- Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.
[л] – руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;
[р] – руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;
[б] - [п] – хлопки в ладоши;
[д] - [т] – попеременное постукивание кулаком по ладоням;
[г] - [к] – щелчки;
[з] - [с] – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;
[в] - [ф] – отталкивающие движения руками;
[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.
- Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?
Ж
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
Ж Ж Ж Ж Ж
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
БАЦ!
Ж Ж Ж Ж
Ж…Ж…
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
БАЦ! БАЦ!
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
ТОП.
Ж Ж Ж Ж
ТОП – ТОП.
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
ШЛЁП!!! ШМЯК.
И СТАЛО ТИХО.
Приложение 3
Скороговорки (из сборника скороговорок,https://littlehuman.ru/393/)
- Как известно бобры добры,
Добротою бобры полны,
Если хочешь себе добра,
Надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр,
Значит сам ты в душе бобр!
- Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
- У крошки матрешки пропали сережки,
Сережки Сережка нашёл на дорожке.
- Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.
- Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!
Список литературы:
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». https://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
Список рекомендованной литературы:
1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.
3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
4. Как развивать речь с помощью скороговорок? https://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
6. Сборник детских скороговорок. https://littlehuman.ru/393/
Согласовано заместитель директора по УВР Чайковская Н. В. «___» __________2011 г. | Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от «29» августа 2011 г. | Утверждаю Директор МАОУ СОШ №41 города Тюмени ______________О. В. Живодёрова |
РАБОЧАЯ Программа
Курса
«Умники и умницы»
Научно-познавательное направление
Класс
Учебный год
Составитель
Чайковская Н. В.,
Заместитель директора по УВР,
Учитель высшей категории
Тюмень 2011
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной) с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 34 часа (1час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с базисным образовательным планом 2008года.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Для проведения занятий для каждого класса (с 1-го по 4-й) разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления ихматематического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
Остановимся подробнее на заданиях, включенных в рабочие тетради. В процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.