниматься, столярное, дело. Художник, рисовать, масляные, краски. Дети, украшать, елка, разные, игрушки

9. Рассмотрите картинки. Составьте по ним предложения. Начертите графические схемы этих предложений. Назовите главные слова.

Примерный перечень картинок: девочка вышивает салфетку разноцветными нитками; мальчик рисует шар красным карандашом; девочка укутала шею теплым шарфом; мальчик порезал палец острым ножом; маляр красит забор синей краской; кондитер украсил торт шоколадным кремом; мама угощала гостей вкусным пирогом.

Стр.69

 

Работа над предлогами

 

После того как дети научились правильно употреблять слова в различных падежных формах, можно перейти к работе над предлогами.

Так как ученики, страдающие речевыми нарушениями, не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому в устной и письменной речи они либо пропускают предлоги, либо соединяют их с последующим словом, например: «Солнышко спряталось тучу»; «На стене висит картинка». Непонимание детьми смысла предлогов также является одной из причин того, что ученики путают понятия «предлог» и «приставка» и пишут приставки отдельно, например: «На ступила зима». К моменту поступления в школу в активном словаре детей могут отсутствовать некоторые предлоги, например, над, под, из-за, из-под и др. Ученики могут понимать их пространственное значение, но в устной речи произносят их как «на», «па», «из». Поэтому и в письменной речи у них возникает смешение предлогов на — над, по — под, из — из-за, из — из-под и др.

Работая над предлогами, логопед должен ставить перед собой следующие основные задачи:

1) сформировать представление о смысловом (семантическом) значении предлогов;

2) сформировать представление о предлоге, как об отдельном слове;

3) сформировать навык правильного употребления той падежной формы имени существительного, которую требует связанный с существительным предлог, т. е. навык предложного управления (грамматическое значение предлога);

4) научить детей правильно произносить предлоги, а затем и правильно писать их.

Начиная работу над предлогами, логопед должен дать ученикам представление о том, что понять расположение предметов в пространстве нам помогают маленькие слова1. Чтобы проверить это, он раздает ученикам небольшие предметы (например, кубики) и предлагает положить эти предметы на стол, под стол, в стол, за стол, у стола и т. д. Затем дается такое же задание, не употребляя предлога (Положите кубики стол). Выясняется, что дети не знают, куда надо положить предмет, поскольку не было названо маленькое, но очень важное слово.

Логопед объясняет ученикам, что эти маленькие слова помогают нам понять, где находится предмет, поэтому без них нельзя обойтись. Без маленьких слов не получается предложение.

Каждое маленькое слово имеет свое значение, и их нельзя

' Термином «предлоги» логопед может пользоваться только тогда, когда этот термин будет введен учителем в классе в соответствии с программой обучения родному языку.

Стр.70

 

путать. Например, слово на (следует задание положить предмет на стол, на книжку, на тетрадь, на руку, на пол и т. д.) обозначает, что предмет лежит сверху, на поверхности чего-либо. А маленькое слово под (следует задание положить предмет под стол, под книгу, под тетрадь, под руку и т. д.) обозначает, что предмет находится внизу, под поверхностью чего-либо. Аналогично логопед объясняет значение некоторых других предлогов.

Для закрепления понимания семантического значения предлогов, а также определения зоны ближайшего развития логопед может предложить ученикам следующие задания.

1. Положите предмет на (в, под, за и т. д.) что-нибудь. Ответьте на вопрос

где?

Оборудование: различные мелкие предметы, например, кубики, пирамидки, брусочки, игрушки и т. п.

Методические рекомендации. Ученики, выполняя задание, кладут свой предмет на другие предметы, кто куда захочет (на стол, на стул, на пол, на книгу и т. п.). Логопед предлагает детям посмотреть, где лежат предметы их товарищей, и определить, все ли правильно выполнили задание. Затем спрашивает, показывая на предмет самого ученика и предметы его товарищей: Где? Ученики отвечают одним маленьким словом на (в, под, за и т. д.).

2. Посмотрите, где лежит предмет. Ответьте одним маленьким словом.

Методические рекомендации. Логопед берет в руки какой-нибудь небольшой предмет, например ручку, и кладет в различные места, каждый раз спрашивая: Где? Откуда? Ученики должны ответить одним словом на, в, из, за, из-за, под, из-под и т. д. Логопед предлагает как можно больше положений предмета, обозначаемых различными предлогами1.

3. Игра «Маленькие слова».

Оборудование: сюжетные картинки, по которым можно составить предложения с различными предлогами. Например: Под стулом спит собака. В коробке лежат конфеты.

Методические рекомендации. Логопед выставляет все картинки на фланелеграф, вызывает одного ученика и говорит, что он будет маленьким словом под, затем предлагает этому ученику выбрать свою картинку. Ученик берет нужную картинку (под стулом спит собака), показывает ее остальным детям и говорит только предлог под. Аналогично логопед работает с другими картинками, вызывая поочередно всех учеников.

4. Игра «Куда спрятался?».

Оборудование: у каждого ребенка одна большая картинка с изображением, например, шкафа, тумбочки и т. п. и одна маленькая картинка, вырезанная по контуру, изображающая, например, кошку, книгу и т. п. В большой картинке сделаны прорези (см. рисунок), в которые дети вставляют маленькие картинки. Возможные сочетания картинок: шкаф — кошка, тумбочка — чайник, письменный стол — книга, дерево с гнездом — птица, ведро — лопатка, чашка — чайная ложка и т. п.

1 При выполнении детьми этого задания логопед может вносить соответствующие дополнения в «Общую речевую карту».

 

Стр.71

 

 

Методические рекомендации. Логопед предлагает детям последовательно помещать маленький предмет в, за, под, около, над и т. п. и каждый раз спрашивает: Где? Ученики отвечают словосочетанием, четко выделяя голосом предлог и отделяя его от последующего слова: В шкафу. За шкафом. Под шкафом и т. д.

5. Прослушайте предложения. Назовите маленькое слово.

Методические рекомендации. Логопед произносит предложения, четко выделяя голосом предлоги, ученики повторяют только предлоги.

Лена едет в трамвае. Сеня смотрит из окна.

На ветке сидят снегири. Жучка залезла под крыльцо.

Над лесом летит самолет. Дети пошли в театр.

Ира спряталась за шкаф. Под деревом растут грибы.

Андрей вышел из класса. Игорь подошел к дому.

На последующих занятиях логопед последовательно работает [ляд предлогами в, на. из. с, по, к, от, и]. Допускается работа на одном занятии сразу над двумя предлогами (например: в, на; с; в, из; по, к) при условии, что дети не смешивают их в устной речи.

Представляется целесообразным начать работу с предлогов в, на. Как показала практика, семантическое значение этих предлогов детям знакомо, следовательно, им будет легче осознать грамматическое значение предлогов.

Затем в работу вводится предлог с. Как правило, дети понимает семантическое значение этого предлога, но в устной речи часто им не пользуются. При работе над предлогом с мы параллельно продолжаем работу над предлогом на. При этом решаем две задачи: во-первых, облегчаем восприятие предлога с как отдельного слова по аналогии с предлогом на (от более знакомого к менее знакомому); во-вторых, усиливаем восприятие пространственного значения предлогов путем противопоставления.

1 Предлоги даны в соответствии с программой обучения родному языку. Работу над более сложными предлогами над, под, за, из-за. из-под и др. логопед продолжит при необходимости на втором году коррекционной работы. Методические приемы этой работы см. в разделе «Работа над предлогами».

Стр.70.

 

Аналогично строится работа с предлогами в, из.

Предлоги по, к рассматриваются на одном занятии, поскольку их пространственные значения дают возможность включить оба эти предлога в одно предложение (... идет по дороге к дому.... ползет по ветке к гнезду).

При формировании представления о предлоге как отдельном слове логопеду необходимо широко использовать схемы предложения, вводя в них графическое изображение предлога в виде квадратика темного цвета.

Примерные виды заданий

Предлоги в, на

1. Положите предмет на что-нибудь. Ответьте на вопрос где?

Обор уд о в а н и е: различные мелкие предметы, например, карандаши, ручки, игрушки и т. п.

Методические рекомендации. Ученики выполняют задание и отвечают словосочетанием, например: на столе, на стуле и т. п.

2. Положите предмет в. Ответьте на вопрос где?

Оборудование то же.

Методические рекомендации те же.

3. Рассмотрите картинки, составьте по ним предложения из двух слов. Ответьте

на вопрос где? (на чем?). Повторите предложение целиком, составьте его графическую схему.

Оборудование: сюжетные картинки: девочка сидит на стуле; яблоко висит на ветке и т. п.; графическая схема предложения для демонстрации на доске, графические схемы предложения по числу учеников.

Методические рекомендации. Логопед показывает ученикам картинку, дети составляют предложение из двух слов (Девочка сидит). Один ученик на фланелеграфе, остальные у себя на партах выкладывают схему этого предложения.

Затем логопед спрашивает: На чем? Ученики отвечают: На стуле.

Логопед дополняет схему

и говорит ученикам, что маленькое слово в схеме предложения будет обозначаться квадратиком. После этого ученики проговаривают предложение целиком и чертят схему в тетрадях.

4. Задание то же.

Оборудование: сюжетные картинки: конфеты лежат в коробке; дети едут в автобусе и т. п.; графическая схема предложения для демонстрации на доске, графические схемы предложения по числу учеников.

Стр.73

 

Методические рекомендации те же.

5. Прослушайте словосочетание, подберите к нему по смыслу слово, обозначающее предмет. Составьте и начертите схему получившегося словосочетания.

Оборудование: графическая схема предложения для демонстрации на доске»

Методические рекомендации. Логопед называет существительное с предлогом, например, на поляне, и просит детей добавить одно слово, обозначающее предмет, помогая детям вопросом кто? или что? Ученики добавляют по смыслу слово, проговаривают словосочетание целиком и ставят его графическое изображение на фланелеграф, например: зайчик на поляне.

 

Затем дети чертят графическую схему в тетрадях, проговаривая каждое слово. Логопед требует от детей составления словосочетаний различной структуры.

на поляне, на дереве, на диване, на полу, на крыше; в коробке, в кармане, в буфете, в шкафу, в реке, в море

6. Прослушайте предложение. Вставьте пропущенное маленькое слово на или в.

Произнесите предложение целиком.

... гнезде пищат птенцы. Платок лежит... кармане. Чайник кипит... плите. Рыба живет... реке. Вазу поставили... стол. Овощи продают... магазине. Крот живет... земле. Цветы растут... клумбе.... роще поют птицы. Книга упала... пол.... дороге большая лужа. Лена играет... гитаре.

7. Прослушайте предложения. Исправьте допущенные ошибки.

На стене висит портрет. Суп варят на кастрюле. Молоко налили на чашку. Сорока села в дерево. Мальчик стоит в мосту. Дети пошли на лес. Белье висит на веревке. Алеша сунул руку на карман. Утром дети пришли в школу.

Предлоги на, с (со)

1. Выполните задания логопеда. Ответьте на вопросы.

Оборудование: различные предметы, лежащие на подоконнике, на полу, на парте, на полке и т. д.

Методические рекомендации. Логопед дает одному из учеников задание: Возьми книгу. После выполнения задания логопед задает вопросы: «Где была книга?» (На полке.) «Откуда ты ее взял?» (С полки.)

2. Рассмотрите картинки. Составьте по ним предложения, отвечая на вопрос:

идет кто с чем? или идет кто с кем?

Примерный перечень картинок: мальчик с портфелем, мужчина с чемоданом, женщина с сумкой, бабушка с палкой, турист с рюкзаком, мальчик с собакой, девочка с кошкой, собака со щенками, мама с дочкой.

Стр.74

 

3. Игра «День рождения».

Методические рекомендации. Логопед говорит ученикам, что у Алены сегодня день рождения, для своих гостей она приготовила бутерброды. Подумайте и скажите, с чем Алена приготовила бутерброды. Ученики отвечают: С колбасой. С сыром. С рыбой. С вареньем и т.. д.

Логопед продолжает: «Пришли гости и стали пить чай. С чем гости пили чай?» Ученики должны ответить стереотипным предложением: Гости пили чай с бутербродами (с пирожными, с лимоном, с вареньем, с конфетами и т. п.).

4. С данным словосочетанием составьте предложение.

Методические рекомендации. Логопед произносит словосочетание,

например каша с маслом, и требует, чтобы каждый ученик придумал свое предложение, не повторяя предложений товарищей (Я люблю кашу с маслом. На завтрак я ела кашу с маслом. Мама приготовила кашу с маслом и т. д.).

каша с маслом кофе с молоком

чай с лимоном суп с грибами

коробка с конфетами пальто с капюшоном

кастрюля с супом бутылка с молоком

чашка с блюдцем сумка с продуктами

5. Прослушайте предложения. Вставьте пропущенное маленькое слово на

или с.

Методические рекомендации. Логопед требует от учеников четкого выделения предлогов голосом.

Дети повесили кормушки... березе. Солнце льет... землю золотые лучи. Лена дружит... Катей. Хорошо кататься... коньках. Яблоко упало... яблони.... деревьев облетают желтые листья. Волчиха... волчатами вышла... охоту. Лена... Катей сидят... одной парте. Колобок... окошка прыгнул... дорожку. Мячик прыгает... ступеньки... ступеньку.

6. Игра «Наоборот».

Методические рекомендации. Логопед называет предложение, например: Лена легла на кровать, и просит детей составить предложение про Лену, но с маленьким словом с (Лена встала с кровати).

Бабочка села на ромашку. Яблоко упало с яблони.

Картину повесили на стену. Кошка спрыгнула с крыши.

Туристы сели на теплоход. Чайник убрали с плиты.

Лена уронила карандаш на пол. Пшеницу убрали с поля.

Вася влез на дерево. Тыкву убрали с огорода.

7. Прослушайте предложения, исправьте допущенные ошибки.

Мама с дочки пошла гулять. Молоток лежит на ящик.

Кошка с котятки лакала молоко. Шапка слетела с голова.

Дрова грузили на машина. Андрей нес банку с рыбки.

Миша смотрит на лебеди. Снег лежит на деревья.

Предлоги в, из

1. Выполните задания логопеда. Ответьте на вопросы.

Оборудование: различные предметы, лежащие в портфеле, в пенале, в стакане, в тетради, в книге и т. п.

Стр.75

 

Методические рекомендации. Логопед дает задание ученику: «Возьми карандаш». После выполнения задания спрашивает: «Где был карандаш?» (В пенале.) «Откуда ты взял карандаш?» (Из пенала.)

2. Рассмотрите предметы. Скажите, что из чего сделано.

Оборудование: различные предметы, выполненные из различных материалов, например: варежки, меховая шапка, стакан, ботинки, пиджак, ножницы и т. д.

Методические рекомендации. Логопед показывает предмет и спрашивает, из чего сделан (связан, сшит и т. п.) этот предмет. Дети отвечают: из шерсти, из меха, из стекла и т. д. Логопед требует четкого произнесения предлога.

3. Ответьте на вопросы полным предложением.

Где спит медведь зимой? Откуда вылезет медведь весной?

Где живет белка? Откуда выскочит белка?

Где живет лиса? Откуда выйдет лиса?

Где живет волк? Откуда вылезет волк?

Где горят дрова? Откуда идет дым? (в печке, из трубы)

Где кипит вода? Откуда идет пар? (в чайнике, из носика)

4. Составьте предложения с данными словами.

Методические рекомендации. Логопед напоминает детям, что каждый должен составить свое предложение, не повторяя ответ товарища.

в магазине, в реке, в лесу, в саду, в поле, в кармане, в сумке, в шкафу, в серванте, в холодильнике;

из деревни, из школы, из кинотеатра, из книги, из муки, из глины, из портфеля, из бумаги

5. С данными словами составьте два предложения: с маленьким словом вис

маленьким словом из.

мальчик, дом продукты, сумка яблоки, корзина

молоко, холодильник ласточка, гнездо пассажиры, поезд

люди, метро собака, конура закладка, книга

6. Прослушайте предложения. Посчитайте количество сто" в каждом предложении. Назовите третье слово. Составьте схемы предложений.

Оборудование: индивидуальные графические схемы предложения.

Грибы растут в лесу. Лена выглянула из окна. Заяц выскочил из кустов. Пчелы живут в ульях. Земляника растет Б лесу. Веник стоит в углу. Лошади вышли из конюшни. Машина выехала из ворот. Нитки лежат в коробке. Кролики живут в клетках.

7. Прослушайте предложения, изобразите их графически.

Книги лежат в портфеле. Ученики вышли из класса. Птенчик выпал из гнезда. Тропинка ведет в лес. В лесу расцвел подснежник. Из крана капает вода. Туристы пошли в поход. Саша выглянул из окна.

 

Предлоги по, к

1. Прослушайте два предложения. Скажите, сколько слов в первом предложении

и сколько во втором. Назовите слово, которое пропущено во втором предложении.

Мальчик идет по дороге. Мальчик идет дороге.

Мальчик подошел к дому. Мальчик подошел дому.

Гусеница ползет по ветке. Гусеница ползет ветке.

Гусеница подползла к яблоку. Гусеница подползла яблоку.

2. Прослушайте предложение. Посчитайте, сколько в нем слов. Назовите слово

по указанию логопеда. Составьте схему этого предложения, повторите предложение

по схеме.

Оборудование: графическая схема предложения для демонстрации на доске, индивидуальные графические схемы предложения.

Методические рекомендации. Логопед произносит предложение и просит назвать первое (или третье) слово в предложении (предлог).

Машина ехала по мосту. Лена бежит по тропинке. По морю плыл теплоход. По травинке ползет жучок. Кошка крадется по крыше. По лугу пробежал ветерок.

Мама подошла к плите. Собака подбежала к хозяину. К дому подъехала машина. К Лене пришли гости. Синицы подлетели к кормушке. К стене поставили кресло.

3. Прослушайте предложения. Вставьте по смыслу маленькое слово к или по.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: