Прямые налоги страховых фирм




 

При исчислении налога на прибыль страховые организации должны учитывать ряд нюансов, которые обусловлены спецификой этого вида деятельности. Основные из них:

. Отражение операций по страхованию, сострахованию, перестрахованию в налоговом учете осуществляется по видам договоров. Если фирма применяет метод начисления, то доходы и расходы, которые получены по указанным соглашениям, признаются в соответствии со ст. ст.271, 272 НК РФ.

. Определяя доходы при расчете налога на прибыль, нужно учитывать, что вознаграждения, полученные в результате разрешения споров, при наступлении страхового случая учитываются на основании ст.249 НК РФ в составе доходов от реализации. А вот вознаграждения, полученные по тем же основаниям от иностранного страховщика, не подлежат включению в налогооблагаемый доход (пп.9 п.1 ст.251 НК РФ).

. Компании-страховщики обязаны формировать страховые резервы, как этого требует ст.330 НК РФ. В соответствии с нормами п.2 ст.294.1 НК РФ суммы отчислений в такие резервы могут быть учтены для целей налогообложения при осуществлении обязательного медицинского страхования. А вот резерв предупредительных мероприятий - не учитывается.

. Выплаты по наступившему страховому случаю могут быть включены в состав расходов в тот момент, когда у фирмы возникает обязанность по выплате страхового возмещения (ст.330 НК РФ).

Федеральным законом от 25.12.2008 N 282-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Закон N 282-ФЗ) в НК РФ внесены дополнения, которые вступили в силу 1 марта 2009 г. и касаются деятельности страховых компаний.

Не включаются в доходы денежные средства, полученные страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков потерпевшему в соответствии с законодательством РФ об ОСАГО, от страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред имуществу потерпевшего (пп.39 п.1 ст.251 НК РФ).

При определении базы по налогу на прибыль не будут учитываться расходы в виде выплат потерпевшему, которые произведены в порядке прямого возмещения убытков его же страховщиком (ст.270 НК РФ дополнена п.48.10).

Кроме того, согласно абз.5 пп.9 п.2 ст.294 НК РФ страховые компании могут учесть расходы на оплату услуг специалистов (в том числе экспертов, оценщиков, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирования страховых выплат, а также при осуществлении прямого возмещения убытков потерпевшим.

Страховые выплаты по договору, которые произведены от имени налогоплательщика (страховой организации) другим страховщиком (участником соглашения), будут включаться в состав расходов на дату поступления от страховщика, осуществившего прямое возмещение убытков, требования об оплате возмещенного им вреда потерпевшему (соответствующее дополнение внесено в ст.330 НК РФ).

Для всех предприятий в 2009 году была снижена налоговая нагрузка. Налог на прибыль снижен до 20%. Причем 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% - в бюджеты субъектов РФ .

Как и другие организации, страховщики исчисляют ежемесячные авансовые вычеты по единому социальному налогу (ЕСН) в течение всего налогового (отчетного) периода. Авансовые вычеты начисляются на основании данных о выплатах и иных вознаграждениях, которые начислены с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, а также ставки налога. При этом, чтобы определить сумму ежемесячного авансового платежа по ЕСН, нужно учитывать объем аналогичных платежей, уплаченных ранее.

ЕСН зачисляется в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации - и предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Налогоплательщиками налога признаются работодатели, производящие выплаты наемным работникам.

Объектом налогообложения признаются: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе; вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам; выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.

Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды. Налогоплательщики определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Налоговая шкала носит регрессивный характер, т.е. с увеличением налоговой базы на каждого работника нарастающим итогом с начала года налоговые ставки падают.

При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их получения, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов). В аналогичном порядке учитывается материальная выгода, получаемая работником и (или) членами его семьи за счет работодателя. К такой материальной выгоде относится, в частности: материальная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника; материальная выгода от приобретения работником и (или) членами его семьи у работодателя товаров (работ, услуг) на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами); материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях; материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем, за исключением сумм страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому работодателями в порядке, установленном законодательством РФ, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных работников и оплаты страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам. Нормами главы 25 НК РФ установлен различный порядок включения в расходы хозяйствующего субъекта сумм страховых платежей (взносов) по личному и имущественному страхованию.

Следует отметить, что в системе прямого налогообложения страховых фирм имеется немало недостатков. Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась. Производившиеся изменения, в частности переход от налогообложения доходов к налогообложению прибыли, повышение ставки последнего и т.д., носили противоречивый характер. Очевидно отсутствие четкой концепции развития налогообложения страховой деятельности. Даже принятые в 2008 г. решения (согласно Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год) нельзя считать исчерпывающими все проблемы налогообложения страхования.

Так, существующий порядок исчисления и уплаты страховыми посредниками налога на прибыль (метод начисления), который реализуется "независимо от фактического поступления денежных средств" (статья 271 НК РФ), серьезно ухудшает финансовое положение и, особенно, финансовую устойчивость тех из них, которые не работают по "упрощенной" схеме налогообложения. Таким образом, порядок налогообложения негативным образом влияет на наиболее перспективных с точки зрения развития бизнеса страховых посредников.

В условиях низкой и нестабильной платежеспособности потребителей деятельность страховых посредников по развитию рынка характеризуется крайней неравномерностью поступления доходов. В целом следует отметить, что неравномерность получения доходов - это важная особенность данного вида бизнеса в принципе. Поэтому международная практика делового оборота предусматривает предоставление страховщиками страховым посредникам так называемых premium payment warranties (отсрочек по уплате страховых премий), которые могут доходить до 180 дней. В настоящее время в нашей стране на общую неравномерность получения доходов страховыми посредниками, вытекающими из самого содержания этой деятельности, дополнительно накладываются особенности, обусловленные проблемами с платежеспособностью потребителей. В этой ситуации страховые посредники, уплатив налоги авансом, нередко оказываются лишенными необходимых средств для своего развития вследствие последующего неисполнения или необязательного исполнения потребителями своих финансовых обязательств, которое, в свою очередь, зачастую является следствием общей макроэкономической неопределённости. Такое положение является прямым следствием применения к страховым посредникам порядка исчисления и уплаты налога на прибыль, который не учитывает реальные рыночные условия их деятельности. Существующий порядок уплаты налога на прибыль оказывает серьезное сдерживающее влияние на бизнес страховых посредников, подрывая возможности его планомерного развития и заинтересованность страховых посредников в увеличении его объемов.

Итак, вопросы прямого налогообложения страховых фирм мы рассмотрели на примере налога на прибыль и ЕСН. Данные налоги страховые фирмы уплачивают так же, как и другие коммерческие организации. Однако имеются и некоторые особенности, обусловленные спецификой деятельности страховщиков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: