Невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения




Корректируемое поведение: После того, как ребенок демонстрирует социально неприемлемое поведение (например, выбегает из класса; забирается на подоконник, сбрасывает тарелку со стола и т.п.), ему дается инструкция, выполнение которой позволит прервать данное поведение или устранить его последствия (например, «Стой», «Слезай», «Подними» и т.п.). Ребенок не пытается выполнить инструкцию и/или продолжает демонстрировать неприемлемое в данной ситуации поведение.

 

Ожидаемый результат коррекции проблемного поведения:

Частота случаев отказа от выполнения инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения, уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.

 

Порядок работы с проблемным поведением:

1. Точное описание проблемного поведения.

Например, Сева выбегает в коридор и бежит к выходу на улицу, не реагируя на инструкцию «Стой». Или: Никита раскачивается на стуле, несмотря на просьбы «Не качайся» и «Сядь хорошо».

2. Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев отказа от выполнения инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения) до начала коррекции.

В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком, отмечают проявления данного поведения в специальном бланке.

3. Описание способа коррекции проблемного поведения.

Например:

1) Отрабатывается инструкция «Стой» на занятиях в то время, когда Сева не проявляет проблемное поведение. За выполнение данной инструкции он получает особо ценимое им поощрение (наклейки, чипсы). 2) В тот момент, когда мальчик устремляется к выходу из класса без разрешения, взрослый сначала догоняет его и, не дотрагиваясь до него, предъявляет инструкцию «Стой». Если Сева останавливается самостоятельно и с первого раза, то он может получить поощрение (в течение первых двух недель после начала коррекции). Если его приходится останавливать физически (взяв за руку), то поощрения он не получает.

4. Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев отказа от выполнения инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения, в процессе коррекции).

После одной-двух недель со времени начала коррекциив течение 5 дней за один-два месяца отмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.

5. Вывод об эффективности проведенной работы.

По истечении одного-двух месяцев с начала коррекции проблемного поведения производится подсчет всех эпизодов проблемного поведения по дням; сравниваются данные до коррекции поведения и после; на основании чего, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности использованного способа коррекции, а также о ее влиянии на частоту невыполнения инструкций. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на данную проблему.

 

Способы коррекции невыполнения инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения [*]:

1) Отработка необходимых инструкций в контексте, отличном от проблемной ситуации.

Когда ребенок спокоен, включен в обычные занятия, представляется возможным поработать с ним над выполнением тех инструкций, которые помогут в минуту возбуждения остановить неприемлемое поведение. Наиболее распространенной инструкцией является инструкция «Стой». Ее можно отрабатывать во время повторяющихся действий на месте (прыжки, хлопки), а затем во время движений в пространстве (например, в спортивном зале во время бега). За правильное выполнение с первого раза следует предоставлять эффективное поощрение.

2) Поощрение выполнения инструкций.

В те моменты, когда уже имеет место неприемлемое поведение, поощрение может быть предоставлено в начале обучение (не дольше первых одной-двух недель) и только в том случае, если ребенок послушался с первого раза. Важно иметь возможность остановить неприемлемое поведение сразу же после предъявленной инструкции, поэтому не следует давать ребенку инструкцию, если расстояние между ним и взрослым более чем полметра. Необходимо действовать четко и оперативно, чтобы дать понять, насколько важно для всех, чтобы ребенок выполнил то, о чем его попросили.

3) Тайм-аут.

Иногда в ситуации сильного возбуждения ребенок не сразу успокаивается, и его необходимо увести в уединенное место, чтобы он успокоился, и чтобы ситуация в классе не становилась неудобной для обучения других детей. При этом необходимо убедиться в том, что нахождение в уединенном месте не является поощрением для данного ребенка. Поэтому не следует ему предлагать привлекательных заданий и наград до возвращения в класс и нормализации его поведения.

4) Медикаментозная коррекция.

Как и в случае физического сопротивления, упомянутое проблемное поведение часто является следствием неконтролируемого возбуждения. Поэтому медикаментозная помощь может быть достаточно эффективной.

 

Агрессия

Корректируемое поведение: в течение дня имеют место неоднократные эпизоды, когда ребенок бьет кого-либо рукой, ударяет по предметам рукой, пинает ногой предметы или людей, щипается, кусается, рвет одежду или другие предметы, целенаправленно плюется (следует отличать от неконтролируемого слюнотечения), разбрасывает учебные пособия или другие предметы; бранится.

 

Ожидаемый результат коррекции проблемного поведения:

Частота случаев проявления агрессии уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.

 

Порядок работы с проблемным поведением:

1. Точное описание проблемного поведения.

Например, Света щипает педагога или одноклассников. Или: Вася пинает ногами мебель, ударяет ногой по ноге другого человека (взрослого или ребенка), пинает предмет, лежащий на полу (туфли, портфель в раздевалке).

2. Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления агрессии) до начала коррекции.

В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком, отмечают проявления данного поведения в специальном бланке.

3. Описание способа коррекции проблемного поведения.

Например:

В течение дня Свету поощряют за спокойное поведение. В тот момент, когда возникает эпизод агрессии, ее руки удерживаются руками взрослого; затем предъявляются различные простые инструкции, в которых задействованы руки (хлопать, постучать кулачками, выполнить различные упражнения пальчиковой гимнастики). После правильного выполнения пяти инструкций (без попыток ущипнуть кого-либо) возвращаются к исходной деятельности.

4. Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления агрессии в процессе коррекции).

После одной-двух недель со времени начала коррекциив течение 5 дней за один-два месяца отмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.

5. Вывод об эффективности проведенной работы.

По истечении одного-двух месяцев с начала коррекции проблемного поведения производится подсчет всех эпизодов агрессии по дням; сравниваются данные до коррекции поведения и после; на основании чего, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности использованного способа коррекции, а также о ее влиянии на частоту проявления агрессии. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на агрессивное поведение.

 

Способы коррекции агрессии.

1) Переключение на другие действия с одновременным эмоциональным игнорированием агрессивного поведения.

Этот способ применим только в тех случаях, когда агрессивное поведение направлено только на взрослых (педагогов, воспитателей), поскольку требовать от других детей не реагировать на то, что их кусают или бьют, невозможно. Довольно часто дети реагируют агрессией на трудные или непонятные учебные задания. В случае эпизодической агрессии на уроке можно сказать: «Положи руки на колени, возьми карандаш» и оказать помощь в выполнении задания.

2) Предотвращение ситуаций, ведущих к появлению агрессии.

Как говорилось в предыдущем пункте, трудные и непонятные задания могут провоцировать агрессию. Поэтому использование наглядных материалов, правильная постановка задач, использование принципа «от простого- к сложному» помогут предотвратить агрессию со стороны ученика.

3) Обучение альтернативным адекватным способам выражения недовольства или привлечения внимания.

Обучение фразам «Помоги», «Устал», «Не хочу» и т.п. позволяет заменить агрессивное поведение адекватными просьбами и сигналами. Часто агрессивное поведение, особенно по отношению к другим детям, подкрепляется эмоциональной реакцией со стороны последних. Необходимо учить детей на переменах играть в веселые игры (в мяч, в мыльные пузыри и т.п.), организовывать хороводные, подвижные игры для того, чтобы ребенок получал позитивные опыт контакта со сверстниками и эмоционального внимания с их стороны.

4) Медикаментозная терапия.

Агрессивное поведение может быть вызвано внутренними факторами: дисфорией, депрессивным состоянием, повышенной возбудимостью. Частично повлиять на частоту и интенсивность агрессии может лечение.

Самоагрессия

Корректируемое поведение: В течение дня имеют место неоднократные эпизоды, когда ребенок проявляет по отношению к себе один из следующих видов поведения: бьет, кусает, щипает, целенаправленно ударяется о стену головой или другими частями тела.

 

Ожидаемый результат коррекции поведения:

Частота случаев проявления самоагрессии уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.

 

Порядок работы с проблемным поведением:

1. Точное описание проблемного поведения.

Например: самоагрессией считается поведение, когда Гена кусает себя за руку или бьет себя по голове.

2. Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления самоагрессии) до начала коррекции.

В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком, отмечают проявления данного поведения в специальном бланке.

3. Описание способа коррекции проблемного поведения.

Например:

В момент, когда Гена начинает кусать себе руку или ударять себя, его руку удерживают и направляют на выполнение каких-либо действий (положить руки на колени, выполнить задания по подражанию движениям и т.п.). Если это не удается, мальчика уводят в уединенное место, выполняют с ним вместе ряд физических упражнений, затем после трех спокойно выполненных упражнений предлагают невербальное задание (паззл, раскраску), после чего возвращаются в класс к исходному заданию.

4. Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления самоагрессии в процессе коррекции).

После одной-двух недель со времени начала коррекциив течение 5 дней за один-два месяца отмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.

5. Вывод об эффективности проведенной работы.

По истечении одного-двух месяцев с начала коррекции проблемного поведения производится подсчет всех эпизодов самоагрессии по дням; сравниваются данные до коррекции поведения и после; на основании этого, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности использованного способа коррекции, а также о ее влиянии на частоту проявления самоагрессии. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на данное поведение.

 

Способы коррекции самоагрессии.

1) Предотвращение ситуаций, приводящих к самоагрессии.

Для детей, склонных к самоагрессии, часто характерна повышенная эмоциональная чувствительность. Они могут реагировать данным поведением на конфликтные ситуации, на трудности в обучении и общении. Поэтому необходимо продумать день такого ребенка, стараясь дозировать нагрузку, вводить в занятия приятные и релаксирующие моменты.

2) Прерывание эпизода самоагресии с переключением на адекватное поведение.

Если эпизод самоагрессии краткий и не опасный для самого ребенка, то лучше его проигнорировать и постараться включить ребенка на какую-либо деятельность. Если самоагрессия длится более одной-двух секунд и чревата ущербом для здоровья, то необходимо удержать ребенка от данного поведения. Лучше делать это мягко и ненавязчиво, например, что-то вложить ему в руку (например, массажный мячик), быстро дать какое-то интересное задание. Иногда, если самоагрессия сильная и длительная, приходится отвести ребенка в уединенное место и удерживать его некоторое время до тех пор, пока он успокоится. Совместно с родителями необходимо продумать максимально безопасные и комфортные для ребенка способы удерживания. Если ребенок перестает делать попытки к самоагрессивному поведению, ему дают несложные задания, а затем возвращают в исходную ситуацию.

3) Медикаментозная терапия незаменима при коррекции самоагрессии. В некоторых случаях допустимо прервать занятия для купирования особо острых симптомов данного поведения.

 

Приложение 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: