Коррекция проблемного поведения




Под проблемным поведением понимаются такие виды поведения, проявления которых препятствуют общению с ребенком и способствуют социальной дезадаптации (погружению в себя, причинению физического вреда себе и окружающим и т.п.).

На этапе формирования базовых учебных действий необходимо приложить максимальные усилия для коррекции проблемного поведения, особенно тех его видов, которые не позволяют эффективно обучать ребенка и общаться с ним. Следует отметить, что работа с проблемами поведения должна проводиться на протяжении всего обучения*, поэтому ее принципы распространяются не только на этап формирования БУД.

Результаты оценки проблемного поведения до начала коррекции и текущей оценки проблемного поведения фиксируются в таблицах (см. Приложение 1 и Приложение 2). Наиболее удобна таблица, над которой расположено описание фиксируемого поведения, в одной графе указано время каждого занятия, в другой проставляются значки (например, палочки или плюсы), соответствующие каждому эпизоду проблемного поведения, а в третьей графе обозначена фамилия педагога, который проводил занятие (или того, кто фиксировал данные).

Перечислим основные виды проблемного поведения, которые наиболее часто встречаются у детей с ТМНР: стереотипии, неадекватные крики, плач, смех; физическое сопротивление; невыполнение инструкций; проявления агрессии и самоагрессии.

Рассмотрим основные подходы к коррекции каждого из упомянутых видов проблемного поведения.

1. Стереотипии**

Корректируемое поведение:

а) двигательные стереотипии (раскачивания, потряхивание руками, перебирание пальцами, раскручивание различных предметов; хождение по определенной траектории – например, вдоль стен; кручение на месте; хождение на носках и т.п.);

б) сенсорные и сенсорно-двигательные стереотипии (зажмуривание глаз, затыкание ушей, прищуривание, ощупывание определенных по текстуре поверхностей, обнюхивание, облизывание и т.п.).

Все перечисленные виды поведения корректируются только в том случае, если они служат помехой при обучении и общении с ребенком, а также, если их проявления не уменьшаются самопроизвольно в течение трех-пяти первых учебных дней.

 

Ожидаемый результат коррекции проблемного поведения:

Частота случаев проявления стереотипий уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.

 

Порядок работы с проблемным поведением:

1.Точное описание проблемного поведения.

Например: раскачивается сидя на стуле; обнюхивает игрушки, пищу и т.п.).

2. Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления стереотипий) до начала коррекции.

В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком*, отмечают случаи проявления данного поведения в специальном бланке.

3. Описание способа коррекции проблемного поведения.

Например: если Ваня выполняет задание, ест и т.п. не раскачиваясь, его периодически поощряют словесно и при помощи наклеек. В случае проявления данного поведения (раскачивания), дается инструкция «Встань» и в течение нескольких минут Ваня работает стоя. Затем ему напоминают, что необходимо спокойно сидеть на стуле и разрешают сесть.

4. Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления стереотипий в процессе коррекции).

После одной-двух недель со времени начала коррекциив течение 5 дней за один-два месяца отмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.

5. Вывод об эффективности проведенной работы.

Через 1 – 2 месяца после начала коррекции производится подсчет всех эпизодов зафиксированного поведения, сравниваются данные до коррекции поведения и после нее. На основании полученных данных, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности проведенной работы, а также о ее влиянии на проблемное поведение. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на данную проблему.

 

Способы коррекции стереотипий*.

1) Замена проблемного поведения адекватными видами поведения, несовместимыми с проблемным поведением.

Например, когда ребенок начинает трясти кистями рук, ему дается задание, в выполнении которого задействованы обе руки: физические упражнения, выполнение поделок из конструктора и т.п. Если речь идет о длительном переходе (например, по коридору), можно попросить ребенка положить руки в карманы или дать ему что-то нести (например, нетяжелые пакеты с пособиями).

2) Поощрение при отсутствии проблемного поведения предоставляется в те моменты, когда ребенок адекватно занят какими-либо видами действия и не проявляет проблем поведения. Ребенка можно похвалить, предоставить ему любимую игрушку или лакомство, подчеркивая, что его хвалят за то, что он хороший ученик, занимается спокойно.

3) Предотвращение утомления и психологического дискомфорта. Необходимо заметить, в каких ситуациях стереотипии ребенка приобретают более выраженный характер, чаще проявляются. Подобные ситуации следует предотвращать: позволять ребенку передохнуть, не предъявлять слишком трудных заданий.

4) Разграничение ситуаций, в которых нежелательно проблемное поведение и в которых оно допустимо (в определенном месте и в строго ограниченный период времени).

Такой способ может применяться, если не удается перевести стереотипии в более адекватную форму, или, если ребенок проявляет выраженный дискомфорт при попытке завершить стереотипию. Тогда следует организовать так называемую «зону отдыха», где ребенку некоторое время (например, на переменах) позволяют проявлять стереотипии – например, раскручивать предметы, трясти руками и т.п. Время пребывания в такой «зоне отдыха» должно быть ограничено; временные рамки следует обозначить таймером или песочными часами.

5) М едикаментозная коррекция.

Всвязи с тем, что данное поведение, часто отмечаемое у детей с ТМНР, в большинстве случаев проявляется вследствие внутренних факторов (незрелости нервной системы; испытываемого ребенком утомления и дискомфорта; повышенной чувствительности к определенным стимулам и т.п.), возможности повлиять на данную проблему извне достаточно ограниченны. Поэтому основным способом изменить упомянутое поведение, если оно мешает развитию и социализации ребенка, является медикаментозная коррекция, осуществляемая компетентными врачами (неврологами и психиатрами). Педагоги и воспитатели должны получать от родителей информацию о проводимом лечении ребенка. Кроме того, при наличии выраженных проблем (например, постоянном облизывании предметов, многочисленных навязчивых движениях рук и т.п.) следует порекомендовать родителям, чтобы они обратились за лечением; узнать, когда оно началось, и зафиксировать наличие или отсутствие изменений в частоте проявляемого поведения.

 

Неадекватный крик

Корректируемое поведение: ребенок громко вскрикивает или же кричит на протяжении определенного периода времени (от нескольких секунд до нескольких минут, не менее трех раз в день; поведение не связано с испугом или физическим дискомфортом).

 

Ожидаемый результат коррекции проблемного поведения:

Частота случаев проявления неадекватного крика уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.

Порядок работы с проблемным поведением:

1. Точное описание проблемного поведения.

Например: Ира вскрикивает, не прерывая текущей деятельности, или: в неприятной для Коли ситуации он начинает громко кричать; крик может продолжаться от 3 с. до 5-7 мин.).

2. Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления стереотипий) до начала коррекции.

В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком*, отмечают случаи проявления данного поведения в специальном бланке.

3. Описание способа коррекции проблемного поведения.

Например: если Ира вскрикивает во время выполнения задания, следует вернуться к началу выполнения задания и переделать его, напомнив девочке, что на уроках «занимаемся тихо и спокойно». В течение дня Иру поощряют за то, что она занимается «тихо и спокойно».

Или: Каждые 15 минут занятий звенит сигнал таймера, и, если Коля занимался спокойно, он получает любимое лакомство (изюм, хлопья) или игрушку (пружинку, лизуна). Если начинается эпизод крика, таймер останавливается; тьютор или воспитатель должны вывести Колю в такое место, где поведение не будет мешать окружающим. После того, как он перестает кричать, ему даются 5-7 инструкций, после выполнения которых, ему напоминают, что следует заниматься «тихо и спокойно». После возвращения в класс прерванное задание следует предъявить сначала. Когда оно выполнено без крика, Коле показывают, что таймер включается, и он снова может получить поощрение за хорошее поведение. В течение дня Колю также словесно поощряют за спокойное поведение.

4.Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления неадекватного крика в процессе коррекции).

После одной-двух недель со времени начала коррекциив течение 5 дней за один-два месяца отмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.

5. Вывод об эффективности проведенной работы.

По истечении одного-двух месяцев с начала коррекции проблемного поведения производится подсчет всех эпизодов крика (по дням); сравниваются данные до коррекции поведения и после; на основании чего, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности проведенной работы, а также о ее влиянии на частоту крика. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на данную проблему.

 

Способы коррекции неадекватного крика.

1) Формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной для ребенка ситуации.

Наблюдая за поведением ребенка, необходимо заметить, в ответ на какие ситуации чаще всего появляется крик. Если ребенок способен говорить, то, предваряя возможную проблему, ему подсказывают, что он может сказать (вместо крика), например: «Помоги», «Не хочу», «Устал», «Дай конструктор» и т.п. Если используется система альтернативной коммуникации, то аналогичным образом ребенка учат подавать сигнал о своем желании/нежелании что-либо делать. Таким образом, крик постепенно замещается адекватными способами выражения своих желаний*.

2) Отсутствие подкрепления нежелательного поведения.

Иногда, несмотря на обучение другим способам выражения своих желаний, ребенок по-прежнему кричит, поскольку данное поведение для него привычно и эффективно. Чтобы изменить эту ситуацию, не следует поощрять данное поведение (например, давать что-то, что ребенок просит криком, или прерывать задание, во время которого начал кричать ребенок). В то же время, продолжительный крик может помешать другим детям, поэтому бывает необходимо увести ребенка в уединенное место (см. следующий пункт).

Достаточно спорным является использование различных успокаивающих приемов (например, дать попить воды, погладить по голове и т.п.). В некоторых случаях их применение оправданно, потому что помогает ребенку успокоиться. Частота криков не возрастает при использовании подобных приемов. Но иногда они служат поощрением нежелательного поведения: ребенок получает дополнительное внимание в ответ на крик, и частота его в будущем возрастает.

3) Тайм-аут.

Следует обеспечить наличие уединенного места с некоторой звукоизоляцией и возможностью продолжения занятия в случае возникновения проблемного поведения. Если ребенок начинает кричать и эпизод крика длится дольше нескольких секунд, следует увести ребенка в указанное место, дать ему успокоиться в подходящей позе (стоя или сидя). Затем можно предложить ему несколько простых заданий, выполнение которых позволит ему переключиться, а потом надо вернуться к исходному заданию, во время которого возникло проблемное поведение. Если ребенок спокоен, можно вернуться в зону групповой работы.

4) Поощрение при отсутствии проблемного поведения может уменьшить частоту крика, если ребенок понимает, за какое именно поведение ему предоставляют награду. Хотя порой благожелательное внимание, похвала в то время, когда ребенок ведет себя адекватно, сами по себе могут положительно повлиять на динамику проблемного поведения. Это происходит в тех случаях, когда криком ребенок привык добиваться внимания взрослых.

Если ребенок отслеживает сигнал таймера, можно предлагать ему поощрение за каждый период, когда он занимался спокойно. Если умеет читать – удобно использовать письменный договор, предполагающий поощрение в конце каждого урока, если ребенок занимался тихо.

5) Медикаментозная коррекция.

Иногда причина крика кроется во внутреннем состоянии ребенка, повлиять на нее извне, несмотря на все усилия, не удается. В таких случаях, рекомендуют обратиться к врачу за получением адекватного лечения, результаты которого было бы желательно отслеживать описанными выше способами фиксации проблемного поведения.

 

Неадекватный плач

Корректируемое поведение: в течение дня отмечаются неоднократные периоды плача, не связанные с физическим дискомфортом и с ситуациями, которые могут огорчить ребенка с точки зрения социальных норм (обида, порицание и т.п.).

 

Ожидаемый результат коррекции проблемного поведения:

Частота случаев проявления неадекватного плача уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.

 

Порядок работы с проблемным поведением:

1. Точное описание проблемного поведения.

Например: Женя начинает плакать без видимой причины, не прерывая при этом текущей деятельности невербального характера. Однако выполнение инструкций при этом значительно ухудшается. Через некоторое время (1-5 минут) плач самопроизвольно прекращается.

2. Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления стереотипий) до начала коррекции.

В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком*, отмечают случаи проявления данного поведения в специальном бланке.

3.Описание способа коррекции поведения.

Например: В момент начала эпизода плача Борю просят повторять различные простые движения, затем переходят к имитации звуков и слов. Когда мальчик перестает плакать, возвращаются к исходной деятельности.

4. Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления неадекватного плача в процессе коррекции).

После одной-двух недель со времени начала коррекциив течение 5 дней за один-два месяца отмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.

5. Вывод об эффективности проведенной работы.

По истечении одного-двух месяцев с начала коррекции проблемного поведения производится подсчет всех эпизодов неадекватного плача по дням; сравниваются данные до коррекции поведения и после; на основании чего, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности использованного способа коррекции, а также о ее влиянии на частоту плача. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на данную проблему.

 

Способы коррекции неадекватного плача.

1) Предотвращение утомления и психологического дискомфорта.

Некоторые дети начинают плакать при утомлении, поэтому следует обеспечить им частую смену видов деятельности, перерывы для отдыха.

2) Прекращение эпизода неадекватного плача путем переключения.

В некоторых случаях это может быть эффективно. Ребенку следует предлагать простые задания, которые обычно ему нравятся и не вызывают у него затруднения или раздражения. Это могут быть задания на подражание движениям (в том числе и мимическим – надуть щеки, высунуть язык), на повторение звуков. Такие инструкции предпочтительны, поскольку их выполнение трудно совместить с плачем. Однако некоторым детям трудно подражать во время эпизодов неадекватного плача, поэтому подбор заданий или инструкций должен быть индивидуальным.

3) Медикаментозная коррекция.

Медицинское вмешательство часто необходимо при работе с данным поведением, что связано с эндогенной или органической природой навязчивого плача. Если упомянутое поведение возникает часто, оно создает сложности пребывания ребенка в коллективе, поэтому обращение за медицинской помощью откладывать в таком случае не следует. Как и для других видов проблемного поведения, надо смотреть, как назначенные препараты влияют на частоту проявления данного поведения.

 

Неадекватный смех

Корректируемое поведение: в течение дня отмечаются неоднократные периоды смеха, не связанного с ситуациями, которые могут развеселить ребенка с точки зрения социальных норм (шутка, забавное происшествие в классе).

 

Ожидаемый результат коррекции проблемного поведения:

Частота случаев проявления неадекватного смеха уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.

 

Порядок работы с проблемным поведением:

1. Точное описание имеющегося поведения.

Например: Поведение считается неадекватным смехом, если Саша смеется без видимой причины больше 2-3 секунд, что не позволяет ему отвечать на вопросы или выполнять инструкции педагога.

2. Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления неадекватного смеха) до начала коррекции.

В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги и воспитатели, работающие с ребенком, отмечают проявления данного поведения в специальном бланке.

3. Описание способа коррекции проблемного поведения.

Например: В момент начала эпизода неадекватного смеха Сашу отводят в уединенное место, где предъявляют ему простые инструкции и задания до тех пор, пока 5 из них подряд не будут выполнены без проявлений данного поведения. Затем возвращаются в класс к прерванному заданию.

4. Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления неадекватного смеха в процессе коррекции).

После одной-двух недель со времени начала коррекциив течение 5 дней за один-два месяца отмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.

5. Вывод об эффективности проведенной работы.

По истечении одного-двух месяцев с начала коррекции проблемного поведения производится подсчет всех эпизодов неадекватного плача по дням; сравниваются данные до коррекции поведения и после; на основании чего, вкупе с наблюдениями педагогов и воспитателей, делается вывод об эффективности использованного способа коррекции, а также о ее влиянии на частоту неадекватного смеха. Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на данную проблему.

 

Способы коррекции неадекватного смеха.

1) Предотвращение утомления и психологического дискомфорта.

Некоторые дети начинают неадекватно смеяться при утомлении, поэтому следует обеспечить им частую смену видов деятельности, перерывы для отдыха.

2) Тайм-аут и переключение.

В связи с тем, что неадекватный смех мешает другим детям, находящимся в классе, и отвлекает их, предпочтительнее отвести ребенка в уединенное место, где ему предъявляют простые задания, которые позволят прервать эпизод неадекватного смеха. В некоторых случаях помогают повторяющиеся физические упражнения, проводимые в энергичном темпе (например, приседания). Затем возвращаются к исходной деятельности.

3) Медикаментозная коррекция.

В отношении неадекватного смеха справедливо все сказанное выше про неадекватный плач.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: