Патопсихологические синдромы




= патогенетически обусловленная общность симптомов (отдельных признаков болезненных психических расстройств) внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных

- каждый синдром включает ряд признаков, относящихся не к одной сфере личности, но описывает совокупность нарушений психической деятельности и личностных расстройств

- не все составляющие компоненты и симптомы синдрома в обязательном порядке должны выявляться у каждого конкретного больного, важно обнаружить ядро синдрома

Шизофренический (диссоциативный) патопсихологический симптомокомплекс

- в клинике = шизофрения

- ядро: редукция энергетического потенциала, снижение мотивации, нарушение селективности информации

- группы расстройств:

А. личностно-мотивационные

- изменение структуры и иерархии мотивов по типу ослабления смыслоообразующей функции мотива – превращается в только «знаемый»

- сужение круга смысловых образований – многое из того, что ранее имело для больного личностный смысл, постепенно теряет его

- резкий перелом интересов, приводящий к изменению направленности личности и содержания деятельности

- личностные расстройства: изменение самооценки и самосознания, что проявляется часто в аутизме, отчужденности, повышенной рефлексии и сензитивности/чувствительности больных

Б. эмоционально-волевые

= уплощение, диссоциация эмоциональных проявлений, знаковая парадоксальность, снижение мобильности, нарушение коммуникативного аспекта аффективности, гипо- и парабулиями

В. расстройства мышления

- утрата целенаправленности и критичности мыслительной деятельности, нарушение смыслообразования при сохранности уровня обобщения, что проявляется в феноменах разноплановости, соскальзывания, резонерстве

- уровни обощения: конкретный, функциональный, категориальный

Органический С

А. экзогенный

Б. эндогенный

- в клинике = экзогенно-органические поражения головного мозга различной этиологии (пр: ЧМТ), эндогенно-органические расстройства (пр: истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы)

- ядро: снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности складывается из симптомов снижения психических функций, прежде всего нарушений памяти (как долговременной, так и оперативной) внимания, умственной работоспособности и интеллектуальных процессов

- ослабление общей оперативности интеллекта, распад системы прежних знаний и опыта

- нарушение (в легкой, умеренно-выраженной, выраженной степени) опрециональной стороны и целенаправленности мышления – снижение уровня обобщения

- в тяжелых случаях больные вообще не способны к операции обобщения – они просто перечисляют предметы или их свойства без попытки их обобщить = нулевой уровень обобщения

- возможна динамика мыслительных процессов в сторону замедления

- психические процессы характеризуются инертностью, тугоподвижностью и истощаемостью

- повышенная истощаемость обычна для экзогенно-органического синдрома, редка для эндогенно-органического

- изменения эмоционально-личностной сферы:

- аффективная лабильность / эксплозивность сочетаются со снижением критических способностей и ослаблением самоконтроля за поведением параллельно интеллектуально-мнестическому снижению

Аффективно-эндогенный С

- в клинике = БАР (биполярное аффективное расстройство), МАФ (монополярное аффективное расстройство), функциональные аффективные психозы позднего возраста

- изменения эмоциональной сферы и мышления

- изменения мышления обусловлены преобладанием той или иной аффективной фазы (маниакально или депрессивной)

- на первый план выступают изменения динамики мыслительных процессов (замедленность или ускорение ассоциативного процесса) при отсутствии снижения уровня обобщения и отвлечения

- мышление малопродуктивно, что обусловлено психологическим дефицитом, который образуется в связи с недостаточностью активного внимания и психомоторной активности

- возможны нарушения критичности к себе, своей личности (занижение или завышение своих возможностей), преходящие нарушения внимания и памяти

- эмоциональность проявляется в 2х основных аспектах:

А. реактивном = ответ на текущие события

Б. побудительном = эмоциональная активация любой деятельности

- эндогенная депрессия: страдают оба аспекта эмоциональности

А – изменение порогов восприятия радостных и печальных событий, что в дальнейшем приводит к снижению различения важности отрицательных событий

Б – снижение энергетического потенциала

- выражается в своеобразном безволии, неспособности заняться новым при еще удовлетворительном выполнении текущих привычных обязанностей

- приводит к формированию собственно депрессивной мотивации

- психогенная депрессия (реактивная или при неврозах): сохранность побудительного аспекта эмоциональности

- привязанности и потребности обуславливают специфику и силу эмоционального реагирования = различение стимулов

- тесная содержательная связь реактивной депрессии с психотравмой

Олегофренический С

- в клинике: олигофрения (= малоумие) = врожденное или рано приобретенное (в первые 3 года жизни) слабоумие, которое выражается в недоразвитии психики в целом, преимущественно интеллекта, понятийного (абстрактно-логического) мышления вследствие поражения ГМ на ранних этапах развития или обусловленное наследственной неполноценностью мозга

- складывается из интеллектуальных особенностей:

- сниженная способность к обучению и формированию понятий

- дефицит общих сведений, знаний

- примитивность, конкретность мышления

- неспособность к абстрагированию

- эмоционально-волевые расстройства: сниженный эмоциональный самоконтроль, импульсивность, повышенная внушаемость, расторможенность влечений



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: