Организация контроля налоговых органов за мобилизацией налога на доходы физических лиц




 

Учитывая то обстоятельство, что налог на доходы физических лиц подлежит исчислению с совокупного облагаемого дохода с начала года, возрастает значимость проверки правильности его удержания уже по итогам всего года, которая по своей сути заключается в инвентаризации налоговой базы по каждому физическому лицу, которому выплачивались доходы, правильности предоставления налоговых вычетов, применения ставок налогообложения и уплаты полной суммы налога по принадлежности в доход бюджетов.

Инвентаризации налоговой базы производится по налоговому статусу физических лиц (является налоговым резидентом Российской Федерации или нет), в пользу которых производились выплаты, а также по видам доходов, которые подлежат обложению по соответствующей ставке налогообложения (закреплено пунктом 2 статьи 210 НК РФ).

Понятие налогового резидента Российской Федерации раскрыто в пункте 2 статьи 11 части первой НК РФ, к которым относятся физические лица, находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Если физическое лицо, не является налоговым резидентом Российской Федерации, то налогообложение выплачиваемых в его пользу доходов должно производиться по повышенной ставке в 30 процентов без предоставления налоговых вычетов.

Следует также учитывать, что согласно пункту 3 Методических рекомендаций по налогу граждане Российской Федерации, состоящие на регистрационном учете по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации, а также иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, либо иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту проживания на территории Российской Федерации и состоящие на 1 января 2002 года в трудовых отношениях с организациями, включая филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, предусматривающие продолжительность работы в Российской Федерации в текущем календарном году свыше 183 дней, считались налоговыми резидентами Российской Федерации на начало отчетного 2002 года.

Если данные условия на начало 2002 года не выполнялись, физические лица должны быть признаны нерезидентами Российской Федерации, но с последующим уточнением статуса на:

- на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской Федерации в текущем календарном году;

- на дату отъезда гражданина Российской Федерации на постоянное местожительство за пределы Российской Федерации;

- на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации российского или иностранного гражданина, либо лица без гражданства.

Если на дату уточнения статус меняется, то в целях налогообложения производится уточнение статуса с соответствующими налоговыми последствиями (в частности, изменением ставки налогообложения).

Для целей исчисления налога на доходы, следует разделять общую налоговую базу и непосредственно облагаемую налогом базу. В общую налоговую базу включается вся совокупность доходов в пользу физических лиц, определенная в статье 208 НК РФ. Облагаемая же налогом база определяется за минусом доходов, освобождаемых от налогообложения в соответствии со статьей 217 НК РФ.

Подлежащие инвентаризации суммы доходов в пользу физических лиц должны были быть отражены в течение года в "Налоговой карточке по учету доходов и налога на доходы физических лиц" (форма N 1-НДФЛ), форма которой и порядок заполнения определены приказом МНС России от 1 ноября 2001 года N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц", а также в "Расчетно-платежной ведомости" (форма N Т-49) или в "Расчетной ведомости" (форма N Т-51), утвержденных приказом Госкомстата России от 6 апреля 2002 года N 26.

Налоговая карточка в обязательном порядке заводится по каждому физическому лицу, которому в течение отчетного года выплачивались доходы или предоставлялись блага.

При этом, если в налоговую карточку включаются только доходы, подлежащие обложению налогом на доходы (включая доходы, в отношении которых предусмотрены налоговые вычеты), то в расчетных ведомостях отражаются все суммы по видам оплаты труда, а также другие доходы (в частности, стоимость различных социальных и материальных благ), предоставленных за счет прибыли организации и подлежащих включению в налоговую базу по налогу на доходы.

Таким образом, за основу при инвентаризации доходов должны быть приняты именно данные документы. Вместе с этим для целей контроля за полнотой включения тех или иных доходов в налоговую базу должны быть проинвентаризированы и иные документы (накладные на отпуск товаров (продукции) физическим лицам; договора займа; расходные кассовые ордера; платежные поручения; приказы администрации и т.п.), касающиеся производства выплат отдельным физическим лицам или предоставления им материальных и социальных благ.

При инвентаризации особое внимание следует обратить на порядок включения в налоговую базу доходов в натуральной форме, а также доходов в виде материальных и социальных благ.

К таким доходам относятся (статьи 211 и 212 НК РФ):

- оплата (полностью или частично) за физических лиц организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения:

- стоимость полученных товаров, выполненные в интересах физического лица работы, оказанные услуги на безвозмездной основе;

- оплата труда в натуральной форме,

- материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование физическими лицами заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций;

- материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором непосредственно у физических лиц, или у организаций или индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми к физическому лицу;

- материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг.

Доходы в натуральной форме и в виде материальной выгоды оцениваются в целях налогообложения в размере стоимости товаров (работ, услуг), исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке статьи 40 части первой НК РФ. При этом налогооблагаемая база определяется с учетом сумм налога на добавленную стоимость, акцизов и налога с продаж.

В общем случае, для целей налогообложения принимаются цены на товары (работы, услуги) согласно достигнутых договоренностей между организациями и физическими лицами.

Если же товары (работы, услуги) реализуются своим работникам, или если используемые в расчетах цены отклоняются более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых организациями по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени, для целей налогообложения доходы, полученные в натуральной форме, должны быть оценены по документально подтвержденным рыночным ценам.

Если товары (работы, услуги) реализуются физическим лицам (работникам) бесплатно, они также должны быть включены в налогооблагаемую базу по рыночным ценам.

При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевые котировки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ, налоговая база по доходам, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в 13 процентов, определяется как сумма таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. По прочим видам доходов налоговая база определяется в полном размере таких доходов без уменьшения их на сумму налоговых вычетов (пункт 4 статьи 210 НК РФ).

В целях исчисления налога на доходы налоговая база по каждому из физических лиц подлежит уменьшению на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты.

При этом организация вправе была в течение всего 2002 года предоставлять только стандартные налоговые вычеты на самих физических лиц, их несовершеннолетних детей, а также профессиональные налоговые вычеты в рамках сумм, выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам. Все остальные вычеты за 2002 год предоставляются налоговыми органами по месту жительства физических лиц.

Конкретные перечни лиц, доход которых за 2002 год ежемесячно мог быть уменьшен на тот или иной размер стандартного налогового вычета (3000 руб., 500 руб. или 400 руб.) определены соответственно подпунктами 1, 2 и 3 пункта 1 статьи 218 НК РФ.

Стандартный налоговый вычет в 400 руб. мог предоставляться тем работникам, которые не имели право на получение вычета в размере 3000 руб. или 500 руб. Данный вычет мог предоставляться до месяца, в котором доход работника, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 20 000 руб. Начиная же с месяца, в котором доход с начала года превысил 20 000 руб., налоговый вычет предоставляться не мог.

Вычет в размере 300 руб. ежемесячно мог предоставляться только на содержание каждого из несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет (на учащихся дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта - в возрасте до 24 лет). Вычет должен был предоставляться с месяца рождения ребенка (детей) или месяца, в котором была установлена опека (попечительство), и до конца того месяца, в котором ребенок достиг 18 лет (по обучающимся - до месяца окончания учебного заведения).

Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям вычет производится в двойном размере, то есть ежемесячно в размере 600 руб. При этом предоставление указанного повышенного вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям, прекращается с месяца, следующего за вступлением их в брак.

Следует также учитывать, что если, например, отец уплачивает алименты на содержание своих детей, проживающих с матерью, и не вступил в новый брак, то и он имеет право на получение двойного вычета на каждого ребенка, на которого уплачиваются алименты (см. пункт 2 раздела IV Методических рекомендаций по налогу на доходы).

И еще, если одинокий родитель вступает в новый брак, то право на получение вычета на содержание детей имеет не только он, но и новый супруг (супруга) (см. ответ на вопрос N 18 приложения к письму МНС России от 14 августа 2002 года N ВБ-6-04/619 "Разъяснения по вопросам порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц)".

НК РФ определено, что стандартные налоговые вычеты предоставляются за каждый месяц налогового периода, вне зависимости от того, работал работник в эти месяцы или нет. В связи с этим вычеты предоставляются даже и в том случае, если работник отсутствовал на работе (например, находился в отпуске без сохранения заработной платы).

Стандартные налоговые вычеты могли предоставляться только организациями-работодателями, являющимися источником выплаты доходов, по выбору самого работника на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на получение вычетов.

В случае начала работы физического лица не с первого месяца налогового периода (не с января месяца 2002 года), налоговые вычеты могли предоставляться по месту новой работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода (календарного года) по другому месту работы, в котором физическому лицу предоставлялись налоговые вычеты. При этом сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах, выданной организацией по прежнему месту работы (справка по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2002 год", форма которой утверждена приказом МНС РФ от 1 ноября 2001 года N БГ-3-08/379).

Юридические лица, не признанные в установленном порядке работодателями, но являющиеся источником выплаты дохода физическим лицам во исполнение гражданско-правовых договоров, стандартные налоговые вычеты предоставлять не вправе.

Пунктом 2 статьи 223 НК РФ в отношении сумм заработной платы и тому аналогичных доходов за выполненные трудовые обязанности определен порядок исчисления налога "по начислению". В связи с этим суммы заработной платы за декабрь 2002 года должны быть включены в налогооблагаемый доход за 2002 год, вне зависимости от того, когда фактически они будут выплачены.

По прочим видам налогооблагаемых доходов законодательством установлен "кассовый" метод, при котором они включаются в налоговую базу в следующем порядке:

- доходы в натуральной форме - по факту передачи физическому лицу;

- доходы в виде материальной выгоды - по факту предоставления выгод физическому лицу;

- доходы в виде перечислений на счета физических лиц в банках или по их поручению на счета третьих лиц - по факту производства таких перечислений.

В таком же порядке соответствующие суммы должны быть отражены в налоговой карточке. Если при проверке правильности уплаты налогов выясниться, что отдельные из доходов были включены в налоговую базу по более поздним календарным месяцам, следует начислить к уплате по принадлежности суммы пеней за нарушение сроков своевременной уплаты налога.

Суммы налога на доходы в соответствии с пунктом 4 статьи 225 НК РФ определяются в полных рублях. В связи с этим по каждому из физических лиц сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

Общая сумма налога, подлежащая уплате по принадлежности, в соответствии с пунктом 2 статьи 225 НК РФ представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных с основных и прочих видов доходов (т.е. сумм налога, исчисленных с доходов, облагаемых по разным ставкам налогообложения).

Исчисление сумм налога на доходы в течение всего года должно было производиться организациями ежемесячно с сумм дохода, исчисленного нарастающим итогом с начала года, по итогам каждого месяца с фактически выплаченных сумм заработной платы и доходов и с зачетом ранее удержанных сумм налога. Такое исчисление должно было производиться в рамках каждого из видов дохода, облагаемого по разным ставкам налогообложения. Расчет налога следовало производить по данным налоговой карточки. Удержание исчисленных сумм налога должно было производиться за счет любых денежных средств, причитающихся к выплате работнику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не могла превышать 50 процентов суммы выплаты (пункт 4 статьи 226 НК РФ).

Если в течение года невозможно было удержать у физических лиц исчисленную сумму налога (например, организация оплатила за работника квартиру, а соответствующих сумм заработной платы для удержания налога явно недостаточно; организация по сниженным ценам реализовывала товары или продукцию физическим лицам, не являющимся ее работниками), организация обязана была в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности данного физического лица. При этом невозможностью удержать налог, в частности, могли быть признаны случаи, когда заведомо было известно, что период, в течение которого могла быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

Если при инвентаризации правильности удержания налога выявятся факты задолженности по налогу отдельных физических лиц, и их возможности по погашению сумм задолженности будут признаны сомнительными, организации следует направить соответствующие сведения в налоговые органы по месту своей регистрации.

Пунктом 6 статьи 226 НК РФ определены сроки уплаты по принадлежности налога на доходы.

В частности, перечисление удержанных сумм налога должно было производиться в течение года не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов предприятий на счета работников либо по их поручениям на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях перечисления сумм налога должны были производиться не позднее дня, следующего за днем фактического получения физическими лицами дохода (для доходов, выплачиваемых в денежной форме), а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога (для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды).

При этом следует учитывать, что если совокупная сумма налога к удержанию за соответствующий месяц составляла менее 100 руб., она могла быть добавлена к перечислению налога за последующие месяцы, но не позднее декабря месяца текущего года.

С целью выявления фактов несвоевременной уплаты налога на доходы, сроки уплаты налога (платежные поручения на перечисления средств) должны быть сопоставлены с чеками на получение наличных денежных средств на выплату заработной платы за вторую половину месяца, с платежными документами на перечисления средств в пользу физических лиц, и другими документами. При этом, с сумм заработной платы, выплачиваемой за первую половину месяца, удержания налога производиться не должны были.

Если по результатам инвентаризации выясниться, что с отдельных физических лиц налог был удержан в большей сумме, чем это следовало, излишне удержанные суммы налога подлежат возврату по представлении физическими лицами соответствующего заявления. Для этого, естественно, они должны быть поставлены в известность бухгалтерией.

Суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные организациями не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу с учетом общих сумм ограничений удерживаемых сумм. При этом суммы налога, не взысканные в результате уклонения физических лиц от налогообложения, в соответствии с пунктом 3 статьи 230 НК РФ, могут взыскиваться за все время уклонения от уплаты налога.

В соответствии с требованиями статьи 230 главы 23 части второй НК РФ организации, выплачивающие доходы в пользу физических лиц, обязаны вести учет таких доходов, а также представлять ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (то есть по доходам за 2002 год - к 1 апреля 2003 года), в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.

Учет доходов организуется и ведется в "Налоговой карточке по учету доходов и налога на доходы физических лиц" (форма N 1-НДФЛ), а сведения представляются по форме "Справки о доходах физического лица" (форма N 2-НДФЛ). Обе формы утверждены приказом МНС России от 1 ноября 2001 года N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц".

При этом ежегодные сведения должны быть представлены на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определенном тем же приказом МНС России от 1 ноября 2001 года N БГ-3-08/379.

Вместе с этим следует учитывать, что согласно пункту 2 статьи 230 НК РФ налоговые органы в исключительных случаях с учетом специфики деятельности либо особенностей места нахождения организаций могут предоставлять право представлять сведения о доходах физических лиц на бумажных носителях.

При численности же физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек организации сами могут представлять такие сведения на бумажных носителях.

Не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили организации, выплачивающей доходы, документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.


Заключение

 

Подоходный налог с физических лиц является одним из основополагающих составных элементов общей налоговой системы. В теории, данный налог должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенные доли своего дохода в данной стране. На практике, невозможно создать систему, при которой физические лица заполняют декларации по доходам, полученным из всех источников, и платят единый налог. Тем не менее, возможно создать такую систему, которая обеспечат приемлемое приближение к налогу на совокупный доход без организационных трудностей по заполнению индивидуальных деклараций. Например, налог может удерживаться из зарплаты в соответствие с установленными шедулями. В дополнение, возможно создать единую ставку налога на другие виды платежей, такие как процентный доход, дивиденды, другие платежи и компенсации. Благодаря подобным схемам удержаний можно приблизиться к налогу на совокупный доход, при условии, что эти схемы будут простыми, а ставки единообразными.

Несмотря на все усилия по упрощению схемы подоходного налога, здесь существуют как концептуальные, так и практические сложности. Одной из таких сложностей является определение полной оплаты труда работника с включением дополнительных выплат и выгод, осуществляемых работодателем в пользу своих сотрудников. Данные выплаты и выгоды должны подлежать налогообложению как часть совокупного дохода, поскольку они являются составной частью зарплаты. Тем не менее, подобные дополнительные выгоды трудно определить и измерить. Кроме того, состав тех, кто должен платить налог с заработной платы, во многом зависит от определения для налоговых целей понятия сотрудника - получателя таких выгод. Это определение достаточно сложно вывести и соблюдать. Кроме того, в случае если совокупное налогообложение слишком высоко, налогоплательщики могут стремиться к уменьшению его общей суммы за счет изменения соотношения выплат по подоходному налогу и по социальным налогам, взимаемых с сотрудников. Наконец, налогообложение иностранных источников дохода физических лиц-резидентов может быть чрезвычайно сложным и обременительным в административном отношении делом. Все эти проблемы могут частично решаться путем создания простых и прозрачных правил, которым легко следовать и исполнение которых легко осуществить в организационном плане. Усложнить эту схему можно будет по мере совершенствования экономики и приобретения опыта налогоплательщиками и налоговыми органами. Такой подход позволит стране использовать подоходный налог уже на ранних этапах переходного периода, что заложит основу прогрессивного источника налоговых поступлений, важность которого будет расти после возобновления экономического роста.

Анализ налоговой политики показывает, что, несмотря на формальную унитарность подоходного налога в России (он взимается по единой ставке со всех видов доходов), на практике оказывается, что базой налога является, главным образом, заработная плата. Подоходный налог платят в основном наемные работники. Доходы от собственности не попадают в налогооблагаемую базу вследствие уклонения от налога самыми разнообразными способами, менеджеры также находят способы резкого сокращения налоговых платежей, фермеры и члены сельскохозяйственных кооперативов освобождены от налога, предоставлена льгота по доходам от сбережений в виде процента от депозитных счетов.

С точки зрения обеспечения справедливости налоговой системы, следует, что налогооблагаемый доход должен быть максимально близок к экономическому доходу. То обстоятельство, что в России эти два вида доходов значительно отличаются от него, нарушает справедливость налогообложения. Граждане должны пропорционально участвовать в расходах государства, а на практике налог ложится в основном на низко- и среднедоходные слои населения.

В этой связи наиболее приемлемым является, с нашей точки зрения, переход от системы глобального подоходного налога к шедулярному, при котором все доходы налогоплательщиков подвергаются налогообложению у источника их получения. По нашему мнению, данная мера может существенно способствовать увеличению поступлений подоходного налога.

Ввиду того, что предлагаемая ставка едина для всех категорий доходов не требуется проведение перерасчета налоговых обязательств по совокупности всех доходов получаемых из различных источников. Таким образом, при удержании налогов по месту получения дохода у источника его получения сумма налога зачисляется в бюджет региона, по месту получения дохода. Возмещение налога, в случае необходимости, производится по месту регистрации гражданина в качестве налогоплательщика при подаче налоговой декларации.

Теоретически унитарный (глобальный) подоходный налог лучше соответствует принципам справедливости налогообложения, если применяется в сочетании с прогрессивной шкалой налоговых ставок, необлагаемым минимумом дохода, исключением двойного налогообложения дивидендов, чем шедулярный налог, при котором различные виды (источники) дохода облагаются по отдельности. Однако бюджетная эффективность и справедливость унитарного налогообложения зависит от возможностей точного определения дохода налогоплательщиков. В развитых странах определение дохода базируется на декларировании налогоплательщиками его величины. Правильность декларирования контролируется налоговой администрацией. Важную роль при этом играет развитость аппарата налоговых органов, уровень их технического оснащения и кадровой обеспеченности. Кроме того, большое значение имеет существование исторических традиций добровольной уплаты налогов со стороны большинства граждан.

Российская налоговая администрация пока не в состоянии обеспечить эффективный контроль за предоставлением деклараций и правильностью отраженных в них сведений. Опыт России подтверждает положение, наблюдающееся в большинстве стран, при котором подоходный налог имеет наибольшую бюджетную отдачу, если собирается у источника. Выходом из создавшейся ситуации является переход к системе взимания подоходного налога в максимально возможной степени (кроме доходов предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица) у каждого источника выплаты отдельно от других видов дохода.

В первую очередь, целесообразность шедулярного обложения касается доходов, получаемых от вторичной занятости. Налогообложение доходов, получаемых помимо доходов по месту основной работы, следует производить у каждого источника выплаты отдельно от совокупного дохода. Это позволило бы резко сократить число лиц, обязанных декларировать свои доходы, облегчило бы работу Налоговой службы, улучшило бы собираемость налога.

Для выравнивания условий хозяйствования в различных секторах экономики необходимо отменить льготы по подоходному налогу, предоставляемые охотникам, старателям, фермерским хозяйствам, по натуральным выплатам работникам сельскохозяйственных предприятий. Следует согласиться с предложением о сокращении размера льготы, предполагающей исключение из налогооблагаемого дохода средств, использованных на строительство или приобретение жилого дома (погашение ссуды банка использованной на эти цели). В настоящее время этой льготой пользуются лишь относительно высокодоходные граждане, поэтому соображения социальной справедливости определяют целесообразность ее отмены.

Требует пересмотра порядок налогообложения доходов от реализованного прироста капитальной стоимости активов физических лиц. В настоящее время налогооблагаемый доход физических лиц уменьшается на суммы от продажи квартир, жилых домов, садовых домиков, земельных участков, земельных паев (долей), в части не превышающей размера пятитысячекратного размера минимальной месячной оплаты труда. Доходы от продажи другого имущества облагаются налогом, если превышают тысячекратный размер минимальной месячной оплаты труда. Такой фиксированный вычет по действующему законодательству может быть заменен вычетом фактически произведенных документально подтвержденных расходов, связанных с получением соответствующих доходов. Однако в условиях высокой инфляции нам представляется целесообразным дополнить это положение возможностью осуществления индексации произведенных расходов, например, по индексу потребительских цен.

Переход от глобального подоходного налога к шедулярному существенно повышает эффективность контроля за уплатой подоходного налога и обязательных социальных платежей, так как уплата налога производится у источника получения дохода. Кроме того, установление единой ставки подоходного налога, также способствует упрощению системы контроля за правильностью уплаты налога, ввиду того, что пересчет обязательств физического лица по подоходному налогу производится лишь в случае, если данное физическое лицо претендует на получение льгот и как следствие возмещении излишне уплаченных сумм налога, а также в случае с процентными доходами по рублевым активам - если уровень инфляции в отчетном году был выше, нежели предсказанные и следовательно фактическая ставка подоходного налога должна быть скорректирована по итогам года.

Декларирование осуществляется по желанию налогоплательщика, получающего доходы, не являющиеся заработной платой для учета вычетов необлагаемого налогом минимума и вычетов на иждивенцев. В связи с отсутствием четкого определения понятия основного места работы, по которому предоставляется право учета необлагаемого минимума и вычетов на иждивенцев могут возникнуть проблемы с неоднократным получением данной льготы у различных работодателей. Поэтому следует сохранить порядок предоставления предприятиями сведений о заработной плате, выплаченной своим работникам в налоговые инспекции по месту жительства граждан для контроля за использованием льготы по необлагаемому минимуму только один раз, а также для контроля за соответствием образа жизни официально получаемым доходам.

Контроль за использованием льготы по необлагаемому минимуму требует ведения дела каждого налогоплательщика в налоговых инспекциях по месту жительства. Поэтом подобная система контроля должна внедряться по мере увеличения мощности налоговой администрации и регистрации всех налогоплательщиков, атрибутированных соответствующими номерами.

В этой связи декларации о доходах, полученных физическим лицом, могут служить, во-первых, для возмещения излишне уплаченных сумм подоходного налога, во-вторых - для статистических целей. Последнее подразумевает обязательную подачу деклараций всеми налогоплательщиками и не имеет строго фискальной функции.

В качестве дополнительного контроля за правильной уплатой подоходного налога может быть использована также система контроля за расходованием средств. Принятый Государственной Думой Закон «О контроле за соответствием крупных расходов на потребление», фактически получаемым физическими лицами доходам, на наш взгляд, требует корректировки.

Следует разделить вопрос установления санкций за непредставление декларации, искажение представленных в ней данных и доказательство наличия скрытых от налогообложения доходов и вопрос о возможности применения налоговыми органами в случае возникновения подозрений в уклонении от налога другого принципа налогообложения плательщика - налогообложения по внешним признакам богатства. Следует ввести норму, позволяющую налоговым органам в случае явного несоответствия между образом жизни налогоплательщика и его официально уплачиваемыми налогами, применять метод определения величины подоходного налога по так называемым внешним признакам богатства: наличие, качество, размеры и местоположение первого и второго жилья, количество и класс автомобилей, гаражей и другого находящегося в собственности физического лица имущества, членство в элитных клубах, наличие прислуги и др. Подобный подход позволяет решать задачу пресечения попыток уклонения от уплаты подоходного налога и в то же время его реализация является значительно более простой, чем предлагаемая некоторыми экономистами концепция, согласно которой облагаемый доход представляет собой сумму потребления данным лицом за определенный период и величины изменения его собственного капитала за этот период.

 


Список литературы

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2001 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 2000 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2001 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2002 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2003 г.)

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 2000 г., 5 августа, 27 декабря 2001 г., 8 августа, 30 декабря 2002 г., от 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2003 г.)

3. Федеральный закон от 24 июля 2003 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (с изм. и доп. от 31 декабря 2003 г.)

4. Федеральный закон от 10 января 2004 г. N 14-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах"

5. Федеральный закон от 24 марта 2002 г. N 33-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"

6. Федеральный закон от 5 августа 2001 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (с изм. и доп. от 27 декабря 2001 г., 24 марта, 6 августа, 15 декабря, 30 декабря 2002 г., 29 мая, 24 июля, 24, 31 декабря 2003 г.)

7. Письмо Правительства РФ от 26 мая 2001 г. N 1684п-П13 О первоочередных мерах по реформированию налоговой системы Российской Федерации

8. Приказ МНС РФ от 18 августа 2001 г. N БГ-3-01/295 "О плане первоочередных мероприятий МНС России"

9. Приказ МНС РФ от 14 августа 2001 г. N БГ-3-01/291 "Об исполнении распоряжения Правительства Российской Федерации"

10. Приказ МНС РФ от 5 мая 2000 г. N ГБ-3-15/120 Об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов

11. Письмо ЦБР от 1 сентября 2001 г. N 150-Т "О разъяснении вопросов налогового законодательства"

12. Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 28 января 2003 г. N 04-01-10/1-10 О порядке исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

13. Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 16 ноября 2000 г. N 04-00-11 О порядке вступления в силу Федерального закона от 9 июля 2000 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

14. Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 21 октября 2000 г. N 04-00-11 О компетенции органов власти при принятии решений о налоговых льготах

15. Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 22 июля 2000 г. N 04-05-18/12 О порядке вступления в силу правовых актов о налогах

16. Акуленок Д.Н. Налоговый портфель. - М.: Сомитек, 2003.

17. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. - "Налоги и финансовое право", 2003 г.

18. Вольвач Д.В., Диков А.О., Разгулин С.В. Комментарии к изменениям, внесенным в НК РФ Федеральным законом от 29.12.2001 N 166-ФЗ. – М.: Налоговый вестник, 2002.

19. Красноперова О.А. Комментарий юриста: часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации. – М., 2003.

20. Медведев А.Н. Постатейный комментарий к части второй Налогового кодекса РФ. – М.: Налоговый вестник, 2002.

21. Медведев А.Н. Постатейный комментарий к части второй Налогового кодекса РФ, в ред. Федерального закона от 29.12.200



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: