Патопсихологический эксперимент




= искусственное создание условий, выявляющее особенности психической деятельности человека в ее патологии

- типы (Фрайсе):

1. спровацированный

= экспериментатор воздействует на независимую переменную и наблюдает вызванные его вмешательством результаты

- один контролируемый фактор

2. эксперимент, на который ссылаются

= изменения независимой переменной происходят вне связи с деятельностью экспериментатора

- совокупность неотслеживамых факторов

- роль специальной нагрузки принадлежит экспериментальным нагрузкам, выполнение которых требует актуализации умственных операций, обычно используемых человеком в своей жизни

- требования к эксперименту:

1. моделирование обычной деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении

- обследование = достаточно адекватная модель психической деятельности

- ситуация = отрезок реальной жизни = взаимная деятельность экспериментатора и испытуемого

- построение не может быть жестким

2. принцип количественного анализа

= исследование количественных характеристик отдельных психических процессов, установление степени количественного отклонения т его нормального стандарта

3. направленность на качественный анализ психических проявлений

- направлен не на исследование и измерение отдельных процессов, а на исследование человека, совершающего реальную деятельность

- направлен на качественный анализ различных форм распада психики, раскрытие механизмов нарушенной деятельности и на возможности ее восстановления

4. выявление структуры измененных и сохранных форм психической деятельности

- построение обследования должно давать возможность учитывать поиски решения самого больного, а психологу вмешаться в стратегию исследования, чтобы выявить, принимает ли больной помощь экспериментатора, умеет ли ей воспользоваться

5. точность и объективность результатов, полученных в процессе обследования

- обеспечивается тщательной регистрацией данных и проверкой их в повторных опытах а также при исследовании другими методами

- только сопоставление результатов различных методов позволяет достаточно объективно судит о характере, глубине, качестве и динамике нарушений психики больного

6. строгое соблюдение деонтологичских (= учение о морали и нравственности) и этических норм

7. методологические принципы

= принципы, лежащие в основе методических приемов, направленных на изучение особенностей личности больного

- комплекс методик должен быть адекватен изучаемому психическому процессу и тем вопросам, которые ставит психиатр перед патопсихологом

- объем методик не должен быть слишком мал (применяемые методики могут оказаться нечувствительными к какому-либо психическому нарушению) и не слишком велик (чтобы не дублировать результаты и не перегружать больного)

- учитывать порядок предъявления методик (сначала несложные, непроективные)

- порядок проведения эксперимента

1. подготовительный этап

= сбор сведений о больном

- знакомство с медицинской документацией, беседа с лечащим врачом

- знание анамнеза, психического статуса дает возможность сформулировать задачи эксперимента, продумать его ход, подобрать методики

- беседа

1. разговор с больным без эксперимента

2. беседа во время эксперимента

+ наблюдение за поведением больного не должно носить навязчивый характер, быть незаметным для больного

- итог – стратегия последующих исследований в соответствии с особенностями испытуемого и поставленными диагностическими задачами

- проведение эксперимента

- после установления контакта

- предъявление комплекса методик в заранее установленной последовательности

- инструкция должна быть в доходчивой форме с четко сформулированными задачами

- нельзя работать с больным свыше полутора-двух часов: он утомляется, восприятие ухудшается, результаты искажаются

- полное обследование делится на 2 дня

- эксперимент следует планировать в утренние часы наедине с больным/в присутствии ассистента

- по окончании проводится беседа

- обработка и анализ экспериментальных данных = анализ и сопоставления и ошибки по разным методикам

- качественный анализ сопоставления с клинической картиной заболевания

- этап позволяет изменить ход последующего эксперимента, включить в него новые методические приемы

- заключение

- строится на основании всех полученных данных (тестовых и нетестовых)

- 2 экземпляра – для лечащего врача и архива психолога

- не должно дублировать психический статус больного

- дополняет клиническое описание сведениями, которые нельзя получить не проводя эксперимента

- должно соответствовать потребностям заказчика

- в конце суммируются наиболее важные данные

- психолог не ставит диагноз



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: