МУЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИСКУССТВА




Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздейству­ющее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое ме­сто в его общем культурном развитии. Музыка - постоянный спутник человека во всей его жизни. Она - по выражению Стендаля, - явля­ется единственным искусством, проникающим в сердце человечес­кое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды неоднократно подчер­кивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение име­ет музыкальная работа с детьми. Это - фундамент, без которого музы­кальная пропаганда в массах никогда не будет давать полноценных результатов. Уровень музыкальной культуры подрастающего поко­ления в настоящее время во многом зависит от решения проблем эсте­тического воспитания и образования. Недооценка роли музыкальной культуры в формировании личности в годы застоя породила дис­гармонию в формировании духовного мира молодежи, отрицательно сказалась на развитии эмоциональной сферы, играющей важную роль в трудовой, общественной и личной жизни человека.

Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче стано­вятся переживания.

Воспитывая всесторонне развитых людей - физически совер­шенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, фор­мированию у них интереса и любви к музыке. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшее музыкальное раз­витие человека, препятствуют образованию дурных навыков и вку­сов, устранить или изменить которые значительно труднее, чем вос­питать хороший музыкальный вкус.

Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стрем­ление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, все­лить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состоя­ние тоски, скорби или тихой грусти.

Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, воз­буждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая - снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую усталость.

Но не только разнообразная по своему содержанию музыка мо­жет оказывать различное воздействие на человека. Одно и то же музыкальное произведение часто действует по-разному на людей и даже на одного и того же человека при неодинаковых условиях. Конечно, во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эс­тетического вкуса, общей культуры.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями яв­ляются: приобщение детей к деятельности в области искусства, раз­витие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способнос­тей детей.

Учитывая огромное воздействие музыки на эмоции и стремле­ние ребенка понять и почувствовать ее содержание, особенно важ­но использовать музыкальные произведения, художественно конк­ретно отображающие близкую и доступную ему действительность. Известно, что одним из источников возникновения музыкальных образов являются реальные звучания природы и человеческой ре­чи - все то, что воспринимает слух человека в окружающем мире. «С древнейших времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышал вокруг се­бя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, жужжание прялки. Главную же основу музыкального искусства составляла осмысленная и чувственно выразительная речь человека».

Развиваясь в процессе звукового общения, музыка была внача­ле неразрывна с речью и танцем. Она приспосабливалась к рит­му трудовых движений, облегчала их, объединяла людей единым стремлением. Как живописец подражает формам и краскам приро­ды, так и музыкант подражает звучанию - интонациям, тембру, модуляциям голоса. Однако суть музыки не в звукоподражаниях и изобразительных моментах. Музыкальный образ лишен непос­редственной, конкретной видимости, но он динамичен по своей природе и обобщенно, звуковыми средствами выражает существен­ные процессы жизни. «Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежит интонация человеческой речи, - такова природа му­зыкального образа».

Остановимся кратко на вопросе специфики музыкального ис­кусства, выделим его основные и неповторимые черты.

В произведениях классической русской литературы - Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.С. Тургенева, В.Г. Короленко очень ярко показана сила воздействия музыки на человека, ее спо­собность в определенные моменты сближать людей в едином на­строении, переживании, порыве, вызывать чувства любви, веселья, торжества, гордости, печали, ненависти.

Вот как описывает эффект воздействия песни на слушателей И.С. Тургенев в повести «Записки охотника». «Не одна в поле до­роженька пролегала, - пел он, и всем нам сладко становилось и жут­ко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый, он даже сначала отзывался чем-то болезненным, но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и ды­шала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его рус­ские струны. Песня росла, разливалась... Он пел, совершенно за­быв своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как добрый пловец волнами, нашим молчанием, страстным участием. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необоз­римо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на серд­це и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыдания вне­запно поразили меня... я оглянулся - жена целовальника плакала, припав грудью к окну».

Музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т.п.), которые обладают средствами объективного из­ображения действительности, представляет собой искусство выра­жения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим содержанием музыки прежде всего является эмоциональная сто­рона психических переживаний человека, и только через эти пе­реживания происходит отражение образов окружающей действи­тельности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание.

Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоци­онального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Одним из главных средств создания музыкального образа явля­ется мелодия, организованная ритмически, обогащенная динами­кой, тембром и т.п., поддерживаемая сопутствующими голосами.

Обычно уже по первым словам арий или сцен, облеченным в яр­ко характерную мелодическую фразу, слушатель узнает любимых героев классических опер. Напойте фразы: «Куда, куда, куда вы удалились...», «Ты одна, голубка Лада...» и в вашей памяти сразу возникнут Ленский, князь Игорь.

Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отра­жением образов реального мира.

Особенность музыки, ее эмоциональная сила заключается в спо­собности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни. «Музыка через раскрытие че­ловеческих переживаний отражает породившую их жизнь».

Психолог Б.М. Теплов говорит по этому поводу: «Музыка преж­де всего путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания музыка перестает быть искусством». Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благо­родные чувства, позволяет осмысливать судьбы личности и состо­яние мира. Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способству­ет переживанию и осмыслению их.

Характер воздействия музыкального сочинения зависит от того, насколько конкретизировано его содержание. С этой точки зрения различают музыку со словесным текстом, программную и непрог­раммную чисто инструментальную музыку. К первой относят песню, романс, хор, кантату, ораторию, оперу и др. Программная музыка снабжена словесной (нередко стихотворной) программой, раскры­вающей ее содержание. Программой может служить заглавие, ука­зывающее на какое-либо явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его литературное, живо­писное или пластическое произведение. Программа и музыка про­граммного сочинения находятся в единстве. Как нельзя оторвать чувства человека от его мышления, поскольку не существуют абстрактные чувства, так нельзя разрывать программу и выражающую ее музыку.

Приведем высказывание Б.М. Теплова о симфонической поэме П.И. Чайковского «Франческа да Римини», написанной по моти­вам «Божественной комедии» Данте.

«Прямое и непосредственное содержание музыки - всегда эмоци­ональное содержание. В данном случае прямым и непосредственным содержанием произведения Чайковского является эмоциональная сторона... эмоциональное содержание... Это эмоциональное содер­жание может быть полностью раскрыто только в связи с самим рассказом. Поэтому можно сказать, что содержание симфонической поэмы Чайковского полностью раскрывается только в музыке, со­единенной с программой. Музыка, оторванная от программы, в дан­ном случае не является еще художественным целым, и всякие воп­росы о том, что именно выражает музыка программного сочинения, если ее рассматривать независимо от программы, являются вопро­сами искусственными, художественно бессмысленными».

Следовательно, знание программы - необходимое условие адек­ватного восприятия музыкального произведения. «Музыка (про­граммная) дает возможность исключительно глубоко проникнуть в содержание самых разнообразных идей, образов, событий, но лишь при одном условии: если само это содержание заранее известно.

Из музыки, как таковой, нельзя впервые узнать содержание ка­кой-либо мысли или картины. Но когда это содержание известно, с помощью музыки можно так глубоко его прочувствовать, пере­жить, сделать его своим внутренним достоянием, как может быть никаким другим путем.

В этом мощь музыки, в этом ее великое познавательное зна­чение».

Программой может служить только заглавие. В качестве примера приведем фортепианный цикл П.И. Чайковского «Времена года», произведения малых форм и написанные для детей, других компози­торов («Клоуны» Д. Кабалевского, «Весенний ручей» А. Живцова и пр.). Автор музыки, предлагая заглавие, ориентирует воображение слушателя и исполнителя в определенном направлении.

Теперь рассмотрим, что представляют собой непрограммные инструментальные произведения, например, соната, квартет, трио, прелюдия и т. д. Содержание непрограммной музыки составля­ют эмоции. Насыщенная живыми интонациями, выражающими определенные человеческие переживания, она отражает реальную жизнь, которая является источником этих переживании, но отра­жает через эмоции.

В этом смысле о содержании своих произведений высказывался Чайковский в письме к Танееву. «...Я не хотел бы, чтобы из-под моего пера являлись симфонические произведения, ничего не вы­ражающие и состоящие из пустой игры в аккорды, темпы и моду­ляции. Симфония моя, разумеется, программная, но программа эта такова, что формулировать ее словами нет никакой возможности... Не должна ли она выражать все то, для чего нет слов, но что про­сится из души и хочет быть высказанным?» (датируется 17 февра­ля 1878 г.).

Б.М. Теплов, проведя глубокий анализ ряда музыкальных про­изведений, писал: «Специфическим для музыкального пережива­ния является переживание звуковой ткани как выражения некото­рого содержания. Иначе говоря, музыки без содержания нет».

Итак, непрограммная музыка выражает только эмоциональное содержание. Но это содержание обязательно есть. Им определяют­ся особые познавательные возможности музыкального искусства.

Музыка не дает новых конкретных фактических знаний, но она может углубить имеющиеся, эмоционально насытив их.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: