ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО




ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музы­кального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углуб­ления этих впечатлений - вот важная задача, которую стремятся осу­ществить педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Они пользуются музыкой как одним из средств эмоцио­нально-образного познания ребенком окружающей жизни, форми­рования его личности. Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей-профессионалов. Его цели -воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проника­ла в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубо­ко связывала его с ней.

Познание мира через художественный музыкальный образ обо­гащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкаль­но-художественное впечатление, каждый музыкально-художест­венный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей ого жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего по­коления в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятель­ности, всесторонне обогащает свою личность. С помощью музы­кального искусства он как бы входит внутрь жизни, отраженной в свете определенного мировоззрения. При этом очень важно то, что переживание образа создает определенное отношение к нему, формирует моральные оценки, имеющие гораздо большую силу, чем оценки просто сообщаемые и усваиваемые. Следовательно, му­зыкальное воспитание необходимо использовать в целях форми­рования мировоззрения детей. В результате всей суммы разнооб­разного музыкального воздействия в детстве человек должен стать подлинным любителем музыки, культурным слушателем, способным иметь о ней собственное суждение. Но не всякое музыкальное про­изведение по своему содержанию соответствует этим важным вос­питательным задачам. Музыкальный материал для детей должен быть тщательно подобран. Н.А. Ветлугина, рассказывая о между­народной конференции по музыкальному воспитанию детей и юно­шества, пишет: «Крупнейшие музыканты мира - композиторы, музыковеды, педагоги - раздумывали, какой должна быть музыка для детей. По мнению многих из них, творческие деятели должны иметь ясное представление о передовых идеалах нашего времени и создавать глубокую демократическую музыку, яркую в ее жанро­вой характеристике... Детей, особенно маленьких, надо воспиты­вать на народной песне с ярко выявленной ладовой основой. Писать следует в традиционно-классической манере, но совершен­ствуя ее приемы.

Вместе с тем музыка для детей строится не в отрыве от тех дос­тижений в области мелодии, гармонии, полифонии и ритма, кото­рыми отличаются современные произведения. Она создается про­фессионалами. Нельзя допускать примитивизма, предполагая, что детям он доступен».

Музыканты-педагоги в первую очередь используют для работы с детьми произведения, отображающие важные события в жизни народа, его героическую историю, произведения, отражающие кар­тины и явления природы, народную музыку. Музыкальный мате­риал для детей также тщательно подбирается с точки зрения его воспитательной и художественной ценности.

Произведения, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, должны отвечать следующим художественно-педагоги­ческим требованиям:

♦ быть высокоидейными, способствовать пробуждению и раз­витию гуманных чувств;

♦ быть художественными;

♦ эмоционально насыщенными;

♦ содержательными и занимательными по сюжету;

♦ мелодичными;

♦ простыми по форме и доступными по содержанию.

Но не только разнообразный по тематике и художественный по форме музыкальный материал оказывает воспитательное воздей­ствие на детей. Этому способствуют и методы его преподнесения. Мало только уделить внимание технически точному исполнению произведения. Необходимо подчинить технику сознательно-выра­зительной интерпретации для того, чтобы помочь детям более глу­боко воспринять музыкальный образ, осмыслить его содержание. В связи с этим первостепенное значение в процессе музыкального воспитания играют принципы сознательности и активности. Ни­что не должно быть заучено без понимания смысла и значения, вы­разительных свойств музыкальных явлений. Отсюда вытекает необходимость использования принципа наглядности, т. е. образо­вания музыкальных впечатлений на основе конкретных музыкаль­ных образов. И, наконец, все приобретенные детьми знания должны найти себе применение в практической музыкальной деятельнос­ти, соответствующей возрасту ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: