Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц




 

В главе 23 НК РФ даны определения следующих понятий:

- налоговая база (статья 210);

- налоговый период (статья 216);

- налоговые вычеты (статьи 218, 219, 220, 221);

- дата фактического получения дохода (статья 223);

- налоговые ставки (статья 224).

Налоговая база включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им в течение налогового периода. При этом законодатель выделил следующие виды доходов, которые следует учесть при расчете налоговой базы: а) доходы, полученные в денежной форме; б) доходы, полученные в натуральной форме; в) доходы, полученные в виде материальной выгоды; г) возникшие у налогоплательщика права на распоряжение доходами. Доходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленного на дату фактического получения доходов.

Налоговый период, согласно пункту 1 статьи 55 НК РФ, - это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период по налогу на доходы физических лиц составляет календарный год.

Налоговые вычеты - это суммы, на которые уменьшается объект налогообложения, выраженный в денежной форме, при определении налоговой базы для исчисления налога налоговым агентом или налоговым органом. В соответствии с НК РФ плательщики налога на доходы физических лиц получили право на следующие налоговые вычеты: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные. Налоговые вычеты, действующие с 1 января 2002 года, установлены в фиксированных суммах. По ранее действовавшему Закону "О подоходном налоге с физических лиц" размеры предоставляемых вычетов зависели от размеров МРОТ. Расходы, принимаемые в качестве налоговых вычетов, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического осуществления расходов.

Дата фактического получения дохода - это день, в который необходимо исчислить налог на доход физического лица. Для разных видов доходов он определяется по-разному. Порядок определения даты фактического получения дохода представлен в таблице 18.

Таблица 18

Порядок определения даты фактического получения дохода

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Вид дохода | Дата фактического получения дохода |

|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————|

|Доход в денежной форме |1. День выплаты дохода наличными дене-|

| |жными средствами |

| |2. День перечисления дохода на счет|

| |налогоплательщика в банке |

| |3. День перечисления дохода на банков-|

| |ские счета третьих лиц по распоряжению|

| |налогоплательщика |

|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————|

|Доход в натуральной форме |День передачи налогоплательщику дохода|

| |в натуральной форме (в виде товарно-|

| |материальных ценностей, оплаты услуг|

| |и пр.) |

|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————|

|Доход в виде материальной выгоды|1. День уплаты налогоплательщиком про-|

| |центов по полученным заемным (кредит-|

| |ным) средствам |

| |2. День приобретения товаров (работ,|

| |услуг) по ценам ниже рыночных |

| |3. День приобретения ценных бумаг |

|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————|

|Доход в виде оплаты труда |Последний день месяца, за который на-|

| |логоплательщику был начислен доход за|

| |выполненные трудовые обязанности в со-|

| |ответствии с трудовым договором (конт-|

| |рактом) |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Налоговая ставка по определению, данному в пункте 1 статьи 53 НК РФ, - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц установлена в виде размера процента, который следует применить к налоговой базе при исчислении налога. Главой 23 НК РФ введены две твердо фиксированные налоговые ставки - 13% и 30%. Ставка налога, которую надо применить при исчислении налога, зависит не от размера дохода, а от вида дохода. Статья 210 НК РФ содержит специальную оговорку, что налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Общую формулу определения величины налога можно представить в следующем виде:

(налоговая база) = (объект налогообложения в денежном выражении) - (налоговые вычеты);

(налог на доходы физических лиц) = (налоговая база) х (ставка налога в %) / 100.

Пунктом 4 статьи 210 НК РФ установлено, что при исчислении налоговой базы по доходам, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 30 процентов, налоговые вычеты не применяются. Поэтому в таких случаях в приведенной формуле налоговые вычеты будут равны нулю.

Общую схему исчисления налога по разным ставкам представим в виде таблицы 19.

Таблица 19

Общая схема исчисления налога по разным ставкам

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Ставка| Вид дохода | Вычеты |Предос- |Налого-|Порядок |

|налога| | |тавление|вая ба-|исчисле-|

| | | |вычетов |за |ния на-|

| | | |(кем и| |лога |

| | | |когда) | | |

|——————|————————————————————————————|—————————|————————|———————|————————|

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

|——————|————————————————————————————|—————————|————————|———————|————————|

| 30% |1. Дивиденды. | Нет |Не пре-|Получе-|Отдельно|

| |2. Доходы, получаемые физи-| |достав- |нный |по каж-|

| |ческими лицами, не являющи-| |ляются |доход |дой сум-|

| |мися налоговыми резидентами| | | |ме дохо-|

| |Российской Федерации. | | | |да, по-|

| | | | | |лученно-|

| | | | | |го в ка-|

| | | | | |лендар- |

| | | | | |ном году|

|——————|————————————————————————————|—————————|————————|———————|————————|

| 13% |Доходы индивидуальных пред-|Стандарт-|Налого- |Получе-|Нараста-|

| |принимателей |ные, со-|вым ор-|нный |ющим |

| | |циальные,|ганом |доход, |итогом с|

| | |имущест- |при по-|умень- |начала |

| | |венные, |даче де-|шенный |кален- |

| | |професси-|кларации|на сум-|дарного |

| | |ональные |за исте-|му вы-|года |

| | | |кший ка-|четов | |

| | | |лендар- | | |

| | | |ный год| | |

|——————|————————————————————————————|—————————|————————|———————|————————|


Продолжение таблицы 19

|——————|————————————————————————————|—————————|————————|———————|————————|

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

|——————|————————————————————————————|—————————|————————|———————|————————|

| 13% |1. Вознаграждения по догово-|Профес- |Налого- |Получе-|Нараста-|

| |рам гражданско-правового ха-|сиональ- |вым аге-|нный |ющим |

| |рактера. |ные |нтом при|доход, |итогом |

| |2. Вознаграждения за созда-| |исчисле-|умень- |с начала|

| |ние, исполнение или иное ис-| |нии на-|шенный |кален- |

| |пользование произведений на-| |лога |на сум-|дарного |

| |уки, литературы и искусства.| | |му вы-|года |

| |3. Вознаграждения авторов|—————————|————————|четов | |

| |открытий, изобретений, про-|Стандарт-|Налого- | | |

| |мышленных образцов. |ные, со-|вым ор-| | |

| | |циальные,|ганом | | |

| | |имущест- |при по-| | |

| | |венные, |даче на-| | |

| | |профес- |логовой | | |

| | |сиональ- |деклара-| | |

| | |ные |ции по| | |

| | | |истече- | | |

| | | |нии ка-| | |

| | | |лендар- | | |

| | | |ного го-| | |

| | | |да | | |

|——————|————————————————————————————|—————————|————————|———————|————————|

| 13% |1. Оплата труда по трудовым|Стандарт-|Налого- |Получе-|Нараста-|

| |контрактам (соглашениям). |ные |вым аге-|нный |ющим |

| |2. Полная или частичная оп-| |нтом при|доход, |итогом |

| |лата организациями или инди-| |исчисле-|умень- |с начала|

| |видуальными предпринимателя-| |нии на-|шенный |кален- |

| |ми за своего работника това-| |лога |на сум-|дарного |

| |ров (работ, услуг). | | |му вы-|года |

| |3. Передача организациями| | |четов | |

| |или индивидуальными предпри-|—————————|————————| | |

| |нимателями своему работнику|Стандарт-|Налого- | | |

| |товаров, выполнение в его|ные (если|вым ор-| | |

| |интересах работ, оказание в|они не|ганом | | |

| |его интересах услуг на без-|предоста-|при по-| | |

| |возмездной основе. |влены на-|даче на-| | |

| |4. Материальная выгода, по-|логовым |логовой | | |

| |лученная работником от при-|агентом),|деклара-| | |

| |обретения товаров (работ,|социаль- |ции по| | |

| |услуг) у организации или ин-|ные, |истече- | | |

| |дивидуального предпринимате-|имущест- |нии ка-| | |

| |ля, с которыми работник сос-|венные |лендар- | | |

| |тоит в трудовых отношениях,| |ного го-| | |

| |по ценам ниже рыночных. | |да | | |

| |5. Иные доходы, полученные| | | | |

| |налогоплательщиком от нало-| | | | |

| |гового агента, с которым он| | | | |

| |состоит в трудовых отношени-| | | | |

| |ях. | | | | |

|——————|————————————————————————————|—————————|————————|———————|————————|

| 13% |Другие доходы, признанные|Стандарт-|Налого- |Получе-|Нараста-|

| |объектом налогообложения|ные, со-|вым ор-|нный |ющим |

| |в соответствии со статьями|циальные,|ганом |доход, |итогом |

| |208, 209 НК РФ, не перечис-|имущест- |при по-|умень- |с начала|

| |ленные выше. |венные |даче на-|шенный |кален- |

| | | |логовой |на сум-|дарного |

| | | |деклара-|му вы-|года |

| | | |ции |четов | |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

Общая сумма налога, которую налогоплательщик должен уплатить по итогам налогового периода (календарного года), определяется как сумма налогов, исчисленных по разным налоговым ставкам применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата фактического получения которых относится к отчетному календарному году.

Сумма налога по новому законодательству, как и раньше, определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более - округляются до полного рубля.

На практике может возникнуть ситуация, когда сумма налоговых вычетов в календарном году окажется больше облагаемых по ставке 13 процентов доходов, полученных в этом же календарном году. Пунктом 3 статьи 210 НК РФ установлено, что в таких случаях налоговая база принимается равной нулю. Как правило, на следующий налоговый период "неиспользованные вычеты" не переносятся. Исключения из этого правила предусмотрены в той же 23 главе НК РФ. К ним относится имущественный налоговый вычет на суммы, израсходованные на приобретение и строительство жилья. Если данный вычет не может быть полностью использован в текущем налоговом периоде, то согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ его остаток переносится на последующие налоговые периоды до полного его использования.

НК РФ предусматривает уплату налога на доходы физических лиц не только самостоятельно налогоплательщиками, но и путем удержания налога у источника выплаты, то есть налоговым агентом.

По определению, данному в пункте 2 статьи 11 НК РФ, источник выплаты доходов налогоплательщику - это организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход. Налоговым законодательством определены виды налогов и доходов, по которым источник выплаты признается налоговым агентом, то есть он обязан исчислить налог, удержать его из доходов налогоплательщика и перечислить удержанную сумму налога в бюджет. Статус налогового агента, его права и обязанности изложены в статье 24 НК РФ.

В отношении налога на доходы физических лиц законодатель в статье 226 НК РФ признает налоговыми агентами:

- российские организации;

- коллегии адвокатов и их учреждения;

- индивидуальных предпринимателей;

- постоянные представительства иностранных организаций в РФ.

Если от перечисленных организаций и индивидуальных предпринимателей физическое лицо получает доход, то они в соответствии с законодательством становятся налоговыми агентами с соответствующими обязанностями. Правда, в пункте 2 статьи 226 НК РФ содержится оговорка, что ряд доходов является исключением из данного положения, то есть источник выплаты дохода не несет функций налогового агента.

В пункте 6 статьи 226 НК РФ установлены следующие сроки для перечисления налога налоговым агентом:

Таблица 20

Сроки для перечисления налога налоговым агентом

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Вид дохода | Дата перечисления налога |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|Выплата заработной платы. Деньги на|День получения наличных денежных|

|зарплату получены по чеку в банке |средств в банке |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|Выплата заработной платы. Заработ-|День перечисления денежных средств|

|ная плата перечисляется на банковс-|со счета налогового агента |

|кий счет работника или по его рас-| |

|поряжению на счета третьих лиц | |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|Выплата заработной платы из выручки|День, следующий за днем выплаты за-|

|предприятия |работной платы |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|Выплата других видов доходов в де-|День, следующий за днем выплаты до-|

|нежной форме |хода |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|Выплата доходов в натуральной фор-|День, следующий за днем фактическо-|

|ме |го удержания исчисленной суммы на-|

| |лога |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|Выплата доходов в виде материальной|День, следующий за днем фактическо-|

|выгоды |го удержания исчисленной суммы на-|

| |лога |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Таким образом, для налогового агента установлены три срока исполнения его налоговых обязательств, а именно:

- дата исчисления налога (она совпадает с датой получения дохода);

- дата удержания налога (только в день фактически производимых денежных выплат налогоплательщику);

- дата перечисления налога (возможно только после удержания налога из доходов налогоплательщика).

Статья 209 НК РФ определила, что объектом обложения налогом на доходы физических лиц является полученный доход. Причем для налогоплательщиков резидентов - это доход, полученный как от российских источников, так и от источников за пределами Российской Федерации. А для налогоплательщиков-нерезидентов - это только доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Новый закон не содержит понятия "совокупный доход", который являлся объектом налогообложения по Закону РФ "О подоходном налоге с физических лиц".

Со вступлением в действие второй части НК РФ для определения понятия "доход" следует руководствоваться статьей 41 первой части НК РФ. Так, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможной ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Расшифровка доходов физических лиц от российских и иностранных источников дана в статье 208 НК РФ. К российским источникам относятся:

- российские организации любых форм собственности;

- российские индивидуальные предприниматели;

- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства (филиалы).

К источникам за пределами Российской Федерации относятся иностранные организации, не имеющие постоянных представительств (филиалов) в России. Иностранными организациями являются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации.

Виды доходов, которые могут быть получены гражданами от российских и иностранных источников, можно представить в виде таблицы 21.

Таблица 21

Виды доходов, которые могут быть получены гражданами от российских
и иностранных источников

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Доходы от российских источников | Доходы от иностранных источников |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|а) дивиденды и проценты |а) дивиденды и проценты |

|б) страховые выплаты при наступле-|б) страховые выплаты при наступлении|

|нии страхового случая |страхового случая |

|в) доходы от использования авторс-|в) доходы от использования авторских|

|ких или иных смежных прав в Рос-|или иных смежных прав за пределами|

|сийской Федерации |Российской Федерации |

|г) доходы от сдачи имущества, на-|г) доходы от сдачи имущества, нахо-|

|ходящегося в России, в аренду; до-|дящегося за пределами России, в аре-|

|ходы от любого другого способа ис-|нду; доходы от любого другого спосо-|

|пользования такого имущества в це-|ба использования такого имущества|

|лях извлечения выгоды |в целях извлечения выгоды |

|д) доходы от реализации собствен-|д) доходы от реализации собственного|

|ного имущества, находящегося в|имущества, находящегося за пределами|

|России (в том числе недвижимого) |России (в том числе недвижимого) |

|е) доходы от реализации в России|е) доходы от реализации за пределами|

|акций или иных ценных бумаг, долей|России акций или иных ценных бумаг,|

|в уставном капитале организаций |долей в уставном капитале иностран-|

|ж) доходы от реализации прав тре-|ных организаций |

|бования к российской или иностран-|ж) доходы от реализации прав требо-|

|ной (если она действует через пос-|вания к иностранной организации |

|тоянное представительство в РФ)|з) вознаграждение за выполнение тру-|

|организации |довых или иных обязанностей, выпол-|

|з) вознаграждение за выполнение|нение работ, оказание услуг, совер-|

|трудовых или иных обязанностей,|шение действия за пределами Российс-|

|выполнение работ, оказание услуг,|кой Федерации |

|совершение действия в РФ |и) пенсии, пособия, стипендии и|

|и) пенсии, пособия, стипендии и|иные аналогичные выплаты, полученные|

|иные аналогичные выплаты, получен-|в соответствии с законодательством|

|ные по российскому законодательст-|иностранного государства |

|ву или через постоянное представи-|к) доходы, полученные от использова-|

|тельство иностранной организации |ния любых транспортных средств для|

|к) доходы, полученные от использо-|оказания услуг по перевозке грузов|

|вания любых транспортных средств|(включая полученные санкции за прос-|

|для оказания услуг по перевозке|той), кроме перевозок в Россию, из|

|грузов в Россию, из России|России и в ее пределах |

|и в пределах России (включая полу-|л) нет |

|ченные санкции за простой) |м) иные доходы от деятельности за|

|л) доходы от использования трубо-|пределами РФ |

|проводов, ЛЭП, линий оптико-воло-| |

|конной и (или) беспроводной связи,| |

|включая компьютерные сети на тер-| |

|ритории РФ | |

|м) иные доходы от деятельности| |

|в России | |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Как видим, перечень доходов, которые могут получить физические лица, остается открытым. Это означает, что если трудно отнести полученный доход к перечисленным в пунктах "а"-"л", то их можно отнести к "иным доходам".

Законодатель предусмотрел возможность ситуации, когда трудно однозначно отнести источник дохода к российскому или иностранному. В таких случаях отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется Минфином РФ (п.4 ст.208 НК РФ).

 

2.3. Налог на доходы физических лиц в структуре доходов бюджетной
системы Удмуртской Республики

 

Анализ численности плательщиков налога на доходы с физических лиц по данным инспекции МНС РФ по Удмуртской Республике, представлен в таблице 22.

Таблица 22

Анализ численности плательщиков НДФЛ в УР за 2001-2003 гг.

 

Показатель      
Общая численность, чел. Общая численность, чел. Абсолютный прирост, чел. Темп прироста, % Общая численность, чел. Абсолютный прирост, чел. Темп прироста, % Абсолютный прирост к уровню 2001 г. Тем прироста к уровню 2001 г.
Всего плательщиков налога, в т.ч.       21,1     8,3   31,0
Физические лица, получающие доходы от работодателей       24,8     9,0   36,1
Индивидуальные предприниматели     -10790 -14,8   -1310 -2,1 -12100 -16,6

 

Как видим, в течение ряда лет прослеживается тенденция увеличения общего числа плательщиков НДФЛ. В 2002 г. прирост плательщиков составил 161280 чел., или 21,1% к уровню предыдущего периода, в 2003 г. - 76540 чел., или 8,3%. Всего за три года абсолютное изменение численности плательщиков составило 237820 чел., или 31,0%. Увеличение общего количества граждан, уплачивающих НДФЛ, произошло за счет изменения численности следующих категорий налогоплательщиков. Так, за трехлетний период на 249950 чел., или 36,1% возросло количество физических лиц, получающих доходы от работодателей. Наибольший прирост этого вида плательщиков НДФЛ приходится на 2002 г. и составляет 24,8% к уровню предыдущего периода. В целом, за период с 2002 г. по 2003 г., число плательщиков НДФЛ, возросло на 9,0%.

Изменение численности плательщиков НДФЛ, в первую очередь, обусловлен увеличением количества налоговых агентов, исчисляющих и удерживающих НДФЛ. Численность работодателей за трехлетний период возросла с 8920 до 11880 единиц, т. е. на 33,2%, что обусловлено улучшением финансового состояния ряда крупных предприятий республики, позволившего хозяйствующим субъектам вновь приступить к работе, а их работникам после продолжительных неоплачиваемых отпусков вернуться к выполнению своих обязанностей. Рост численности налоговых агентов и налогоплательщиков свидетельствует о высоком уровне деловой активности в обществе.

Из года в год сокращается число индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговом органе. За 2001-2003 гг. их количество сократилось на 12100 чел., или 16,6%. В 2002 г. по сравнению с предыдущим периодом количество предпринимателей сократилось на 10790 чел., или 14,8%, а в 2003 г. - на 1310 чел., или 2,1%. Уменьшение численности предпринимателей, зарегистрированных в налоговом органе, связано, в первую очередь, с несогласием многих физических лиц, уплачивающих НДФЛ, законопослушно вести дела в условиях более пристального вниманиясо стороны налоговых инспекторов за их деятельностью и, следовательно, некоторого ограничения возможности осуществления противоправных действий. Кроме того, часть предпринимателей в 2002 г. перешли на уплату единого налога на вмененный доход, их количество составило 12470 чел., а упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности начали применять 1960 чел. Жесткая конкуренция, нестабильность экономической ситуации и нормативно-правовой базы осложняют условия работы предпринимателей, поэтому по сравнению с численностью ежегодно регистрирующихся налогоплательщиков достаточно большое количество предпринимателей прекращает свою деятельность. Так, по итогам 2003 г. вновь приступили к осуществлению предпринимательской деятельности 1110 чел., а прекратили работу 14020 чел.

Аналитические данные свидетельствуют об относительной стабильности поступлений налоговых платежей в республиканский бюджет Удмуртской Республики и местные бюджеты.

Несмотря на принятие жестких мер по обеспечению поступлений в бюджет и снижению недоимки на уровень выполнения бюджетных назначений в 2003 году значительное влияние оказывали рост удельного веса убыточных предприятий, снижение объема прибыли, низкая платежеспособность предприятий, долги федерального бюджета как республике, так и отдельным предприятиям и организациям, неурегулированность проблемы очередности списания денежных средств со счетов налогоплательщиков.

Анализ информации по принудительному взысканию недоимки свидетельствует о том, что налоговыми органами республики применяется весь комплекс предусмотренных налоговым законодательством мер. Однако, в силу несовершенства законодательной базы их эффективность низка.

Одной из главных задач, стоящих перед МНС, является консолидация усилий на выполнение бюджетных назначений и сокращение размеров недоимки. Поэтому эффективность работы инспекции оценивается на основе следующих показателей: объемов поступлений основных видов налоговых платежей в бюджет, процентов выполнения бюджетных назначений, размера задолженности, а также результатов контрольной работы.

В целом, по республике за период с 2001 г. по 2003 г. включительно в бюджетную систему страны поступило 2434010 тыс. руб. НДФЛ, в том числе, 1940870 тыс. руб., или 96,2% налога было удержано налоговыми агентами и лишь 93140 тыс. руб., или 3,8% поступило от физических лиц, самостоятельно исполняющих обязанность по уплате налоговых платежей (таблица 23)

Таблица 23

Анализ поступлений основных видов налогов по данным МНС по УР
за 2001– 2003 гг., тыс. руб.

 

Показатель      
Поступило в бюджеты, тыс. руб.. Поступило в бюджеты, тыс. руб.. Абсолютный прирост, тыс. руб. Темп прироста, % Поступило в бюджеты, тыс. руб.. Абсолютный прирост, тыс. руб. Темп прироста, % Тем прироста к уровню 2001 г. Средний абсолютный прирост, тыс. руб.
Всего, в т.ч.     -1360670 -33,3     152,8 68,8  
НДС     -716730 -51,2     259,7 75,7  
Налог на прибыль     -379670 -39,2     188,9 75,6  
Акцизы     -13960 -15,2     183,8 140,7  
Плата за пользование природными ресурсами       84,6   -31890   16,4  
НДФЛ, в т.ч.     -85600 -13,4     123,4 93,6  
Удержанный налоговыми агентами     -59650 -10,1     128,8 105,7  
Уплаченный физическими лицами     -25950 -53,5   -46 -2,0 54,5 -132050

 

 

Рис. 1. Динамика поступления налогов в УР

 

Меньше всего налога было собрано в 2003 году - 22,8% от суммы налога, поступившей в течение трех лет. В 2002 году среди доходов федерального бюджета отсутствуют поступления по НДФЛ, поскольку в данном году среди налоговых источников доходов федерального бюджета не были запланированы поступления по НДФЛ, налог в размере 100% зачислялся в бюджеты субъектов РФ. Это оказало влияние на увеличение общей суммы налога, поступившего в бюджет Удмуртской республики, прирост к уровню 2001 г. составил 164,1%.

Несмотря на успехи в собираемости НДФЛ, рост поступлений в республиканский бюджет не смог восполнить потери от сокращения платежей в федеральный и местный бюджеты, поэтому общее сокращение размеров платежей по всем уровням бюджетов в 2002 г. составило 85600 тыс. руб., т. е. бюджетная система в данном году получила лишь 86,6% налоговых платежей от уровня предыдущего периода.

Сравнивая темпы сокращения поступлений по НДФЛ в 2002 г. с другими видами налогов видим, что величина НДС сократилась в 2 раза, поступления по налогу на прибыль уменьшились на 39,20%, акцизам -на 15,17%, т. е. снижение платежей по НДФЛ произошло в меньшей степени, чем по другим видам налогов.

Итоги 2003 г. свидетельствуют о более эффективной работе налогового органа, поскольку величина НДФЛ, собранного в данном году, превышает суммарный размер поступлений за два предыдущих года. Общий объем поступлений налога в 2003 г. составил 50,9% от суммы, полученной в течение всего изучаемого периода времени. В целом, в течение 2002-02 гг. отмечен рост платежей по налогу на 123,4%, а по сравнению с 2001 г. - на 93,6%. В 2003 г. доходы федерального бюджета за счет НДФЛ формировались по установленной ставке равной 3%, поэтому произошло возобновление поступления налога в федеральный бюджет (всего было собрано 218660 тыс. руб.). По итогам сбора налога в бюджеты Удмуртской республики и г. Ижевска прослеживается некоторая положительная тенденция. Размеры платежей в данные уровни бюджетной системы увеличились, соответственно, на 89150 и 376800 тыс. руб.

В целом, ежегодный средний абсолютный объем платежей по НДФЛ составляет 299505 тыс. руб.

