Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ
КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ДИЗАЙНА
И МЕДИА-КОММУНИКАЦИЙ
Курсовая работа студента I курса группы 1-СД-51«с»
Некрасова Ирина Дмитриевна
ТЕМА:
«Живопись Северного Возрождения»
Руководитель – Махо П.Г
Санкт-Петербург
Оглавление
Введение………………………………………………………………………4
I глава………………………………………….………………………………5
Эпоха Возрождения. Период до появления Северного Возрождения
II глава………………………………………………..………………………10
Северное Возрождение.
2.1.Характерные особенности и отличие от Итальянского Возрождения…………………………………………………………………10
2.2.Живопись в эпоху Северного Возрождения………………….………..11
-Возрождение в Нидерландах
-Возрождение в Германии
-Возрождение во Франции
III глава……………………………………………………………….………19
Имена великих художников эпохи Северного Возрождения
Список использованной литературы……………….…………………..…..27
Приложение 1…………………………………………………………...……28
Приложение 2………………………………………………...………………29
Приложение 3………………………………………………………………...30
Введение
В средние века в Европе происходили бурные перемены в экономической, общественной и религиозной сферах жизни, что не могло не повлечь за собой перемен в искусстве. Во всякое время перемен человек пытается заново переосмыслить окружающий мир, идет мучительный процесс «переоценки всех ценностей».
|
Эти искания прежде всего и выразительнее всего проявляются в творчестве людей искусства, которые, как тончайшие камертоны, входят в резонанс с зыбким окружающим миром и вплетают симфонию чувств в свои произведения.
Северное Возрождение - художественный феномен, получивший развитие в XV-XVI веках в европейских странах севернее Италии - Нидерландах, Германии, Франции, Испании. Живопись Северного Возрождения зарождалась и развивалась на фоне бурных и драматических событий эпохи. Религиозные войны, Реформация (в Германии переросшая в Крестьянскую войну), революция в Нидерландах, Реконкиста в Испании, драматические события Столетней войны между Францией и Англией не могли не сказаться на характере искусства этих стран. В то же время, рост городов и развитие торговли и ремесел, а также стремительное распространение посредством нового изобретения - книгопечатанья - гуманистических идей и знаний о мире, способствовали появлению и формированию человека нового типа. Этот человек, просвещенный гуманист, становится не только одним из главных заказчиков искусства, но и объектом изображения: в этот период жанр портрета переживает небывалый подъем. Торговля способствовала не только росту капитала (и как следствие - появлению крупных художественных коллекций), но и распространению новых художественных тенденций, обмену опытом. Полным ходом идет процесс взаимопроникновения культур; нидерландская живопись оказала значительное влияние на искусство итальянского Возрождения. В свою очередь, и итальянская живопись во многом определила облик искусства Северного Возрождения.
|
Глава I
Живопсь Эпохи Возрождения. Период до появления Северного Возрождения[1]
Искусство Возрождения, или Ренессанса, зародилось Италии. Но, начиная разговор об этой великой эпохе, обратим- ВяКее истокам — Предвозрождению, или Проторенессансу, подловившему почву для изменения всей художественной системы в Западной Европе.
П роторенессанс
Расцвет искусства Проторенессанса пришелся на XIII — начало XV в., однако первые его веяния появились в Италии еще в XII и даже в XI в. Предвозрождение — переходный по характеру период, когда появились ранние признаки изменения мироощущения.
Значительную роль в становлении Проторенессанса именно вИталии сыграл подъем свободных городов. В XII—XIII вв., когда Византия и арабские государства были оттеснены от торговых путей в результате крестовых походов, их место заняли Генуя, Венеция и Пиза, ставшие посредниками в торговых операциях между Востоком и Западной Европой. Бурно развивалось ремесленное производство во Флоренции, Сиене, Милане, Болонье. Огромные средства вкладывались в торговлю и промышленность. Купцы и ремесленники создали свои цехи и захватили власть во многих итальянских городах, оттеснив на задний план феодальную знать. Италия, вступившая на путь капиталистического развития, оставила далеко позади другие европейские государства, в которых бюргерство так и не вышло за рамки муниципальных (местных) привилегий.
Падение феодальной системы и появление новых общественных отношений привели к изменению в мировоззрении общества и в культуре. Возникновение ренессансных предпосылок стало возможным еще и потому, что Италия, в отличие от таких централизованных монархических государств, как Испания и Франция, оставалась раздробленной.
|
Искусству Проторенессанса присущ интерес к человеку как к личности, способной мыслить, чувствовать и страдать. Отсюда и обращение художников этого времени к наследию античного искусства. Но, несмотря на появление новых идеалов, католическая церковь по-прежнему оказывает значительное влияние на культуру. Поэтому новые художественные веяния в искусстве Дученто (итальянское название XIII в. и периода, положившего начало Проторенессансу) отражаются чаще всего в религиозных сюжетах.
Культуре Дученто свойственна неравномерность появления новых тенденций в различных видах искусств. Раньше всего (в середине XIII в.) идеалы Проторенессанса проявились в скульптуре, основоположником которой стал Никколо Пизано.
В итальянской литературе взошла звезда великого Данте, в архитектуре — зодчего Арнольфо ди Камбио.
Основоположником живописи Проторенессанса считается Пьетро Каваллини, работавший в конце XIII — начале XIV в. Обращаясь к искусству античности, он старался в своих религиозных композициях передать не абстрактный идеал, а живое и яркое впечатление от окружающего художника реального мира. Его Христос во фреске «Страшный суд» — уже не бесплотный символ, а живой, мужественный человек, полный внутреннего достоинства. Еще дальше в своих исканиях шагнул Джотто, чье творчество подготовило почву для возникновения живописи Возрождения.
Раннее Возрождение
Эпоха Возрождения внесла большие изменения в искусство живописи. Художники овладели умением тонко передавать свет и тень, пространство, естественными стали позы и жесты их персонажей. С большим мастерством изображали они на своих картинах сложные человеческие чувства.
Самым первым значительным живописцем эпохи Раннего Возрождения стал Мазаччо. Хотя художник прожил всего 28 лет, он успел оставить значительный вклад не только в живопись эпохи Возрождения, но и во всё мировое искусство.
Венецианская живопись
Особое место в искусстве Кватроченто принадлежит Венеции. Удивительный город, расположенный на ста восемнадцати островах, отделенных друг от друга ста шестьюдесятью каналами, был в ту эпоху городом-государством. Венеция, республика купцов, торгующая с Египтом, Грецией, Турцией, Сирией, Багдадом, Индией, Аравией, Северной Африкой, Германией и Фландрией, была открыта для проникновения других культур.
Венецианская живопись призвана была запечатлеть всю красоту, богатство и великолепие этого великого города. Своего расцвета она достигла во второй половине XV в. Произведения венецианских мастеров, красочные и празднично-декоративные, украшали храмы, дворцы, помещения различных общественных заведений, восхищая правителей и простых граждан.
Ярким примером венецианской живописи является творчество Витторе Карпаччо. Его простодушные повествовательные композиции поэтично представляют Венецию во время торжественных церемоний («Прием послов»). Художник изображает и повседневную жизнь родного города; он пишет сцены из Священной истории, трактуя их с точки зрения современности. Таковы его «Житие св. Урсулы» (1490-е), «Сцены из жизни Марии», «Житие св. Стефана» (1511 — 1520).
Высокое Возрождение
Эпоха Высокого Возрождения (конец XV — первая четверть XVI в.) — время совершенства и свободы. Как и другие виды искусства этой эпохи, живопись отмечена глубокой верой в человека, в его творческие силы и мощь его разума. В картинах мастеров Высокого Возрождения царят идеалы красоты, гуманизма и гармонии, человек в них — основа мироздания.
Живописцы этого времени с легкостью используют все средства изображения: колорит, обогащенный воздухом, светом и тенью, и рисунок, свободный и острый; они прекрасно владеют перспективой и объемами. Дышат и движутся люди на полотнах художников, глубоко эмоциональными кажутся их чувства и переживания.
Эта эпоха дала миру четырех гениев — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана. В их живописи черты Высокого Возрождения — идеальность и гармония, соединившись с глубиной и жизненностью образов, — проявились наиболее ярко.
Позднее Возрождение
Во второй половине XVI в. в общественной и культурной жизни Италии произошли значительные изменения. Усиление феодальной реакции и наступление церкви на проявление гуманизма во всех сферах жизни привело к тому, что в итальянском искусстве наметился кризис.
К этому времени лишь Венеция оставалась республикой, хотя и она уже не была сильной и мощной державой, как прежде. Но даже утратив свое былое политическое значение, Венеция осталась в Италии последним центром гуманистических идеалов.
В Венеции в эти годы работали такие замечательные живописцы как Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто.
Маньеризм
С середины XVI в. искусство в Италии переживало кризис. Большинство художников, писавших в это время, в своих картинах старались не столько следовать природе, сколько подражать манере знаменитых мастеров Возрождения. Отсюда и название этого направления в искусстве — маньеризм.
Маньеристы следовали искусству великих художников лишь внешне. На самом деле они разрушали ту гармонию, которая была свойственна работам известных живописцев Возрождения. В полотнах маньеристов отразилось их восприятие мира как трагического и противоречивого. Человек в произведениях этих художников — существо беззащитное, полностью зависящее от воли рока.
Картины маньеристов отличаются сложностью образов, резкими светотеневыми и цветовыми контрастами, подчеркнутой выразительностью контуров. Пропорции человеческих фигур вытянуты, позы кажутся сложными и неестественными.
Самыми известными представителями маньеризма являются Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, а также уже упоминаемый нами живописец, архитектор и историк искусства Дж. Вазари.
Глава II
Северное Возрождение
Характерные особенности и отличие от Итальянского Возрождения
Северное Возрождение
Этот термин достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянским Возрождением, но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл — возрождение традиций античной культуры, то в других странах, в сущности, ничего не «возрождалось».[2]В отличие от Италии, Возрождение пришло во Францию, Германию и Нидерланды позднее. Средневековые традиции неохотно уступали место новому, поэтому в искусстве Северного Возрождения, ограниченного рамками первой трети XV—XVI в., мистическое мироощущение и готический стиль соединились с классицистическими тенденциями нового времени.
Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви — Реформация, переросшая в Германии в грандиозную Крестьянскую войну, революция в Нидерландах, драматический накал на исходе Столетней войны Франции и Англии, кровавые распри католиков и гугенотов во Франции. Казалось бы, климат эпохи мало благоприятствовал становлению ясных и величавых форм Высокого Ренессанса в искусстве. И действительно: готическая напряженность и лихорадочность в Северном Возрождении не исчезают. Но, с другой стороны, распространяется гуманистическая образованность и усиливается притягательность итальянского искусства. Сплав итальянских влияний с самобытными готическими традициями составляет своеобразие стиля Северного Возрождения.[3]