ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ




Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педа­гогика ставит перед собой следующие задачи:

♦ развивать музыкальность ребенка;

♦ обучить детей певческим и музыкально-ритмическим умени­ям и навыкам; воспитывать способность воспринимать, чув­ствовать и понимать музыку;

♦ развивать художественно-творческие способности. Все эти задачи находятся в теснейшей взаимосвязи.

Рассмотрим первую задачу.

Как следует понимать музыкальность? Это ценное качество, заключающееся в единстве двух сторон:

♦ эмоциональной отзывчивости - умения переживать музыкаль­ное произведение в связи с его образным содержанием;

♦ развития музыкального восприятия и музыкальных способнос­тей, обеспечивающих детям возможность более тонкого диф­ференцированного слышания, различения главных компонен­тов в звуковой ткани произведения.

Обе стороны музыкальности находятся в неразрывном единстве и воспитываются одновременно.

Благодаря развитию музыкальности дети начинают тоньше чув­ствовать музыкальные образы - прообразы окружающего их мира. А это, в свою очередь, играет важную роль в познании ими окру­жающей жизни, в формировании эстетических оценок, художествен­ного вкуса. Музыкальность ребенка воспитывается путем его актив­ной музыкальной деятельности. Организуя и направляя внимание детей на занятиях, педагог помогает им осмысливать воспринимаемое, сравнивать, проявлять интерес, любознательность. У детей появляет­ся сознательное отношение к содержанию музыки, воспитывается желание ее слушать. Они перестают быть безучастными. Настроения, переданные в музыке, вызывают у них ответные переживания.

Пути воспитания эмоциональной отзывчивости различны. Не­обходимо продуманными методическими приемами привлекать детей к непосредственному исполнению музыкальных произведе­ний, к участию в танцах, играх.

Эмоциональная отзывчивость тесно связана с предыдущим слу­шательским опытом. Чем чаще ребенок слушает знакомые музы­кальные произведения, тем более активным и целеустремленным становится он в музыкальной деятельности. Более осознанному вос­приятию музыки помогает беседа педагога. Использование им на занятиях игрушек, картинок, поэтического и образного слова углуб­ляет переживания, вызванные музыкой. Так развивается эмоцио­нальная отзывчивость и наряду с ней более тонкое слышание музыки.

Остановимся на вопросе восприятия ребенком музыкального произведения.

Восприятие искусства представляет собой сложную психическую деятельность, в которой соединяются интеллектуальные, познава­тельные и эмоциональные моменты. Умение воспринимать произ­ведения музыкального искусства не может возникнуть само собой. Ему нужно учиться. Восприятие музыкального произведения начи­нается с чувства (так как сам образ является конкретно-чувствен­ным), которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребенка сочетается осмысливание несложного, по­нятного ему содержания и радость - проявление эмоции при вос­приятии этого содержания, облаченного в художественную форму.

Восприятие музыки формируется с раннего детства. Накопле­нию эмоционально-музыкальных впечатлений способствуют пе­ние, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки. К 7 го­дам ребенок переживает и осмысливает содержание музыкальных произведений.

Эстетическое восприятие предполагает сочетание трех основ­ных компонентов: эмоциональности, сознательности и воображе­ния. Вне эмоционального отношения к воображаемому не может быть и эстетического восприятия музыки. Когда ребенок воспри­нимает произведение, у него остается след в сознании - образ про­изведения в целом. При повторном слушании музыки развиваются музыкальные представления.

Дети младшего дошкольного возраста узнают знакомую музы­ку, различают ее по характеру и по простейшим жанрам (марш, пляска, колыбельная), но не умеют выразить это словами. В четырех-пятилетнем возрасте дети более дифференцированно воспри­нимают характер, форму и средства выразительности музыкально­го произведения. На вопросы педагога дают словесные ответы. На шестом-седьмом году жизни они могут обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступление, куплет, напев, часть, темп и т. д. Они воспринимают характер и средства выразительности музыкального произведения даже без опоры на игровые образы и приемы обучения.

Итак, задача формирования музыкального восприятия решает­ся путем:

¨ отбора музыкального материала, разнообразного по тематике;

¨ систематизации методических приемов воспитания и обучения;

¨ постепенного усложнения музыкального материала с точки зрения образного содержания, средств выразительности и формы.

Чтобы эмоционально переживать музыку, необходимо уметь дифференцированно воспринимать ее звуковую ткань. Это умение развивается путем проведения с детьми простейшего анализа му­зыкальных произведений, в которых их внимание обращается на средства музыкальной выразительности. Ребенок начинает разби­раться в своеобразном языке музыки - характере мелодии в связи с образами действительности или ее эмоциональным настроением (лирическим, тревожным, бодрым, взволнованным и т. д.).

Чтобы вызвать активную деятельность детей, педагог при помощи образного или поэтического слова раскрывает содержание песни, игры, пьесы для слушания, активизирует воссоздающее воображе­ние ребенка - вызывает в нем образы, вовлекает его в «мысленное действие» в соответствии с действительным или предполагаемым сюжетом музыкального произведения.

В результате этого восприятие музыки ребенком становится эмо­ционально-осмысленным, формируется музыкальный вкус.

Процесс формирования музыкального вкуса включает следую­щие этапы:

♦ восприятие музыкального произведения в целом;

♦ осмысление его содержания;

♦ исполнение произведения, если оно возможно;

♦ простейший анализ музыкального произведения.

Практически он проявляется: а) в оценке произведения;

б) в стремлении слушать произведения, отвечающие высоким ху­дожественным требованиям; в) в испытании эстетического наслаж­дения от восприятия и исполнения этих произведений. Одновре­менно в активной музыкальной деятельности детей развиваются их музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности.

Основными музыкальными способностями считаются те, кото­рые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. По мнению психолога Б.М. Теплова, таких способностей три:

1. Ладовое чувство;

2. Музыкально-слуховые представления;

3. Музыкально-ритмическое чувство.

Ладовое чувство - это способность эмоционально воспринимать музыку. Она проявляется в любви к слушанию музыки, в узнава­нии музыкального произведения, в чувствительности к точности интонации.

Музыкально-слуховое представление - это способность запом­нить музыкальное произведение, воспроизвести его мелодию по памяти.

Музыкально-ритмическое чувство - способность активно, двигательно переживать музыку, эмоционально воспроизводить ее ха­рактер, настроение в движении. Здесь проявляется координация слуховых и двигательных центров.

Разные музыкальные способности развиваются у детей неоди­наково. Может отставать проявление всех способностей. Педагог в процессе обучения обязан выяснить, под влиянием каких факто­ров это происходит - неблагоприятных анатомо-физиологических задатков, несобранности внимания, стеснительности и т. д., и при­нять меры к их устранению, в частности, позаботиться о музыкаль­ном окружении такого ребенка, систематически проводить с ним индивидуальную работу.

Вся деятельность педагога в процессе музыкального воспита­ния направлена на активизацию у детей музыкального восприятия и музыкальных способностей, тренировку слуховых и двигатель­ных анализаторов, без участия которых не может быть решена ни одна самая элементарная задача, стоящая перед ребенком. Поэто­му процесс обучения имеет решающее значение в деле развития и воспитания музыкальности.

Рассмотрим вторую задачу музыкального воспитания детей.

Для того, чтобы добиться ее успешного осуществления, не­обходимо систематически работать над развитием детского голоса и чувства ритма, формированием певческих навыков, воспи­танием у детей слухового внимания. Дети должны сосредоточенно и сознательно воспринимать музыку в процессе слушания. Ког­да ребенок поет, двигается, происходит как бы упражнение его органов чувств. Чтобы обучение ребенка шло успешно, надо раз­вивать его музыкальные способности, учитывая при этом имею­щиеся задатки. Важно обратить внимание на строение слухового аппарата ребенка, рта и носовой полости, речедвигательного ап­парата, на свойства нервной системы. Организм ребенка дошколь­ного возраста очень пластичен и легко поддается воздействию обучающего.

В процессе обучения необходимо следить, как выполняет зада­ния вся группа детей и каждый ребенок в отдельности, т. е. осуществлять индивидуальный подход. Если тот или иной ребенок не справляется с заданиями, нужно выяснить, в силу каких причин это происходит. Иногда наблюдений музыкального руководителя и воспитателя бывает недостаточно. В таких случаях следует прокон­сультироваться с врачом, побеседовать с родителями. Педагог дол­жен стремиться к тому, чтобы самыми различными методическими приемами добиваться от каждого ребенка более тонкого слышания музыки, более четкого пения и согласованности движений с харак­тером музыкального произведения. В процессе обучения надо вос­питывать у ребенка умение преодолевать возникающие трудности, желание самостоятельно выполнять задания.

Музыка, звучащая на занятии, в зависимости от своего харак­тера воздействует на ребенка возбуждающе или успокаивающе. Она организует возбужденного ребенка, привлекает к деятельнос­ти стеснительного, заторможенного. Подвижность нервной сис­темы ребенка развивается путем смены видов деятельности, из­менения характера музыки. При целенаправленном воздействии педагога ребенок активно воспринимает музыку, начинает лучше петь и двигаться, что позволяет ему своевременно усвоить содер­жание программы.

Рассмотрим третью, наиболее сложную задачу музыкального воспитания - развитие художественно-творческих способностей ребенка. Педагогическая наука считает, что творческая активность детей развивается, воспитывается и совершенствуется в процессе воспитания и обучения - активной целенаправленной деятельнос­ти. На музыкальных занятиях детям предлагаются посильные задания, вызывающие у них интерес и стремление проявить ини­циативу. Воодушевленные музыкой дети объединены на занятиях общим чувством, но каждый ребенок обычно выражает его по-сво­ему. Овладение детьми навыками и способами выполнения зада­ний того или иного рода освобождает их внимание и силы для твор­ческой деятельности.

В пении творческие проявления выражаются в воспроизведении голосом услышанных музыкальных звуков, импровизации корот­ких попевок и развернутых мелодий на заданный текст. Предлагае­мые педагогом тексты должны быть краткими (не более 4 строк) и образными. В игре на металлофонах продуктивное творчество проявляется в сочинении детьми шести-семи лет несложных жанрово-определенных мелодий - маршевых, плясовых, колыбельных. Как показала практика, дети шести-семи лет могут самостоя­тельно придумывать музыкально-дидактические игры, проводить их, используя в качестве дидактического материала детские музы­кальные игрушки и инструменты.

Проявление творческих способностей наблюдается и в процес­се музыкально-ритмической деятельности ребенка: при выполне­нии образных упражнений, упражнений типа «что мы показываем» с реальными предметами, инсценировании сюжетов песен под пе­ние педагога; исполнении танцев, сочинении плясок-импровиза­ций; инсценировании несюжетных и сюжетных игр и этюдов.

В музыкально-ритмической деятельности, отвечающей актив­ной природе ребенка, ему значительно легче, чем, например, в пе­нии, проявить инициативность в передаче характера музыкального произведения, в отображении тех или иных музыкальных образов. Овладев техникой выполнения движений, ребенок с удовольствием танцует самостоятельно, придумывает плясовые движения, играет, перевоплощаясь в музыкальный образ, варьируя движения в соот­ветствии с характером музыки, выраженным в ней настроением.

В России проблему творчества как фактора развития личности ребенка в последние десятилетия рассматривали следующие уче­ные: Л.А. Баренбойм, Н.А. Ветлугина, Л.Г. Дмитриева, П.А. Чиче­рина, К.В. Тарасова, Л.В. Горюнова, Г.С. Ригина, А.Н. Зимина. В их исследованиях отмечается, что процесс воспитания и развития творческих способностей ребенка протекает в тесной взаимосвязи с обучением умению воспринимать художественный образ данного произведения.

Творческие способности детей развиваются на основе слушания музыки и накопления музыкальных представлений, овладения на­выками двигаться под музыку и выразительно петь, в ходе выпол­нения сначала простых, а затем более сложных творческих заданий.

Таким образом, задачи музыкального воспитания осуществля­ются путем активной музыкальной деятельности детей в процессе их обучения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: