ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО




ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Музыкально-эстетическое воспитание направлено на совершен­ствование многих свойств личности ребенка. Педагоги, опираясь на данные физиологии и психологии, должны заботиться об опти­мальном выборе и соотношении воспитательных воздействий, по­скольку от этого зависит их эффективность. Н.А. Ветлугина пишет: «Если дети воспитываются в духе отзывчивости на все прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, занима­ются различными видами музыкальной деятельности, то и их спе­циальные способности к музыке развиваются плодотворно и ус­пешно. Эти принципиальные положения кладутся в основу при организации различных видов музыкальной деятельности детей».

Занимаясь пением, слушанием музыки и музыкально-ритмичес­кими движениями, необходимо опираться на знание особенностей психики детей младшего возраста, природы возникновения их эс­тетических чувств, потребностей, склонностей.

Рассмотрим природу способностей.

Психологическая наука определяет способности как индивиду­ально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности.

Известно, что человек не рождался и не рождается с теми или иными способностями. Они формируются в определенных истори­ческих условиях, в которых вырабатывается потребность в них и предъявляются требования к их развитию.

Физические и умственные способности человека развивались и процессе труда - воздействия на природу. Труд изменил собст­венную природу человека, естественные силы постепенно подчиня­лись его потребностям, целенаправленной деятельности. Поэтому специфические человеческие способности зависят от объективных условий жизни.

Способности развиваются как бы в двух планах: историческом и в формировании каждого индивидуума. Развитие способнос­тей - это результат присвоения всего объективного богатства, соз­данного человечеством, результат опыта, накопленного рядом по­колений. Однако способности - это не врожденные свойства.

Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические за­датки, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития, осуществля­емого в процессе воспитания и обучения.

На основании данных биологии и физиологии Б.М. Теплов ука­зывает на разницу между врожденными задатками и наследственно­стью, наследственными способностями. Задатки могут возникнуть в утробном периоде развития ребенка, а способности родителей иногда совершенно отсутствуют у их детей.

Задатки также не имеют социальной направленности. По дан­ным психологии они сами по себе безразличны к той или иной профессиональной деятельности, и на основе одних и тех же задатков можно сформировать самые различные способности в зависимос­ти от условий жизни, характера, деятельности и воспитания.

В исследованиях по психологии указывается, что способнос­ти, материальной основой которых являются особые свойства нервной системы, выработавшиеся в тех или иных видах деятельнос­ти, составляют единую динамическую систему. Способности имеют свою специфику: их формирование предполагает сознательное, изби­рательное преображение свойств нервной системы в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет тот или иной вид труда.

Исходя из положения о формировании способностей в деятель­ности человека, ученые утверждают, что развитие способностей неразрывно связано с расширением знаний человека, с приобрете­нием умений и навыков к действию. Материальной основой уме­ний и навыков служат временные связи, образовавшиеся в коре головного мозга. Это доказывает учение И.П. Павлова. В свою оче­редь быстрота образования связей, их прочность и подвижность зависят от свойств нервной системы. Они и лежат в основе психи­ческой деятельности, придавая индивидуальную характеристику тем или иным реакциям в нервной деятельности.

Несмотря на неразрывную связь процесса развития способнос­тей с приобретением умений и навыков, отождествлять их нельзя.

Навык вырабатывается в любом виде труда, в любой деятельно­сти, даже если трудовой процесс совершается формально, механи­чески. Способность же к тому или иному виду труда, той или иной деятельности требует активного включения мозга и сердца, мысли и чувств, творческого отношения. При формальном подходе к делу способности могу быть утрачены или остаться невыявленными, и наоборот, творческое отношение к труду поднимает способности на более высокий уровень, обусловливает их успешное развитие.

Б.М. Теплов включает в понятие «способность» три признака:

1. «Под способностями разумеются индивидуально-психологи­ческие особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь та­кие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям и умени­ям, которые уже выработаны у данного человека».

Таким образом, способности - это «индивидуальные особенно­сти, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний, умений и навыков».

Большое внимание природе способностей уделяли психологи и музыковеды СП. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, Л.Н. Ландо, Е.В. Назайкинский, Л.С. Выготский, К.В. Тарасова, Д. Б. Эльконин и др. В их работах сформулированы определения свойств личности.

1. Способности - это индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую при­годность к тем или иным видам деятельности.

2. Задатки - врожденные анатомо-физиологические особеннос­ти человека, на основе которых можно формировать самые различ­ные способности. Они не имеют социальной направленности. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности. Например, на основе прекрасного слухового аппара­та могут развиваться способности радиста, музыканта, настройщи­ка музыкальных инструментов. Однако оттенки этих способностей будут различными.

3. Одаренность - качественно своеобразное сочетание способ­ностей, необходимых для успешного выполнения человеком какой-либо деятельности.

4. Для успешного выполнения деятельности кроме способнос­тей человеку необходимо еще и обладание знаниями, умениями и навыками, которые, как и способности, приобретаются в процес­се общественно-трудовой практики и прежде всего в процессе вос­питания и обучения. Знания, умения и навыки не тождественны способностям.

Итак, при организации процесса музыкального воспитания детей необходимо учитывать тот факт, что музыкальные способно­сти наилучшим образом развиваются на основе анатомо-физиологических задатков в процессе разнообразной музыкальной дея­тельности.

Педагоги многих стран спорят о том, нужно ли учить музыке всех детей или только особо одаренных. Современная педагогика считает, что музыке как профессии следует обучать детей, имеющих влечение к ней и отличные музыкальные способности, но общее музыкальное воспитание должно распространяться на всех детей. И главной зада­чей массового музыкального воспитания педагоги-музыканты счита­ют не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: