Направления в совершенствовании мобилизации налога на доходы с физических лиц




3.1. Принципы подоходного налогообложения и их применение на
практике

 

Переход к рыночным отношениям заставляет нас обратить пристальное внимание на экономический опыт развития зарубежных стран, в частности в области финансов. Особое место здесь занимает налоговая система - важнейший инструмент государственной экономической политики и регулирования рыночных отношений.

В настоящее время за рубежом облагается чистый доход плательщика за минусом разрешенных законом вычетов и налоговых льгот, к которым относятся необлагаемый минимум, профессиональные расходы, семейные скидки, скидки на детей и иждивенцев, взносы в фонды и т. п. Список исключений в разных странах различен и зависит от национальных особенностей и традиций. И хотя законодательство многих стран провозглашает равные возможности для всех плательщиков в использовании налоговых скидок, в реальной жизни многие льготы являются лишь привилегией очень состоятельных слоев населения. В развитых странах для этих групп населения из получаемого ими валового дохода исключаются [23, с. 187]

- взносы в благотворительные фонды;

- отчисления на ведение избирательной компании;

- членские взносы в деловые клубы и спортивные ассоциации и т. д.

В Великобритании, ФРГ, Португалии освобождаются от обложения разовые пособия, премии руководителям, в Бельгии и Нидерландах — натуральные материальные блага (домашняя прислуга, телохранители и пр.)

В послевоенные годы в развитых странах наблюдался рост налоговых поступлений (в т. ч. и подоходного налога) в бюджет. Это объясняется следующими фактами: номинальное повышение доходов населения, инфляционные процессы и как следствие этого – индексация заработной платы, а также ужесточение контроля за платежами. В настоящее время в развитых странах 30-40% всех доходов населения изымается с помощью подоходного налога. Этот налог стал массовым и распространяется на большинство членов общества.

Ставки подоходного налога построены по сложной прогрессии. В последние годы произошло резкое сокращение максимальных ставок и их количества, наметилась тенденция к более пропорциональному налогообложению. Это очень важно. При подоходном налогообложении очень трудно рассчитать оптимальные ставки налогов. Если ставки высоки, то подрывается стимул к нововведениям, рискованным проектам; в высоких ставках налогов таится опасность снижения трудовой активности людей. Американские эксперты во главе с профессором Лаффером теоретически доказали, что при ставке налога более 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения доходов. Она должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение в ее справедливости имеют национальные, психологические и культурные факторы. Американцы, например, считают, что при такой шкале налогообложения, которая существует в Швеции —— 75%, в США никто бы не стал вкладывать капитал в производство. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 года в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения. Таким образом кривая Лаффера, скорректированная в соответствии с реальностью, приобретает следующий вид:

Уровень дело-

вой активности

 

25 50 75 100 ставка процента(%)

Рис.2. Кривая Лаффера

Высшая ставка налога должна находиться в пределах 50-70%.

В основе всех доходов лежат налоговые поступления. Налоги, дающие наиболее крупные суммы, идут, как правило, в бюджет государства. Обычно это прямые налоги. Рассмотрим в качестве примера структуру доходной части федерального бюджета США на 2003 г. Объем доходов был запланирован в сумме 976 млрд. долл. с превышением расходной части над доходной в 150 млрд. долл.

Таблица 24

Структура доходов бюджета США (в %)

 

Подоходный налог на граждан  
Отчисления на социальное страхование  
Налог на доходы корпораций, фирм, предприятий  
Акцизные сборы  
Заемные средства  
Прочие доходы, включая налоги на подарки и завещания и пошлины  
Всего: 100

 

Как видим, самой крупной статьей доходов государственного бюджета является подоходный налог с населения. Он взимается дифференцированно, но средняя ставка составляет 28%. Налог на страхование, вторая по величине доходная статья, уплачивается как работодателем, так и самим наемным работником. Налог на корпорации, предприятия, фирмы занимает лишь третье место. В настоящее время он уплачивается по ставке, составляющей 34% чистого дохода. Заем, дающий 8% доходов федерального бюджета не спасает его от дефицита. Представление о динамике доходов федерального бюджета США в 90-е годы дает таблица 25 [12, с. 29].


Таблица 25

Доходы федерального бюджета США (млрд. долл.)

 

Статьи          
Подоходный налог на граждан 244.1 297.7 334.5 392.6 425.2
Отчисления на социальное страхование 157.9 201.5 265.2 303.3 363.9
Налог на доходы корпораций, фирм, предприятий 64.6 49.2 61.3 83.9 107.0
Акцизные сборы, в т. числе: 24.3 36.3 36.0 32.5 34.0
- на алкоголь 5.6 5.4 5.6 6.0 5.6
- на табак 2.4 2.5 4.8 4.8 4.5
- на дороги 6.6 6.7 13.0 13.0 14.9
- на аэропорты и воздушное сообщение 1.9 0.1 2.9 3.1 3.7
- на непредвиденную прибыль 6.9 18.4 6.3 - -
- разные 0.9 3.1 3.4 5.6 5.3
Налоги на подарки и завещания 6.4 8.0 6.4 7.5 7.8
Пошлина 7.2 8.9 12.1 15.1 16.3
Прочие доходы 12.7 16.2 18.5 19.3 21.4
Всего собственных доходов 517.1 617.8 734.1 854.1 975.5

 

Отдельную от федеральной налоговую систему имеет каждый американский штат. Штаты взимают подоходный налог с корпораций и с граждан. При этом решать вопросы обложения подчас бывает непросто. Так, штат обладает правом взимать подоходный налог с корпорации в том случае, если она имеет на его территории строения или служащих. Однако компания может не иметь на территории данного штата ни того, ни другого, но торговать здесь и таким образом получать прибыль, особенно при широком распространении торговли по каталогам. В настоящее время ставится вопрос о налогообложении штатами компаний и в этом случае. Ставка налога по штатам колеблется, но в среднем составляет 5-8%.

Налоговые системы штатов в США различаются по видам налогов, величине налоговой базы, уровню некоторых ставок и количеству налоговых льгот. В одних штатах принята пропорциональная ставка подоходного налога, в других - прогрессивная.

Переход к системе обложения на основе на основе прироста только состояния налогоплательщика (т.е. годовой суммы его чистого дохода) потребовал создания условий для того, чтобы общая сумма взимаемых с него налогов не превысила пределов этого дохода. В прошлом этому ограничению не придавалось значения, разные виды налогов вводились сами по себе, действовали обособленно друг от друга, поэтому суммирование внешне невысоких ставок разных налогов, но устанавливаемых на базе валового, а не чистого дохода, нередко приводило для некоторых категорий населения к обложению, превышающему весь объем реализуемыми доходов и, соответственно, к их разорению и прогрессирующему обнищанию. Сейчас этому условию предается весьма большое значение, особенно если учесть, что в некоторых странах через налоги перераспределяется до трех пятых всей суммы национального дохода.

Поэтому для обеспечения этого условия пришлось создать новые формы взаимного учета различных видов налогов, и среди них наиболее важное значение имеет система подоходных налогов. Эта система включает в себя ряд предварительных, авансовых налогов (withholding taxes) и окончательный налог, в котором эти налоги суммируются путем так называемого налогового кредита. В общем виде эта система может быть представлена следующим образом:

Налог на индивидуальные доходы

а). налоги на прирост капитала:

- доходы от капитала и другие фиксированные доходы (ренты и др.).

б). налоги «у источника»:

- доходы от капитала и другие фиксированные доходы (ренты и др.).

в). налоги на прибыли в корпоративном секторе бизнеса:

- корпорационный налог.

- налог «у источника» на дивиденды.

- налоги на нераспределенную часть прибыли.

г). налоги на прибыли некорпоративного бизнеса и доходы от труда за свой счет.

д). налоги «у источника» с заработной платы:

- заработная плата и другие доходы от работы по найму.

Такая система подоходных налогов, с известными модификациями, существует во всех развитых странах. Ведущую роль в ней играет налог на индивидуальные доходы (individual income tax), которым облагается вся сумма доходов каждого отдельного налогоплательщика (в некоторых странах допускается суммирование доходов для супружеских пар). Налог на индивидуальные доходы взимается по прогрессивно растущим ставкам, которые для наиболее высоких доходов могут достигать 75-80%. Авансовые или предварительные налоги взимаются с определенных видов доходов по мере их получения, т.е. «у источника». Для этих налогов установлены твердые, фиксированные ставки: для процентов и дивидендов обычно 25-30%, для лицензионных платежей и выплат по авторским правам - 10-12% и т.д. Для удержания налогов из заработной платы обычно применяются специально разработанные шкалы налоговых ставок.

На первоначальных этапах экономического переходного периода подоходный налог не является важным источником налоговых поступлений. В переходный период доход на душу населения невелик, и экономика может приспосабливаться к переходным условиям за счет дальнейшего сокращения доходов населения до возобновления экономического роста. Поскольку подоходный налог является эластичным источником доходов бюджета, в подобные периоды доля поступлений от него в общей сумме доходов должна падать. Тем не менее, доля подоходного налога в общей сумме налоговых поступлений будет расти по мере возобновления экономического роста, из-за эластичной природы этого налога. Таким образом, следует ожидать с течением времени роста значения подоходного налога.

Кроме того, основным источником подоходного налога в переходный период являются удержания из зарплат, и требуется определенный период времени для того, чтобы удержания с иных источников подоходного налога (проценты, дивиденды, доход от малого бизнеса) стали эффективным налоговым инструментом.

Страны с переходной экономикой должны приспособиться к новым налоговым концепциям, с учетом местных особенностей, а население должно осознать, что уплата налогов является его гражданской обязанностью. Эти факторы имеют тенденцию к слабому проявлению на ранних этапах переходного периода, соответственно налоговая дисциплина соблюдается в меньшей степени, чем можно ожидать на последующих этапах развития.

По вышеизложенным причинам, доля бюджетных поступлений от подоходного налога должна быть невелика на первоначальных этапах, и поэтому важно, чтобы налог взимался по схеме, обеспечивающей адаптацию экономики к этому налогу. Иными словами, все больше людей будут становиться плательщиками подоходного налога и/или платить больше налогов по мере роста их реальных доходов. Этой цели можно достичь частью за счет создания простой схемы налогообложения, которая включала бы обоснованный уровень необлагаемого налогом дохода и одной ставки. Категории доходов, облагаемые налогом по разным ставкам должны индексироваться в зависимости от инфляции, для того, чтобы подоходным налогом облагалось лишь реальное увеличение доходов. Эта схема обеспечит постоянное увеличение средней ставки налога для налогоплательщиков, уплачивающих положительные суммы налога. Таким образом, с самого своего создания схема подоходного налога будет включать элемент прогрессивного налогообложения.

В отношении ответственности физического лица возможно применение двух подходов. Один из них применяется в Великобритании, где при явном несоответствии образа жизни декларируемым доходам косвенные методы используются не для доказательства вины налогоплательщика, состоящей в попытке уклонения от налогов, и последующего применения налоговых санкций, а для альтернативной оценки налогооблагаемой базы. Эти методы, основанные на оценках по аналогии с другими плательщиками, применяются в тех случаях, когда налоговые органы имеют основания сомневаться в адекватности оценки, произведенной налогоплательщиком, реальной действительности. В случае несогласия налогоплательщика с такой оценкой он имеет право обратиться в суд, причем бремя доказывания лежит на налогоплательщике.

Второй подход применяется во Франции, где оценка вменяемого дохода более формализована. Согласно Налоговому кодексу Администрация имеет право для налогоплательщиков, декларирующих доходы, существенно меньшие, чем предполагает их образ жизни, применять оценку налоговой базы по подоходному налогу на основании «внешних признаков». Такое налогообложение применяется, если оценка, проведенная на основании специальной шкалы, показывает доход больше 275 тыс. франков. Кроме того необходимым условием является, чтобы полученная оценка превышала как минимум на треть декларированный налогоплательщиком доход в текущем и предшествующем годах, причем декларируемый доход должен включать в себя не только налогооблагаемый доход, но также освобожденные от налога доходы налогоплательщика и доходы облагаемые у источника отдельно от декларируемого дохода. Шкала оценки дохода, соответствующего элементам образа жизни, включает в себя арендную стоимость основного и других видов жилья (вменяемый доход равен пятикратной арендной стоимости), число слуг (вменяется 37 тыс. фр. за слугу), стоимость автомобилей (вменяется доход в размере части стоимости в зависимости от класса), мотоциклов (вменяется полная стоимость, если возраст составляет менее трех лет), наличие яхт и моторных лодок (вменяется определенный тариф в зависимости от тоннажа и мощности), самолетов (450 фр. за лошадиную силу), лошадей (9 тыс. фр. за прогулочную лошадь, 30 тыс. фр. за чистокровную лошадь, 18 тыс. фр. за остальных), членство в гольф-клубах, участие в охоте (удвоенный размер платы за участие или абонемента, если он превышает 30 тыс. фр.). Налогооблагаемая база, полученная в результате применения данной шкалы увеличивается на 50%, если одновременно выполняется два условия: полученная база превышает 550 тыс. фр. и налогоплательщик располагает как минимум семью из перечисленных десяти элементов образа жизни. В случае несогласия с полученной оценкой налогоплательщик может привести доказательства того, что его доходы, использование его капитала или займов позволяют ему обеспечивать его образ жизни.

 

3.2. Совершенствование механизма исчисления и уплаты налога на
доходы физических лиц

 

Подпунктом 5 п.1 ст.13 ч.I НК в качестве федерального вида налога, который может быть установлен ч.II НК, предусмотрен (поименован) подоходный налог с физических лиц. Его предмет - доход как экономическая выгода - непосредственно определен в ст.41 ч.II "Принципы определения доходов": доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль (доход) организации", "Налог на доходы от капитала".

В статье 209 гл.23 ч.II НК РФ установлен объект подоходного налога. Им является юридический факт получения дохода, а не наличие, например, у налогоплательщика одного только имущественного права требования к третьим лицам (объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ).

"Выгодность" означает прирост материальных благ по сравнению с произведенными для этого затратами именно потому, что противоположная ситуация - "невыгодность" - налицо в случае, когда стоимость поступивших благ меньше затрат на их получение. Иначе, если под объектом подоходного налога понимать любое поступление имущества (выручку), то тогда в ст.41 НК не имело бы смысла вводить такой квалифицирующий признак дохода, как его выгодность, поскольку выручка не оценивается с позиции выгодности, иначе это уже не выручка, а доход или убыток. Эта статья оставляет на усмотрение Особенной части НК применительно к предмету подоходного налога установление порядка определения экономической выгоды (доходом признается экономическая выгода, определяемая в соответствии с главой "Налог на доходы физических лиц"), то есть установление способа исчисления налогооблагаемого дохода, в зависимости от которого могут варьироваться его количественные показатели, не выходя при этом за рамки самого определяемого понятия.

Так, порядок исчисления дохода может предусматривать, что из общего дохода, сформированного из доходов по каждой отдельной выгодной сделке за минусом убытков по невыгодным сделкам, вычитается также ущерб, понесенный в результате гибели имущества, и расходы, имеющие социально значимую цель. Например, если доход от продажи квартиры, ранее приобретенной за 300, а проданной за 350, составляет 50; если убыток от продажи ценных бумаг, ранее приобретенных за 200, а проданных за 100, составляет 100; если доход в виде заработной платы составляет 200, а ущерб от порчи автомобиля, вызванной стихийным бедствием, - 250, и если расходы на лечение составили 50, то можно говорить об отсутствии у налогоплательщика обязанности уплатить подоходный налог ввиду убытка в размере 150 единиц: 50 + (- 100) + 200 + (- 250) + (- 50) = - 150, или: (350 + 100 + 200) - (300 + 200 + 250 + 50) = - 150.

Законодатель может также установить различный порядок расчета доходности или убыточности каждой отдельной сделки, определив, к примеру, что из выручки, полученной в результате отчуждения объектов гражданских прав, подлежат вычитанию не только расходы по первоначальному приобретению впоследствии отчужденных объектов, но и расходы, связанные с реализацией этих объектов (например, по оплате услуг комиссионера, обязавшегося продать вещь), иные расходы (например, по хранению, поддержанию вещи в надлежащем состоянии).

Доход от продажи ранее приобретенного имущества подлежит исчислению с применением индексов инфляции как способа установления его стоимости в сегодняшнем масштабе цен. Иначе, если не определен действительный доход, нельзя говорить и о наличии объекта налогообложения.

