ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА




Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой ча­стью человеческой деятельности, что личность человека может пол­ностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. В воспитании современного человека наряду с наукой ис­кусство занимает важное место. Оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и человеческого содружества, развивает его творческие способности. Стремясь к воспитанию современного че­ловека, необходимо позаботиться о развитии его эстетической вос­приимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством. Поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью системы воспитания подрастающего поколения.

Нельзя говорить об эстетическом воспитании всего народа без учета возрастного развития человека. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Ребенок приобщается к художественной деятельности. У него вырабатывается определенное отношение к при­роде, труду, общественной жизни, быту, ребенок учится видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его. Частью эстетического воспитания является художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства.

Задачи современного искусства состоят в том, чтобы, во-первых, всесторонне осветить жизнь современного общества, раскрыть геро­ику народа в труде и стремлении к миру в художественных образах. Во-вторых, влиять посредством художественных произведений ис­кусства на чувства и мышление людей, воздействовать на их взгля­ды, отношение к окружающему, воспитывать их мировоззрение.

Таким образом, искусство, с одной стороны, служит средством познания окружающего мира, а с другой - средством воспитания.

Современному обществу нужны люди, откликающиеся на красоту жизни. А подлинная красота всегда человечна, гуманистична. Она облагораживает человека, делает его лучше, выше, чище. Че­ловеческая личность не отделена от общественного прогресса, а он, в свою очередь, не отделим от гуманизма. Только в обществе, пост­роенном на подлинно гуманистических началах, может быть сфор­мирован поистине прекрасный человек.

Еще Н.Г. Чернышевский писал: «...прекрасное есть жизнь; пре­красно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова дол­жна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни».

Подлинный прогресс и гуманизм должны быть неразделимы. И высшей целью искусства является всестороннее развитие личнос­ти, гармоническое объединение ее с историей, обществом, человече­ством, одухотворение научного и технического прогресса идеями гуманизма. В чем же заключается красота искусства? Красота ис­кусства заключена, прежде всего, в содержании, правдиво отра­жающем действительность, утверждающем прекрасное в действи­тельности. Красота искусства проявляется в форме, созданной по законам, присущим данному его виду. Красота искусства заключа­ется в соответствии содержания и формы. Только все это в целом характеризует красоту искусства любого вида. Примером единства содержания и формы в музыкальном искусстве могут служить такие произведения, как VI симфония П.И. Чайковского, оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Пскови­тянка» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина и др.

Основное внимание искусство уделяет человеку, его деятельности и внутреннему миру. Эстетическое освоение действительности сред­ствами искусства осуществляется в процессе творческой работы. Со­здавая произведение искусства, музыкант, поэт, художник концент­рирует, мобилизует все свои силы, опыт, знания, вдохновение. Он глубоко познает данное явление и не только анализирует его, но и как бы сопереживает. П.И. Чайковский так говорил о процессе со­здания им оперы «Пиковая дама»: «Я писал ее с небывалой горячнос­тью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал все происходя­щее в ней (даже до того, что одно время боялся появления призрака пиковой дамы) и надеюсь, что все мои авторские восторги, волнения и увлечения отзовутся в сердцах отзывчивых слушателей».

После выхода произведения в свет люди, воспринимая его, не остаются равнодушными. Они волнуются вместе с героями или за их судьбу, радуются или негодуют, творчески откликаются на вос­принятое. В этом заключается процесс художественного освоения жизни. Художественные произведения помогают человеку уловить самое нужное, отвечающее его внутреннему миру, прийти к какому-то выводу, решению; «...в создании поэта люди, восхищающиеся им, всегда находят что-то давно знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно пред­ощущали». Сила искусства и заключается в том, что, сопереживая, человек незаметно для самого себя начинает горячо любить или ненавидеть и в соответствии с этими чувствами проявляет в своей жизни и деятельности определенное отношение к явлени­ям жизни, поведению людей. Зачастую человек ощущает подъем творческих сил, желание совершить что-то значительное, напри­мер, благородный поступок.

Таким образом, мы видим, как огромна роль искусства в воспи­тании чувств и сознания человека. Оно формирует личность, влияет на развитие творческой деятельности и, в соответствии с требова­ниями общества, является высшей формой эстетического освоения действительности в единстве его познавательного, идейно-воспи­тательного и эстетического моментов.

Специфической для искусства формой отражения действитель­ности, основной формой художественного познания, мышления является художественный образ. Он так же богат и глубок по свое­му содержанию и смыслу, как глубока и многозначна сама жизнь.

Художественный образ характеризуется неразрывным органи­ческим единством общего, существенного, закономерного, конкрет­ного и индивидуального. Например, образ Ивана Сусанина отра­жает тип русского человека патриота. В конкретном персонаже здесь обобщены характерные черты всего русского народа.

Каждый вид искусства, каждая область художественного твор­чества обладает своими особыми средствами создания художест­венных образов, которыми являются: язык слов, красок, звуков, пластических движений и т.п.

Каждый вид искусства связан с деятельностью человечес­кого сознания. Являясь особой формой сознания, он закрепляет свои познавательные результаты различными средствами: поэзия - словами, скульптура - пластическими материалами, а музыка - звуками.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: