Выделите основное содержание, оборудование, методы, приемы. Обоснуйте выбор типа урока.
Тема: «Круговорот веществ на Земле»
Цель: Формировать представление учащихся о круговороте веществ на Земле.
Задачи:
Образовательная: формирование понятия «круговорот веществ», «кормилец(продуцент), мусорщик (редуцент), едок (консумент), показать значение круговорота веществ для жизни и т.д..
Развивающая: развивать монологическую речь, память, внимание, развивать любознательность школьника.
Воспитательная: формировать элементы научного мировоззрения: изменяемость и постоянное развитие в природе, нравственное воспитание.
Оборудование: схема круговорот веществ, мультимедиа. Учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока.
1) Организ.класса на работу.
2) Актуализация знаний.
Что такое экосистема?
Какие виды экосистем вы знаете?
(Естественные: озеро, болото, луг, лес; искусственные: поле, аквариум).
«Живое вещество, охватывает и перестраивает химические процессы биосферы.
- Что мы называем оболочкой Земли?
- Как вы думаете все ли природные системы составляющие оболочку Земли связаны между собой?
3) Изучение нового материала
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с круговоротом веществ в природе.
- Как вы думаете какие вещества входят в это круговорот? –Все ли вещества на планете необходимы? (Да, вещества не нужные в одной экосистеме, оказываются нужны в другой)
-Правильно ребята, так все экосистемы Земли взаимосвязаны между собой.
- Для чего нужны растения в природе? (ими питаются животные, люди)
- Давайте нарисуем схему:
- Можем мы сказать, что растения кормят животных? в круговороте веществ они называются КОРМИЛЬЦАМИ,ли ПРОДУЦЕНТАМИ.
|
Роль “кормильцев” играют растения. Почему растения называют продуцентами? (Выслушиваются варианты ответов детей).
- На схеме заяц поедает растения. Как мы можем его назвать? (едок). в круговороте веществ они называются консументами. Продуценты и консументы связаны еще и тем, что продуценты выделяют кислород, поглощают углекислый газ, а консументы – наоборот.
– Какой вывод можно сделать? (Что кормильцы и едоки тесно связаны друг с другом).
- А мы кем являемся?
- Все живые организмы в конце концов умирают. И тогда в круговорот веществ вступают мусорщики, иначе их называют редуцентами: это грибы, микробы, черви.
Они не создают органические вещества. А питаются умершими организмами. Они разлагают умершие организмы: на воду, минеральные соли и угл. газ. И всё происходит по кругу. Вот так поддерживается жизнь на Земле.
4)Закрепление
– Назовите продуцентов, консументов и редуцентов?
- Благодаря продуцентам, консументам и редуцентам превращение веществ идёт по замкнутому кругу.
– Видите, ребята, как мудро продумала всё природа.
– Некоторые люди предлагают истреблять вредные для человека организмы. Другие считают, что этого делать нельзя. Кто из них прав и почему?
– Приведите примеры, когда круговорот веществ в природе нарушается по вине человека. (Выслушиваются варианты ответов детей.)
– Какой из этого мы можем сделать вывод?(Природу надо беречь, охранять и любить.)
Совершая гигантский биологический круговорот веществ в биосфере, жизнь поддерживает стабильные условия для своего существования и существования в ней человека.
|
- Смогли бы люди жить на планете одни, без других живых существ? (Нет, потому что существуют “невидимые” цепочки взаимосвязи живых существ)
5) Итог
- Какие “профессии” живых организмов необходимы для того, чтобы круговорот не прерывался? (Производители, потребители, разрушители)
- Какова роль разрушителей в круговороте? (Разрушители снова превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям)
- Что будет происходить в экосистеме, если в ней исчезнут разрушители? (Нарушится круговорот веществ в экосистеме. Одна экосистема перейдёт в другую. Например, озеро со временем превратится в болото)
– Я загадаю вам загадки, а вы, отгадывая их, будете говорить какую “профессию” они выполняют в природе.
1. В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (подсолнух) – производитель
2. Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы. (гриб) – разрушитель
3. Лесники её котят
Взять домой не захотят
Ей не скажешь “Кошка брысь!”
Потому что это …(рысь) – потребитель
Билет 10.Изучите конспект по теме «Мы друзья твои, природа». Соответствует ли данный конспект современным методическим требованиям? Объясните свою точку зрения и внесите необходимые коррективы.
Методы: наглядный, словесный, практический,
Приемы: использование ТСО (стимулирующая функция).
Обязателен деятельностный подход!! (ученик должен сам работать).
Личностно-ориентированный подход.
Межпредметные, преемственные связи.
Билет 11. Ознакомьтесь с различными способами проведения этапа урока «ознакомление с новым материалом» по теме «Каменный уголь». Какие методы обучения в каждом из уроков выбирает учитель. Какой более удачный, почему?
Метод: практический, опыт.
Билет 12. Ознакомьтесь с различными способами проведения этапа урока «ознакомление с новым материалом» по теме «Природное сообщество - лес». Какие методы обучения в каждом из уроков выбирает учитель. Какой более удачный, почему?
Лес – наблюдение. Гербарий- практический.
Сообщество – это