- в клинике = акцентуированные психопатические личности, обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции
- ядро: аффективная обусловленность поведения с порциальной некритичностью при завышенным уровне притязаний
А. эмоционально-волевые расстройства
- аффективная обусловленность поведения с порциальной некритичностью
- несоответствие интенсивности реакции силе раздражителя
Б. нарушение структуры и иерархии мотивов
- пренебрежение общепринятыми нормами
- обеднение интересов при наличии одного жестко закрепленного, иногда гипертрофированного мотива
- формирование патологических асоциальных мотивов
В. неадекватность самооценки и уровня притязаний
Г. расстройства мышления в виде «относительного аффективного слабоумия» = нарушение прогнозирования и опоры на прошлый опыт
Психогенно-невротический С
- в клинике = невротические реакции, неврозы
- нарушения эмоциональной сферы
пр: депрессивная реакция, астения, фобия, аффект тоски
- механизм возникновения: наличие неадекватно высокого уровня тревожности, неразрешенного внутриличностного конфликта (истерический, невростенический, обсессивно-психостенический), препятствующих психической адаптации человека в условиях фрустрации
- характерны полезависимость и внешняя мотивированность во всех сферах жизни, психологическая ригидность и фиксированные формы поведения
- возможны, но не специфичны: нарушения концентрации и устойчивости внимания, быстрая истощаемость, замедленная переключаемость с одного вида деятельности на другой, нарушение механического запоминания
Психогенно-психотический С
- в клинике = реактивные психозы
|
- ядро: реактивная дезорганизация умственной деятельности и поведения личности в целом
- динамичные преходящие расстройства аффективной сферы, нарушение восприятия, расстройства памяти и мышления, нарушения мотивации
6,7.:
- развиваются в связи с психической травмой, которая отражается в болезненных переживаниях
- состояние улучшается после ликвидации вызвавшей его психотравмы
Алкогольно-аномальный С
- к алкоголизированному типу могут быть отнесены лица, особенности поведения которых обусловлены личностными изменениями, возникшими на почве злоупотребления алкоголем/ПАФ (психоактивное вещество)
= больные хроническим алкоголизмом, лица, злоупотребляющие алкоголем, лица, алкоголизация которых развившись на фоне уже имеющихся нервно-психических расстройств, определила изменения личности и поведения по алкогольному типу
- типы личности больных алкоголизмом (Блейхер, Крук)
А. интровертированно-нейротический / неврозоподобный (≈ меланхолик)
- ситуационно-депрессивная самооценка
- склонность к самообвинению
- хрупкий уровень притязаний
- возникновение неврозоподобных проявлений связано как с интоксикацией и ее астенизирующим влиянием, так и с реакцией больного на изменение его социального статуса и присущей ему системы отношений при относительной сохранности критичности к своему состоянию и пессимистическими прогностическими установками, присущими ему вне состояния опьянения
Б. экстравертированно-нейротический / психопатоподобный (≈ холерик)
- личностные изменения более стабильны и носят характер стойких аномальных поведенических реакций
|
- хрупкость уровня притязаний сочетается с повышенной раздражительностью
- обычно отсутствуют мотивы самообвинения
- интерпретация самооценки сводится к отыскиванию и порицанию фруструирующих факторов вне больного и его жизнедеятельности
- своеобразные проявления механизмов психологической защиты
- повышенная коммуникативность
- клинически типы психопатоподобного поведения чаще всего оформляются как «астенический истерический эксплозивный и апатический синдром»
В. экстравертированно-анозогнозический
- экстраверсия становится малосодержательной
- побудительным стимулом для личностных реакций оказываются совершенно несущественные факторы окружающей действительности
- на первом плане алкогольная анозогнозия, беспечное отношение к своему настоящему состоянию и будущему
- самооценка грубо неадекватна
- безоговорочная тенденция к самооправданию
- эксплозивность, возбудимость, аффективная лабильность
- своеобразный алкогольный юмор – плоский, грубый, циничный
- свойственна бравада, агрессивность
Г. апатически интровертированный
- грубая деградация личности
- аспонтанность (отсутствие инициативы) в сочетании с пустой интровертированностью
