ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ,




ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Гармоничность физического и умственного развития детей, их нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и ис­кусству связана с совершенствованием многих качеств и свойств личности. В дошкольном возрасте, когда полученные музыкальные впечатления остаются в памяти на всю жизнь, особенно большое значение имеет оптимальное соотношение всех воздействий на ребенка. Нарушение постепенности процесса воспитания, изли­шества в том или ином виде музыкальной деятельности наносят по­рой неисправимый вред делу музыкального развития. Учет воз­растных возможностей детей позволяет определить, какие формы и виды музыкальной деятельности наиболее эффективны для му­зыкального развития в том или ином возрасте.

За дошкольный период дети проходят огромный путь развития.

Ребенок младшего дошкольного возраста с большим удоволь­ствием включается в мир музыки: напевает, приплясывает, бегает.

Но это еще не исполнение песни, пляски, а лишь частичное вклю­чение в данный процесс. Исполнение ребенка очень приблизитель­но. В основном музыка вызывает эмоционально-положительное состояние организма. Постепенно, под воздействием взрослого у ребенка появляется опыт музыкальной деятельности. Формиру­ется музыкальная память, а, следовательно, и возникает возмож­ность обучаться. К четвертому году жизни у детей выявляется звуковысотная чувствительность, но голоса еще слабы и неразвиты, дыхание неорганизовано, слабо налажена координация между слу­хом и голосом. Дети плохо ориентируются в пространстве во время плясок и игр. Их практическая музыкальная деятельность пока еще очень скромна. Целенаправленный отбор педагогом музыкального материала, системность его подачи детям содействуют музыкаль­ному развитию ребенка. В пять-шесть лет ребенок уже эмоциональ­но-сознательно воспринимает музыку. Налаживается координация голоса и слуха, дифференцируются слуховые ощущения. Система­тические занятия пением, разучивание движений под музыку, слу­шание ее содействуют развитию музыкальной восприимчивости детей. Эмоции, вызванные музыкой, становятся более устойчивы­ми, интересы - более прочными.

В результате систематического обучения у детей развиваются музыкальные и творческие способности, совершенствуются пев­ческие и музыкально-ритмические навыки. Для более интенсивно­го музыкального развития детей необходимо применять разнооб­разные виды музыкальной деятельности, использовать различные вспомогательные средства и приемы.

В своей работе «Музыкальное развитие ребенка» Н.А. Ветлугина пишет о том, что музыкальное развитие - явление сложное и многосоставное. Между его компонентами устанавливаются раз­личные взаимосвязи: между природными задатками и сформиро­ванными на их основе музыкальными способностями; внутренни­ми процессами развития и опытом, который передается ребенку извне; усвоением опыта и свершающимся при этом развитии. То есть происходит сочетание разнообразных внутренних процессов и высших влияний.

Музыкальное воспитание детей как педагогический процесс охватывает ход внутренних процессов и внешних влияний в их единстве, так как музыкальное развитие той или иной личности, протекающее по ее внутренним законам, всегда подчиняется воз­действиям извне.

Внешние воздействия, связанные с музыкой, вызывают реакцию всего организма, а не только слухового анализатора. И.П. Павлов и В.М. Бехтерев показали, что центральная нервная система человека неодинаково реагирует на различную по своему характеру и средствам выразительности музыку. В одних случаях происхо­дит сокращение или расслабление мышц, учащение или замедле­ние дыхания, в других возникает возбуждение или угнетенное со­стояние, смена настроений. П.Н. Анохин пишет по этому поводу: «...звуковые колебания, воспринимаемые органами слуха, воздейст­вуют на определенную область подкорки головного мозга. Причем минорные музыкальные сочетания требуют от организма большей затраты, чем мажорные. Этот вывод, между прочим, подтверждает и тот установленный опытным путем факт, что условный рефлекс на минорные комбинации вырабатывается быстрее, чем на мажор­ные. Раздражение подкорки, вызванное звучанием музыки, пере­дается в кору головного мозга, пробуждая воспоминания обо всем прошлом опыте - печальные или радостные, в зависимости от ха­рактера музыки».

