Вашему ребенку рекомендовано посещение логопедических занятий при
школе
Расписание занятий:
«Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий».
Сборник приказов и инструкций МП РСФСР № 26.1979, стр. 28.
Подпись родителей
Дата заполнения
При изготовлении и заполнении «Индивидуальной карточки учащегося» пункты 2—4 могут быть изменены в зависимости от места проживания ребенка.
Обратная сторона «Индивидуальной карточки учащегося» заполняется логопедом в течение учебного года.
Стр.15
8. Дата зачисления на логопедический пункт
9. Логопедическое заключение при поступлении на логопункт
10. Результат коррекционной работы после первого года обучения
11. Логопедическое заключение перед вторым годом коррекционной работы
12. Результат коррекционной работы после второго года обучения
13. Консультации у врачей-специалистов
14. Дата выпуска
Подпись логопеда
На каждого ученика заполняется одна индивидуальная карточка независимо от количества лет, в течение которых ученик занимался на логопункте.
«Индивидуальные карточки учащихся» хранятся в отдельных для каждой группы конвертах или помечаются различными опознавательными знаками, своими для каждой группы, например: группа № 1 — желтые кружки, группа № 2 — синие кружки и т. д.
5. Общий план методической работы на учебный год составляется до 1 сентября того учебного года, на который он намечен. В нем предусматриваются следующие разделы работы:
а) обследование устной и письменной речи учащихся 1—4-х классов школ, прикрепленных к логопедическому пункту (сроки, количество школ и начальных классов);
б) комплектование групп и подгрупп, составление расписания
|
логопедических занятий (сроки);
в) формы взаимодействия в работе учителя-логопеда и учителей начальных классов (сколько намечено посетить уроков, в каких классах, на какие темы и сколько предполагается сделать сообщений и выступлений на методических объединениях учителей начальных классов и т. п.); учителя-логопеда и логопедов дошкольных учреждений, если таковые имеются в районе школьного логопункта (этот пункт плана целесообразно согласовать с общим планом методической работы старшего логопеда района); учителя-логопеда и врачей-специалистов;
г) мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди
стр.16
учителей и родителей (темы бесед, лекций, выступлений на родительских собраниях);
д) мероприятия по улучшению оснащенности логопедического
пункта учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалами (какие пособия предполагается приобрести или
изготовить и в какие сроки);
е) мероприятия по повышению квалификации учителя-логопеда
(посещение курсов, лекций, методических объединений по обмену опытом и т. п.).
6. Перспективные планы коррекционной работы для каждой
группы учащихся на учебный год составляются после комплектования групп. В случае если на логопедическом пункте занимаются одновременно две или несколько групп учащихся одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями, учитель-логопед может составить для них один перспективный план.
Все перспективные планы целесообразно поместить в одну общую тетрадь. Перед каждым планом указываются номер группы, класс и логопедическое заключение.
|
7. На основании перспективного плана учитель-логопед составляет ежедневные рабочие планы. Рабочие планы составляются на каждую группу отдельно. Допускается использование одного и того же рабочего конспекта для групп, работающих по одному перспективному плану. В ежедневных рабочих планах обязательно указываются тема занятия, его цели, оборудование (картинки, карточки, таблицы и т. п.), далее следует краткое содержание работы.
Многолетняя практика логопедической работы показывает, что учителям-логопедам, имеющим небольшой стаж работы, целесообразно составлять более подробный конспект ежедневных занятий, в котором планируются не только этапы занятия, вопросы учителя-логопеда, но и предполагаемые ответы детей. Более опытные учителя-логопеды вместо конспекта занятия могут составлять его краткий план с указанием видов работы.
Примерный конспект занятия
Тема. Предложение.
Цели. Учить детей понимать и интонационно правильно оформлять предложение; развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и память, логическое мышление.
Оборудование: карточки с изображением точки.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Для повторения предыдущего занятия логопед предлагает детям назвать по два слова, обозначающих предмет и его действие, составить из этих слов предложение.
II. Работа над интонационной законченностью предложения.
1) Работа с первым вариантом текста.
Стр.17
Логопед читает текст, не делая остановок в конце предложений, затем задает/ вопросы ученикам.
Наступила осень идут дожди дуют ветры, трава желтеет, цветы вянут, опадают листья
|
Вопросы: Понравился ли вам рассказ? (Не понравился.) Понятен рассказ? (Не понятен.) Почему не понятен рассказ? (Вы читали без остановок.)
2) Работа над вторым вариантом текста.
Логопед читает тот же текст, делая неправильные остановки.
Наступила. Осень идут. Дожди дуют. Ветры трава желтеет. Цветы. Вянут, опадают листья.
Выясняется, что рассказ совсем не понятен, потому что делались неправильные остановки, предложения разрывались.
3) Работа с третьим вариантом текста.
Логопед третий раз читает этот же текст с правильной интонационной окраской, понижая голос в конце предложений, делая паузу между ними.
Наступила осень. Идут дожди. Дуют ветры. Трава желтеет. Цветы вянут. Опадают листья.
Выясняется, что рассказ понятен ученикам, потому что паузы сделаны правильно и каждое предложение выражает законченную мысль.
Далее логопед говорит, что очень важно уметь правильно произносить предложение, понижать голос в конце его и паузой отделять одно предложение от другого. Затем логопед обращает внимание учеников на то, как «взлетает» в начале и «опускается» в конце предложения голос, т. е. повышается и понижается интонация.
Логопед произносит первое предложение: Наступила осень. Вопросы: На каком слове голос «взлетает»? (Наступила.) На каком слове голос «падает»? (Осень.)
Аналогично разбираются другие предложения. После этого ученики поочередно произносят предложения с правильной интонацией.
III. Закрепление материала.
1) Логопед читает по одному предложению того же текста и просит поднять вверх карточку с точкой, если, по мнению детей, предложение закончено.
2) В следующем задании логопед просит записать рассказ с помощью схем (он напоминает ученикам, что начало предложения, следует показать уголком, а в конце предложения поставить точку). Логопед читает первое предложение, ученики чертят его схему в тетрадях. (Используется тот же текст.)
Стр. 18
Затем логопед дает дополнительное задание: подсчитать общее количество предложений; количество предложений, начинающихся со слов, обозначающих предмет; количество предложений, начинающихся со слов, обозначающих действие предмета.
IV. Итог занятия.
Логопед спрашивает, чему дети научились на занятии. (Произносить предложения с правильной интонацией.)
8. Рабочие тетради ведутся по единому орфографическому режиму. Слова «Классная работа» после числа не пишутся. Между видами работ на занятии можно пропускать одну строчку, особенно перед и после слоговых, слого-звуковых схем и схем предложений.
После каждого занятия учитель-логопед проверяет работу учеников, исправляет допущенные ошибки и анализирует их. Следует учесть, что учитель-логопед, в отличие от учителя начальных классов, оценивает не столько правильность выполненных заданий, сколько учебную деятельность ребенка в целом, т. е. его внимательность на занятии, старательность, активность. Большую роль в оценке работы ученика играет умение найти допущенную ошибку и самостоятельно исправить ее. Если ребенок самостоятельно нашел свою ошибку и исправил ее, то в этом случае ошибку можно не засчитывать. Такой подход к оценке работы учеников имеет большое психологическое и воспитательное значение, потому что дети-логопаты, как правило, получают в классе много неудовлетворительных отметок. С одной стороны, такая комплексная и щадящая оценка их работы морально поддерживает детей, возвращает веру в свои силы, с другой — дети приучаются внимательно проверять свою работу, стремятся найти и исправить допущенные ошибки, стимулируется их учебная активность. Поэтому учитель-логопед обязательно объясняет ученику, за что он ставит ту или иную отметку. Отметку «два» на логопедическом занятии ставить не рекомендуется. Домашние задания, как правило, не задаются.
Рабочие тетради хранятся на логопедическом пункте в специальных папках по группам. Тетради для проверочных работ хранятся отдельно от них. Эти тетради являются дополнением к «Общей речевой карте», поскольку отражают состояние письменной речи учеников и дают представление о степени усвоения ими коррекционного материала.
9. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения имеются только у тех учеников, с которыми проводится эта работа. В тетради-дневнике логопед отмечает дату проведения занятия, его тему и лексический материал, здесь
же записываются задания на дом. Ученики хранят свои тетради-дневники дома и приносят их с собой на каждое занятие.
10. После комплектования групп в сентябре учитель-логопед
составляет расписание занятий в двух экземплярах. Оба экземпляра заверяются подписью инспектора районного отдела (управления) народного образования или директора школы, при которой
стр.19
находится логопедический пункт. Первый экземпляр заверенного расписания хранится у лица, поставившего свою подпись, а второй — на логопедическом пункте.
11. Паспорт логопедического кабинета представляет собой небольшую тетрадь, в которой записано все оборудование, находящееся в кабинете, наглядные, учебные и методические пособия,
учебники и методическая литература. Вместо паспорта логопедического кабинета учитель-логопед может составить картотеку.
Паспорт логопедического кабинета или картотека составляются независимо от того, располагается логопедический пункт в отдельном кабинете или занимает часть учебного класса или часть любого другого помещения.
12. В конце учебного года учитель-логопед составляет отчет
о проделанной за учебный год работе.
стр.20
СРОКИ ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ.
Хранению на логопедическом пункте подлежат: «Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися», «Журнал обследования устной и письменной речи учащихся», «Общая речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся», тетради для проверочных работ, отчет о проделанной за учебный год работе и паспорт или картотека логопедического кабинета.
«Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися» с вложенными в него «Общей речевой картой обследования устной и письменной речи учащихся» и отчетом о проделанной за учебный год работе хранится на логопедическом пункте до полного выпуска с логопункта всех учеников, занесенных в этот журнал, т. е. не менее 2-х лет. Столько же хранятся тетради для проверочных работ.
«Журнал обследования устной и письменной речи учащихся» хранится на логопедическом пункте до окончания школы всеми занесенными в него учениками, т. е. не менее 8 лет. Такой длительный срок хранения обусловлен тем, что «Журнал обследования устной к письменной речи учащихся» является документом, в котором зафиксированы все ученики прикрепленных к данному логопедическому пункту школ, имеющие речевые нарушения, и сделаны отметки о принятых к этим детям мерах. В практике логопедической работы нередки случаи, когда возникает необходимость установить, был ли вовремя выявлен тот или иной ребенок, имеющий речевые нарушения, и какая помощь была оказана этому ребенку. Поэтому сведения об учениках, имеющих речевые нарушения, должны находиться у учителя-логопеда в течение всего времени, пока эти дети учатся в школах, прикрепленных к данному логопедическому пункту.
Паспорт логопедического кабинета или картотека находится на логопедическом пункте постоянно.
Примечание: методические разработки, пособия, наглядный материал, учебники и т. д., приобретенные на личные средства учителя-логопеда, являются его собственностью.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
С 1 по 15 сентября логопед обследует состояние речи детей, поступивших в школы, прикрепленные к логопедическому пункту. В основном это ученики первых классов. Обследование проводится в два этапа.
В первую неделю сентября учитель-логопед выявляет учеников, имеющих речевые нарушения. Первичное обследование проводится в форме индивидуального собеседования с ребенком, результаты фиксируются в «Журнале обследования устной и письменной речи
учащихся». К концу первой недели определяется количество учеников, подлежащих приему на логопункт.
Стр.21
В течение второй недели сентября учитель-логопед проводит повторное, углубленное обследование зачисляемых на логопункт учеников для того, чтобы уточнить степень нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи и комплектования детей в группы и подгруппы для последующих занятий. Вторичное, углубленное обследование проводится фронтально, одновременно в ходе обследования заполняется «Общая речевая карта»,
Во время осенних каникул проводится обследование письменной речи учащихся 1-х (III) классов. Обследование письменной речи учащихся 1-х (IV) классов проводится во время зимних каникул. При выявлении у детей дисграфии комплектуются группы, составляется перспективный план, и группы включаются в работу. Если учитель-логопед по тем или иным причинам не может включить вновь выявленных детей в работу, то он ставит этих детей на очередь и зачисляет на логопункт по мере возможности.
Фамилии всех выявленных учеников, имеющих нарушение письма, заносятся в «Журнал обследования устной и письменной речи учащихся». В графе «Принятые меры» делается запись: «Зачислен в группу» (с указанием даты) или: «Поставлен на очередь».
Если во время обследования речи учащихся у учителя-логопеда возникает подозрение на органическое поражение ЦНС, органов слуха или речевых органов, он направляет ученика на консультацию к врачу-специалисту (психоневрологу, отоларингологу), сделав соответствующую запись в графе «Принятые меры» «Журнала обследования устной и письменной речи учащихся».
Как указывалось ранее, обследование устной речи учащихся проводится в два этапа. Цель первого этапа — определить учащихся, имеющих отклонения в речевом развитии. Цель второго этапа — уточнить степень нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи и степень сформированности связной речи.
Первичное обследование проводится в классе во время урока. Войдя в класс, учитель-логопед представляется детям, коротко (не более 2 минут) рассказывает о цели своего посещения (например: «Я логопед, пришла послушать, как вы говорите, правильно ли произносите все звуки, умеете ли рассказать о том, что нарисовано на картинке»). Затем логопед садится за одну из последних парт. Учитель обследуемого класса продолжает вести урок, по мере необходимости посылая к логопеду по три ученика.
Как показывает практика, дети быстро привыкают к присутствию в классе логопеда и практически не отвлекаются от урока.
Логопед раздает трем подошедшим к нему ученикам сюжетные картинки, просит рассмотреть их и составить по ним рассказ. После этого дети по очереди рассказывают по картинке, называют свою фамилию, имя, домашний адрес и телефон, имя и отчество родителей, где и кем они работают. При необходимости логопед может
Стр.22
дать ребенку еще одну картинку, серию картинок или попросить рассказать стихотворение.
Результаты предварительного обследования доводятся до сведения учителя.
Вторичное, углубленное обследование проводится в кабинете логопеда или в любом удобном помещении прикрепленной к логопункту школы во второй половине дня, т. е. после уроков. На это обследование логопед вызывает учеников, намеченных для занятий на логопедическом пункте.
До настоящего времени логопеды пользуются индивидуальной формой обследования устной речи учащихся. Но многолетняя практика показывает, что такая форма является неэффективной. Во-первых, она не дает полной и точной картины имеющихся у ребенка речевых нарушений, так как не всегда удается быстро наладить контакт с ребенком, особенно 6-летнего возраста. Кроме этого, форма диалога, в которой проводится индивидуальное обследование, предполагает односложные ответы учащихся, что не позволяет выявить степень речевых нарушений. Во-вторых, индивидуальная форма обследования требует значительного количества времени. При обследовании речи логопед должен подробно фиксировать ответы учащихся, что влечет за собой уход от непосредственного контакта с ребенком. Ребенок в это время отвлекается, его внимание рассеивается, и логопеду приходится снова мобилизовывать ребенка для дальнейшей работы. Практика показывает, что на индивидуальное полное обследование одного ребенка уходит более двух часов.
Предлагаемая форма фронтального обследования имеет ряд преимуществ перед индивидуальной Форма группового занятия, в которой проводится фронтальное обследование, позволяет создавать естественные речевые ситуации, в которых дети чувствуют себя свободно, раскованно. Ответы учеников максимально отражают состояние их спонтанной речи, чего бывает невозможно добиться, если ребенок находится один на один с логопедом. Предлагаемые при обследовании задания дают возможность неоднократно возвращаться к тем или иным грамматическим формам или моментам звукового анализа, глубже и точнее выявлять и изучать имеющиеся у детей речевые нарушения. Кроме этого, фронтальная форма обследования позволяет объективно выявить личностные качества учеников: их работоспособность, внимание, память, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, работать самостоятельно, степень логического и образного мышления.
Существенным преимуществом фронтальной формы обследования является и то, что она дает логопеду возможность выявить зону ближайшего развития каждого ученика, а значит, более правильно скомплектовать группы и подгруппы учащихся и составить оптимальный план коррекционной работы.
Во время фронтального обследования логопед заполняет «Общую речевую карту» (форма «Общей речевой карты» дана в приложении 1).
Стр.23
«Общая речевая карта» заполняется следующим образом.
При обследовании лексико-грамматической стороны речи ошибки, допущенные учениками, отмечаются в соответствующей графе 'знаком (—). Нарушения звукопроизношения отмечаются в соответствующей графе общепринятыми условными обозначениями, например: м/з — межзубное произношение, бок.— боковое произношение, горл.— горловое произношение и т. д. Отсутствие звука отмечается знаком (—). При замене одного звука другим в соответствующей графе указывается фактически произносимый ребенком звук. При занесении в «Общую речевую карту» результата обследования письменной речи учащихся наличие у ученика ошибок речевого характера отмечается в соответствующей графе знаком (-+-)•
При подготовке занятия-обследования логопеду необходимо подготовить вопросы, доступные детям этого возраста. Каждый ученик на занятии должен иметь комплект раздаточного материала.
Предлагаемая форма «Общей речевой карты» может заменить существующие ныне индивидуальные речевые карты, поскольку она требует минимального количества времени для заполнения и наглядно представляет полную и четкую картину имеющихся у детей речевых нарушений. Правильно оформленная «Общая речевая карта» значительно облегчает комплектование групп и составление перспективного плана коррекционной работы с каждой группой или подгруппой.
Фронтальная форма обследования не исключает индивидуальной формы. При необходимости логопед может обследовать некоторых учеников в индивидуальном порядке.
МЕТОДЫФРОНТАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
I. Обследование умения образовывать слова
1) С помощью приставок.
Логопед раздает ученикам картинки, изображающие одного и того же мальчика, выполняющего различные действия, например: наливает, выливает, разлил, переливает воду или выходит из класса, входит в класс, переходит улицу, заходит за угол и т. п. Кроме того, логопед может сам продемонстрировать некоторые действия, например: вырезать кружок из бумаги, разрезать ленту, отрезать кусочек бумаги, нарезать полоску бумаги на квадратики и т. п.
После рассматривания картинок или в процессе выполнения действий логопед спрашивает детей: Что делает мальчик? Что я делаю?
2) С помощью суффиксов.
На доске у логопеда картинки с изображением людей разного роста: большого, среднего и маленького. Это могут быть сказочные персонажи, например великан, гном, дровосек. Логопед показы-
Стр. 24
вает на отдельные части тела или одежды изображенных персонажей и просит их назвать.
Образец ответа учеников: У великана ручища, у дровосека рука, у гнома ручка.
Затем логопед может показать детям различные предметы или предметные картинки, предлагая назвать эти предметы ласково, выразить свое доброе отношение к ним. Здесь допускаются любые, самые «детские» формы слов типа «слонышек», «слонюшечка», «птеночичек» и т. п. Логопеду важно установить, владеет ли ребенок навыками словотворчества.
П. Обследование умения правильно употреблять грамматические формы
1) Имя существительное:
а) обследование умения правильно употреблять формы именительного, родительного и винительного падежей единственного и множественного числа.
Логопед раздает ученикам по три карточки с изображением одного и нескольких предметов (в названии картинок учитывается род существительных — мужской, женский и средний), например: 1) птица и птицы; волк и волки; дерево и деревья; 2) книга и книги; стол и столы; зеркало и зеркала. И т. п.
Дети рассматривают свои картинки и картинки соседей, затем следуют вопросы логопеда: Что нарисовано на твоих картинках? Что ты видишь у товарища? Чего или кого у тебя нет?
В ответах учеников логопед может не считать ошибкой неправильное употребление падежного окончания в пределах данной падежной формы, например: «деревов» вместо деревьев, «зеркалов» вместо зеркал, «стулей» вместо стульев, поскольку и форма «деревов», и форма «стулей» формально являются формами родительного падежа множественного числа. Ошибками являются формы типа «дереви» или «деревих» вместо деревьев, т. е. те случаи, когда ребенок употребляет окончание, не свойственное данной падежной форме.
Однако з «Общей речевой карте» следует отмечать оба ответа. Здесь логопеду может быть следует подумать о специальном значке, который будет отличать чистый аграмматизм от неправильного употребления падежного окончания, например: знаком — отмечать чистый аграмматизм, а знаком — неправильный выбор падежного окончания;
б) обследование умения правильно употреблять формы дательного и творительного падежей и уточнение умения правильно употреблять форму родительного падежа единственного и множественного числа.
На фланелеграфе помещены две группы предметных картинок: орудия труда людей различных профессий и изображение людей этих профессий.
Логопед просит детей подойти по очереди к фланелеграфу и
Стр.25
подобрать к первой группе картинок подходящие картинки из второй группы. Затем задает вопросы: Кому нужны эти предметы? Чем пользуются при работе люди этих профессий?
Ребенок, подходя к фланелеграфу и делая свой выбор, говорит: Молоток, рубанок, гвозди нужны столяру. Столяр пользуется молотком, рубанком, гвоздями.
Когда все картинки правильно расставлены, логопед задает следующий вопрос: Чего нет у столяра? у повара? у портнихи? и т. д.
Дети отвечают: У столяра нет тарелок, кастрюль, ложек. У повара нет молотка, иголок, гвоздей, ниток;
в) обследование правильного употребления форм предложного падежа единственного и множественного числа.
Логопед ставит на фланелеграф картинки с изображением различных животных, птиц, рыб в единственном и множественном числе. Показывая на одну из картинок, он спрашивает ученика: Где живет медведь?
Ученик отвечает: Медведь живет в берлоге. И т. д. Затем логопед предъявляет другую картинку и задает вопрос: Где живут медведи? Ученик говорит: Медведи живут в берлогах. И т. д.
При необходимости логопед может дополнительно предложить детям несколько хорошо известных им книжек и попросить по обложке догадаться, о ком или о чем эта книжка. Эта работа интересна тем, что допускает несколько вариантов ответов детей.
2) Имя прилагательное.
а) обследование умения правильно употреблять формы именительного и творительного падежей единственного и множественного числа, умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.
На фланелеграфе выставлены картинки с изображением, например, вазы с цветами, коробки с карандашами, мальчика с мячом, мамы с дочкой и т. п.
Логопед говорит детям: Я буду показывать на предметы, а вы назовите их и скажите, какие они. Затем он поочередно показывает на цветы, карандаши, мяч и т. д. Ученики отвечают: Красивые цветы, цветные карандаши, красный мяч, маленькая девочка и т. д. Логопеду необходимо следить за тем, чтобы вопросом не подсказывать детям родовую форму прилагательного. Затем логопед предлагает каждому ребенку назвать картинки, например: ваза с красивыми цветами, коробка с цветными карандашами, мальчик с красным мячом и т. д. При затруднении можно помочь детям вопросом: что (кто) с чем?
б) обследование правильного употребления форм винительного и родительного падежей, уточнение умения правильно употреблять формы творительного падежа имени прилагательного.
На доске расположены четыре комплекта картинок: 1) майки красного, синего, желтого и зеленого цветов; 2) кубики тех же цветов; 3) ведра тех же цветов; 4) пары варежек тех же цветов.
Стр.26
У учеников по одной картинке из каждого комплекта, например: красная майка, желтый кубик, синее ведро и зеленые, варежки, у другого ученика — синяя майка, зеленый кубик, красное ведро и желтые варежки и т. д.
Логопед предлагает детям по очереди ответить на вопросы: Каким цветом раскрашены предметы на твоих картинках? Чего у тебя нет?
Дети отвечают: У меня майка раскрашена красным цветом, кубик синим цветом, ведро синим цветом, варежки зеленым цветом. У меня нет синей майки, желтой майки, зеленой майки, красного кубика, синего кубика, желтого кубика, красного ведра, зеленого ведра, желтого ведра и т. д.
Затем логопед предлагает детям сказать, что они видят на карточках соседа. Ученики отвечают: У Тани я вижу синюю майку, зеленый кубик, красное ведро и желтые варежки;
в) обследование умения правильно употреблять форму дательного падежа единственного и множественного числа, уточнение
умения правильно употреблять формы творительного и винительного
падежей единственного и множественного числа.
На доске помещены картинки (по числу присутствующих учеников) с изображением животных с их детенышами, например: лиса с лисятами, белка с бельчатами, медведь с медвежатами и т. д. У учеников по 1—2 картинки с изображением корма (пищи) этих животных, например: рыба, орехи, мед и т. д.
Логопед предлагает детям назвать, какие это животные по характеру или по внешнему виду, например: хитрая лиса и хитрые лисята, рыжая белка и рыжие бельчата, бурый медведь и бурые медвежата и т. д. Аналогично характеризуются предметы, изображенные на карточках у детей, например: свежая рыба, лесные орешки, сладкий мед и т. д.
Логопед задает вопрос: Кому, какую еду, ты дашь?
Ученик выходит к доске, ставит к изображению животных карточку с изображением пищи и говорит: Хитрой лисе и хитрым лисятам я дам, свежую рыбу. Хитрую лису и хитрых лисят я угостил свежей рыбой;
г) обследование умения правильно употреблять форму предложного падежа единственного и множественного числа и уточнение
умения правильно употреблять формы родительного, винительного, дательного и творительного падежей единственного и множественного числа имен прилагательных и имен существительных.
Логопед раздает ученикам по одной картинке, изображающей животного с детенышами, например: заяц с зайчатами, коза с козлятами и т. д., затем просит охарактеризовать животных и их детенышей: серый заяц и серые зайчата или серый заяц с серыми зайчатами. После этого логопед предлагает детям ответить на вопросы:
Кто с кем вышел на прогулку? (Серый заяц с серыми зайчатами. Серые зайчата с серым зайцем.)
Стр.27
Баловники-детишки убежали от своих родителей. Кто от кого убежал? (Серые зайчата убежали от серого зайца.)
У кого нет? (У серого зайца нет серых зайчат.)
Кто кого позвал? (Серый заяц позвал серых зайчат.)
Кто к кому прибежал? (Серые зайчата прибежали к серому зайцу.)
Кто с кем ушел домой? (Серый заяц ушел с серыми зайчатами.)
Кто о ком заботится? (Серый заяц заботится о серых зайчатах.)