При этом тем порогом, до которого налогом будет облагаться доход, а не выручка, является такой способ определения дохода, когда из стоимости полученных по различным основаниям материальных благ вычитаются обусловившие их получение расходы.

Между тем ряд норм, содержащихся в гл.23 НК, посвященной установлению подоходного налога, не учитывают принципы определения дохода, предустановленные ст.41 НК, представляя собой попытку косвенно (через регулирование базы и льгот) установить предметом подоходного налога выручку, допуская вычитать из нее некоторые расходы лишь в качестве льготы - необязательного элемента налога. Символично, что во второй части НК подоходный налог именуется налогом "на доходы".

Но поскольку согласно функциональной классификации содержащаяся в ст.41 НК правовая норма, формулирующая предмет подоходного налога, является смешением нормы-принципа и нормы-дефиниции, обладающих более высокой юридической силой по сравнению с нормами-предписаниями, компетенционными нормами, нормами-запретами, имеющимися в гл.23 НК, то последние должны толковаться и применяться с учетом установленных нормой-принципом положений. Анализируя нормы данной главы, необходимо принимать во внимание нечеткость демонстрируемой юридической техники, когда один и тот же термин "доход" используется для обозначения как собственно дохода, так и выручки. Так что смысл указанного термина применительно к каждому отдельному установлению выявляется при его системном толковании со всеми иными терминами, формулирующими конкретное установление.

Из всех норм гл.23 Налогового кодекса РФ (ст.207-233) только нормы, сформулированные во втором абз. пп.1 п.1 ст.220 НК, в первых абзацах п.1 и 3 ст.221, в п.2 ст.221 во взаимосвязи с п.3 и 4 ст.210 изменяют предмет подоходного налога, предполагая его взимание с выручки.

Согласно пунктам 3 и 4 ст.210 НК следует, что доходы налогоплательщика, облагаемые по ставке 13 процентов, могут быть уменьшены на так называемые налоговые вычеты, устанавливаемые ст.218-221, а доходы, облагаемые по ставке 6 и 30 процентов, посредством вычетов уменьшены быть не могут.

Если исходить из того, что предметом подоходного налога является доход как экономическая выгода, и если вычеты, о которых говорится в п.3 и 4 ст.210 НК, призваны уменьшить доход (то есть величину, уже уменьшенную на расходы, без которых доход не был бы получен), то можно сделать вывод, что вычетами могут являться только те расходы, которые не связаны с полученным доходом, то есть представляют собой налоговые льготы. Однако "вычеты", предусмотренные вторым абз. п.1 ст.220 НК, первым абз. п.1 и 3, п.2 ст.221 НК, налоговыми льготами не являются, а представляют собой расходы, подлежащие вычитанию из вырученных средств непосредственно в соответствии со ст.41 и 209 Налогового кодекса РФ в силу того, что объектом подоходного налога является в виде экономической выгоды полученный доход.

Но из того, что в некоторых статьях НК под "вычетами" понимаются также и расходы, связанные с извлечением дохода (что в свою очередь предполагает применение предусмотренной в ст.210 НК ставки 13 процентов к базе, сформированной из выручки), совершенно не следует, что предметом подоходного налога является выручка, так как именно база налога производна от предмета (объекта) налога, а не наоборот. Объект налога должен быть четко определен, и его нельзя корректировать ссылками якобы на базу (поскольку, если базой налога является количественное выражение объекта налога, то база, подменяющая объект налога, не является его базой, а есть установление иного налога со своим собственным объектом). Нельзя изменить объект налога ссылками на то, что такой элемент, как база, предполагает иной объект.

Что касается "вычетов", предусмотренных ст.218, 219 НК, первым абз. пп.1 и 2 п.1 ст.220 НК, четвертым абз. п.1 ст.221 НК, то они действительно являются льготами, подлежащими вычитанию из дохода, а не расходами, подлежащими вычитанию из выручки.

Следует отметить, что в Определении от 5 июля 2002 года N 162-О Конституционный Суд РФ подтвердил правомерность взимания подоходного налога со всего приобретенного в результате участия в лотерее выигрыша, без учета понесенных расходов, и указал, что такой вычет является льготой, а последняя не относится к обязательным элементам налога. Не рассматривая в рамках данного дела правовую природу всех перечисленных в ст.218-221 НК вычетов применительно к вопросу о предмете (объекте) подоходного налога, Конституционный Суд назвал их льготами.

Такой вычет действительно представляет собой именно льготу, поскольку лотерейный выигрыш по своей природе с какими-либо расходами никак не связан, даже если за допуск к участию в лотерее было уплачено. Расход, направленный на получение встречного удовлетворения, только тогда связан с его получением, когда на момент совершения такого расхода лицо точно знает, какое именно имущество оно в качестве встречного удовлетворения получит, и знает, что получит его наверняка: в добровольном порядке или через суд. Так, вступая в отношения купли-продажи, покупатель, уплачивая покупную цену, знает, на что встречное он может рассчитывать со стороны продавца, и может добиться его получения в том числе в принудительном порядке.

Этому критерию не соответствуют расходы, совершаемые с целью получения "допуска" (например, в форме покупки лотерейного билета) к участию в основанных на риске играх, поскольку выигрыш - всегда результат случайности, а не совершенного расхода.

Из пункта 2 ст.210 НК следует, что налоговая база подоходного налога определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых применяются различные налоговые ставки - в размере 13, 30, 35 и 6 процентов, установленные ст.224 НК. Получается, что один объект налога (доход как положительный результат экономической деятельности за налоговый период) предполагает четыре налоговых базы, когда какой-то отдельный вид дохода (который выделяется исходя из его "закрепленности" за той или иной налоговой ставкой) формирует собственную налоговую базу. Сформированные таким образом базы по отношению друг к другу совершенно автономны: расходы, относящиеся к выручке, попадающей в группу, облагаемую по ставке 13 процентов, не могут уменьшать поступления, относящиеся к группам, облагаемым по иным ставкам.

Если у подоходного налога один объект - доход как экономическая выгода, то тогда и база у него может быть только одна. А если какой-то вид дохода формирует собственную базу, то тем самым он формирует и самостоятельный объект и вид налога, отличный от подоходного, объект которого предполагает доход единый и неделимый (экономическую деятельность налогоплательщика выражает ее положительный или отрицательный результат, а не результаты отдельных видов сделок).

Налог на наследование или дарение как налог на доход, полученный по наследству или по сделке дарения, совершенно правильно выделен в ст.13 НК в отдельный вид налога, поскольку от дохода, облагаемого подоходным налогом, его отличает формирование собственной налоговой базы, с базой подоходного налога не соприкасающейся.

Нормы второго абз.пп.1 п.1 ст.220 во взаимосвязи со ст.214.1 НК идут еще дальше, устанавливая: налогоплательщик, реализовавший ценные бумаги, может вычесть расходы по их предшествующему приобретению не из всех поступивших ему по различным основаниям средств, а только из тех, которые выручены от реализации ценных бумаг. Более того, ст.214.1. НК создает не одну, а четыре самостоятельных налоговых базы, формируемые доходами от четырех видов операций с ценными бумагами. Доход (убыток), полученный по одному виду операций с ценными бумагами, не подлежит объединению ни с доходом (убытком) по другому виду операций, ни с иными поступлениями (расходами), формирующими объект подоходного налога.

Допустим, что плательщик подоходного налога в данном налоговом периоде продал квартиру за 350, ранее приобретенную за 300; ценные бумаги - за 100, ранее приобретенные за 200, получил заработную плату в размере 200, понес ущерб в размере 250 в результате повреждения автомобиля. При обязанности уплачивать налог с дохода как единого экономического результата, сложившегося за определенный налоговый период, у налогоплательщика в этом случае такая обязанность отсутствовала бы ввиду наличия убытка: (350 - 300) + (100 - 200) + 200 + (- 250) = - 100. При таком подсчете доход от одной сделки, например, от продажи квартиры, уменьшается на убыток от другой сделки, например, от продажи акций.

Но если по каждому виду сделок создавать собственные налоговые базы, друг с другом не сообщающиеся, тогда налогоплательщик будет иметь: 1) доход от продажи квартиры в размере 50 единиц, подлежащий налогообложению; 2) убыток от продажи ценных бумаг, не подлежащий налогообложению, но не уменьшающий доход от продажи квартиры; 3) доход с заработной платы в размере 200, подлежащий налогообложению и также не уменьшающийся на убыток по второй сделке; 4) убыток в размере 250 от поврежденного автомобиля, не уменьшающий его налоговое обязательство по первой и третьей сделкам.

Получается, что при таком способе подсчета дохода, органической частью которого является "множественность" баз, налогоплательщик при тех же самых условиях должен будет уплатить налог с дохода в размере 250 единиц.

"Дробление" поступлений и соответствующих им расходов на отдельные "автономные" группы нивелирует экономическую выгодность как неотъемлемый признак дохода: чем на большее количество групп доходов, формирующих собственную базу, дробится доход, тем все более отчетливо облагается налогом выручка.

Льготы, состоящие в полном (по нулевой ставке) или частичном (по пониженной ставке в 6, 13 и 30 процентов (при общей ставке 35 процентов) выведении из-под обложения подоходным налогом отдельных предметов налога (доходов от определенных видов деятельности), группируют доходы по различным источникам их получения и тем самым также создают несколько налогооблагаемых баз (поскольку поступления/расходы внутри каждой такой группы за ее пределы не выходят).

Четыре налоговые базы по четырем видам доходов по сделкам с ценными бумагами образуют самостоятельную базу, не будучи даже обусловленными необходимостью применения к ним налоговых льгот: доходы по ценным бумагам облагаются по ставке 13 процентов наряду с иными доходами, также облагаемыми по указанной ставке (такими как, например, доход в виде заработной платы). Если бы ставка в отношении доходов по ценным бумагам была ниже 35 процентов и не равнялась бы льготным ставкам в размере 30, 13, 6 процентов (скажем, была бы 14 или 12 процентов), то формально доходы по сделкам с ценными бумагами формировали самостоятельную базу уже как разновидность льготы. Но поскольку этого нет, незаконным является запрет суммировать поступления/расходы по ценным бумагам с поступлениями/расходами по иным сделкам, доход по которым также облагается по ставке 13 процентов.

На рассмотренном примере видно, что применительно к подоходному налогу "льгота", когда ее механизм допускает формирование нескольких налоговых баз, - явление двойственное. Ею можно манипулировать, достигая совершенно обратного эффекта: формально-юридически установления являются льготой, а экономически - дополнительным налоговым бременем.

С точки зрения теории налогового права у подоходного налога может быть только одна база. Соответственно, и различные ставки могут также применяться только к одной базе, то есть быть прогрессивными или регрессивными - меняться в зависимости не от того или иного источника доходного поступления, а от изменения размера совокупного дохода. А источники доходных поступлений, которые государство желает облагать налогом по иной ставке, должны выводиться в самостоятельный вид налога, как это сделано в отношении налога на наследование и дарение.

Можно сколько угодно ссылаться на практику взимания подоходного налога в иных государствах, где принцип обложения им дохода, а не выручки также нечетко выражен и где также можно наблюдать множественность налоговых баз. Но необходимо иметь в виду, что при взимании налога в РФ, а не в ином государстве следует исходить из принципов, выработанных правовой системой России, которые, будучи сформулированными, предполагают их соблюдение, предопределяют рамки дальнейшего законотворчества. Если налог считается законно установленным тогда, когда определены такие его элементы, как объект, база, то они по сути своей должны соответствовать тому, что именуется "база", "объект" налога. Между самими элементами налога существует связь и иерархия, которые надлежит учитывать как при установлении того или иного налога, так и в ходе правоприменения.

Если та или иная экономическая модель налога не укладывается в предложенные теорией (и закрепленные нормативно в виде основных положений и принципов налогообложения) рамки его элементов, то это не означает, что государство не может расширить или сузить базу налога, варьировать ставки. Оно может получить дополнительный доход не в рамках существующего налога, а установить новый, открыто ввести его соответствующим образом в налоговую систему.

Иной подход ведет к запутанности и неопределенности законодательных установлений, к произвольному их толкованию и, как следствие, к нарушению конституционного принципа равенства граждан.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: