Расцвет Древнерусского Государства приходится на середину 11-го века – на правление Ярослава Мудрого.
Общественный строй с точки зрения регулирования правового положения населения:
Что из себя представляло общество в Древней Руси? – имелось несколько общественных укладов:
1) Общинный уклад (пережитки общинного строя). В случае совершения убийства членом общины, сама община помогала члену в выплате штрафа. В случае обнаружения убитого, на общину также налагался штраф. Государство не вмешивалось в имущественные дела общинников и предоставляло это внутреннему регулированию. Община этого времени была уже соседской, а не родовой. Это свидетельствует о том, что родовые традиции были пройдены славянами ещё в период колонизации. Проживавший в общине имел выбор: участвовать в общине или выйти из неё. При выходе он попадал в прямую юрисдикцию князя или другого феодала. Община в России существовала вплоть до коллективизации в 20 веке. Следует отметить, что это не та община, а община административная. Конечно, какие-то элементы настоящей общины остались, общинные порядки в сельской местности сохранялись и в советское время (по общинным правилам разделяли луга, выдаваемые земли).
2) Рабовладение. В 11 веке у наших предков было классическое рабство. Первое упоминание о рабах восточных славян встречается ещё в 8 веке. Рабами становились пленники. Рабовладельческими отношениями можно назвать такие отношения, когда в обществе юридически закрепляется наличие такой категории населения, как рабы. Рабы назывались холопами, робами и челядью. В Русской Правде есть множество оснований для того, чтобы свободный простой человек стал рабом. Например, купец проиграл или пропил товар. Потерять свободу также можно было женившись на робе (рабыне), не заключив договор о найме с господином-наёмщиком. В отношении холопов устанавливается процедура розыска и т.д. Холопы не являлись субъектами практически никаких правоотношений. За их преступления отвечал господин, прав на имущество у них не было, ответственность за них также ведёт господин. Они не могли быть ответчиками в суде. Однако у холопов также признаются отношения мужа и жены, родителей и детей, т.к. институт семьи находится в юрисдикции церкви, а со стороны православия все люди равны. Рабовладельцами были феодалы, т.к. феодальные отношения развивались параллельно и более динамично. Именно феодалы (князья, бояре и церковь) могли иметь холопов.
|
3) Феодальный уклад. Государство возникает в период развития феодальных отношений. При феодализме земля является способом вознаграждения за государственную службу. У господина было право наказывать закупа за проступки (право феодальной юстиции). Однако беспричинное нападение на закупа наказывалось. Феодал ограничен как в имущественных правах, так и в рукоприкладстве.
При всём этом в городе существует городская община и свободные люди.
Мы видим многоукладность общества, наиболее динамично развивающимся из которых является феодализм. Общины попадают в феодальную зависимость, холопы получают отдельные права и становятся феодально-зависимыми. В 11 веке мы видим раннефеодальное общество. Феодальные отношения пронизывают государство и государственный аппарат.
Иерархия:
|
1) Великий Князь
2) Областные князья
3) Бояре
4) Дружинники
Между ними всеми выстраиваются иерархические отношения.
20.09.2018
Древнерусское государство и право.
Государственный строй.
Территориальное устройство государства, государственный механизм, политический режим:
С момента своего возникновения Древнерусское государство возникает как полиэтничное.
Древнерусское государство состояло из княжеских областей. Области передавались в правление на время. Как правило, передача области проходила на княжеском съезде. В связи с этим, у областных князей были определённые права: в своём регионе они собирали налоги – дань, вершили суд. Они были полновластными управленцам, но у них оставались обязательства перед Великим князем. Они должны были передавать часть дани ему. Эта часть иногда была значительной. В летописях упоминается, что новгородский князь отправлял значительную часть дани киевскому столу.
Также областной князь должен был являться по требованию Великого князя. Он должен его слушаться и подчиняться. Однако он также мог потребовать защиты у Великого князя, справедливости.
ЕЩЁ РАЗ: областные князья получали княжества В УПРАВЛЕНИЕ. Их назначали на съезде. Получение области проходило по старшинству: старший князь мог претендовать на лучшее княжество. Так было до конца 11-го века.
Князья не вмешивались во внутренние дела племён. Племена сами выстраивали свою администрацию, самостоятельно решали вопрос о власти, выполняли основные феодальные требования: выплата дани, выступать в поход по приказу Великого князя, уважать Великого князя, как старшего.
|
В период феодализма право сильного было очень актуально. Кто сильнее – у того и больше власти.
Большинство конфликтов на Руси вплоть до начала 12-го века связаны с дележом территории.
Почему мы называем этот период периодом относительного единства? – Потому что существовала власть Великого князя.
«Великому князю мы подчиняемся, но кто им будет – вопрос».
Никто не оспаривал сам принцип главенства Великого князя, но всеми путями старался заполучить этот титул.
Во главе государства стоит Великий князь. Власть его – наследственная, передаётся от старшего брата к младшему и от младшему брата к племяннику.
Законы Великий князь формулирует не один, а с «советом», состоящим из людей, которых он призвал. В частности, в документе говорится, что «Владимир Мономах призвал тех-то, тех-то, тех-то…».
Принимая важнейшие законодательства, Великий князь советовался с приближёнными.
Великий князь являлся судом высшей инстанции. Назначал администрацию, с его подачи происходило распределение областей управления.
При Великом князе часто встречается совет, помогающий в управлении. Это неформальное учреждение сотни лет спустят получит название «думы».
Определённую политическую роль в государстве играло вече. В Киеве существовало вече.
Вече – собрание населения города и пригорода. Когда-то оно было всевластным (до тех пор, пока княжеская власть не возвысилась над ним: в середине 9-го века мы видим, что вече ещё имеет преимущество над князем, а уже в 10 – нет. Этот процесс ухода вече на второй план проходил десятилетиями).
Князь стремился жить в мире с вече. Вече также устраивало то, что князь брал на себя полицейские функции, охрану правопорядка. Положение князя полностью всех устраивало. Стабильность всем на руку.
Т.к. князь занимается обороной и безопасностью, он берёт на себя право веча назначать тысяцкого (раньше эта функции принадлежала вече).
Однако, если князь не справляется с данными ему функциями, то вече выступает его противником. Оно берёт в свои руки высшую политическую власть, изгоняет князя и приглашает другого.
Владимир Мономах на какое-то время восстановил единство отношений между князьями. Единство сохранялось вплоть до его смерти.
В условиях стабильности вече занимается внутригородскими делами, а когда верховная власть (князь) ослабевает, то вече выступает в качестве высшего политического института и берёт власть в свои руки.
Призвание Варягов – отличный пример смены высшей власти вечем.
Функции тысяцкого не ограничиваются организацией и руководством ополчения. Они всё больше занимаются городскими делами.
Посадник управлял данной ему территорией от имени своего князя.
При смене князя меняется и посадник, т.к. это не столько должность, сколько продолжение политики князя его приближённым.
Рядовой чиновничий аппарат формировался из дружины. Более того, сама дружина в мирное время выполняла функции должностных лиц. Старшие дружинники становились теунами и выполняли важные функции. Младшие дружинники собирали судебные пошлины, занимались принуждением и т.д.
Система управления имеет некую двойственность. Она связана и с княжеской властью, и с тем строем, который существовал в докняжеский период.
В докняжеский период колонизация проходила так: племена выбирали место для поселения (как правило, это возвышенность на месте слияния рек). Каждый город должен был собрать вооружённую тысячу, потом вокруг этой тысячи возникало натуральное хозяйство и т.д.
Тысяча делилась на сотни и сотня делилась на десятки. Князья с дружинами возникают именно в этой среде. Это очень удобная форма взаимоотношений с населением.
Раньше эта тысяча выполняла обязанности по организации дорог, других коммунальных необходимых объектов. При появлении князей, они начали нормировать эту власть. Единицами, которые князь использовал для организации своей власти как раз и стали эти формы деления.
Князь выполняет определённые полезные обществу функции. Однако он может их выполнять только при наличии дружины. Дружина должна быть обута, одета, накормлена. В первую очередь дружину требуется обеспечить всем необходимым, чтобы дружинники не превратились в разбойников и грабителей. У них должны быть условия быть защитниками, чтобы они не превратились в нападающих. Также дружине требуются кони хорошей породы, современное вооружение. Всё это обеспечивается на базе княжеского хозяйства. Такую систему называют дворцово-вотчинной. Цель – содержание дружины князя, а средства – территория, находящаяся в управлении князя.
В свободных городах и общинах действуют налоги. Централизованно собираемые средства идут на конкретные цели, где существующих ресурсов недостаточно для существования населения.
К исполнению некоторых обязанностей подключаются городские или сельские общины при помощи своих сотней или десятков.
Дворцово-вотчинная система управления позже эволюционирует в приказную систему и т.д.
Вооружённые силы:
Вооруженные силы Древней Руси состояли из дружины Великого князя, дружин областных князей и племенных воинов. Однако все эти силы собирались Великим князем только при очень серьёзной угрозе или при уверенности в удачном походе.
Дружина состояла из младшей и старшей дружины. Старшая дружина была в военное время военачальниками, в мирное – чиновники с важными функциями. Мало кто доживал до зрелого возраста и переходил в старшую дружину. Убыль личного состава от болезней и физической гибели была высокой. В младшую дружину мог вступить практически любой.
Возглавлял объединённые войска великий князь.
Государство и церковь:
В конце 10-го века Древнерусское государство принимает Христианство по Православному образцу. Это событие имело важное значение.
Митрополит Руси назначался Константинопольским Патриархом. Выделялись епископии. Создавались приходы и монастыри. Епископы назначались также Патриархом.
По уставу князя Владимира Митрополит получал 10-ю часть дохода Князя. Это та самая знаменитая церковная десятина.
Церковь получила права феодала. Церковники имели право владеть холопами. Но этим правом обладали не конкретные люди, а монастыри в целом или церковная община. Церковные главари являлись их представителями.
Государство передавало церкви все вопросы, связанные с семьёй: вступление в брак, конфликты в семье и т.д. Также в её ведении находилось нарушение нравственности. Целый перечень таких нарушений мы видим в уставе князя Ярослава.
Государство наделило церковь имущественными правами и доходами, что даёт ей возможность постоянно укрепляться и увеличивать своё влияние.
Право Древнерусского государства:
Если взять существующий на сегодняшний день источники права, то заметим, что за тысячелетие мало что поменялось.
Где проходит грань между обычаем и нормой обычного права?
Там, где нарушение этой нормы влечёт за собой принуждение к ответственности.
Князья закрепили за собой право осуществлять правосудие. Когда они начали осуществлять это правосудие, то решения Великого князя стали примером для остальных.
Кроме Русской Правды источниками права являлись уставные грамоты, уставы князей (Владимира и Ярослава).
21.09.2018
По ст. 46 Русской Правды лежит в основе княжеский суд – решение князя. По сути, это судебный прецедент.
Отмена кровной мести была проведена поэтапно: Ярослав ограничил, а Ярославичи отменили.
Никакого отраслевого деления в Древней Руси не существовало, т.к. юридическая техника в то время не знала таких понятий. Однако, когда мы говорим об отраслях права, мы используем современные стандарты. Почему одни нормы выделили как нормы гражданского права, другие – процессуального и т.д.
В древнерусском праве одни нормы предусматривают суровое наказание за нарушенное право, а другие – простой штраф.
Мы можем использовать современные подходы относительно старых сводов законов.
Субъектами отношений между рабом и его владельцем были бояре, монастыри, князья и т.д.
Там, где речь идёт об имущественных взаимоотношениях, мы не видим сильной разницы.
Вплоть до второй половины 11-го века имеются достаточно ограниченные сведения о недвижимом имуществе, как об объекте гражданско-правового регулирования.
Имущество, связанное с недвижимостью, упоминается в Русской правде словом «заднИца».
Сделок с участием недвижимости в период раннего феодализма мы практически не наблюдаем. В основном существуют сделки с передачей права.
Другое дело – движимое имущество. В древнерусском праве значительно больше материала, регулирующего движимое имущество. Основным способом передачи движимого права являются сделки.
Древнерусское право знает понятие «обязательство».
Обязательства возникают при причинении вреда. Таким образом, в Русской Правде нанесение вреда одним лицом другому карается штрафом и оплатой лечения потерпевшему. Обязательство возникает вследствие причинения вреда.
Также штраф за причинение вреда холопу зависит от его ценности. Чем профессиональнее холоп, тем выше он ценится.
Сделка совершается по обоюдному согласию сторон. При этом, если одна из сторон вводится в заблуждение, то это даёт право покупателю вернуть товар обратно.
Нормы, которые регулируют гражданско-правовые отношения во многом носят казуистический характер. Они сформулированы в рамках конкретного правоотношения и являются модельными для других. Законодатель в первую очередь юридически закрепляет те случаи, в которых возникают вопросы.
В подтверждение приводится тот факт, что договору займа в Русской Правде уделено на порядок больше внимания, чем любому другому договору, а договор мены ни разу не упоминается, т.к. такая модель сделки очень стара и не требуется в объяснении.
Письменная форма, которая появится позднее, почти не использовалась в Древней Руси на ранних стадиях существования.
Для закрепления сделки существует институт свидетелей. В некоторых случаях роль профессионального свидетеля могли выполнять сборщики пошлин. В некоторых случаях это необходимо при переходе прав на тот или иной предмет от того или иного человека: тот, кто покупает, должен позаботиться о закреплении сделки о купле-продаже.
Купля-продажа холопа обставлялась дополнительными формальностями, т.к. это имущество может видеть, слышать, говорить, быть носителем информации. Поэтому холоп должен сам присутствовать при сделке о своей продаже или свободный человек должен сам себя продавать. Такие сделки также совершаются в обязательном порядке в присутствии свидетеля.
Что касается других правил, то мы их просто не видим, т.к. они регулировались обычаем.
В Русской Правде существует список предметов, подлежащих займу.
Владимир Мономах регламентировал отношения займа:
1) Заем, предоставляемый на короткий срок, может предусматривать любой размер процента, но если срок расчёта пересечёт рубеж 1 года, то действует правило уны в треть.
2) Если эти максимальные годовые проценты кредитор взимает 3 раза, то считается, что он получил всю сумму долга и он лишается права требовать суммы самого долга.
3) Он установил планку в 20% годовых.
Также существовал договор подряда о строительстве, договор личного найма.
Рядовичи – лица, работавшие на основе договора.
Договор-комиссия.
Лицо, у которого находится чужое имущество, несёт полную материальную ответственность за его сохранность (у купцов, согласно Русской Правде).
Лишь в 17 веке будет принято правило, существующее по сей день: риск случайной гибели лежит на владельце товара.
Зачастую разрешение торговых споров возлагалось на тысяцких, и только потом на третейских судей.
Законодатель должен был позаботиться о правах всех граждан и закрепить за ними возможность передачи имущества умерших.
Наследниками первой очереди были сыновья. Только при отсутствии сыновей к наследству допускались дочери.
Наследование по закону имеет место быть тогда, когда нет завещания. Завещатель вправе распределить то, какому наследнику достанется какое-то имущество, но не изменить порядок наследования. Также может написать «отпускаю холопов на волю» и они получат свободу. Пережившая мужа жена имела приоритет в получении наследства. Дом и двор наследовался младшим сыном, т.к. старших людей в преклонном возрасте кто-то должен был содержать и это правило возлагалось младшему брату. Дом и двор без дележа сразу приходил к младшему. Позже это поменялось и дом с двором переходил старшему.
Говоря о семейном праве, следует разделить правила и обычаи, которые действовали в дохристианский период и во время него.
В дохристианский период признавалось многожёнство и состоятельные люди могли себе позволить иметь несколько жён. Князья имели несколько жён и значительное количество наложниц. Количество наложниц связано с финансовыми возможностями. Существовали обычаи похищения невест, сговора у воды.
С принятием Христианства всё меняется. Светская власть добровольно передаёт в ведение церкви все элементы семейно-брачных отношений.
Устанавливается моногамия.
Расторжение брака возможно, но весьма ограничено. Решается решением церкви.
В Уставе князя Ярослава встречаются основания для развода: бесплодие, участие в заговоре против князя и властей, хождение по другим людям в целях поесть или попить и т.д.
Заключение брака происходило в церкви. Этому предшествовало оповещение всех о браке. Законными правами обладали только рождённые в браке дети. Незаконно рождённые правами не обладали.
Одновременно с каноническим регулированием огромное влияние накладывали семейные обычаи, сложившиеся в предыдущую эпоху. Церковь регулировала только формально-юридическую основу брака и семьи.
27.09.2018
Уголовное право Древнерусского государства
Как мы знаем, уголовное право – та отрасль права, которую относят к публичному праву несмотря на то, что урон наносится личности, но совершённые деяния настолько ужасны, что угрожают всему обществу.
В Русской Правде встречается термин «головник» - лицо, виновное в совершении убийства. Отсюда и пошло становление термина «уголовное».
В уголовном праве выделяется целый ряд деяний, предусматривающих специальную ответственность.
Государство устанавливало нарушения, наказания за эти нарушения и получало доход от выплаты населением штрафов.
В древнерусском праве мы встречаемся с термином «обида» - действия, наносящие вред личности/имуществу. Зачастую за обиду устанавливается штраф, идущий в казну. Также выплачиваемый государству штраф может сопровождаться возмещением ущерба пострадавшему.
Первый уголовный кодекс России – «Уложение о наказаниях» 1845 года выпуска.
Первый гражданский кодекс появился в 1922 году в СССР.
Кроме «обиды» в Русской Правде обозначения данного термина нет.
Объекты преступления в это время достаточно ограничены. Объекты: личность, имущество.
Княжеские слуги и боярство охранялись Русской Правдой увеличенными штрафами за нанесение им вреда.
В это время посягательства на жизнь или власть князя не были объектом регулирования.
Субъектами уголовных правоотношений являются все свободные.
Холопы субъектами не являются, а смерды – являются. Закупы также субъектами не являются, т.к. за хищение закупа отвечает господин, но после хищения закуп становится холопом.
Термин «вина» фигурирует в Русской Правде. Этот термин упоминается в отношении купца. Вопросу о степени вины более 1000 лет.
Что касается субъективной стороны преступления, то мы видим, что законодатель учитывает степень вины: то ли деяние совершено с корыстным умыслом, то ли совершено неумышленно.
Объективная сторона преступления – то, в чём преступление выражается (действие/бездействие, целый ряд других обстоятельств).
Объекты преступления: сама личность
Жизнь человека защищается установлением наказания за убийство.
Вплоть до начала 11-го века в обществе действовал принцип кровной мести.
Имеют право мстить только сыновья, племянники и братья. Если эти родственники отсутствуют, то другие права мстить не имеют.
При Ярославе Мудром Древнерусское государство развивается, ограничивается кровная месть.
Она была заменена на штрафы.
Наказание за убийство по Русской Правде показывает, что при феодализме тяжесть наказания не равна для всех.
Древнерусское право защищает не просто человека, а социально-определённую личность, т.к. если обнаруживается труп, имя которого неизвестно и его невозможно опознать, то дикая вира (штраф за убийство) не выплачивается.
В случае, если убийца из общины, то община может помогать своему члену расплатиться по этому уголовному штрафу, а если убийство в разбое, то никакого штрафа нет. Есть только поток и разграбление, влекущие за собой конфискацию имущества и наказание.
Виновный в убийстве должен выплатить ущерб семье убитого. Данный платёж, видимо, носил примирительный характер для семей убитого и убийцы.
Кроме того, различается степень причинённого вреда. Различают тяжкий ущерб - увечья.
Ответственность несёт инициатор конфликта.
Некоторые действия ущерба не приносят или приносят минимальный, но являются оскорбительными.
Если господин продавал закупа как холопа, то платил уголовный штраф, т.к. закуп, по сути, свободен.
Вторым объектом является имущество.
К имущественным преступлениям относится кража (татьба).
Кража – тайное хищение чужого имущества.
Ночного вора можно убить на месте. Но если додержал до свету, люди увидели, то убивать нельзя.
Конокрадам предусмотрено наказание в виде потока и разграбления, как и разбойникам.
Чем менее имущество доступно, тем больше штраф.
Также к имущественным преступлениям относится повреждение чужого имущества.
Уничтожение чужого имущества также является объектом.
Поджог – специфический способ посягательства на чужое имущество и считается особо опасным, т.к. города состояли практически полностью из деревянных построек.
За поджог любого имущества следует превращение виновного в холопа его самого и членов его семей.
Специфическим имуществом являлись рабы.
Предусматривалось наказание за укрывательство холопа – по сути рабовладельческая черта общества.
В основе наказания лежит имущественный характер, чем власть пытается извлечь из своей полезной для общества деятельности по наказанию преступления пользу для себя.
Со временем выплаты штрафов стали источником значительной части княжеской казны.
Но когда речь идёт о нетерпимых деяниях, то устанавливается наказание потока и разграбления, описанного выше.
Любопытно то, что в Русской Правде нигде не указано такое наказание, как смертная казнь. Это не означает её отсутствие.
Судебные функции имели практически все наделённые административные функции, однако верховная судебная власть делегировалась лишь князем. Князь назначал лиц, имеющих судебные функции и они с 11-го века назывались судьями. Иногда в виде судьи мог выступить посадник.
Сама процедура судейства происходила на княжеском дворе или дворе судьи.
Высшие судебные функции имел князь.
Процесс носил состязательный характер. Состязательность предусматривала отсутствие презумпции невиновности или виновности. Каждая сторона доказывала свою точку зрения. В это время появляются формальные досудебные следственные процедуры. Например, оглашение совершённого преступления; процедура свода (обозначение украденной вещи).
Эти действия сопровождаются формальными юридическими правилами регулирования.
Также существовала процедура гонения следа. Если преступником оставлен след, то заинтересованное лицо должно закрепить след. По сути, это современные оперативно-розыскные действия.
Если след привёл к общине, то община должна доказать, что след пошёл дальше либо нести ответственность за хищение. Точно так же с купцом. Если след привёл к нему, то он должен доказать, что след пошёл дальше или он считается виновным.
След требуется вести в присутствии свидетелей.
Судом также учитываются свидетельские показания, вещественные доказательства, присяга в поле или процедура суда божьего (испытание водой или испытание железом). От этих процедур впоследствии возникнет процедура пытки.
На основании вынесенного приговора принуждением к наказанию занимается вирник или мечник.
04.10.2018