Всеобщее искусство всех учить всему.
Чаще всего дидактику определяют как теорию образования и обучения, а обучение как путь образования. В процессе обучения происходит образование, воспитание и развитие.
Дидактика является частью педагогической теории, изучающей обучение на наиболее общем, теоретическом уровне. |
Обучение в дидактике выступает объектом изучения и объектом конструирования. В соответствии с этим дидактика, получая новые знания о педагогических явлениях, их сущности и закономерностях, выполняет научно-теоретическую функцию, а переходя от изучения дидактического явления к конструированию нового или усовершенствованию и преобразованию уже известного, - конструктивно-техническую.
Объектом дидактики является процесс обучения как передача социального опыта от одного поколения к другому. Дидактика как педагогическая теория обучения должна ответить на вопрос чему учить, что передавать от поколения к поколению (содержательная сторона обучения), и как это делать (процессуальная).
Если же рассмотреть отношения, реализующиеся в обучении, с педагогической точки зрения (с позиции целенаправленной деятельности по передаче и усвоению социального опыта), то главным и специфическим окажется отношение между преподаванием (передачей социального опыта) и учением (его усвоением).
Учебный материал при этом выступает как основное средство взаимодействия учителя и ученика, преподавания и учения.
Поэтому предметом дидактики является связь преподавания (деятельности учителя) и учения (деятельности учащихся).
Характерной чертой современной дидактики является необходимость рассмотрения обучения в единстве с воспитанием. Обучаясь, ученик не только усваивает знания и умения, но и формирует собственное отношение к ним, к учебному процессу, к совместной познавательной и коммуникативной деятельности, к изучаемому предмету, к школе, к учителю и т.д., то есть, воспитывается.
|
Дидактика, как и любая наука, имеет свой категориальный аппарат, состоящий из основных понятий науки. Она оперирует
· специфическими понятиями, присущими вначале ей, а затем уже другим дисциплинам: преподавание, учение, учебный предмет, учебный материал, метод обучения, учитель, ученик, урок и т.д.;
· философскими категориями: сущность, явление, противоречие, движущая сила, причина, следствие и т.д.;
· общепедагогическими: педагогика, воспитание, педагогический процесс, педагогическая действительностьи пр.;
· понятиями, заимствованными у смежных наук: мышление, развитие, усвоение, запоминание и пр., пришедшими в дидактику из психологии, система, обратная связь, алгоритм – из кибернетики и т.д.
ОБУЧЕНИЕ КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Понятие «обучение» является центральной категорией дидактики, так как описывает объект ее исследования.
ОБУЧЕНИЕ – это процесс взаимодействия преподавания и учения (учителя и ученика) с целью передачи и усвоения социального опыта
Его двойственность заключается в единстве
· преподавания и учения, где преподавание выступает как управление учением;
· содержательной и процессуальной сторон (чему и как учить);
· обучения и воспитания в каждом элементе учебного процесса.
Методологической основой обучения являются
|
· философия познания (гносеология);
· теория управления;
· психологическое учение о высшей нервной деятельности и психических функциях человека.
Гносеология рассматривает познание как вечное и бесконечное приближение к истине, происходящее путем возникновения и разрешения противоречий. Это указывает на движущие силы познания, которые материализуются в обучении в виде внешних и внутренних противоречий.
Внешние противоречия разворачиваются как противоречия избранной системы с окружающим миром. В качестве такой системы может выступать сам процесс обучения, его компоненты и участники. Например, противоречия между:
· потребностями общества и возможностями школы, учителя, ученика;
· требованиями учебных программ и возможностями ученика;
· познавательными потребностями школьника и возможностями окружения их удовлетворить и др.
Внутренние противоречия характеризуют движение к истине внутри избранной системы. Если в качестве таковой выступает ученик, то это могут быть противоречия между:
· знанием и незнанием;
· знанием и умением его применить;
· потребностью в знаниях и опытом познавательной деятельности;
· мотивами учебной деятельности и ее результатами и пр.
Разделение противоречий на внешние и внутренние носит относительный характер. Их относительность определяется уровнем системы, лежащей в основе. Так, противоречие между преподаванием и учением относительно ученика будет внешним, а относительно учебного процесса – внутренним.
Кроме того, диалектика дает обучению индуктивный и дедуктивный пути познания.
|
Практика обучения дополняет перечень путей познания традуктивным, который заключается в организации деятельности по аналогии.
Основной алгоритм познания, представленный известной формулой «от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике …», реализуется в обучении в виде следующих компонентов:
1) восприятие действительности органами чувств;
2) переведение полученных образов посредством мышления в абстракции (слова, схемы, понятия и пр.);
3) применение полученных знаний на практике.
Стоит отметить, что практике в философии познания отводится особое место. Она выступает не только как результативный этап познания, но и как критерий истины. В обучении это подчеркивает неразрывную связь теории с практикой и направленность теоретических изысканий на совершенствование практики обучения.
Термин «познание » в дидактике бифункционален. Он используется для определения познания в науке и познания в обучении. Сравнительный анализ показывает, что это не одно и то же.
В науке | ПОЗНАНИЕ | В обучении |
Ученый | Субъект | Ученик |
Явления, процессы реального мира | Объект | Знания о них, как обобщенный опыт человечества |
Овладение закрытой истиной | Результат | Овладение открытой истиной |
Зависит от первого лица – исследователя и условий, в которых он творит | Эффективность | Во многом зависит от второго лица – учителя |
Объективной необходимостью | Обусловлены | Дидактическими задачами |
Сложнее | Технология | Проще, экономнее. |
Рассмотренная выше категория познания лежит в основе учения – деятельности ученика. Она определяет, как подрастающий человек познает мир.
В основе же преподавания, как управления учением, лежит теория управления. Управление любым процессом предполагает поэтапность и цикличность управленческих действий, соответствующих его функциям. В процессе обучения это реализуется в виде следующих этапов:
1) изучение дидактического явления, его анализ, выявление недостатков, требующих восполнения;
2) планирование развития изучаемого явления на содержательном и технологическом уровнях;
3) осуществление запланированного;
4) контроль за ходом и результатами процесса, определение его эффективности;
5) коррекция процесса для получения более значимых результатов;
6) далее – циклический повтор.
Это можно выразить следующей формулой:
Психологическое учение о высшей нервной деятельности и психических функциях человека касается одновременно и преподавания и учения, так как в зависимости от характеристик и показателей развития психики ученика (мышления, памяти, внимания, восприятия и пр.) учитель планирует и реализует обучающую деятельность, а ребенок усваивает определенную часть социального опыта.
ВИДЫОБУЧЕНИЯ
Вид обучения определяется как организация деятельности учителя и учащихся в пределах заданной системы их взаимодействия. В современной школе применяются четыре вида обучения:
· объяснительно-иллюстративное,
· проблемное,
· программированное,
· компьютеризированное.
1. Объяснительно-иллюстративное обучение. Объяснение в сочетании с наглядностью – определяющие методы такого обучения, слушание и запоминание – ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного – главное требование к результату обучения и основной критерий его эффективности.
Такое обучение называют еще традиционным, не только с целью отличить его от более современных видов, но и чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Это древний вид обучения, не утративший актуальности и в современной школе, так как в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности.
Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд преимуществ перед другими его видами. Оно:
· экономно во времени и энергетических затратах участников педагогического процесса,
· облегчает восприятие и понимание сложной информации,
· обеспечивает достаточно эффективное управление учебным процессом.
К недостаткам объяснительно-иллюстративного обучения можно отнести:
· преподнесение ученикам "готовых" знаний,
· освобождение от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении,
· незначительные возможности индивидуализации и дифференциации обучения,
· возможность перегрузки памяти при увеличении объема учебной работы.
2. Проблемное обучение построено на самостоятельном добывании знаний в процессе решения учебных проблем за счет развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. Технология проблемного обучения включает в себя последовательно реализуемые этапы:
1. Создание проблемной ситуации как интеллектуального затруднения. Учебная проблема, отражающая проблемную ситуацию, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся;
2. Ревизия имеющихся знаний, выявление их недостаточности для решения поставленной проблемы;
3. Приобретение недостающих для решения проблемы знаний, озарение;
4. Решение проблемы;
5. Верификация (проверка) полученных результатов;
6. Выводы, как систематизация и обобщение полученных знаний и умений их добывать.
Достоинствами п роблемного обучения являются:
· самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;
· интерес к процессу учебного труда,
· прочные и действенные результаты обучения.
К недостаткам следует отнести
· слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся,
· большие затраты времени на достижение поставленных целей.
Данный вид обучения направлен больше на усвоение процесса, чем на получение новых знаний.
3. Программированное обучение. В его основе лежитсистема последовательных действий (операций), выполнение которых ведет обучаемого к заранее запланированному результату. Этот вид обучения позволяет контролировать каждый шаг продвижения ученика по пути познания и оказывать ему своевременную помощь, избавляя от многих затруднений, потери интереса и других негативных последствий, сопровождающих плохо управляемый процесс.
Каждый учащийся в программированном обучении работает самостоятельно в посильном для него темпе. Педагог выступает организатором обучения и консультантом при затруднениях.
Программированное обучение бывает машинным, когда программа подается через компьютер, и безмашинным, когда ученики пользуются специально созданными программированными учебниками и учебными пособиями
4. Компьютеризированное обучение. В условиях бурного роста и совершенствования ЭВМ логическим продолжением программированного обучения явилось компьютеризированное. Наиболее эффективно компьютеризированное обучение используется в трех направлениях:
· для повышения успеваемости по отдельным предметам, ориентированное на конечный результат процесса;
· для развития когнитивных способностей: решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть навыками работы с информацией и пр.
· для автоматизированного тестового контроля.