Известно, что умелое использование музыки в различных процес­сах жизнедеятельности людей может регулировать их состояние. Следовательно, особенности строения и функции центральной не­рвной системы являются физиологической предпосылкой проявле­ния эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку. Музыкальные образы, оказывая эстетическое воздействие на ребенка, в то же вре­мя могут содействовать укреплению его нервной системы, вызывать радостные переживания, формировать нравственные качества.

Конечно, в зависимости от художественного, мыслительного или среднего типа высшей нервной деятельности (по И.П. Павло­ву) музыка воспринимается детьми по-разному, но развитию под­лежат даже такие особенности функциональной деятельности цен­тральной нервной системы, как подвижность нервных процессов и быстрота образования временных связей. «В любой исполни­тельской музыкальной деятельности формируются специальные способности, в основе которых лежат особые анатомо-физиологические задатки. Для пения важно качество строения голосового аппарата: подвижность нёба, длина и толщина голосовых связок и т. д. Музыкальные задатки в виде слухового анализатора и голосового аппарата выполняют свою функцию очень наглядно... благодаря своеобразию сочетания нёба, связок и т. д. Одни безголосы, другие - прекрасные певцы. Но даже при наличии отдельных природных данных нужен немалый труд, чтобы сформировать певческий голос; функционирование моторно-двигательного аппарата также оказывает относительное влияние на его структуру - на строение тела ребенка, на его руку. Известны положительные результаты, до­стигаемые путем упражнений в танце, игре на инструментах, особен­но в период, когда организм наиболее пластичен.

Итак, у каждого человека разнообразны сочетания внутренних органов и их функций, своеобразен путь их формирования. Но оче­видна и их обусловленность внешними воздействиями».

Движущими силами музыкального развития являются как воз­действие воспитания и обучения, обстоятельства внешней жизни, так и качественные изменения в психических процессах, вызыва­емых музыкальными переживаниями ребенка. На основании на­копленного опыта и предшествующего сформированного уровня развития способностей ребенок сам активно участвует в процессе развития. Оно происходит как замена старого новым, как многосо­ставный ряд «отрицаний».

Процесс музыкального развития осуществляется не автомати­чески, поскольку его внешние и внутренние причины находятся в сложных взаимосвязях. Поэтому усвоение одного и того же му­зыкального материала детьми одинакового возраста происходит по-разному.

Обращая внимание на важность изучения индивидуальных различий в процессе музыкального развития детей, Б.М. Теплов указывает: «Способность не существует иначе как в движении, в развитии... Музыкальность человека зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, резуль­тат воспитания и обучения».

Развитие ребенка происходит в процессе обучения определен­ным видам деятельности в определенной последовательности. При подготовке процесса обучения педагогу необходимо ясно пред­ставлять себе как источники возникновения у детей тех или иных свойств личности, черт характера, формирования умений и навы­ков, так и тот желательный уровень развития, которого он хочет достичь в результате своей деятельности.

Отсюда следует, что музыкальное развитие и воспитание взаи­мосвязаны и находятся во взаимодействии. Обучение способству­ет развитию, но и развитие определяет успешность обучения.

Музыкальное развитие - результат процесса музыкального вос­питания и обучения, в свою очередь оно содействует всесторонне­му развитию личности, ее эстетическому, умственному, нравствен­ному и физическому совершенствованию. Следует подчеркнуть, что теория и методика музыкального воспитания детей рассматривают процесс музыкального развития с позиций педагогики и пси­хологии и в опоре на теоретические основы эстетики. Такими осно­вами являются положения, определяющие сущность музыкально­го искусства и его роль в жизни общества.

Единые принципы художественного освоения действительнос­ти конкретизируются в содержании и методах музыкального вос­питания детей, учете их возрастных особенностей. В процессе музыкального воспитания, обучения и развития осуществляются основные задачи музыкального воспитания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: