Класс
Учебный год
Составитель
Чайковская Н. В.,
Заместитель директора по УВР,
Учитель высшей категории
Тюмень 2011
Пояснительная записка.
Программа факультативного курса «Я - гражданин России» составлена на основе курса Н.Я.Чутко «Я – гражданин России». Программа Чутко рассчитана на два года обучения (3-4 класс). Считаю, что необходимо этот курс вести с первого класса. В первом и втором классе предполагается вести работу по девяти направлениям::«Я и семья», «Я и природа», «Я и Отечество», «Я и здоровый образ жизни», «Я и искусство», «Я и труд», «Я и школа», «Я хочу всё знать», «Я и моя малая родина».
Своеобразие и определённая сложность проблематики курса «Окружающий мир» обосновывает создание факультативных курсов. В частности, факультативного курса «Я - гражданин России», цель которого состоит в расширении общественно значимых знаний ребёнка о самом себе с дополнением знаний по истории – о нашем далёком и недавнем прошлом, о социальном начале человека. О его становлении и развитии с опорой на опыт и уроки прошлого.
В основу программы положена нравственная концепция «Гражданин»:
Я, гражданин России, - патриот, которому небезразлична судьба страны, в которой живу.
Я, гражданин России, - труженик в учебном кабинете школы, в кружке, в творческом коллективе.
Я, гражданин России, - достойный человек, духовно богатый, воспитанный, культурный, добрый.
Я, гражданин России, - значит, образованный, просвещенный человек, хорошо знающий историю своего Отечества, культуру, традиции.
Я, гражданин России, - защитник своей чести, достоинства, родных, слабого, природы, которая меня окружает, и, конечно, своего Отечества.
|
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно – нравственного и правового долга.
Главное в программе «Я – гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно- исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа факультатива рассчитана для учащихся с 1 по 4 класс. На работу клуба отводится один час в неделю, всего за четыре года – 135 часов.
Цель и задачи программы.
Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России..
Задачи:
1. Воспитывать в детях:
чувство самоуважения, уважение к членам своей семьи
эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде.
|
любви к Родине, своему городу, краю, родному дому.
в детях потребность в здоровом образе жизни.
2. Прививать чувства прекрасного на примерах музыки и живописи.
3. Знакомить учащихся с прошлым и настоящим своей малой родины.
4. Развивать творческие способности младших школьников.
Виды деятельности:
предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную деятельности, трудовая
Формы:
Экскурсии в музеи, встречи с интересными людьми, беседы, конференции, исследовательская работа, диспут, групповая работа, игры, конкурсы, выставки плакатов, родительские собрания совместно с детьми.
Предполагаемые результаты:
Ø высокий уровень самосознания;
Ø самодисциплина;
Ø понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Ø сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
Ø сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
Ø сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Ø умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Ø Осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик – ученики», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
|
Ø убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Ø учащиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как её сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранением мира на Земле.
Содержание.
Первый год обучения
(33 часа, из расчёта 1 час в неделю).
Я и школа. (3 часа)Знакомство с режимом работы школы. Правила поведения в школе на переменах, уроках, подготовка рабочего места. Правила поведения в столовой, на спортивной площадке, на лестнице. Общение со сверстниками, уважение друг к другу. Правила обращения к учителю. Права и обязанности школьника младших классов. Школьные друзья. Кого называют друзьями.
Я и здоровый образ жизни. (3 часа)Режим дня первоклассника. Гигиена школьника, правила личной гигиены. Правила здорового питания, полезные продукты. Правила поведения на дорогах и улицах, на игровых площадках.
Я и семья. (3 часа)Что такое семья. Взаимоотношения в семье. Уважение старших. Обязанности в семье. Как я помогаю маме.
Я и моя малая Родина. (4 часа) Город, в котором я живу. Улицы родного города, улица, на которой находится школа. Памятники родного города. Достопримечательности.
Я и природа. (4 часа)Почему надо бережно относиться к природе. Как человек относится к природе. О братьях наших меньших. Сезонные изменения в природе. Составление загадок о природе и явлениях.
Я и Отечество. (4 часа)Что такое отечество. Страна, в которой я живу. Символы государства. Кто управляет государством и для чего это нужно.
Я и искусство. (4 часа)Знакомство с произведениями известных русских художников и композиторов.
Я и труд. (4 часа)Для чего люди трудятся. Трудится ли ученик учась в школе. Мои обязанности в школе и дома.
Я хочу всё знать. (4 часа)«Я и Закон» Знакомство детей с законами государства. Законопослушные граждане – хорошо или плохо. Законы для детей и родителей. Что такое выборы и для чего они нужны.
В конце первого года: дети должны усвоить правила поведения в школе,понимать значение слов «гражданин», «Отечество», «Родина», «Символы государства», получить представление о законах РФ. Стараться быть заботливыми и внимательными по отношению к окружающим людям.
Второй год обучения
(34 часа, из расчёта 1 час в неделю).
«Я и семья» (4 часа) Для чего семья нужна каждому человеку. Семья – ячейка общества. Почему не у всех детей есть семья. Как отдыхают члены семьи в выходной день.
«Я и природа» (4 часа)Культура поведения в природе. Значение всего живого для человека. Заповедная природа. Заповедники – что это такое и для чего они нужны.
«Я и Отечество» (4 часа)Отечество. Что я могу сделать для своей Родины сейчас. Россия – многонациональное государство. Толерантность что это такое.
«Я и здоровый образ жизни» (4 часа)Здоровье, как сохранить его. Здоровые граждане – сильное государство. Как уберечь своё здоровье. Закаливание и прогулки на свежем воздухе. Для чего нужно заниматься спортом.
«Я и искусство» (4 часа)Что такое искусство. Литература народов России: сказки, пословицы, мифы… Знакомство с картинами известных художников и музыкальными произведениями.
«Я и труд» (4 часа)Труд моих родителей. Профессии родителей, бабушек, дедушек. Обязательно ли нужно трудиться. Должна ли профессия нравиться человеку.
«Я и друзья» (3 часа)Сколько у человека может быть друзей. Сколько может продлиться дружба. Какого друга называют верным, что такое верность. Правила вежливого общения. Важно ли при общении следить за мимикой и жестами.
«Я хочу всё знать» (3 часа) представление о вере, духовности, религиозной жизни человека.
«Я и закон» (4 часа)Основной закон РФ – «Конституция». Кто придумывает законы и для чего. Кто такие депутаты, как ими становятся.
В конце второго года: формируется мотивация к активному и ответственному участию в жизни класса, понимание нравственных устоев семьи, как взаимопомощь, уважение к родителям и старшим, забота о младших и старших. Принятие личностью национальных ценностей, национальных духовных традиций.
Третий год обучения
(34 часа, из расчёта 1 час в неделю).
«Я живу в России» (8 часов) Современная карта России. Москва – столица России. Россия – многонациональное государство. Народы России (расы, языки, религия, разность традиций, обычаев – на отдельных примерах). наши праздники (общероссийские, национальные, региональные – на отдельных примерах). Права и обязанности граждан России, ребёнка – младшего школьника (на отдельных примерах).
«Без прошлого нет настоящего и будущего» (8 часов) Человек – самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления.
«Как далёкая Россия становится близкой» (7 часов) Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Топонимика. Имена и фамилии. письменность. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта).
«Россия и мир» (10 часов) Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля – наш общий дом. «Чудеса света» (искусство, наука, культура – на примере России и ряда других стран). Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.
Заключение (1 час).
В конце третьего года обучающиеся должны владеть общеучебными умениями (наблюдения, слушания, чтения; классификации и обобщения; самопроверки и самоконтроля; логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов. Знать значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин страны, гражданин мира; родина, столица, народы России, международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности. Уметь использовать источники изучения прошлого для приобретения первоначальных историко-краеведческих знаний; ориентироваться в периодах нашей истории, в конкретных датах; пользоваться картой, рассказывать о родной стране, различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).
Четвёртый год обучения
(34 часа, из расчёта 1 час в неделю).
Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? (1 час)
Древняя Русь (7 часов) Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси, Киевская Русь, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы, Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (в отдельных примерах). Монголо-татарское нашествие. Борьба против Монголо-татар. Новгородская Русь и александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Московское государство (6 часов) Первый русский царь Иван Грозный. расширение границ государства. Жизнь и быт людей. Первопечатник Иван Фёдоров. «Смутные времена». Защита отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке.
Российская империя (5 часов) Пётр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Новая столица России. Полтавская битва. Послепетровская Россия. Екатерина II. М. Ломоносов. А. Суворов. Культура России.
Х1Х век России (5 часов) Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. Кутузов, Николай 1 и декабристы. Российская империя во второй половине Х1Х века. Отмена крепостного права. Жизнь и быт. Культура России.
ХХ – ХХ1 век. История и современность. (9 часов) Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла. Послевоенное становление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. Культура России. Новая Россия – государственное устройство (Российская Федерация, президент, правительство, Федеральное собрание). Государственные символы (герб, гимн, флаг).
Заключение (1 час)
В конце четвёртого года обучения обучающиеся должны владеть общеучебными умениями (наблюдения, слушания, чтения; классификации и обобщения; самопроверки и самоконтроля; логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов. Знать значения ключевых слов: государство, гражданин России, гражданин мира. Государственные символы. Искусство, культура. Знание поворотных моментов в истории государства и наиболее значимых событий материальной и духовной культуры страны. Уметь использовать источники изучения прошлого для приобретения первоначальных историко-краеведческих знаний; ориентироваться в периодах нашей истории, в конкретных датах; пользоваться картой, рассказывать о родной стране, различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).
Согласовано заместитель директора по УВР Чайковская Н. В. «___» __________ 2011 г. | Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от «29» августа 2011 г. | Утверждаю директор МАОУ СОШ №41 города Тюмени _______________О. В. Живодёрова |
РАБОЧАЯ Программа
Курса
«РИТМИКА»