СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ




Задачи музыкального воспитания осуществляются: посредст­вом пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр. В старших группах программой воспитания в детском саду предусматривается еще одно средство - игра на музыкальных инструментах, в частности, на металлофоне.

Каждое средство, которое использует педагог, осуществляя про­цесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка, пред­ставляет собой вид активной, доступной ребенку художественной деятельности в области музыкального искусства.

Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и по­знавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чув­ства в связи с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного познания, по­скольку осуществляется через художественно-музыкальный образ. В результате формируется отношение к образу, которое в дальней­шем переносится на действительность. Слушание музыки высту­пает в разных формах:

♦ как составная часть любого музыкального занятия, музыкаль­ного вечера досуга, праздника;

♦ как специальное занятие;

♦ как методический прием обучения.

Прежде, чем разучивать с детьми песню, музыкальный руководитель поет ее детям, а дети слушают. Подобным же образом преподносятся музыкальные произведения для игр, плясок, упраж­нений-композиций. Музыкальный руководитель играет произведе­ние, вместе с детьми определяет его характер, количество частей, обращает внимание на самые яркие особенности.

В форме специального занятия слушание дается с целью обога­щения детей музыкальными впечатлениями, накопления и расши­рения их музыкального опыта.

Как методический прием слушание музыки используется для помощи детям при обучении их пению, игре, пляске.

Пение - деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Петь могут и хотят все дети начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выража­ют свои эмоции. Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен.

Музыкально-ритмические движения - это активная деятель­ность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкаль­ные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмичес­кого воспитания лежит развитие у детей способности восприни­мать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Музыкально-дидактические игры - музыкально-сенсорная де­ятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свой­ства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительнос­ти, музыкальные жанры.

Игра на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ударных - полезна для развития музыкальных способностей: му­зыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти.

Каждое средство музыкального воспитания связано с развити­ем музыкального восприятия. Все вместе они воспитывают у ре­бенка любовь к музыке, углубляют его восприятие и понимание окружающего, вызывают определенное к нему отношение, форми­руют музыкальный вкус. Каждое из названных средств музыкаль­ного воспитания имеет свою специфику, что находит отражение в методике обучения. Например, если педагог исполнит песню пе­ред началом пения детей, то они будут стремиться к подражанию, воспримут произведение в целом, в результате лучше его испол­нят. Предварительное слушание песни, ее мелодии создает общее настроение, восстанавливает образованные ранее временные связи в слуховом анализаторе коры головного мозга и помогает ребенку правильно взять первый звук. И.М. Сеченов указывал, что память к яркому ощущению тем сильнее, чем недавнее, реальнее ощуще­ние, чем свежее впечатления.

Предварительное слушание музыки к пляске, игре восстанавли­вает музыкальный образ в целом, воздействует на слуховой и дви­гательный анализаторы, настраивает ребенка на соответствующий темп, ритм движения. Сам процесс движения под музыку - это активный процесс восприятия музыки.

Специфика каждого средства музыкального воспитания опре­деляется его отношением к определенному виду музыкального искусства. Поэтому содержание программных умений строится в соответствии с основами данного вида искусства. Так, пение от­носится к области хорового искусства. Поэтому содержание про­граммных умений по пению исходит из музыкально-теоретичес­ких основ хорового пения.

Музыкально-ритмическое движение относится в целом к хоре­ографическому искусству и главным образом к основам музыкаль­но-ритмического воспитания. Поэтому содержание программных умений по движению исходит из основ музыкально-ритмического воспитания - ритмики.

Слушание музыки связано со семи видами искусства. В его ос­нове - концертно-исполнительская деятельность.

В музыкальном воспитании детей все указанные средства нахо­дятся во взаимосвязи. Например, пение, как уже говорилось вы­ше, предполагает как предварительное прослушивание песни, так и слушание ее в процессе разучивания и исполнения. В то же время пение в играх и хороводах сопровождается движениями.

Каждое средство музыкального воспитания оказывает влияние на другие, и все вместе они служат развитию музыкальных спо­собностей.

Слушание музыки воспитывает музыкальное восприятие ребен­ка, помогает ему различать музыкальные произведения. Посколь­ку слушание предполагает узнавание музыкального произведения, оно способствует развитию у детей музыкального слуха и особенно его эмоционального компонента.

Пение - воспроизведение мелодии голосом - также содейству­ет активному развитию музыкально-слуховых представлений. Оно развивает и ладовое чувство (ощущение тоники, правильной на­стройки), и музыкально-ритмическое, поскольку не существует мелодии без ритма. Движение требует от ребенка главным образом согласованности действий с характером музыки, с ее темпом и ритмом, т. е. он одновременно должен слушать музыку. То же самое про­исходит и в процессе игры детей на музыкальных инструментах.

Таким образом, пение влияет на успешность движения, движе­ния - на успешность пения, а слушание - на то и другое. Все три основные средства музыкального воспитания действуют в одном направлении - развития музыкальных способностей. На музыкаль­ных занятиях обязательно используются они все, так как разнооб­разные формы деятельности способствуют лучшему усвоению про­граммных умений и навыков.

Содержание музыкального воспитания в детском саду включа­ет в себя:

♦ задачи музыкального воспитания по каждой возрастной груп­пе по всем видам деятельности;

♦ программный репертуар по всем видам деятельности;

♦ программные требования по всем видам деятельности;

♦ организационные формы музыкальной деятельности;

♦ методические приемы работы с детьми по каждой возрастной группе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: