психопатический (личностно-аномальный) С




- в клинике = акцентуированные психопатические личности, обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции

- ядро: аффективная обусловленность поведения с порциальной некритичностью при завышенным уровне притязаний

А. эмоционально-волевые расстройства

- аффективная обусловленность поведения с порциальной некритичностью

- несоответствие интенсивности реакции силе раздражителя

Б. нарушение структуры и иерархии мотивов

- пренебрежение общепринятыми нормами

- обеднение интересов при наличии одного жестко закрепленного, иногда гипертрофированного мотива

- формирование патологических асоциальных мотивов

В. неадекватность самооценки и уровня притязаний

Г. расстройства мышления в виде «относительного аффективного слабоумия» = нарушение прогнозирования и опоры на прошлый опыт

Психогенно-невротический С

- в клинике = невротические реакции, неврозы

- нарушения эмоциональной сферы

пр: депрессивная реакция, астения, фобия, аффект тоски

- механизм возникновения: наличие неадекватно высокого уровня тревожности, неразрешенного внутриличностного конфликта (истерический, невростенический, обсессивно-психостенический), препятствующих психической адаптации человека в условиях фрустрации

- характерны полезависимость и внешняя мотивированность во всех сферах жизни, психологическая ригидность и фиксированные формы поведения

- возможны, но не специфичны: нарушения концентрации и устойчивости внимания, быстрая истощаемость, замедленная переключаемость с одного вида деятельности на другой, нарушение механического запоминания

Психогенно-психотический С

- в клинике = реактивные психозы

- ядро: реактивная дезорганизация умственной деятельности и поведения личности в целом

- динамичные преходящие расстройства аффективной сферы, нарушение восприятия, расстройства памяти и мышления, нарушения мотивации

6,7.:

- развиваются в связи с психической травмой, которая отражается в болезненных переживаниях

- состояние улучшается после ликвидации вызвавшей его психотравмы

Алкогольно-аномальный С

- к алкоголизированному типу могут быть отнесены лица, особенности поведения которых обусловлены личностными изменениями, возникшими на почве злоупотребления алкоголем/ПАФ (психоактивное вещество)

= больные хроническим алкоголизмом, лица, злоупотребляющие алкоголем, лица, алкоголизация которых развившись на фоне уже имеющихся нервно-психических расстройств, определила изменения личности и поведения по алкогольному типу

- типы личности больных алкоголизмом (Блейхер, Крук)

А. интровертированно-нейротический / неврозоподобный (≈ меланхолик)

- ситуационно-депрессивная самооценка

- склонность к самообвинению

- хрупкий уровень притязаний

- возникновение неврозоподобных проявлений связано как с интоксикацией и ее астенизирующим влиянием, так и с реакцией больного на изменение его социального статуса и присущей ему системы отношений при относительной сохранности критичности к своему состоянию и пессимистическими прогностическими установками, присущими ему вне состояния опьянения

Б. экстравертированно-нейротический / психопатоподобный (≈ холерик)

- личностные изменения более стабильны и носят характер стойких аномальных поведенических реакций

- хрупкость уровня притязаний сочетается с повышенной раздражительностью

- обычно отсутствуют мотивы самообвинения

- интерпретация самооценки сводится к отыскиванию и порицанию фруструирующих факторов вне больного и его жизнедеятельности

- своеобразные проявления механизмов психологической защиты

- повышенная коммуникативность

- клинически типы психопатоподобного поведения чаще всего оформляются как «астенический истерический эксплозивный и апатический синдром»

В. экстравертированно-анозогнозический

- экстраверсия становится малосодержательной

- побудительным стимулом для личностных реакций оказываются совершенно несущественные факторы окружающей действительности

- на первом плане алкогольная анозогнозия, беспечное отношение к своему настоящему состоянию и будущему

- самооценка грубо неадекватна

- безоговорочная тенденция к самооправданию

- эксплозивность, возбудимость, аффективная лабильность

- своеобразный алкогольный юмор – плоский, грубый, циничный

- свойственна бравада, агрессивность

Г. апатически интровертированный

- грубая деградация личности

- аспонтанность (отсутствие инициативы) в сочетании с пустой интровертированностью

- утрата социальных контактов, уход от реальной действительности

- отсутствие интереса к происходящему

- общее:

- подозрительность

- недоверчивость

- повышенная мнительность

- необоснованная ревность

- готовность к болезненной фиксации ошибочных утверждений

- мотивационная сфера: изменение содержание потребностей, перестройка иерархии мотивов

- наркоманы: процесс психопатизации и деградации происходит по тем же законам, но гораздо быстрее

Нарушения мышления

- мышление = процесс отражения в сознании человека общих свойств предметов и явления связей и отношений между ними

! связь с речью

- мыслительная деятельность осуществляется с помощью ряда операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования и конкретизации

- основа: умозаключения и суждения

- для отечественной психологии существенно признание связи мышления с потребностями, мотивами, отношениями и эмоциями (см.: Выготский, Мясищев, Леонтьев, Зейгарник)

- Рубинштейн: мышление = аналитико-синтетическая деятельность коры ГМ, которая протекает во времени и имеет определенную динамику = деятельность, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется

- Выготский: психические процессы и мышление в частности возникают в совместной деятельности людей и их общении друг с другом

- Леонтьев, Гальперин: психические процессы возниают из внешней деятельности и являются продуктом онтогенетического развития

- нарушение операциональной стороны мышления

- операциональный компонент мышления характеризуется уровнем развития основынх операций, обеспечивающих достаточную когнитивную структурированность деятельности

- уровни:

1. У понятий

- мышление = процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях, представленных операциями обобщения, отвлечения, анализа и синтеза

- уровни процесса обобщения:

А. категориальный = отнесение к классу на основании главных (видовых и родовых) признаков, а сам объект включается в систему понятий

Б. функциональный = отнесение к классу на основании функциональных признаков

а) антропоцентричексий

б) эгоцентрический

= использование функций объектов по отношению к людям вообще и конкретно к своей деятельности

В. конкретный = отнесение к классу на основании конкретных/ситуационных признаков и свойств, определяемых перцептивно

2. У суждений

3. У умозаключений

- снижение уровня обобщения

- выражается в том, что в суждениях испытуемых доминирует непосредственное представление о предметах и явлениях, устанавливаются сугубо конкретные связи между предметами

- анализируемые предметы объединяются на основе второстепенных/частных признаках

- при ярко выраженном снижении классификация как мыслительная операция оказывается недоступной

- четко выступает непонимание условности и обобщенности предлагаемого образа при объяснении больными пословиц и метафор, подборе синонимов

- наиболее грубые нарушения: буквальное понимание пословицы, приводящее к потере обобщенного смысла

- методика пиктограмм: образы, создаваемые больными, носят примитивный, конкретно-ситуационный характер и свидетельствуют о непонимании переноса и условности

- суждения о предмете не включают в себя того существенного, что, действительно к нему относится

- искажение процесса обобщения

- проявляется на всех уровнях операциональной системы

- базируется на нарушении законов формальной и содержательной логики

- выражается в отклонении от конкретных связей в чрезвычайно утрированной форме

- искажение понятийной системы

- проявляется смысловыми соскальзываниями/расстройствами ассоциативного процесса с нарушением способности воспринимать, категоризировать, аккумулировать в памяти события окружающей действительности и реализовывать в своих действиях полученные при этом знания, опыт, оценки

- механизм нарушения = несоответствие вербального и предметного содержания понятий

- использование периферийных признаков

- равновероятная опора на существенные и несущественные признаки, что ведет к стиранию границ между группами понятий

- нарушения:

- выборы по созвучию с подменой значений употребляемых понятий, составом слова, начальными буквами, внешними впечатлениями

пр: обман – пиктограмма: ложка(ложь + ка)

- конкретные выборы, основанные на чувственном впечатлении

пр: справедливость = чистые руки

- конкретные выборы с расплывчатостью в объяснении, отличительной особенностью которых является факт, когда больные, выбирая близкие к адекватным образы не используют его как средство запоминания, а уходят в объяснениях к избыточным попбочным ассоциациям

- фрагментарный вид выборов: выбранные образы являются фрагментами конкретных ситуаций, созданными самими больными

пр: надежда = пикограмма скамейка (долго ждать стоя неудобно)

- эгоцентрические выборы = связаны с личными устремлениями

- явления сверхгенерализации вследствие неадекватного абстрагирования: выхолощенные (пустые, бессодержательные, схематичные) связи, где схематизация доходит до полной абсурдности

- псевдоабстрактные выборы = средством запоминания служат не пусты значки, точки и линии, а абстрактные фигуры, которые несут символическую, а не семантическую нагрузку

- конкретные выборы с символическим объяснением, в которых больные выделяют один из апектов понятия, настолькоего расштряют, что он начинает полность определять выбор образа

- конкретные выборы с масштабным объяснением: в основе – привлечение конкретного образа, которому придается неоправданно широкий смысл

- нарушение суждений и умозаклчений

- затрагивают высшие уровни операциональной системы

- базируются на нарушении какого-либо формально логического закона,

А. формальные

- акты мышления дезорганизованы/формально не логичеы

- мышление утрачивает внешнюю логическую структуру, целостность, связность

- нарушается логический синтаксис

- суждение строится исходя из собственной логики больного

- корректировать выполнение невозможно

- в основе формирования – первичные расстройства восприятия (характерны для бредовых расстройств и эндогенных психозов)

- алогичное, разорванное мышление

Б. содержательные

- связаны с неадекватной подменой содержательных аспектов суждений при сохранности формальной логической структуры высказывания

- мышление исходит из ложных предпосылок, переоценивая одни из них и недооценивая другие

- окружающий мир воспринимается паралогичным образом

- общее когнитивное расстройство, которое за счет ослабления ассоциативных связей и слабой селекцией внешних раздражителей, приводит к восприятию кратковременной памятью нерелевантной информации

- наиболее распространены: паралогизмы, некорректное использование синонимов, омонимов, приводящее к неопределенности мышления и подмене понятий вне контекста ситуации, логические противоречия, непоследовательность, отсутствие четких ответов, бездоказательность мышления, его недостаточная аргументированность, мотивированность

– характерны для широкого круга заболеваний, пограничных нервно-психических расстройств

- в редуцированном виде могут встречаться у психически здоровых людей с низким уровнем когнитивной структурированности и в периоды психологического неблагополучия

- нарушение динамики мыслительной деятельности

А. лабильность = неустойчивость способов выполнения заданий, чередование адекватных и неадекватных способов

- может выражаться:

1. чередование обобщенных и конкретно-ситуационных сочетаний = неравномерность уровня обобщений

- подмена логических связей случайными сочетаниями = непоследовательность

- образование одноименных групп

- повышенное аффективное состояние, психомоторное возбуждение (часто у БАР в маниакальной фазе)

- при жестком стимулировании со стороны экспериментатора, направленном на удержание пациента в рамках инструкции и стандартного образа исполнения – больной способен давать ответы и решения хорошего качества

- возникающие ассоциации часто носят хаотический характер и не оттормаживаются

- неадекватность проявляется не столько в выбранном образе, сколько в самом процессе

пр: множественный тип выборов = к заданному понятию выбирается несколько несвязанных между собой образов для запоминания

- повышенная откликаемость = чуткое реагирование на любой раздражитель, ненаправленный на больного

+ вплетения = введение в контекст задания слов, обозначающих находящиеся перед больным предметы, и побочных ассоциаций

- любая фраза может вызвать действия больных неадекватные общему содержанию их деятельности

- затруднено объяснение общего смысла пословиц: больные понимают смысл, но сосредоточиться на том, чтобы его передать не могут, какое-либо слово в пословице может вызвать цепь ассоциаций, которые уводят больного от начальной темы

- лабильность обычно коррелирует с нарушением устойчивости внимания, импульсивностью поведения, ускоренным речеобразованием

Б. инертность = затруднение переключения с одного способа работы на другой

- изменение условий затрудняет возможность обобщения материала

- характерны запаздывающие ответы, когда следовой раздражитель сохраняет значение и приобретает более сильное значение, чем актуальное

- обстоятельность выборов (многопредметность)

- вязкость мышления

- резонерство проявляется в избыточной обстоятельности и детализации

пр: при эпилепсии

- стереотипные выборы = тип связей, обнаруживающийся при рассмотрении пиктограммы в целом

- больные для запоминания разнообразных, разнородных понятий пользуются одинаковыми образами

- нарушение при стереотипии обусловлено тем, что мысль течет настолько инертно, что больные застревают на одном образе

- могут отмечаться запаздывающие ответы, перерывы в речи

- нарушения мотивационного компонента мышления

- существенный этап мыслительной деятельности – сличение результатов с условиями задачи и предполпгаемыми итогами

- утеря целенаправленности мышления приводит к поверхностности, незавершенности суждений

- мышление перестает быть регулятором деятельности человека

- реальная деятельность человека, направленная на достижение целей и задач, регулируется и коррегируется мышлением

- чтобы выполнять регулирующую функцию, мышление должно быть критичным и личностно мотивированным

- нарушение мотивационного компонента мышления проявляется в искажении уровня обобщения, разноплановости и резонерстве

- разноплановость мышления

= суждения одновременно складываются на разных, но равнозначных для больного уровнях – адекватном и неадекватном (основан на латентных свойствах)

- мысль лишается стержня, цель не достигается

- резонерство = склонность к бесплодному мудрствованию = тенденция к многоречивым, неадекватным по цели и содержанию рассуждениям вследствие повышенной аффективности, неадекватного отношения, стремления под любое явление подвести концепцию

- повышенная аффективнось проявляется в тоне высказывания – многозначительном, с пафосом

- грамматический строй речи: вводные слова, элементы разорванности, отсутствие постоянного целевого объекта мысли

- разорванность = грубые расстройства целенаправленности и критичности с нарушениями внутренней связи и единства мышления

- отсутствие постоянного объекта мысли

- речь утрачивает функцию общения

- речь состоит из набора несвязанных между собой фраз

- соскальзывания = неожиданные эпизодические переходы от одного нормального отрезка речи к другому по сложной абстрактной ассоциации, которая неадекватна основной цели мысли (микропаралогизмы)

- расплывчатость / аморфность = вид ассоциативных расстройств, обусловленный нарушением целенаправленности мышления, близок к соскальзываниям, характеризуется расплывающейся ассоциативной структурой, аморфностью основной цели мышления, нечетким использованием понятий вследствие патологического полисемантизма

- сохраняется правильный грамматический строй речи

- смысл становится труднодоступным пониманию

- саморегуляция

- обеспечивает целенаправленную организацию своих мыслительных действий, что выражается в осознании, контроле и перестройке собственных способов мышления

- осуществление функций происходит за счет включения в деятельность непроизвольной (связанной с общей психической активностью) и произвольной (осознанной) саморегуляцией

- осознанная саморегуляциея

= целостная система психических средств, с помощью которой человек способен управлять своей целенаправленной активностью

- свойства:

- адекватность условий деятельности, субъективно-принимаемой модели условий, программы, способов контроля, критериев успешности

- осознанность

- гибкость процесса регуляции, возможность внесения коррекций, когда этого требуют условия

- надежность, устойчивость

- функции:

1. контрольная/констатирующая

2. конструктивная/проблемноразрешающая

- в случае, когда имеется готовый эталон действий, рефлексия редуцируется до сверки собственного действия с эталонным

- когда эталон отсутствует, встает задача самостоятельной выработки/выбора эталона действия = конструирование способа на основе актуализации прошлого опыта

- система психической саморегуляции имеет универсальную структуру для разных видов активности человека, состоит из компонентов, выполняющих различные функции в осознанном произвольном управлении:

1. планирование целей

2. моделирование значимых для достижения цели условий

3. программирование действий

4. оценивание

5. коррекция результатов

- индивилуальные особенности саморегуляции:

1. планирование целей

- целеполагание = системообразующий компонент для саморегуляции

- различия в планировании – разная активность выдвижения цели, адекватность внешним и веутренним условиям, иерархичность целей

2. особенности моделирования = анализа внешних и внутренних условий деятельности, выделение комплекса условий, значимых для достижения цели

- содержание модели – условия деятельности

- степень ее информационной полноты, развитость и структура гностических действий

3. особенности программирования

- во многом будут определяться мерой детализации исполнительских действий, степенью соотнесенности программы с объективными и субъективными предпосылками и условиями успешного осуществления деятельности

+ своеобразные способы достижения цели

4. особенности контроля и коррекции своей активности

- пронизывают весь процесс саморегуляции

- на каждой стадии достижения целей происходит контроль актуального состоянии яти результатов действий путем их сличения с прогнозируемыми параметрами

- оценка различий и принятие решения о коррекции исполнительских действий или переходе к следующей стадии

- в целом, нарушение саморегуляции обусловливают:

- расстройство речевой регуляции

- нарушение функции программирования с недостаточным анализом условий

- решение путем примеривания

- замена решения стереотипами, импульсивные реакции

- редукции программы с утратой переменных

- замена сложных программ простыми

- полизависимость вплоть до элементов полевого поведения

пр: эхопраксии, эхолалии

- образование стереотипов

- компенсирующий эффект = речевое проговаривание с выносом умственных действий во внешний план

- нарушения избирательности деятельности

- искажение элементов программ

- контаминации

- недостаточная структурированность решений с опорой на второстепенные признаки

- актуализация латентных свойств

- бесконтрольное всплывание побочных ассоциаций

- нарушение критичности к:

- к своей болезни, к актуальному поведению

- частным дефектам (анозогнозия)

- ошибкам в исследовании (самостоятельная, вторичная коррекция с указанием объема воспринимаемой помощью), по отошению к другим людям (соблюдение социальной дистанции / отсутствие чувства дистанции)

- методики:

1. понимание рассказов

- обратить внимание:

характер изложения

- словарный запас

- наличие парафазий

- темп речи

- особенности построения фразы

- доступен ли скрытый смысл, юмористическая сторона

2. методика Эббингауза

- вставить недостающие слова по содержанию рассказа

- слова вставляются случайно или по ассоциации с близко расположенным

3. методика классификаций

- исследует процессы обобщения и абстрагирования

- колода из 70 карточек с заданием сгруппировать карточки

4. методика исключения лишнего

- вербальный – предметный варианты

5. методика выделения существенных признаков

- умение улавливать абстрактные значения понятий и отказываться от более очевидного и простого, но неверного способа решения

6. образование аналогий (простых, сложных)

- нужно установить логические связи и отношения между понятиями

- позволяет обнаружить нарушение последовательности суждений, когда испытуемый на время перестает следовать избранному способу решения заданий

- выявляет инертность психических процессов = в последующей задачи пытаются выявить аналогию по принципу предыдущей

7. выделение закономерностей

- числовые ряды нужно продолжить на 2 числа

8. интерпретация смысла пословиц

А. понимание переносного смысла

- исследует уровень мышления, его целенаправленности и критичности

- может не выявить нарушения мышления, поскольку испытуемый может применять имеющиеся знания

Б. сравнение пословиц и метафор

- задание сгруппировать карточки с пословицами, выделив парами аналогичные или противоположные по смыслу

В. отнесение фраз к пословицам

- возможность соскальзывания на приблизительный смысл

- требуется высокий уровень обобщения

9. называние 60 слов

- исследование уровня и характера ассоциаций, их особенностей, богатства словарного запаса, темп речевой деятельности

- здоровые люди обычно называют слова смысловыми гнездами по 5-6 слов

- увеличение гнезд – признак инертности

- малосодержательные ассоциации: по созвучию = эхолалии

- бедность словарного запаса: увеличение времени, повторение слов

- обычно 1,5-2 мин.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: