ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ




Глава 2. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Предмет теории и методики музыкального воспитания детей в своей основе опирается на музыку как вид искусства.

Предметом теории и методики музыкального воспитания детей являются вопросы целенаправленного управления процессом му­зыкального воспитания, обучения и развития ребенка, установле­ние взаимосвязей между музыкальным воспитанием, обучением и развитием.

Содержанием предмета являются вокальные и инструменталь­ные музыкальные произведения, используемые как для слушания, так и для исполнения, а также система педагогических воздействий на ребенка, позволяющая развивать его личность нравственно, ин­теллектуально и эмоционально, формировать творческое отноше­ние к жизни.

В предмет изучения входят также переживания детей, возника­ющие при активном контакте с музыкальным искусством, ибо они способствуют развитию слухового внимания, наблюдательности, воображения, умения чувствовать и понимать красоту искусства, углублению интеллектуальной и эмоциональной жизни.

Приобщение к музыке - один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явле­ниям. Д. Шостакович в беседе с молодежью сказал: «Любите и ува­жайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир вели­ких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Действительно, музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает их от всего мелкого и случайного, укреп­ляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое призвание.

Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.

Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс пере­дачи детям общественно-исторического опыта музыкальной дея­тельности с целью их подготовки к предстоящей работе в любых областях жизни.

В процессе передачи этого опыта и применяется система це­ленаправленных и организованных воздействий на ребенка, фор­мирующих его личность. Н.А. Ветлугина пишет: «Взаимосвязь музыкального воспитания и развития предполагает соотношение объективного, социального, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием ребенка, приобщенного к музыке».

В нашем обществе созданы предпосылки для всестороннего раз­вития личности ребенка средствами музыкального искусства.

Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Вос­приятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведе­ния, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности.

Красота художественной формы, понятное ребенку содержание музыкального произведения вызывают определенное отношение к художественному образу и через него к жизни, влияют на воспи­тание художественного вкуса.

Задачи эстетического воспитания требуют отношения к любо­му музыкальному произведению, пусть самому простому, как к произведению искусства. Поэтому каждая песня, танец должны исполняться детьми эмоционально-выразительно, вызывать у них радость. Небрежно исполненные песня или танец теряют свою эс­тетическую ценность и отрицательно влияют на процесс музыкаль­ного развития. Выразительное же исполнение вызывает у детей желание неоднократно повторять песни, пляски, игры, а также вне­сти в них что-то новое — способствуют развитию детского творче­ства. Кроме того, познание ребенком красоты музыки, ее богатей­шей образности, средств выразительности приобщает его к миру прекрасного, развивает потребность вносить музыку в свой быт. Музыка развивает эстетические свойства личности ребенка.

Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, - путь к формированию его нравственности. Адресуясь к чувствам ребен­ка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или указания.

Отечественные композиторы С. Прокофьев, Д. Шостакович, Д. Кабалевский, М. Красев, В. Герчик, М. Раухвергер, Е. Тиличеева, А. Филиппенко и многие другие создали золотой фонд музы­кальных произведений для детей, разнообразных по жанрам и те­матике, музыкальной образности.

Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение к социальным явлениям. Через их содержание дети по­знают жизнь и труд своего народа, знакомятся с персонажами оте­чественной истории, понятием Родина, т. е. музыка способствует воспитанию чувства патриотизма. В процессе общения с музыкой от ребенка требуется подчинение интересам коллектива - согласо­ванность действий, воспитываются чувства дружбы и товарище­ства, такие свойства личности, как самообладание, выдержка, дис­циплинированность, развиваются отзывчивость и инициатива.

Совместное пение, музыкально-ритмические движения охваты­вают детей общими переживаниями и требуют от них единых уси­лий. Неудача одного воспринимается как общая неудача. Пример товарищей, общее воодушевление, радость от исполнения положи­тельно влияют на робких, неуверенных в себе детей, создают благо­датную атмосферу для индивидуального развития. В то же время очевидные достижения товарищей служат тормозом для излишне самоуверенных, избалованных детей.

На музыкальных занятиях дети получают навыки культуры по­ведения.

Постоянная смена характера заданий, чередование различных видов деятельности требуют от них быстроты реакции, организо­ванности, волевых усилий.

Говоря о воспитании ребенка средствами музыки, нельзя забы­вать о том, что мы имеем дело с растущим организмом. На музы­кальных занятиях развиваются ловкость, координация и красота движений детей. Под воздействием музыки движения становятся более точными, ритмичными. Улучшаются качества ходьбы, бега, вырабатывается правильная осанка. Динамические и темповые пе­ремены в музыке также вызывают изменения в движениях, влияя на их скорость, степень напряжения.

Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет детский голосовой аппарат - является своеоб­разным видом дыхательной гимнастики. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, благотворно действующие на их нервную систему. Музыка влияет не только на слуховой анализатор, но и на общее состояние всего организма, усиливает или ослабляет состо­яние возбуждения благодаря реакциям, связанным с изменением дыхания, кровообращения. Следовательно, музыкальное воспитание способствует физическому развитию детей. И наконец, музыка оказывает благотворное влияние на их умственное развитие. В процессе овладения новыми знаниями у детей развиваются мыш­ление, память, складывается система понятий. Непосредственная и тесная связь музыки с окружающей действительностью дает воз­можность воспитывать у детей умение сравнивать и сопоставлять явления, а, следовательно, способствует развитию их познаватель­ных интересов.

Разнообразие содержания музыкальных произведений обуслов­ливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за разви­тием музыкальных образов, имеет общее представление о структу­ре произведения, обращает внимание на связь текста песни, назва­ния пьесы с содержанием музыки, определяет ее характер. У него формируются первичные эстетические оценки. В процессе творчес­ких заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требую­щую умственной активности: оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игро­вых образов. Опираясь на имеющийся опыт, дети планируют ход музыкальной игры, поведение персонажа в этюде. У них возника­ют оценочные суждения о своих действиях и действиях товарищей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: