Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. В воспитании современного человека наряду с наукой искусство занимает важное место. Оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и человеческого содружества, развивает его творческие способности. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством. Поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью системы воспитания подрастающего поколения.
Нельзя говорить об эстетическом воспитании всего народа без учета возрастного развития человека. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Ребенок приобщается к художественной деятельности. У него вырабатывается определенное отношение к природе, труду, общественной жизни, быту, ребенок учится видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его. Частью эстетического воспитания является художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства.
Задачи современного искусства состоят в том, чтобы, во-первых, всесторонне осветить жизнь современного общества, раскрыть героику народа в труде и стремлении к миру в художественных образах. Во-вторых, влиять посредством художественных произведений искусства на чувства и мышление людей, воздействовать на их взгляды, отношение к окружающему, воспитывать их мировоззрение.
Таким образом, искусство, с одной стороны, служит средством познания окружающего мира, а с другой - средством воспитания.
Современному обществу нужны люди, откликающиеся на красоту жизни. А подлинная красота всегда человечна, гуманистична. Она облагораживает человека, делает его лучше, выше, чище. Человеческая личность не отделена от общественного прогресса, а он, в свою очередь, не отделим от гуманизма. Только в обществе, построенном на подлинно гуманистических началах, может быть сформирован поистине прекрасный человек.
Еще Н.Г. Чернышевский писал: «...прекрасное есть жизнь; прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни».
Подлинный прогресс и гуманизм должны быть неразделимы. И высшей целью искусства является всестороннее развитие личности, гармоническое объединение ее с историей, обществом, человечеством, одухотворение научного и технического прогресса идеями гуманизма. В чем же заключается красота искусства? Красота искусства заключена, прежде всего, в содержании, правдиво отражающем действительность, утверждающем прекрасное в действительности. Красота искусства проявляется в форме, созданной по законам, присущим данному его виду. Красота искусства заключается в соответствии содержания и формы. Только все это в целом характеризует красоту искусства любого вида. Примером единства содержания и формы в музыкальном искусстве могут служить такие произведения, как VI симфония П.И. Чайковского, оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина и др.
Основное внимание искусство уделяет человеку, его деятельности и внутреннему миру. Эстетическое освоение действительности средствами искусства осуществляется в процессе творческой работы. Создавая произведение искусства, музыкант, поэт, художник концентрирует, мобилизует все свои силы, опыт, знания, вдохновение. Он глубоко познает данное явление и не только анализирует его, но и как бы сопереживает. П.И. Чайковский так говорил о процессе создания им оперы «Пиковая дама»: «Я писал ее с небывалой горячностью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал все происходящее в ней (даже до того, что одно время боялся появления призрака пиковой дамы) и надеюсь, что все мои авторские восторги, волнения и увлечения отзовутся в сердцах отзывчивых слушателей».
После выхода произведения в свет люди, воспринимая его, не остаются равнодушными. Они волнуются вместе с героями или за их судьбу, радуются или негодуют, творчески откликаются на воспринятое. В этом заключается процесс художественного освоения жизни. Художественные произведения помогают человеку уловить самое нужное, отвечающее его внутреннему миру, прийти к какому-то выводу, решению; «...в создании поэта люди, восхищающиеся им, всегда находят что-то давно знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно предощущали». Сила искусства и заключается в том, что, сопереживая, человек незаметно для самого себя начинает горячо любить или ненавидеть и в соответствии с этими чувствами проявляет в своей жизни и деятельности определенное отношение к явлениям жизни, поведению людей. Зачастую человек ощущает подъем творческих сил, желание совершить что-то значительное, например, благородный поступок.
Таким образом, мы видим, как огромна роль искусства в воспитании чувств и сознания человека. Оно формирует личность, влияет на развитие творческой деятельности и, в соответствии с требованиями общества, является высшей формой эстетического освоения действительности в единстве его познавательного, идейно-воспитательного и эстетического моментов.
Специфической для искусства формой отражения действительности, основной формой художественного познания, мышления является художественный образ. Он так же богат и глубок по своему содержанию и смыслу, как глубока и многозначна сама жизнь.
Художественный образ характеризуется неразрывным органическим единством общего, существенного, закономерного, конкретного и индивидуального. Например, образ Ивана Сусанина отражает тип русского человека патриота. В конкретном персонаже здесь обобщены характерные черты всего русского народа.
Каждый вид искусства, каждая область художественного творчества обладает своими особыми средствами создания художественных образов, которыми являются: язык слов, красок, звуков, пластических движений и т.п.
Каждый вид искусства связан с деятельностью человеческого сознания. Являясь особой формой сознания, он закрепляет свои познавательные результаты различными средствами: поэзия - словами, скульптура - пластическими материалами, а музыка - звуками.