- утрата социальных контактов, уход от реальной действительности
- отсутствие интереса к происходящему
- общее:
- подозрительность
- недоверчивость
- повышенная мнительность
- необоснованная ревность
- готовность к болезненной фиксации ошибочных утверждений
- мотивационная сфера: изменение содержание потребностей, перестройка иерархии мотивов
|
- наркоманы: процесс психопатизации и деградации происходит по тем же законам, но гораздо быстрее
Нарушения мышления
- мышление = процесс отражения в сознании человека общих свойств предметов и явления связей и отношений между ними
! связь с речью
- мыслительная деятельность осуществляется с помощью ряда операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования и конкретизации
- основа: умозаключения и суждения
- для отечественной психологии существенно признание связи мышления с потребностями, мотивами, отношениями и эмоциями (см.: Выготский, Мясищев, Леонтьев, Зейгарник)
- Рубинштейн: мышление = аналитико-синтетическая деятельность коры ГМ, которая протекает во времени и имеет определенную динамику = деятельность, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется
- Выготский: психические процессы и мышление в частности возникают в совместной деятельности людей и их общении друг с другом
- Леонтьев, Гальперин: психические процессы возниают из внешней деятельности и являются продуктом онтогенетического развития
- нарушение операциональной стороны мышления
- операциональный компонент мышления характеризуется уровнем развития основынх операций, обеспечивающих достаточную когнитивную структурированность деятельности
- уровни:
1. У понятий
- мышление = процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях, представленных операциями обобщения, отвлечения, анализа и синтеза
- уровни процесса обобщения:
А. категориальный = отнесение к классу на основании главных (видовых и родовых) признаков, а сам объект включается в систему понятий
Б. функциональный = отнесение к классу на основании функциональных признаков
а) антропоцентричексий
б) эгоцентрический
= использование функций объектов по отношению к людям вообще и конкретно к своей деятельности
В. конкретный = отнесение к классу на основании конкретных/ситуационных признаков и свойств, определяемых перцептивно
2. У суждений
3. У умозаключений
- снижение уровня обобщения
- выражается в том, что в суждениях испытуемых доминирует непосредственное представление о предметах и явлениях, устанавливаются сугубо конкретные связи между предметами
- анализируемые предметы объединяются на основе второстепенных/частных признаках
- при ярко выраженном снижении классификация как мыслительная операция оказывается недоступной
- четко выступает непонимание условности и обобщенности предлагаемого образа при объяснении больными пословиц и метафор, подборе синонимов
- наиболее грубые нарушения: буквальное понимание пословицы, приводящее к потере обобщенного смысла
- методика пиктограмм: образы, создаваемые больными, носят примитивный, конкретно-ситуационный характер и свидетельствуют о непонимании переноса и условности
- суждения о предмете не включают в себя того существенного, что, действительно к нему относится
- искажение процесса обобщения
- проявляется на всех уровнях операциональной системы
- базируется на нарушении законов формальной и содержательной логики
- выражается в отклонении от конкретных связей в чрезвычайно утрированной форме
- искажение понятийной системы
- проявляется смысловыми соскальзываниями/расстройствами ассоциативного процесса с нарушением способности воспринимать, категоризировать, аккумулировать в памяти события окружающей действительности и реализовывать в своих действиях полученные при этом знания, опыт, оценки
- механизм нарушения = несоответствие вербального и предметного содержания понятий
- использование периферийных признаков
- равновероятная опора на существенные и несущественные признаки, что ведет к стиранию границ между группами понятий
- нарушения:
- выборы по созвучию с подменой значений употребляемых понятий, составом слова, начальными буквами, внешними впечатлениями
пр: обман – пиктограмма: ложка(ложь + ка)
- конкретные выборы, основанные на чувственном впечатлении
пр: справедливость = чистые руки
- конкретные выборы с расплывчатостью в объяснении, отличительной особенностью которых является факт, когда больные, выбирая близкие к адекватным образы не используют его как средство запоминания, а уходят в объяснениях к избыточным попбочным ассоциациям
- фрагментарный вид выборов: выбранные образы являются фрагментами конкретных ситуаций, созданными самими больными
пр: надежда = пикограмма скамейка (долго ждать стоя неудобно)
- эгоцентрические выборы = связаны с личными устремлениями
- явления сверхгенерализации вследствие неадекватного абстрагирования: выхолощенные (пустые, бессодержательные, схематичные) связи, где схематизация доходит до полной абсурдности
- псевдоабстрактные выборы = средством запоминания служат не пусты значки, точки и линии, а абстрактные фигуры, которые несут символическую, а не семантическую нагрузку
- конкретные выборы с символическим объяснением, в которых больные выделяют один из апектов понятия, настолькоего расштряют, что он начинает полность определять выбор образа
- конкретные выборы с масштабным объяснением: в основе – привлечение конкретного образа, которому придается неоправданно широкий смысл
- нарушение суждений и умозаклчений
- затрагивают высшие уровни операциональной системы
- базируются на нарушении какого-либо формально логического закона,
А. формальные
- акты мышления дезорганизованы/формально не логичеы
- мышление утрачивает внешнюю логическую структуру, целостность, связность
- нарушается логический синтаксис
- суждение строится исходя из собственной логики больного
- корректировать выполнение невозможно
- в основе формирования – первичные расстройства восприятия (характерны для бредовых расстройств и эндогенных психозов)
- алогичное, разорванное мышление
Б. содержательные
- связаны с неадекватной подменой содержательных аспектов суждений при сохранности формальной логической структуры высказывания
- мышление исходит из ложных предпосылок, переоценивая одни из них и недооценивая другие
- окружающий мир воспринимается паралогичным образом
- общее когнитивное расстройство, которое за счет ослабления ассоциативных связей и слабой селекцией внешних раздражителей, приводит к восприятию кратковременной памятью нерелевантной информации
- наиболее распространены: паралогизмы, некорректное использование синонимов, омонимов, приводящее к неопределенности мышления и подмене понятий вне контекста ситуации, логические противоречия, непоследовательность, отсутствие четких ответов, бездоказательность мышления, его недостаточная аргументированность, мотивированность
– характерны для широкого круга заболеваний, пограничных нервно-психических расстройств
- в редуцированном виде могут встречаться у психически здоровых людей с низким уровнем когнитивной структурированности и в периоды психологического неблагополучия
- нарушение динамики мыслительной деятельности
А. лабильность = неустойчивость способов выполнения заданий, чередование адекватных и неадекватных способов
- может выражаться:
1. чередование обобщенных и конкретно-ситуационных сочетаний = неравномерность уровня обобщений
- подмена логических связей случайными сочетаниями = непоследовательность
- образование одноименных групп
- повышенное аффективное состояние, психомоторное возбуждение (часто у БАР в маниакальной фазе)
- при жестком стимулировании со стороны экспериментатора, направленном на удержание пациента в рамках инструкции и стандартного образа исполнения – больной способен давать ответы и решения хорошего качества
- возникающие ассоциации часто носят хаотический характер и не оттормаживаются
- неадекватность проявляется не столько в выбранном образе, сколько в самом процессе
пр: множественный тип выборов = к заданному понятию выбирается несколько несвязанных между собой образов для запоминания
- повышенная откликаемость = чуткое реагирование на любой раздражитель, ненаправленный на больного
+ вплетения = введение в контекст задания слов, обозначающих находящиеся перед больным предметы, и побочных ассоциаций
- любая фраза может вызвать действия больных неадекватные общему содержанию их деятельности
- затруднено объяснение общего смысла пословиц: больные понимают смысл, но сосредоточиться на том, чтобы его передать не могут, какое-либо слово в пословице может вызвать цепь ассоциаций, которые уводят больного от начальной темы
- лабильность обычно коррелирует с нарушением устойчивости внимания, импульсивностью поведения, ускоренным речеобразованием
Б. инертность = затруднение переключения с одного способа работы на другой
- изменение условий затрудняет возможность обобщения материала
- характерны запаздывающие ответы, когда следовой раздражитель сохраняет значение и приобретает более сильное значение, чем актуальное
- обстоятельность выборов (многопредметность)
- вязкость мышления
- резонерство проявляется в избыточной обстоятельности и детализации
пр: при эпилепсии
- стереотипные выборы = тип связей, обнаруживающийся при рассмотрении пиктограммы в целом
- больные для запоминания разнообразных, разнородных понятий пользуются одинаковыми образами
- нарушение при стереотипии обусловлено тем, что мысль течет настолько инертно, что больные застревают на одном образе
- могут отмечаться запаздывающие ответы, перерывы в речи
- нарушения мотивационного компонента мышления
- существенный этап мыслительной деятельности – сличение результатов с условиями задачи и предполпгаемыми итогами
- утеря целенаправленности мышления приводит к поверхностности, незавершенности суждений
- мышление перестает быть регулятором деятельности человека
- реальная деятельность человека, направленная на достижение целей и задач, регулируется и коррегируется мышлением
- чтобы выполнять регулирующую функцию, мышление должно быть критичным и личностно мотивированным
- нарушение мотивационного компонента мышления проявляется в искажении уровня обобщения, разноплановости и резонерстве
- разноплановость мышления
= суждения одновременно складываются на разных, но равнозначных для больного уровнях – адекватном и неадекватном (основан на латентных свойствах)
- мысль лишается стержня, цель не достигается
- резонерство = склонность к бесплодному мудрствованию = тенденция к многоречивым, неадекватным по цели и содержанию рассуждениям вследствие повышенной аффективности, неадекватного отношения, стремления под любое явление подвести концепцию
- повышенная аффективнось проявляется в тоне высказывания – многозначительном, с пафосом
- грамматический строй речи: вводные слова, элементы разорванности, отсутствие постоянного целевого объекта мысли
- разорванность = грубые расстройства целенаправленности и критичности с нарушениями внутренней связи и единства мышления
- отсутствие постоянного объекта мысли
- речь утрачивает функцию общения
- речь состоит из набора несвязанных между собой фраз
- соскальзывания = неожиданные эпизодические переходы от одного нормального отрезка речи к другому по сложной абстрактной ассоциации, которая неадекватна основной цели мысли (микропаралогизмы)
- расплывчатость / аморфность = вид ассоциативных расстройств, обусловленный нарушением целенаправленности мышления, близок к соскальзываниям, характеризуется расплывающейся ассоциативной структурой, аморфностью основной цели мышления, нечетким использованием понятий вследствие патологического полисемантизма
- сохраняется правильный грамматический строй речи
- смысл становится труднодоступным пониманию
- саморегуляция
- обеспечивает целенаправленную организацию своих мыслительных действий, что выражается в осознании, контроле и перестройке собственных способов мышления
- осуществление функций происходит за счет включения в деятельность непроизвольной (связанной с общей психической активностью) и произвольной (осознанной) саморегуляцией
- осознанная саморегуляциея
= целостная система психических средств, с помощью которой человек способен управлять своей целенаправленной активностью
- свойства:
- адекватность условий деятельности, субъективно-принимаемой модели условий, программы, способов контроля, критериев успешности
- осознанность
- гибкость процесса регуляции, возможность внесения коррекций, когда этого требуют условия
- надежность, устойчивость
- функции:
1. контрольная/констатирующая
2. конструктивная/проблемноразрешающая
- в случае, когда имеется готовый эталон действий, рефлексия редуцируется до сверки собственного действия с эталонным
- когда эталон отсутствует, встает задача самостоятельной выработки/выбора эталона действия = конструирование способа на основе актуализации прошлого опыта
- система психической саморегуляции имеет универсальную структуру для разных видов активности человека, состоит из компонентов, выполняющих различные функции в осознанном произвольном управлении:
1. планирование целей
2. моделирование значимых для достижения цели условий
3. программирование действий
4. оценивание
5. коррекция результатов
- индивилуальные особенности саморегуляции:
1. планирование целей
- целеполагание = системообразующий компонент для саморегуляции
- различия в планировании – разная активность выдвижения цели, адекватность внешним и веутренним условиям, иерархичность целей
2. особенности моделирования = анализа внешних и внутренних условий деятельности, выделение комплекса условий, значимых для достижения цели
- содержание модели – условия деятельности
- степень ее информационной полноты, развитость и структура гностических действий
3. особенности программирования
- во многом будут определяться мерой детализации исполнительских действий, степенью соотнесенности программы с объективными и субъективными предпосылками и условиями успешного осуществления деятельности
+ своеобразные способы достижения цели
4. особенности контроля и коррекции своей активности
- пронизывают весь процесс саморегуляции
- на каждой стадии достижения целей происходит контроль актуального состоянии яти результатов действий путем их сличения с прогнозируемыми параметрами
- оценка различий и принятие решения о коррекции исполнительских действий или переходе к следующей стадии
- в целом, нарушение саморегуляции обусловливают:
- расстройство речевой регуляции
- нарушение функции программирования с недостаточным анализом условий
- решение путем примеривания
- замена решения стереотипами, импульсивные реакции
- редукции программы с утратой переменных
- замена сложных программ простыми
- полизависимость вплоть до элементов полевого поведения
пр: эхопраксии, эхолалии
- образование стереотипов
- компенсирующий эффект = речевое проговаривание с выносом умственных действий во внешний план
- нарушения избирательности деятельности
- искажение элементов программ
- контаминации
- недостаточная структурированность решений с опорой на второстепенные признаки
- актуализация латентных свойств
- бесконтрольное всплывание побочных ассоциаций
- нарушение критичности к:
- к своей болезни, к актуальному поведению
- частным дефектам (анозогнозия)
- ошибкам в исследовании (самостоятельная, вторичная коррекция с указанием объема воспринимаемой помощью), по отошению к другим людям (соблюдение социальной дистанции / отсутствие чувства дистанции)
- методики:
1. понимание рассказов
- обратить внимание:
характер изложения
- словарный запас
- наличие парафазий
- темп речи
- особенности построения фразы
- доступен ли скрытый смысл, юмористическая сторона
2. методика Эббингауза
- вставить недостающие слова по содержанию рассказа
- слова вставляются случайно или по ассоциации с близко расположенным
3. методика классификаций
- исследует процессы обобщения и абстрагирования
- колода из 70 карточек с заданием сгруппировать карточки
4. методика исключения лишнего
- вербальный – предметный варианты
5. методика выделения существенных признаков
- умение улавливать абстрактные значения понятий и отказываться от более очевидного и простого, но неверного способа решения
6. образование аналогий (простых, сложных)
- нужно установить логические связи и отношения между понятиями
- позволяет обнаружить нарушение последовательности суждений, когда испытуемый на время перестает следовать избранному способу решения заданий
- выявляет инертность психических процессов = в последующей задачи пытаются выявить аналогию по принципу предыдущей
7. выделение закономерностей
- числовые ряды нужно продолжить на 2 числа
8. интерпретация смысла пословиц
А. понимание переносного смысла
- исследует уровень мышления, его целенаправленности и критичности
- может не выявить нарушения мышления, поскольку испытуемый может применять имеющиеся знания
Б. сравнение пословиц и метафор
- задание сгруппировать карточки с пословицами, выделив парами аналогичные или противоположные по смыслу
В. отнесение фраз к пословицам
- возможность соскальзывания на приблизительный смысл
- требуется высокий уровень обобщения
9. называние 60 слов
- исследование уровня и характера ассоциаций, их особенностей, богатства словарного запаса, темп речевой деятельности
- здоровые люди обычно называют слова смысловыми гнездами по 5-6 слов
- увеличение гнезд – признак инертности
- малосодержательные ассоциации: по созвучию = эхолалии
- бедность словарного запаса: увеличение времени, повторение слов
- обычно 1,5-2 мин.