Физическое сопротивление




Корректируемое поведение: во время ситуаций, требующих выполнения инструкций взрослого или следования привычному порядку (например, при одевании), ребенок оказывает физическое сопротивление (отталкивает руки взрослого, помогающего ему; вырывается, убегает с учебного места и т.п.). Данное поведение не должно быть связано с пугающей или травмирующей ребенка ситуацией.

 

Ожидаемый результат коррекции проблемного поведения:

Частота случаев проявления физического сопротивления уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.

 

Порядок работы с проблемным поведением:

1. Точное описание проблемного поведения.

Например: в ответ на инструкции, направленные на прерывание нежелательного поведения (например, когда Ваня залезает на парту), инструкцию не выполняет; при попытке оказания физической помощи вырывается и снова стремится выполнить нежелательное действие.

Или: во время обучения самостоятельному приему пищи Оля отталкивает руку воспитателя, направляющего ее правильно держать ложку.

2.Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления физического сопротивления) до начала коррекции.

В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком, отмечают проявления данного поведения в специальном бланке.

3. Описание способа коррекции проблемного поведения.

Например:

В ситуации появления физического сопротивления Ваню отводят в уединенное место, где предъявляют различные простые инструкции и задания, позволяющие переключить его внимание с неприемлемого поведения. Затем моделируют исходную ситуацию, во время которой появилось описанное поведение. Если Ваня спокоен, возвращаются в класс и продолжают прерванное занятие. В течение дня мальчика поощряют за спокойное поведение, за правильное выполнение инструкций.

Или: На учебных занятиях Олю учат путем подражания правильно держать игрушечные ложки и кормить игрушки. Поощрение предоставляется за все правильные попытки. Затем переходят к аналогичному обучению во время приема пищи. К физической помощи прибегают минимально, дозировано и с использованием значимых поощрений (сухариков).

4.Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления физического сопротивления в процессе коррекции).

После одной-двух недель со времени начала коррекциив течение 5 дней за один-два месяца отмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.

5. Вывод об эффективности проведенной работы.

По истечении одного-двух месяцев с начала коррекции проблемного поведения производится подсчет всех эпизодов физического сопротивления по дням; сравниваются данные до коррекции поведения и после; на основании этого, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности использованного способа коррекции, а также о ее влиянии на частоту физического сопротивления. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на данную проблему.

 

Способы коррекции физического сопротивления.

1) Предотвращение ситуаций, приводящих к физическому сопротивлению.

Как правило, ребенок начинает сопротивляться в тех ситуациях, когда ему не позволяют делать что-то, чего он хочет; или же наоборот – принуждают к какому-то действию, которое ему непонятно или не нравится. Основной способ коррекции в этом случае: проанализировать ситуации, в которых возникает данное поведение; сделать предположения о том, как заменить описанное выше поведение на адекватное. Один из способов: увеличить адекватную физическую активность вне класса (в спортивном зале, на прогулке), в результате чего он может стать спокойнее на учебных занятиях. Кроме того, чрезвычайно важно учить адекватным способам коммуникации, позволяющим выразить желания ребенка. Поиск «обходных» маневров – например, замена одного вида помощи на другой – также может принести свои положительные результаты.

2) Формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной ситуации.

Следует учить ребенка использовать фразы: «Дай», «Хочу», «Помоги», «Не хочу», «Устал» и т.п. или аналогичные им символы, карточки, жесты, используемые при обучении невербальной коммуникации. Даже если на первых порах ребенок будет слишком часто отказываться от той или иной деятельности, это будет лучше, чем ситуация, в которой требуется преодолевать физическое сопротивление*. В то же самое время следует позаботиться о значимых для ребенка поощрениях, которые он будет получать только при отсутствии физического сопротивления во время обучения.

3) Медикаментозная коррекция.

Иногда повышенная возбудимость, погруженность в стереотипии, внутренний эмоциональный дискомфорт приводят к тому, что возникают реакции протеста против навязанной взрослым деятельности. В частности, это состояние может отражаться в физическом сопротивлении, возникающем в ходе обычных занятий. В некоторых случаях подобранное врачом лечение может снять остроту упомянутых симптомов, частота данного поведения также, возможно, уменьшится.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: