Основная задача психолога состоит в оказании консультативной и коррекционно-развивающей помощи неблагополучным семьям.
При изучении семьи ребенка и организации работы с ней важен комплексный подход. Только разные специалисты (причем – сообща) – учителя, классный руководитель, социальный педагог, психолог, школьный врач – могут достаточно полно изучить условия воспитания ребенка в семье. Для организации эффективной работы с родителями и детьми, в частности, из неблагополучных семей работникам образовательного учреждения следует взаимодействовать со специалистами различных учреждений и ведомств вне школы (Центром социально-психологической реабилитации, Центром детского творчества, психолого-медико-педагогической комиссией, инспекцией по делам несовершеннолетних и др.).
Рекомендации к совместным действиям различных специалистов в оказании помощи неблагополучным семьям.
1. Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи.
Виды помощи семье и детям:
· Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога.
· Помощь психотерапевта семье и детям.
· Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов.
· Вовлечение детей в кружки, секции, студии, группы продленного дня.
· Постановка на учет в ИДН, к подростковому психиатру, наркологу.
2. Жестокое обращение с ребенком.
Виды помощи семье и детям:
· Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога, социального работника.
· Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей.
· Психотерапевтическая помощь родителям и детям.
· Привлечение к психологическим занятиям детско-родительской группы.
|
· Постановка на учет в ИДН, к наркологу, консультации врачей, юристов.
· Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье.
3. Семья алкоголиков (оба родителя).
Виды помощи семье и детям:
· Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей-подростков).
· Оказание психиатрической, наркологической помощи семье или ее отдельным членам.
· Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе.
· Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.).
· Консультации врача психиатра, нарколога и т.д.
· Консультирование ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения.
· Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, во вспомогательную школу, ПТУ и т.д. (в случае необходимости).
· Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).
4. Семья в состоянии развода или после развода.
Виды помощи семье и детям:
· Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога и психотерапевта.
· Консультативная помощь психолога и психотерапевта.
· Вовлечение ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т.д.
· Дополнительная помощь в выполнении домашних заданий.
· Постановка ребенка на учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу.
· Привлечение к деятельности родителей ребенка.
· Помощь ребенку со стороны его окружения.
· Помощь ребенку со стороны сверстников (по рекомендации учителя).
· Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму.
5. Неполная семья.
Виды помощи семье и детям:
|
· Привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семьей.
· Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка.
· Привлечение неполной семьи к психологическим занятиям детско-родительской группы.
· Наблюдения и консультации психолога, социального педагога.
· Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования.
· Проведение родительского лектория (в школе, на радио, телевидении и т.д.).
· Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя.
· Постановка на учет в учреждении и органах социальной защиты.
· Привлечение общественных организаций к воспитанию.
6. Отчужденность родителей из-за занятости.
Виды помощи семье и детям:
· Сопровождение ребенка социальным педагогом.
· Наблюдения и консультация психолога образовательного учреждения.
· Консультативная помощь психолога, психотерапевта и других.
· Привлечение ребенка к посещению группы продленного дня.
· Привлечение родителей к занятиям по психологии подростка.
· Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время (социальный педагог, классный руководитель).
· Помощь родителям в Центре социально-психологической реабилитации.
7. Полная семья, один из родителей пьет.
Виды помощи семье и детям:
· Наблюдения и консультации психолога.
· Беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем.
· Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования.
|
· Дополнительная помощь в учебе со стороны учителей.
· Привлечение здорового члена семьи и ребенка к психологическим занятиям детско-родительской группы.
· Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.
· Индивидуальная работа социального педагога, психолога с каждым из родителей по изменению отношений в семье.
· При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.п.) обследование подростка у детского психиатра.
· При хроническом неусвоении школьной программы направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения.
8. Неполная семья, родитель алкоголик (одинокая мать-алкоголичка или отец) .
Виды помощи семье и детям:
· Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.
· Наблюдения и консультации школьного психолога.
· Вовлечение социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки, секции, библиотеку.
· Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав.
· Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую консультацию для определения уровня его развития и программы обучения.
· При нарушении подростком правил и норм общественной жизни, хулиганстве и правонарушениях возбуждение дела образовательным учреждением о направлении в спецшколу.
9. Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные.
Виды помощи семье и детям:
· Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы.
· Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.
· Индивидуальная работа психолога с ребенком.
· Помощь учителей ребенку в учебе.
· Консультация психиатра.
· Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка (новым опекунам, в приемную семью, в детский дом, приют и т.д.).
· Направление образовательным учреждением ребенка на психолого-медико-педагогическую консультацию для определения уровня его развития и программы обучения.
· Консультация у невропатолога или психиатра.
10. Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях.
Виды помощи семье и детям:
· Наблюдение и патронаж семьи социальным педагогом.
· Сбор информации о семье и родственниках социальным педагогом, воспитателем.
· Восстановление отношений ребенка и семьи с помощью социального педагога.
· Организация встреч родителей и детей руководителями учреждения.
· Беседы, переписка, подготовка родителей к встрече с детьми администрацией государственного учреждения.
· Помощь со стороны окружения семьи.
· Наблюдения и консультации психолога.
· Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях.
· Организация воспитателями переписки детей и родителей.
11. Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними.
Виды помощи семье и детям:
· Социальное патронирование семьи социальным педагогом и социальным работником.
· Консультирование психолога образовательного учреждения для родителей и ребенка.
· Занятия родителей и детей в семейных группах.
· Оказание материальной помощи детям организациями социальной защиты.
· Вовлечение педагогами ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т.д.
· Оказание учителями помощи ребенку в учебе.
· Направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня развития и программы обучения образовательным учреждением.
· Организация социальным педагогом посещения ребенком нормальной семьи, совместный труд и досуг в ней.
· Восстановление родственных связей ребенка.
· Организация социальным педагогом пребывания ребенка в семье выходного дня.
12. Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством или выявление брошенных детей .
Виды помощи семье и детям:
· Телефонный звонок о найденных детях в отдел охраны и защиты прав детства.
· Службы, центры, учреждения, специалисты:
· 02 – милиция
· приюты, отдел по охране и защите прав детей, отдел розыска детей, больница для помещения ребенка на обследование, КДН, ИДН, другие службы, находящиеся в городе, районе.
Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы на уровне школы, можно сформулировать следующим образом.
Классный руководитель:
· является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками;
· делает первичный запрос специалистам и предоставляет первичную информацию о ребенке;
· организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.
Социальный педагог:
· изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;
· организует профилактическую и коррекционную работу в микрорайоне;
· поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации;
· взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков.
Психолог:
· изучает личность учащегося и коллектива класса;
· анализирует адаптацию ребенка в среде;
· выявляет дезадаптированных учащихся;
· изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками;
· подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;
· выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников;
· осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.
Школьный врач:
· исследует физическое и психическое здоровье учащихся;
· организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем;
· разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания;
· взаимодействует с лечебными учреждениями.