Характерные особенности и отличие от Итальянского Возрождения




Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

 

 

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ДИЗАЙНА

И МЕДИА-КОММУНИКАЦИЙ

 

 

Курсовая работа студента I курса группы 1-СД-51«с»

Некрасова Ирина Дмитриевна

 

 

ТЕМА:

«Живопись Северного Возрождения»

 

Руководитель – Махо П.Г

 

 

Санкт-Петербург

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………4
I глава………………………………………….………………………………5

Эпоха Возрождения. Период до появления Северного Возрождения
II глава………………………………………………..………………………10

Северное Возрождение.

2.1.Характерные особенности и отличие от Итальянского Возрождения…………………………………………………………………10

2.2.Живопись в эпоху Северного Возрождения………………….………..11

-Возрождение в Нидерландах

-Возрождение в Германии

-Возрождение во Франции
III глава……………………………………………………………….………19

Имена великих художников эпохи Северного Возрождения

Список использованной литературы……………….…………………..…..27

Приложение 1…………………………………………………………...……28

Приложение 2………………………………………………...………………29

Приложение 3………………………………………………………………...30

 

 

Введение

В средние века в Европе происходили бурные перемены в экономической, общественной и религиозной сферах жизни, что не могло не повлечь за собой перемен в искусстве. Во всякое время перемен человек пытается заново переосмыслить окружающий мир, идет мучительный процесс «переоценки всех ценностей».

Эти искания прежде всего и выразительнее всего проявляются в творчестве людей искусства, которые, как тончайшие камертоны, входят в резонанс с зыбким окружающим миром и вплетают симфонию чувств в свои произведения.

Северное Возрождение - художественный феномен, получивший развитие в XV-XVI веках в европейских странах севернее Италии - Нидерландах, Германии, Франции, Испании. Живопись Северного Возрождения зарождалась и развивалась на фоне бурных и драматических событий эпохи. Религиозные войны, Реформация (в Германии переросшая в Крестьянскую войну), революция в Нидерландах, Реконкиста в Испании, драматические события Столетней войны между Францией и Англией не могли не сказаться на характере искусства этих стран. В то же время, рост городов и развитие торговли и ремесел, а также стремительное распространение посредством нового изобретения - книгопечатанья - гуманистических идей и знаний о мире, способствовали появлению и формированию человека нового типа. Этот человек, просвещенный гуманист, становится не только одним из главных заказчиков искусства, но и объектом изображения: в этот период жанр портрета переживает небывалый подъем. Торговля способствовала не только росту капитала (и как следствие - появлению крупных художественных коллекций), но и распространению новых художественных тенденций, обмену опытом. Полным ходом идет процесс взаимопроникновения культур; нидерландская живопись оказала значительное влияние на искусство итальянского Возрождения. В свою очередь, и итальянская живопись во многом определила облик искусства Северного Возрождения.

Глава I

Живопсь Эпохи Возрождения. Период до появления Северного Возрождения[1]

Искусство Возрождения, или Ренессанса, зародилось Италии. Но, начиная разговор об этой великой эпохе, обратим- ВяКее истокам — Предвозрождению, или Проторенессансу, под­ловившему почву для изменения всей художественной системы в Западной Европе.

П роторенессанс

Расцвет искусства Проторенессанса пришелся на XIII — на­чало XV в., однако первые его веяния появились в Италии еще в XII и даже в XI в. Предвозрождение — переходный по харак­теру период, когда появились ранние признаки изменения миро­ощущения.

Значительную роль в становлении Проторенессанса именно вИталии сыграл подъем свободных городов. В XII—XIII вв., ког­да Византия и арабские государства были оттеснены от торговых путей в результате крестовых походов, их место заняли Генуя, Венеция и Пиза, ставшие посредниками в торговых операциях между Востоком и Западной Европой. Бурно развивалось ремес­ленное производство во Флоренции, Сиене, Милане, Болонье. Ог­ромные средства вкладывались в торговлю и промышленность. Купцы и ремесленники создали свои цехи и захватили власть во многих итальянских городах, оттеснив на задний план феодальную знать. Италия, вступившая на путь капиталистического развития, оставила далеко позади другие европейские государства, в кото­рых бюргерство так и не вышло за рамки муниципальных (мест­ных) привилегий.

Падение феодальной системы и появление новых обществен­ных отношений привели к изменению в мировоззрении общества и в культуре. Возникновение ренессансных предпосылок стало возможным еще и потому, что Италия, в отличие от таких цент­рализованных монархических государств, как Испания и Франция, оставалась раздробленной.

Искусству Проторенессанса присущ интерес к человеку как к личности, способной мыслить, чувствовать и страдать. Отсюда и обращение художников этого времени к наследию античного искусства. Но, несмотря на появление новых идеалов, католическая церковь по-прежнему оказывает значительное влияние на культуру. Поэтому новые художественные веяния в искусстве Дученто (итальянское название XIII в. и периода, положившего начало Проторенессансу) отражаются чаще всего в религиозных сюжетах.

Культуре Дученто свойственна неравномерность появления новых тенденций в различных видах искусств. Раньше всего (в середине XIII в.) идеалы Проторенессанса проявились в скульптуре, основоположником которой стал Никколо Пизано.

В итальянской литературе взошла звезда великого Данте, в архитектуре — зодчего Арнольфо ди Камбио.

Основоположником живописи Проторенессанса считается Пьет­ро Каваллини, работавший в конце XIII — начале XIV в. Обращаясь к искусству античности, он старался в своих религиозных композициях передать не абстрактный идеал, а живое и яркое впечатление от окружающего художника реального мира. Его Христос во фреске «Страшный суд» — уже не бесплотный символ, а живой, мужественный человек, полный внутреннего достоинства. Еще дальше в своих исканиях шагнул Джотто, чье творчество подготовило почву для возникновения живописи Возрождения.

 

Раннее Возрождение

Эпоха Возрождения внесла большие изменения в искусство живописи. Художники овладели умением тонко передавать свет и тень, пространство, естественными стали позы и жесты их пер­сонажей. С большим мастерством изображали они на своих кар­тинах сложные человеческие чувства.

 
В живописи Раннего Возрождения, или Кватроченто (XV в.), обычно звучат мажорные ноты; ее отличают чистые цвета, персо­нажи выстроены в ряд и очерчены темными контурами, отделяю­щими их от фона и светлых дальних планов. Очень подробно и тщательно выписаны все детали. Хотя живопись Кватроченто еще не столь совершенна, как искусство Высокого и Позднего Возрож­дения, она до глубины души трогает зрителя своей чистотой и искренностью.

Самым первым значительным живописцем эпохи Раннего Воз­рождения стал Мазаччо. Хотя художник прожил всего 28 лет, он успел оставить значительный вклад не только в живопись эпохи Возрождения, но и во всё мировое искусство.

 

Венецианская живопись

Особое место в искусстве Кватроченто принадлежит Венеции. Удивительный город, расположенный на ста восемнадцати остро­вах, отделенных друг от друга ста шестьюдесятью каналами, был в ту эпоху городом-государством. Венеция, республика купцов, торгующая с Египтом, Грецией, Турцией, Сирией, Багдадом, Ин­дией, Аравией, Северной Африкой, Германией и Фландрией, была открыта для проникновения других культур.

Венецианская живопись призвана была запечатлеть всю кра­соту, богатство и великолепие этого великого города. Своего рас­цвета она достигла во второй половине XV в. Произведения вене­цианских мастеров, красочные и празднично-декоративные, укра­шали храмы, дворцы, помещения различных общественных заведений, восхищая правителей и простых граждан.

Ярким примером венецианской живописи является творче­ство Витторе Карпаччо. Его простодушные повествовательные композиции поэтично представляют Венецию во время торже­ственных церемоний («Прием послов»). Художник изображает и повседневную жизнь родного города; он пишет сцены из Свя­щенной истории, трактуя их с точки зрения современности. Таковы его «Житие св. Урсулы» (1490-е), «Сцены из жизни Марии», «Житие св. Стефана» (1511 — 1520).

Высокое Возрождение

Эпоха Высокого Возрождения (конец XV — первая четверть XVI в.) — время совершенства и свободы. Как и другие виды ис­кусства этой эпохи, живопись отмечена глубокой верой в чело­века, в его творческие силы и мощь его разума. В картинах мас­теров Высокого Возрождения царят идеалы красоты, гуманизма и гармонии, человек в них — основа мироздания.

Живописцы этого времени с легкостью используют все сред­ства изображения: колорит, обогащенный воздухом, светом и те­нью, и рисунок, свободный и острый; они прекрасно владеют пер­спективой и объемами. Дышат и движутся люди на полотнах ху­дожников, глубоко эмоциональными кажутся их чувства и переживания.

Эта эпоха дала миру четырех гениев — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана. В их живописи черты Высо­кого Возрождения — идеальность и гармония, соединившись с глубиной и жизненностью образов, — проявились наиболее ярко.

Позднее Возрождение

Во второй половине XVI в. в общественной и культурной жизни Италии произошли значительные изменения. Усиление феодальной реакции и наступление церкви на проявление гуманизма во всех сферах жизни привело к тому, что в итальянском искусстве наметился кризис.

К этому времени лишь Венеция оставалась республикой, хотя и она уже не была сильной и мощной державой, как прежде. Но даже утратив свое былое политическое значение, Венеция осталась в Италии последним центром гуманистических идеалов.

В Венеции в эти годы работали такие замечательные живописцы как Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто.

 

Маньеризм

С середины XVI в. искусство в Италии переживало кризис. Большинство художников, писавших в это время, в своих картинах старались не столько следовать природе, сколько подражать манере знаменитых мастеров Возрождения. Отсюда и название это­го направления в искусстве — маньеризм.

Маньеристы следовали искусству великих художников лишь внешне. На самом деле они разрушали ту гармонию, которая была свойственна работам известных живописцев Возрождения. В полотнах маньеристов отразилось их восприятие мира как тра­гического и противоречивого. Человек в произведениях этих ху­дожников — существо беззащитное, полностью зависящее от воли рока.

Картины маньеристов отличаются сложностью образов, резки­ми светотеневыми и цветовыми контрастами, подчеркнутой выра­зительностью контуров. Пропорции человеческих фигур вытянуты, позы кажутся сложными и неестественными.

Самыми известными представителями маньеризма являются Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, а также уже упо­минаемый нами живописец, архитектор и историк искусства Дж. Вазари.

 

Глава II

Северное Возрождение

Характерные особенности и отличие от Итальянского Возрождения

 

Северное Возрождение

Этот термин достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальян­ским Возрождением, но если в Ита­лии он имел прямой первоначаль­ный смысл — возрождение тради­ций античной культуры, то в других странах, в сущности, ничего не «воз­рождалось».[2]В отличие от Италии, Возрождение пришло во Францию, Гер­манию и Нидерланды позднее. Средневековые традиции неохотно уступали место новому, поэтому в искусстве Северного Возрожде­ния, ограниченного рамками первой трети XV—XVI в., мистическое мироощущение и готический стиль соединились с классицистичес­кими тенденциями нового времени.

Повсемест­ные религиозные войны, борьба с господством католической церк­ви — Реформация, переросшая в Германии в грандиозную Кресть­янскую войну, революция в Нидер­ландах, драматический накал на исходе Столетней войны Франции и Англии, кровавые распри като­ликов и гугенотов во Франции. Ка­залось бы, климат эпохи мало бла­гоприятствовал становлению ясных и величавых форм Высокого Ре­нессанса в искусстве. И действи­тельно: готическая напряженность и лихорадочность в Северном Воз­рождении не исчезают. Но, с дру­гой стороны, распространяется гу­манистическая образованность и уси­ливается притягательность италь­янского искусства. Сплав итальян­ских влияний с самобытными готи­ческими традициями составляет своеобразие стиля Северного Воз­рождения.[3]

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!