= патогенетически обусловленная общность симптомов (отдельных признаков болезненных психических расстройств) внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных
- каждый синдром включает ряд признаков, относящихся не к одной сфере личности, но описывает совокупность нарушений психической деятельности и личностных расстройств
- не все составляющие компоненты и симптомы синдрома в обязательном порядке должны выявляться у каждого конкретного больного, важно обнаружить ядро синдрома
Шизофренический (диссоциативный) патопсихологический симптомокомплекс
- в клинике = шизофрения
- ядро: редукция энергетического потенциала, снижение мотивации, нарушение селективности информации
- группы расстройств:
А. личностно-мотивационные
- изменение структуры и иерархии мотивов по типу ослабления смыслоообразующей функции мотива – превращается в только «знаемый»
- сужение круга смысловых образований – многое из того, что ранее имело для больного личностный смысл, постепенно теряет его
- резкий перелом интересов, приводящий к изменению направленности личности и содержания деятельности
- личностные расстройства: изменение самооценки и самосознания, что проявляется часто в аутизме, отчужденности, повышенной рефлексии и сензитивности/чувствительности больных
Б. эмоционально-волевые
= уплощение, диссоциация эмоциональных проявлений, знаковая парадоксальность, снижение мобильности, нарушение коммуникативного аспекта аффективности, гипо- и парабулиями
В. расстройства мышления
- утрата целенаправленности и критичности мыслительной деятельности, нарушение смыслообразования при сохранности уровня обобщения, что проявляется в феноменах разноплановости, соскальзывания, резонерстве
|
- уровни обощения: конкретный, функциональный, категориальный
Органический С
А. экзогенный
Б. эндогенный
- в клинике = экзогенно-органические поражения головного мозга различной этиологии (пр: ЧМТ), эндогенно-органические расстройства (пр: истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы)
- ядро: снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности складывается из симптомов снижения психических функций, прежде всего нарушений памяти (как долговременной, так и оперативной) внимания, умственной работоспособности и интеллектуальных процессов
- ослабление общей оперативности интеллекта, распад системы прежних знаний и опыта
- нарушение (в легкой, умеренно-выраженной, выраженной степени) опрециональной стороны и целенаправленности мышления – снижение уровня обобщения
- в тяжелых случаях больные вообще не способны к операции обобщения – они просто перечисляют предметы или их свойства без попытки их обобщить = нулевой уровень обобщения
- возможна динамика мыслительных процессов в сторону замедления
- психические процессы характеризуются инертностью, тугоподвижностью и истощаемостью
- повышенная истощаемость обычна для экзогенно-органического синдрома, редка для эндогенно-органического
- изменения эмоционально-личностной сферы:
- аффективная лабильность / эксплозивность сочетаются со снижением критических способностей и ослаблением самоконтроля за поведением параллельно интеллектуально-мнестическому снижению
|
Аффективно-эндогенный С
- в клинике = БАР (биполярное аффективное расстройство), МАФ (монополярное аффективное расстройство), функциональные аффективные психозы позднего возраста
- изменения эмоциональной сферы и мышления
- изменения мышления обусловлены преобладанием той или иной аффективной фазы (маниакально или депрессивной)
- на первый план выступают изменения динамики мыслительных процессов (замедленность или ускорение ассоциативного процесса) при отсутствии снижения уровня обобщения и отвлечения
- мышление малопродуктивно, что обусловлено психологическим дефицитом, который образуется в связи с недостаточностью активного внимания и психомоторной активности
- возможны нарушения критичности к себе, своей личности (занижение или завышение своих возможностей), преходящие нарушения внимания и памяти
- эмоциональность проявляется в 2х основных аспектах:
А. реактивном = ответ на текущие события
Б. побудительном = эмоциональная активация любой деятельности
- эндогенная депрессия: страдают оба аспекта эмоциональности
А – изменение порогов восприятия радостных и печальных событий, что в дальнейшем приводит к снижению различения важности отрицательных событий
Б – снижение энергетического потенциала
- выражается в своеобразном безволии, неспособности заняться новым при еще удовлетворительном выполнении текущих привычных обязанностей
- приводит к формированию собственно депрессивной мотивации
- психогенная депрессия (реактивная или при неврозах): сохранность побудительного аспекта эмоциональности
|
- привязанности и потребности обуславливают специфику и силу эмоционального реагирования = различение стимулов
- тесная содержательная связь реактивной депрессии с психотравмой
Олегофренический С
- в клинике: олигофрения (= малоумие) = врожденное или рано приобретенное (в первые 3 года жизни) слабоумие, которое выражается в недоразвитии психики в целом, преимущественно интеллекта, понятийного (абстрактно-логического) мышления вследствие поражения ГМ на ранних этапах развития или обусловленное наследственной неполноценностью мозга
- складывается из интеллектуальных особенностей:
- сниженная способность к обучению и формированию понятий
- дефицит общих сведений, знаний
- примитивность, конкретность мышления
- неспособность к абстрагированию
- эмоционально-волевые расстройства: сниженный эмоциональный самоконтроль, импульсивность, повышенная внушаемость, расторможенность влечений