Эмоции содержат два компонента: физиологический и когнитивный.
В СМИ создаются ситуации, стимулирующие зрителя к проявлению чувств, к снижению контроля и сдерживания эмоций.
Социальная ситуация во время просмотра телепередач также влияет на нашу когнитивную способность и опыт. Групповой просмотр больше способствует проявлению эмоций. Можно найти множество примеров эмоциональной инфекции, посредством которой мы начинаем неосознанно подражать в своей речи и поведении кому-то из окружающих. Объекты подражания намного чаще берутся из СМИ, чем из реальной жизни.
Подобно кино или театру, телевидение использует негласную социальную договоренность, выражающуюся в готовности поверить на определенное время, что происходящее это реальность.
Эмоциональное участие, которое вызывает у нас какая-то телепередача, частично зависит от того, в какой степени мы идентифицируем себя с персонажем (то есть мысленно сравниваем себя с ним и представляем себя на его месте).
В качестве эмоциональной идентификации можно рассматривать эмпатию.
Эмпатия включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты. Когнитивная эмпатия подразумевает готовность принять точку зрения другого человека, тогда как эмоциональная эмпатия связана с готовностью откликнуться на эмоциональном уровне.
Функции СМИ
Мотивы индивидуальной активности в отношении массовой коммуникации связаны с осознаванием аудиторией своих потребностей, с социальным контекстом и возможностью их удовлетворения.
Традиционно считается, что функции СМИ связаны с удовлетворением следующих социально-психологических потребностей: информационной, удовлетворения общих интересов, любознательности, личностной идентификации, получения сведений о моделях поведения, достижения понимания самого себя, интеграции и социального общения, помощи в реализации социальных ролей, развлечения, эскапизма, получения эстетического наслаждения, сексуального возбуждения.
Информационная функция — нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом.
Функция удовлетворения общих интересов, любознательности — обучение и самообразование, поиск советов, необходимой информации для принятия решений.
Функция личностной идентификации — подкрепление индивидуальных ценностей.
Функция получения сведений о моделях поведения — идентификация с ценностями других.
Функция интеграции и социального общения — понимание положения другого, переживание, формирование основы для диалога, социального общения.
Функция помощи в реализации социальных ролей — возможность общения с семьей, друзьями, обществом.
Функция развлечения — эмоциональная разрядка, заполнение свободного времени.
Эскапизм — уход от проблем.
Рассмотрим некоторые потребности, удовлетворяемые с помощью СМИ.
Потребности аудитории и их символическое удовлетворение
Феномен «А теперь… о другом», описанный Нейл Постман, заключается в чередовании негативных и позитивных сюжетов на телевидении. После пугающего факта редакторы сетки вещания ставят позитивный и/или эмоционально нейтральный, «пустой» сюжет, который снижает социальную напряженность и успокаивает зрителя. Других зрителей такая стратегия приводит в замешательство, вызывая тревожность и неуверенность по поводу отношения СМИ к своей аудитории.
В книге «Развлекая себя до смерти» (1985) Постман пишет об эскапизме, убегании от проблем и их решений с помощью развлечений (шоу и юмора). Так создается ощущение веселья, но проблема и тревожность никуда не деваются, они подавлены, замещены и вытеснены. В рамках гештальт-теории такую форму прерывания контакта (в нашем случае с содержанием СМИ) называют дефлексией.
Здесь хотелось бы обратить внимание на сходство между описанным противоречивым состоянием сознания зрителя и психологическим состоянием, известным под названием «двойной узел». Известный психиатр Грегори Бейтсон имеет в виду такую неразрешимую ситуацию, когда противоречащие друг другу элементы информации в конце концов доводят человека до болезни. С масс-медиа «двойной узел» не так страшен, так как можно усилием воли изъять себя из просмотра ТВ, однако в определенных ситуациях —войны, жизненно важной необходимости в информации, а также у людей внушаемых и находящихся в слиянии с медиа-пространством, такие психологические расстройства вполне возможны.
Картина «двойного узла» современной медиа-действительности:
1) отношение аудитории к СМИ носит характер жизненно важной зависимости (ориентации в социуме в условиях глобализации; ежедневная потребность, необходимость структурировать фрустрирующий хаос информацией), поэтому для аудитории крайне существенно стараться точно оценивать идущие медиа-сообщения;
2) человеческий разум получает из медиапростраства противоречивую информацию, элементы которой несовместимы один с другим относительно своего положения в этом мире;
3) аудитории классических СМИ очень редко удается установить прямое общение со СМИ (в лучшем случае — отсроченное, отложенное во времени);
4) аудитория не может «выйти из игры»: те, кто перестает потреблять контент СМИ, перестает быть аудиторией.
Следует отметить, что совсем уйти от медиадискурса, которым пронизано общество, невозможно, оставаясь в социуме.
Существует разница между восприятием отдельного индивида и представителя массовой аудитории, который идентифицируется с коллективным сознанием и поведением массовой аудитории. Такой представитель массовой аудитории регрессирует до «ребенка» и подвержен большему психологическому влиянию.
Чем выше скорость предъявления информации и чем больше образов используется, тем более инфантилизируется аудитория, а СМИ представляют родительскую фигуру.
Представляется, что, тем не менее, манипуляция никогда не бывает стопроцентно эффективной. Всегда какая-то часть в сообщении сообщает о намерениях отправителя и его характеристиках; сознание улавливает бессознательные мотивы.
В интерактивных СМИ — представитель аудитории в третьем пункте коммуникации по Бейтсону может установить прямое общение. Если же прямое обращение невозможно и защитные механизмы дефлексии (развлекая себя до смерти) не срабатывают, то возникает безотчетная тревога, параноидальные симптомы, хроническая агрессивность, виктимность, ощущение себя в роли беззащитной жертвы, болезненная подозрительность, стремление к самоуничтожению, чувство бесцельности и абсурдности, ощущение неизбывного внутреннего противоречия, шизофриническое расщепление сознания.
Мы уже говорили о двойственности массового общества. Оно может, во-первых, выступать (и большей частью выступает) в качестве объекта, пассивно воспринимающего сообщения каналов МК, разбухая, как амеба, под воздействием определенного рода коммуникативных сигналов и не имеющая возможности прямого ответа. Но массы могут опосредованно (для классических СМИ) — путем настроений, резонирующих колебаний, или непосредственно — через участие конкретных лидеров групп и движений в массовых митингах, акциях протеста, печатной или электронной коммуникации — быть партнером коммуникации.
Поступки людей диктуются их потребностями, в том числе — потребностью в структуре (структурировании) посредством информации и потребностью в разного рода информации. Личность человека определяется потребляемой информацией, которая поступает из разных источников и по разным каналам восприятия. Личность находится под влиянием полевых эффектов. Потребность в информации является основной в современном обществе.
Восприятие и оценка новой информации всегда окрашена определенной эмоцией. В процессе восприятия себя в информационном пространстве человек отделяет новое и важное для себя, посредством эмоции по поводу совпадения или несовпадения поступающей информации с имеющимися схемами.
В циркулирующем потоке информации есть разновекторные потребности.
1. Потребностно-личное направление —удовлетворение СМИ сугубо аудиторных интересов.
2. Потребностно-общественное направление —удовлетворение СМИ интересов общественного порядка.
В СМИ с помощью методов идеологии осуществляется деятельность, прямая или опосредованная, властными институтами по корректировке личностных потребностей в сторону их официального выравнивания, общей социализации и политизации, унификации.
Явление самоцензуры —ангажированность, наличие установок и схем самих журналистов —«работает» в этом направлении, поддерживая консервативное воспроизводство имеющихся практик и отношений.