Повторите предложения целиком.
Миша поехал... бабушке.... стеклу ползла муха.
Дети гуляют... аллее. Путники подошли... деревне.
Молоко растеклось... столу. Митя пошел... другу.
... воде расходились круги. Ребята шлепали... лужам.
Больной пришел... врачу. Поезд подошел... станции.
4. Закончите предложения, подобрав слова по смыслу. Повторите два последних слова. Методические рекомендации. После того как ученики назовут предлог с именем существительным, логопед еще раз обратит внимание детей на то, что это два слова.
а) Человек шел по.... Мама погладила сына по....
Грачи разгуливают по.... Верблюд идет по....
Трамвай едет по.... Автобус едет по....
Лыжник бежит по.... - Коньки скользят но....
б) Утки подплыли к.... Муравей ползет к....
Зоя поехала к.... Папа подошел к....
Ласточка подлетела к.... Лиса подкрадывается к....
Лошадь привязали к.... Козленок прибежал к....
5. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Назовите предлог и слово, с которым он «дружит».
по тропинке, по дороге, по шоссе, по земле, по воде, по лыжне, по плечу;
стр.77
к столбу, к дереву, к платью, к врачу, к подруге, к берегу, к телевизору
6. Из данных слов составьте словосочетания. Назовите предлог и слово, с
которым он «дружит».
бежал, улица, по пробирался, лес, по '
подкралась, нора, к подплыл, пристань, к
пришел, друг, к приблизился, дом, к
скользил, лед, по скакал, поле, по
привязали, столб, к чертил, бумага, по
7. Прослушайте предложение. Вставьте нужные по смыслу предлоги к, по.
Произнесите предложение целиком. Назовите предлоги и слова, с которыми они
«дружат».
Методические рекомендации. Логопед следит за тем, чтобы ученики четко выделяли голосом предлоги.
Образец ответа учеников: Мальчик бежал по улице к дому. По улице, к дому.
|
Мальчик бежал... улице... дому.... тропинке дети вышли... реке.... станции Лена шла... лесу. Лодка плыла... реке... пристани.
8. Прослушайте предложение. Составьте его схему. Ответьте на вопрос. Дополните схему, повторите предложение полностью по схеме.
Оборудование: графическая схема предложения для демонстрации на доске, индивидуальные графические схемы предложения.
Образец ответа детей: по широкой дороге. Путники шли по широкой дороге.
Путники шли по дороге (по какой дороге?)
Они вышли к озеру (к какому озеру?)
Лодка пристала к берегу (к какому берегу?)
Бабочка подлетела к цветку (к какому цветку?)
Комбайн шел по полю (по какому полю?)
Коньки скользят по льду (по какому льду?)
Люди идут по улице (по какой улице?)
Машина подъехала к магазину (к какому магазину?)
9. Прослушайте предложение. Начертите его схему. Назовите предлог и слово,
с которым оно «дружит».
Методические рекомендации. Логопед называет предложение, не выделяя голосом предлог, и следит за правильностью выполнения работы. Когда схема начерчена, один ученик называет предлог и имя существительное. По другой схеме отвечает другой ученик и т. д.
Человек идет по улице. Зоя поехала к бабушке. К врачу пришел больной. Ребята шлепали по лужам. По стене ползет муха. Лодка подплыла к берегу. Скачет по дорожке воробей.
Стр.78'
Предлог от
1. Рассмотрите две группы картинок. Ответьте на вопрос: что от чего? Назовите
маленькое слово.
Примерный перечень картинок: 1-я группа — ручка, машинка, пирамидка, лейка, замок, кастрюля; 2-я группа — колпачок от ручки, колесо машинки, кольцо пирамидки, ручка лейки, ключ от замка, крышка кастрюли.
|
Образец ответа учеников: колпачок от ручки. От.
2. Игра «Подарки».
Примерный перечень картинок: елка, клен, береза, рябина, сосна, дуб; еловые шишки, лист клена, кора березы (береста), сосновые иголки, желуди.
Методические рекомендации. Логопед говорит о том, что деревья из леса (выставляет на фланелеграф картинки, изображающие деревья) прислали свои подарки (выставляет остальные картинки). После этого ученики должны отгадать, какой подарок, от какого дерева. По ходу отгадывания логопед может пояснять детям, зачем нужны эти подарки (еловые шишки и береста нужны для поделок, лист клена можно засушить и поставить в вазу, из сосновых иголок делают лекарство, а из желудей — заменитель кофе). После каждого ответа логопед просит назвать предлог и слово, с которым оно связано, например: Шишки от елки. От елки.
3. Вспомните сказку «Колобок». Скажите, от кого ушел Колобок. Назовите
предлог.
Методические рекомендации. Ученики вспоминают персонажей сказки «Колобок» и отвечают стереотипным предложением: Колобок ушел от бабушки. Маленькое слово от.
4. Прослушайте предложение. Назовите предлог и слово, с которым оно связано.
Изобразите их графически.
Заяц ушел от лисы. Лиса убежала от охотника. Машенька убежала от медведей. Дети спрятались от дождя. Женя уехал от бабушки. Собака убежала от хозяина.
5. Ответьте на вопрос полным предложением. Назовите предлог и слово, с
которым он «дружит».
Примерный перечень картинок: корова, курица, овца, пчелы, свинья, кролик.
|
Методические рекомендации. Логопед ставит на фланелеграф картинки и задает вопросы. При ответе дети должны четко проговаривать предлог и окончания имен существительных.
От кого получают молоко? От кого получают щетину? От кого получают яйца? От кого получают мед? От кого получают шерсть? От кого получают пух?
6. Прослушайте предложение. Ответьте на вопрос. Повторите предложение целиком.
Образец ответа: от сильного ветра. От сильного ветра слетело белье.
Стр. 79
От ветра слетело белье (от какого ветра?) Листочки шелестят от ветра (от какого ветра?)
Дети спрятались от дождя (от какого дождя?) Грибы быстро растут от дождя (от какого дождя?) Витя поморщился от сока (от какого сока?) От сока руки стали липкими (от какого сока?)
7. Прослушайте предложение, вставьте пропущенный предлог. Повторите предложение целиком, выделяя голосом предлог.
Деревья гнулись... сильного ветра. Дороги раскисли... осенних дождей.... широкой реки веяло прохладой. Лена потеряла ключи... нового замка... школьной курточки потерялась пуговица.
8. Из данных слов составьте предложение. Сосчитайте количество слов в предложении. Назовите предлог и слово, к которому оно относится.
Вася, от, обиды, плакал. Летчик, боли, стонал, от.
Радости, от, Женя, смеялся. Оля, от, ушла, подруги.
Спрятался, зайчик, лисы, от. Мышонок, страха, от, дрожал.
9. Прослушайте предложения. Составьте их схемы. Сначала назовите главные
слова в этих предложениях, а потом остальные слова.
Оборудование: индивидуальные схемы предложения.
Методические рекомендации. При затруднении логопед может предложить детям убирать из схемы главные слова.
Ноги промокли от росы. От пирога остался кусочек.
Вова покраснел от стыда. От тети пришла посылка.
Витя вздрогнул от стука. От жары болит голова.
10. Игра «Помогите Незнайке».
Оборудование: картинка, изображающая Незнайку, и схемы предложений для демонстрации на доске.
Методические рекомендации. Логопед говорит детям предложения, сообщает, что Незнайка составил схемы этих предложений, и предлагает детям проверить его работу. На фланелеграфе стоят четыре схемы предложений.
(Теплоход удалялся от причала.)
Теплоход удалялся от причала. Ключи от шкафа потерялись. Буратино сбежал от Мальвины. Карась ушел от щуки.
11. Прослушайте предложения. Назовите главные слова. Назовите предлог и
слово, с которым он «дружит». Изобразите предложения графически.
Миша плакал от боли. От ветра колышутся ветки. От росы промокли ноги. Руки устали от работы. Собака убежала от Коли. От дождя потемнели кусты.
Предлог у
Для того чтобы выяснить, как дети понимают пространственное значение предлога у, логопед просит их встать у стены, у
двери, у стола, у доски и т. д..Затем спрашивает: «Где ты стоишь?
Где стоит Алеша?» и т. д.
Стр.80
Выяснив понимание пространственного значения предлога у, логопед предлагает детям различные игры и упражнения.
1. Рассмотрите картинки. Скажите, что (кто) где стоит.
Примерный перечень картинок: картинки, изображающие стул у стола, стол у стены, собаку у конуры, белку у дупла и т. п.
Образец ответа: Стул стоит у стола.
2. Игра «У кого что?».
Методические рекомендации. Логопед раздает детям игрушки, предлагает им рассмотреть их и показать друг другу. Затем спрашивает: У кого что? Дети отвечают сначала: У меня мишка, а потом перечисляют игрушки, находящиеся у других детей: У Лены кукла и т. д.
3. Ответьте на вопрос у кого что?
Оборудование: картинки с изображением животных и птиц.
Методические рекомендации. Логопед выставляет на фланелеграф картинки, указывает вперемешку на носы и клювы и спрашивает, выделяя голосом предлог: У кого что? Ученики отвечают: У петуха клюв. У лисы нос. У волка нос. У сооы клюв и т. д. Отвечая, они тоже выделяют голосом предлог. Аналогично логопед показывает на перья и шерсть, на задние лапы и ноги, на передние лапы и крылья.
4. Игра «У кого чего нет?».
Примерный перечень картинок: петух без гребешка, дерево без веток, цыпленок без клюва, ласточка без крыла, утка без лапы и т. п.
Методические рекомендации. Логопед ставит на фланелеграф картинки -и спрашивает: Чего у кого (у чего) нет? Ученики отвечают: У петуха нет гребешка. У дерева нет ветвей. Логопед требует выделения голосом предлога и окончаний существительных.
5. Прослушайте предложения. Вставьте пропущенное маленькое слово. Повторите
его и слово, к которому оно относится.
Выросли... олененка рожки. Шкаф стоит... стены.... кошки появились котята.... Нади болит нога.... Димы пропала собака. Туристы остановились... реки. Машина затормозила... светофора. Ребята собрались... школы.
6. Прослушайте предложение. Составьте его схему. Подберите подходящее по
смыслу слово, обозначающее признак. Повторите предложение целиком.
Оборудование: графическая схема предложения для демонстрации на доске, индивидуальные схемы предложения.
Методические рекомендации. Логопед произносит предложение и предлагает одному из учеников составить на фланелеграфе его схему. Остальные ученики составляют схемы на столах. Затем логопед вставляет в схему между предлогом и именем существительным карточку, обозначающую слово-признак. Ученики подбирают определение и проговаривают предложение целиком, указывая на каждое слово в схеме.
Машина остановилась у магазина. Люди отдыхают у моря. У дуба сломалась ветка. У пальто отлетела пуговица. У портфеля оторвалась ручка.
Стр.81
7. Прослушайте предложение. Назовите предлог и слово, с которым он «дружит».
Боря сидит у молодой березки. Оля гостила у своей бабушки.
У тонкой рябины покраснели листья. У нашего кота пушистый хвост. У маленькой Ларисы собрались гости. Коля живет у самой станции. Сегодня у дружных октябрят праздник.
8. Из данных слов составьте предложение по схеме.
Оборудование: графические схемы предложений для демонстрации на фланелеграфе.
Методические рекомендации. На фланелеграфе составлены две
схемы: Логопед называет слова и просит детей составить предложение сначала по первой схеме, потом по второй схеме (Кролик живет у Миши. У Миши живет кролик).
Кролик, у, живет, Миши. Цыпленка, выросли, перышки, у. Дети, костра, у, сидели. Загорали, ребята, реки, у. Отлетело, у, колесо, машины. У, играют, волчата, берлоги.
9. Прослушайте предложение. Составьте его схему. Назовите предлог и слово,
с которым он «дружит». Ответьте на вопрос. Дополните схему новым словом.
Повторите предложение целиком. Еще раз назовите маленькое слово и слово, с
которым оно «дружит».
У дуба засохли ветки. (У какого дуба?)
У Алеши поднялась температура. (У какого Алеши?)
У расчески сломался зуб. (У какой расчески?)
Ивы росли у пруда. (У какого пруда?)
Старик жил у моря. (У какого моря?)
10. Прослушайте предложение. Назовите в нем главные слова. Назовите предлог
и слово, с которым он «дружит». Повторите предложение целиком. Начертите
схему в тетрадях.
У Лены заболело горло. У Вити сломался велосипед. У цыплят выросли гребешки. Торшер стоит у дивана. Учительница встала у стола. У доски отвечает ученик.
Закрепление отработанных предлогов
1. Прослушайте предложение. Назовите предлог и слово, с которым он «дружит».
а) На клумбе растут розы. Щука живет в реке. С ветки упало яблоко. Петя вернулся из лагеря. По небу плывут облака. Поезд приближался к станции. Дети убежали от грозы. Ивы растут у реки.
Стр.82
б) В деревянном ящике лежат игрушки. Семья переехала на
новую квартиру. Витя нырял с крутого берега. Птицы вернулись из
теплых стран. К новому платью пришили пуговицы. Люди гуляли по
тенистой аллее. Мама проснулась от громкого звонка.
в) В автобусе ехал старик с палочкой. По тропинке дети бежали
к лесу. Барсук живет на поляне у дуба. Света выложила книги
из портфеля на стол. У школы дети катались с горки на санках.
2. Из данных слов составьте предложения. Назовите предлоги. Сосчитайте количество слов. На каком месте стоит предлог?
Листья, облетели, деревьев, с. Птицы, на, улетели, юг. В, замерзла, речке, вода. Ветру, по, сухие, летят, листья. Дети, букеты, из, делают, листьев. Синичка, людям, к, прилетела. Дрожат, зверюшки, холода, от.
3. Прослушайте рассказ. Вставьте пропущенные предлоги. Повторите предложения целиком.
Методические рекомендации. Логопед читает рассказ целиком, не выделяя голосом предлоги. Затем читает по одному предложению, пропуская предлоги. Ученики называют пропущенные предлоги и повторяют предложение целиком. Логопед следит за правильным проговариванием падежных окончаний.
Белка сидела на ветке у дупла. К ней стала подбираться куница. Белка с бельчатами убежала от куницы. Куница залезла в дупло. В нем никого не было. Она вылезла из дупла и убежала. Белка с бельчатами вернулась к дуплу.
4. Прослушайте предложение. Найдите ошибку. Скажите предложение правильно.
Объясните ошибку.
а) Образец ответа: Вместо слова по надо сказать слово н а.
Красивая ваза стояла по столе. У небе светит солнце. Машина остановилась в дома. По коробке лежат конфеты. Ира пришла с магазина. Из дерева опадают листья.
б) Образец ответ а: Нельзя говорить «сидит на крыльцо»,
надо сказать, сидит на крыльце.
Кот сидит на крыльцо. Лодка плыла от береги. Ребята вернулись из лес. Малыш подбежал к сестры. Стулья стоят у столы. Дети катались на санки. Ученики достали книжки из портфели.
5. Прослушайте стихотворение. Запомните и повторите все предлоги.
Облетели листья с клена, На дорожке у балкона
Клен от холода дрожит. Золотой ковер лежит.
Скажите, о каком золотом ковре здесь говорится.
Работа над связной речью
Ученики с общим недоразвитием речи, владея бытовой и диалогической речью, затрудняются в построении связной монологической речи. При пересказах они не умеют последовательно и доста-
Стр.83
точно полно излагать свои мысли, что обусловлено несформированностью их внутренней речи. Дети не умеют делать сообщение на заданную тему, не знают, о чем следует рассказать, какие слова в нем употребить.
Несформированностью связной речи является серьезным препятствием для успешного обучения детей в школе.
Работа над связной речью начинается с того, что логопед предлагает ученикам прослушать небольшие по объему и простые по содержанию тексты. Затем к каждому предложению последовательно задает вопросы. Ученики отвечают на вопросы полным предложением, а потом, опираясь на эти вопросы, пересказывают текст целиком. Таким образом осуществляется переход от речи на уровне предложения к связной речи на уровне текста. Постепенно количество вопросов уменьшается, они становятся более общими, что способствует развитию у детей внутренней речи, так как, отвечая на вопросы, ребенок должен проделать определенную мыслительную работу, подготовить свой ответ.
Учитывая особенности речевого развития детей 6-летнего возраста, большая часть работы над формированием связной речи строится на пересказе сначала повествовательных текстов, затем описательных и комбинированных (описательно-повествовательных) рассказов.
Начиная работу с повествовательными рассказами, учим детей последовательно передавать содержание рассказов. С этой целью подбираем рассказы с четко выраженными причинно-следственными связями. Формируя у детей умение находить причинно-следственные связи в рассказе, мы развиваем логическое мышление.
Продолжаем работу над развитием логического мышления с помощью текстов, в которых четко выражена временная последовательность событий.
Затем в работу включаются тексты описательного характера, что способствует развитию у детей образного мышления.
Обучив детей умению последовательно пересказывать текст, опираясь на причинно-следственные и временные связи, последовательно описывать предметы, опираясь на образ переходим к рассказу описательно-повествовательного характера.
Продолжить работу над связной речью логопед может и на втором году коррекционной работы.
Последовательный пересказ с опорой на вопросы
Работа над последовательным пересказом с опорой на вопросы строится следующим образом. Логопед читает текст рассказа один раз и проводит словарную работу. После этого задает вопросы по тексту, требуя ответа полным предложением. Затем дети пересказывают текст, как запомнили.
Задавая ученикам вопросы, логопед стремится к тому, чтобы на поставленные вопросы ответили все дети.
Стр.84
Более сильные ученики могут дополнить ответ товарища, а более слабые повторяют предыдущий ответ. Затем 2—3 ученика пересказывают рассказ целиком, остальные слушают, дополняют и оценивают их рассказ (рассказал по порядку, ничего не пропустил, правильно строил предложения и т. п.).
Муравей.
Муравей нашел большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь товарищей. Вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник.
Вопросы:
Что нашел муравей? Что сделали муравьи?
Чего не мог сделать муравей Почему им было легко?
один? Всегда ли вы помогаете
Кого позвал на помощь муравей? друг другу?
Воробей и ласточки.
Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.
Вопросы:
Что сделала ласточка? Что сделали ласточки?
Что сделал воробей? Ласточек было много, а воробей
Кого позвала на помощь один?
ласточка? Правильно ли поступили ласточки?
Лиса и рак.
Лиса предложила раку бегать наперегонки. Рак согласился. Лиса побежала. Рак уцепился за лисий хвост. Лиса добежала до места, обернулась посмотреть, далеко ли рак, вильнула хвостом. Рак отцепился и говорит: «А я уже давно тебя тут жду!»
Слова для объяснения: наперегонки, уцепился, отцепился, вильнула.
Вопросы:
Что предложила лиса раку? Что сделала лиса, добежав
Согласился ли рак? до места?
Что сделала лиса? Что сделал рак?
Что сделал рак? Что сказал рак лисе?
Кто оказался хитрее?
Стр. 85
Лев, медведь и лиса.
Лев и медведь добыли мясо. Стали они из-за мяса драться. Никто не хотел уступить. Долго они бились, ослабели оба и легли. Лиса увидела между ними мясо, подхватила его и убежала.
Вопросы:
Что добыли лев и медведь? Что увидела лиса?
Что стали делать лев и медведь? Что лиса сделала?
Почему они стали драться? Кто оказался хитрее?
Чем закончилась драка?
На птицеферме.
Летом Дима жил в деревне. Дедушка показал ему птичий городок. Дедушка объяснил Диме, что этот городок называется птицеферма. Здесь живут куры, утки, гуси. Дима стал помогать дедушке. Он кормил птиц, наливал им воду, убирал мусор, собирал яйца. Колхозники подарили Диме утенка. Осенью Дима принес утенка в школу и показал детям.
Слово для объяснения: ухаживать.
Вопросы:
Где летом жил Дима? Какой подарок получил Дима?
Что дедушка показал Диме? Куда принес утенка Дима?
Кто жил на птицеферме? Каким оказался Дима?
Как Дима ухаживал за птицами?
Собака и ее тень.
Собака шла по дощечке через речку. В зубах она несла кость. Увидела собака себя в воде. Она подумала, что там другая собака несет кость. Бросила собака свою кость и кинулась отнимать ее у другой собаки. Волна подхватила косточку и унесла. И осталась собака ни при чем.
(По Л. Н. Толстому.)
Выражения для объяснения: волна подхватила, осталась ни при чем.
Вопросы:
Почему собака бросила свою кость? Почему собака осталась ни при чем? Правильно ли поступила собака?
Цыпленок.
Маленькая девочка намотала шерстяные нитки на яйцо. Получился клубок. Этот клубок она положила на печку в корзинку.
Стр.86
Прошло три недели. Вдруг из корзинки послышался писк. Пищал клубок. Девочка размотала клубок. Там был маленький цыпленок.
Вопросы:
Как у девочки получился клубок?
Что произошло через три недели?
Сиротка.
Собачку Жучку заели волки. Остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сироткой. Щенка подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку, повертела хвостом и лизнула щенка в нос.
Однажды на Сиротку напала бродячая собака. Тут появилась кошка. Она схватила зубами Сиротку и метнулась к высокому пеньку. Цепляясь за кору когтями, она втащила щенка наверх и прикрыла его собой.
Слова для объяснения: сиротка, бродячая, метнулась, заели.
Вопросы:
Почему щенка прозвали Сироткой?
Кто воспитывал щенка?
Как кошка защитила Сиротку?
Последовательный пересказ текстов
с ярко выраженной причинно-следственной связью
с опорой на предметные картинки и вопросы
Логопед читает рассказ один раз, проводит словарную работу. Затем, задавая вопросы, выясняет причинно-следственные связи. Для того чтобы облегчить детям пересказ, логопед выставляет на фланелеграф картинки с изображением персонажей рассказа. Опираясь на картинки, ученики пересказывают рассказ по цепочке. В заключение рассказ повторяет целиком один из учеников, а остальные слушают. После этого ученики дополняют и оценивают его пересказ. Логопед следит за тем, чтобы ученики пересказывали как можно ближе к тексту и использовали слова, над которыми была проведена словарная работа.
Для закрепления материала логопед может предложить ученикам дома нарисовать персонажей рассказа и повторить его родителям.
Такой вид работы развивает у детей логическое мышление и способность к опосредованному запоминанию.
I, Рассказ «Как медведь сам себя напугал».
Перечень картинок: медведь, ветка, белка, шишка, заяц, сороки, лоси.
Методические рекомендации. После чтения текста и выяснения причинно-следственных связей логопед предлагает одному ученику рассказать про медведя, другому про белку, третьему про зайца и т. д.
Стр.87
Вошел в темный лес медведь. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась резкого хруста белочка на дереве, вздрогнула, выронила из лапок шишку. Упала шишка и угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Налетел на куст, выпугнул из-под куста сороку. Выпорхнула сорока и подняла крик на весь лес. Услышали лоси, испугались и помчались по кустам, не разбирая дороги.
Остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока стрекочет, лоси кусты ломают... Страшно в лесу! «Не уйти ли подобру-поздорову»,— подумал медведь и дал стрекача.
Так медведь сам себя напугал.
(По Н. Сладкову.)
Слова для объяснения: хрустнула, угодила, выпугнул, выпорхнула, насторожил уши, подобру-поздорову, дал стрекача, не разбирая дороги.
Вопросы:
Почему медведь дал стрекача? Почему испугался заяц?
Почему испугались лоси? Почему испугалась белочка?
Почему испугалась сорока? Почему медведь сам себя напугал?
2. Сказка «Петушок и горошинка».
Перечень картинок: петух, курица, женщина, масло, корова, трава, человек, коса, кузнец.
Методические рекомендации. После ответов на все вопросы ученики пересказывают текст по цепочке: один про петуха, второй про курицу, третий про хозяйку, четвертый про курицу и т. д.
Слова для объяснения: всполошилась, молот, сковал.
Клевал петух горох. Одна горошина застряла у него в горлышке. Всполошилась курочка, побежала к хозяйке. Попросила курочка маслица, чтобы смазать петушку горлышко. Хозяйка сказала, что нет у нее маслица, надо сходить к корове за молоком, тогда она собьет из молока маслице. Побежала курочка к корове и просит у нее молочка. А корова говорит: «Нет у меня молочка, сходи к хозяину, пусть принесет мне' свежей травки». Побежала курочка к хозяину и просит у него свежей травки. Хозяин ей говорит: «Не могу я накосить травки, сломалась у меня коса. Беги скорей к кузнецу, пусть сделает косу». Побежала курочка к кузнецу и просит его сделать косу. Взял кузнец молот и сковал косу. Принесла курочка косу хозяину. Накосил хозяин свежей травки. Поела корова травки и дала молочка. Сбила хозяйка из молочка маслице. Смазала курочка петушку горлышко, горошинка и выскочила. Вскочил петушок на забор и закричал: «Ку-ка-ре-ку!»
(По мотивам русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».)
Стр.88
Вопросы:
Почему всполошилась курочка? Почему хозяйка не дала маслица? Почему корова не дала молока? Почему хозяин не дал травы? Для чего кузнец ковал косу? Для чего хозяин косил травку? Для чего корове нужна была травка? Для чего хозяйке нужно было молоко? Для чего курице нужно было маслице?
3. Рассказ-сказка «Как Колобок свою сестрицу догонял».
Перечень картинок: Колобок, полная луна, конь, машина, тепловоз, самолет, космическая ракета.
Методические рекомендации. Логопед читает рассказ и одновременно выставляет на фланелеграф картинки в последовательности рассказа. Картинка с изображением луны ставится только после того, как дети ответят на вопросы. Ученики должны сами догадаться, какой колобок катится по небу. Дальнейшая работа строится аналогично предыдущей.
Слова для объяснения: аэродром, космодром.
Вечером катился Колобок по тропинке. От нечего делать звезды в небе считал. Вдруг видит — катится по небу другой колобок. Удивился Колобок и спрашивает: «Ты кто?» Молчит Небесный Колобок. Захотел Колобок подкатиться поближе, а Небесный Колобок от него.
Катится, катится Колобок, а навстречу ему Конь-огонь. «Помоги мне, Конь-огонь, Небесный Колобок догнать!» — «Садись на меня, вместе догонять будем». Помчался Конь-огонь, как стрела, а Небесный Колобок все впереди. Остановился Конь-огонь и говорит: «Не догнать мне его. Может, тебе Машина — скорая шина поможет?»
Покатился Колобок в гараж. Сел на Машину — скорую шину, и помчались они. Только Небесный Колобок все впереди. Остановилась Машина — скорая шина и говорит: «Не догнать мне его. Может, тебе Тепловоз — сто колес поможет?»
Прикатился Колобок на станцию, вкатился в Тепловоз — сто колес, и помчались они догонять Небесный Колобок. Только тот все впереди. Остановился Тепловоз — сто колес и говорит: «Не догнать мне его. Может, тебе Самолет-быстролет поможет?»
Покатился Колобок на аэродром. Вкатился в Самолет-быстролет, и полетели они Небесный Колобок догонять. Только тот все впереди! Опустился Самолет-быстролет на землю и говорит: «Не догнать мне его. Может, тебе Ракета поможет?»
Прикатился Колобок на космодром, вкатился в Ракету. Взвилась Ракета в небеса. Как ни быстро бежал Небесный Колобок, а догнала его Ракета. Обрадовался Колобок и закричал: «Эй, ты кто?!»
Стр.89
Вопросы:
Что за колобок был на небе?
Почему Конь-огонь посоветовал Колобку сесть на Машину?
Почему Машина — скорая шина посоветовала Колобку сесть на Тепловоз?
Почему Тепловоз — сто колес посоветовал Колобку сесть на Самолет?
Почему Самолет-быстролет посоветовал Колобку сесть на Ракету?
Почему никто, кроме Ракеты, не мог догнать луну?
Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки
Для работы над пересказом текста описательного характера логопеду потребуются различные наглядные пособия: контурное нераскрашенное изображение предмета и отдельные части этого же предмета в цвете или несколько контурных изображений одного и того же предмета с выделенными цветом различными деталями.
Пересказывая текст описательного характера, дети должны опираться не на изображение всего предмета в целом, а рассматривать и описывать отдельные его детали, постепенно составляя его целостный образ. Раскрашенные отдельные детали контурно изображенного предмета представляют собой по сути картинный план описания предмета.
Вначале логопед читает ученикам рассказ описательного характера, затем выставляет на фланелеграф контурное изображение этого предмета и раскрашенные изображения его отдельных частей. Затем последовательно указывает на части, спрашивая: какой? какая? какие? Описанная часть прикрепляется на соответствующее место контурного изображения. После описания всех частей предмета логопед спрашивает детей, про что они будут рассказывать сначала, про что потом и т. д. Такой методический прием формирует у учеников умение планировать предстоящий пересказ. В заключение ученики полностью описывают данный предмет.