- основная форма деятельности патопсихолога – патопсихологическое исследование
- инструмент – психологические методики, позволяющие выявить характер и структуру психических изменений, а также степень нарушения и сохранности психических функций
- патопсихологические экспериментальные задания подбираются для решения практических задач клиники:
1. нозологическая диагностика
= определение того, к какой нозологической группе и конкретному заболеванию относятся имеющиеся у больного изменения психической деятельности и его личности
- исследование строится на базе системного подхода и направлено на экспериментальное выявление и детальное описание патопсихологического синдрома = относительно устойчивой целостной совокупности симптомов
А. экспериментально-психологическое исследование в особо трудных, сложных в дифференциально-диагностическом отношении больных в целях получения дополнительных данных о состоянии их психики
- дифференциальная диагностика = отграничение одной нозологической единицы от другой, сходной по внешним проявлениям
2. определение структуры и степени психического снижения
- при организации адекватной трудотерапии больных, находящихся в стационаре
- выявление степени и структуры психического дефекта особенно необходимо при выпсике об окончании лечения, когда требуется дать обоснованные рекомендации по социальной интеграции в обществе, другие предложения по восстановлению лечебного и личного статуса больного
- психолог должен исходить из полученных данных, касающихся степени выраженности патологии отдельных сторон психической деятельности (сенсорной, моторной, интеллектуальной)
|
- оценка работоспособности + степень сохранности личностной и эмоционально-волевой сфер
3. определение умственного развития аномального ребенка и выбор путей его общеобразовательного и трудового обучения
- задачи диф. диагностики + установление степени снижения + прогноз обучаемоти + вопрос об отборе детей в спец. школы
- необходимо использовать данные детской возрастной психологии о развитии ВПФ в норме
4. оценка динамики психического состояния в ходе терапии
- максимальное внимание тем психологическим особенностям, которые наиболее чувствительны к терапевтическому воздействию: эмоциональное состояние, личностные параметры деятельности (критичность, самооценка), ряд характеристик познавательной деятельности (темп, продуктивность, динамика умственной работоспособности)
+ оценка динамики наиболее устойчивых к терапии сторон психической деятельности (мыслительных процессов)
- требования к повторному исследованию:
- методики должны быть одинаковой сложности, но разного конкретного содержания, чтобы избежать зазубривания ответов в ходе многократной работы больного с методикой
- необходима количественная оценка ряда показателей в целях наибольшей наглядности и объективизации изменений
5. роль психолога в реабилитации психически больных и участие в психокоррекционной работе
- психологическое исследование может использоваться для более точной квалификации индивидуальных особенностей состояний больного, оценки эффективности терапии и прогноза
- вопросы решаются в рамках установления функционального диагноза
|
- функциональный диагноз выставляется с целью дальнейшей реабилитации пациента
- реабилитация = деятельность, направленная на максимально полное возвращение больного человека к обычной жизни
- при установлении функционального диагноза психолог принимает участие:
А. характеристика психического состояния для получения дополнительных данных о течении заболевания с целью индивидуализации терапевтического процесса
- акцент на изучении личности больного: преморбидных особенностей (= личностные особенности, которые были присущи пациенту до начала развития болезни) и изменении в ходе болезни
- в исследование вносят биографический метод = анализ жизненного пути больного, разнообразные опросники
Б. характеристика психического состояния для определения прогноза трудоспособности, установления качества ремиссии
- важно для правильной профессиональной ориентации больного, решения вопроса о необходимости смены, о возможности больного трудиться на обычном производстве / в условиях лечебно-трудовых мастерских
6. психиатрическая экспертиза
- специфика работы:
- знания основных нормативных документов, регламентирующих экспертные работы
- психолог решает общие задачи (диагностика, диф. диагностика)
+ своя специфика в каждом виде экспертизы
Пр: воинская экспертиза: степень и особенности умственного недоразвития, оценка состояния больных, у которых психопатологические проявления впервые обнаружены во время прохождения воинской службы, выявляет установочные формы поведения (пр: симулиция; диссимляция = пациент, имеющий заболеваний, снижает их степень; аггравация = развитие имеющейся патологии)
Пр: судебная экспертиза: степень выраженности психических нарушений, изменения личности, уровень умственного развития, особенности реагирования в ситуациях эмоционального напряжения, связь обнаруженных психических нарушений с характером содеянного
- оценка поведения больного и личностного отношения к факту экспертизы (предпочтительны проективные методики)
- вопросы:
- вменяем / невменяем
- годен к несению службы / нет
- имеются ли ограничения жизнедеятельности, в каких сферах, какой степени выраженности
7. патопсихологическое исследование и анализ структуры дефекта при малоизученных заболеваниях