= искусственное создание условий, выявляющее особенности психической деятельности человека в ее патологии
- типы (Фрайсе):
1. спровацированный
= экспериментатор воздействует на независимую переменную и наблюдает вызванные его вмешательством результаты
- один контролируемый фактор
2. эксперимент, на который ссылаются
= изменения независимой переменной происходят вне связи с деятельностью экспериментатора
- совокупность неотслеживамых факторов
- роль специальной нагрузки принадлежит экспериментальным нагрузкам, выполнение которых требует актуализации умственных операций, обычно используемых человеком в своей жизни
- требования к эксперименту:
1. моделирование обычной деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении
- обследование = достаточно адекватная модель психической деятельности
- ситуация = отрезок реальной жизни = взаимная деятельность экспериментатора и испытуемого
- построение не может быть жестким
2. принцип количественного анализа
= исследование количественных характеристик отдельных психических процессов, установление степени количественного отклонения т его нормального стандарта
3. направленность на качественный анализ психических проявлений
- направлен не на исследование и измерение отдельных процессов, а на исследование человека, совершающего реальную деятельность
- направлен на качественный анализ различных форм распада психики, раскрытие механизмов нарушенной деятельности и на возможности ее восстановления
4. выявление структуры измененных и сохранных форм психической деятельности
- построение обследования должно давать возможность учитывать поиски решения самого больного, а психологу вмешаться в стратегию исследования, чтобы выявить, принимает ли больной помощь экспериментатора, умеет ли ей воспользоваться
|
5. точность и объективность результатов, полученных в процессе обследования
- обеспечивается тщательной регистрацией данных и проверкой их в повторных опытах а также при исследовании другими методами
- только сопоставление результатов различных методов позволяет достаточно объективно судит о характере, глубине, качестве и динамике нарушений психики больного
6. строгое соблюдение деонтологичских (= учение о морали и нравственности) и этических норм
7. методологические принципы
= принципы, лежащие в основе методических приемов, направленных на изучение особенностей личности больного
- комплекс методик должен быть адекватен изучаемому психическому процессу и тем вопросам, которые ставит психиатр перед патопсихологом
- объем методик не должен быть слишком мал (применяемые методики могут оказаться нечувствительными к какому-либо психическому нарушению) и не слишком велик (чтобы не дублировать результаты и не перегружать больного)
- учитывать порядок предъявления методик (сначала несложные, непроективные)
- порядок проведения эксперимента
1. подготовительный этап
= сбор сведений о больном
- знакомство с медицинской документацией, беседа с лечащим врачом
- знание анамнеза, психического статуса дает возможность сформулировать задачи эксперимента, продумать его ход, подобрать методики
- беседа
1. разговор с больным без эксперимента
2. беседа во время эксперимента
|
+ наблюдение за поведением больного не должно носить навязчивый характер, быть незаметным для больного
- итог – стратегия последующих исследований в соответствии с особенностями испытуемого и поставленными диагностическими задачами
- проведение эксперимента
- после установления контакта
- предъявление комплекса методик в заранее установленной последовательности
- инструкция должна быть в доходчивой форме с четко сформулированными задачами
- нельзя работать с больным свыше полутора-двух часов: он утомляется, восприятие ухудшается, результаты искажаются
- полное обследование делится на 2 дня
- эксперимент следует планировать в утренние часы наедине с больным/в присутствии ассистента
- по окончании проводится беседа
- обработка и анализ экспериментальных данных = анализ и сопоставления и ошибки по разным методикам
- качественный анализ сопоставления с клинической картиной заболевания
- этап позволяет изменить ход последующего эксперимента, включить в него новые методические приемы
- заключение
- строится на основании всех полученных данных (тестовых и нетестовых)
- 2 экземпляра – для лечащего врача и архива психолога
- не должно дублировать психический статус больного
- дополняет клиническое описание сведениями, которые нельзя получить не проводя эксперимента
- должно соответствовать потребностям заказчика
- в конце суммируются наиболее важные данные
- психолог не ставит диагноз