Структура поступления НДФЛ по видам источников свидетельствует о том, что основной объем налоговых платежей за анализируемый период поступил от предприятий и прочих работодателей, выступающих в роли налоговых агентов. Абсолютное изменение поступлений налога, перечисленного налоговыми агентами за 2001-2003 гг., составило 625420 тыс. руб., или 105,7%, а объем поступлений налога, уплаченного непосредственно физическими лицами, сократился на 26410 тыс. руб., или 54,5%, Таким образом, значительную часть плательщиков НДФЛ составляют работники производственной и бюджетной сферы, где периодически происходят задержки и невыплаты заработной платы, о чем свидетельствует лишь незначительный рост объемов поступлений НДФЛ за трехлетний период. На динамику поступлений НДФЛ, уплаченного непосредственно физическими лицами, помимо общеэкономических факторов в большей степени оказало влияние сокращение численности индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговом органе.

Рассмотрим структуру поступлений НДФЛ по видам бюджетов. Уже на основе анализа абсолютных размеров поступлений можно сделать вывод о том, что она является достаточно динамичной. Доходы федерального бюджета за анализируемый период от такого налогового источника, как НДФЛ пополнились на 227230 тыс. руб., или 9,3% от общего объема поступлений этого периода. В бюджет Удмуртской республики было собрано 404920 тыс. руб. НДФЛ, что составило 16,6%. Основной объем поступлений приходится на долю местного бюджета г. Ижевска - 180188 тыс. руб., или 74,1%. Такое распределение сумм НДФЛ по видам бюджетов свидетельствует о регулирующем характере налога. Как видим, налог в значительной степени обеспечивает формирование доходной базы территориальных бюджетов.

Практически вся сумма налога, собранная в 2001 г., относится к местному бюджету - 90,8%, и лишь незначительный процент поступлений зачислен в федеральный и республиканский бюджеты - 1,3 и 7,9% соответственно. В 2002 г. общая величина НДФЛ распределилась между бюджетами Удмуртской республики и г. Ижевска в следующем соотношении - 23,9 и 76,1% соответственно. К 2002 г. доля городского бюджета значительно сократилась и составила 64,4%. Доли федерального и республиканского бюджетов составляют, соответственно, 17,6 и 18,0%.

В среднем за анализируемый период удельный вес поступлений от НДФЛ в бюджеты всех уровней составляет 18%. Динамика удельного веса свидетельствует о росте налоговых поступлений за 2001-2002 гг. с 15,7 до 20,4%, что в большей степени обусловлено значительным сокращением поступлений по НДС и налогу на прибыль, а не приростом доходов бюджета от данного налогового источника. К 2003 г. отмечено сокращение удельного веса НДФЛ в общем объеме поступлений основных видов налоговых платежей до 18,0%.

Удельный вес НДФЛ в доходах федерального бюджета незначителен. Если в 2001 г. его размер составлял 0,6 %, то в 2002 г., несмотря на некоторое увеличение, он равен 7,8%. В течение трех лет прослеживается рост удельного веса НДФЛ в общем объеме платежей республиканского бюджета, в целом его величина увеличилась на 15,8%. За указанный период наибольшее значение удельного веса НДФЛ в доходах местного бюджета отмечено в 2001 г. — 26,3%, а наименьшее в 2003 г. - 24,5%. Таким образом, анализ изменений удельного веса по НДФЛ еще раз подтвердил вышеуказанные выводы о динамике поступления налоговых платежей в бюджетную систему страны и распределении сумм налога по звеньям бюджетной системы. За три года отмечено общее сокращение поступлений НДФЛ в 2001 г. и рост собираемости налоговых платежей в 2003 г. Большая доля налоговых платежей зачислялась в территориальные уровни бюджетной системы и лишь незначительная доля поступала в федеральный бюджет.

Выполнение планового задания по поступлению НДФЛ, перечисляемого налоговыми агентами, в 2002 г. составляет 78,8 %. При плане 674720 тыс. руб. фактически поступило 532050 тыс. руб. Бюджеты Удмуртской республики и г. Ижевска недополучили, соответственно, 4,7 и 25,2% от запланированных уровней доходов. В 2021 г. планируемый размер поступлений составил 1214020 тыс. руб., а фактически было собрано 1217010 тыс. руб. Несмотря на перевыполнение бюджетных назначений по республиканскому бюджету на 57,0%, в целом, в данном году бюджетное назначение выполнено лишь на 100,2%, поскольку поступления в республиканский бюджет восполняли потери от недопоступления налоговых платежей в запланированном объеме в федеральный и местный бюджеты.

В соответствии с законодательством РФ исчисление налогов производится плательщиком либо налоговым агентом. По мере поступления в инспекцию от указанных субъектов налоговых деклараций, сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, и удержанного с этих сумм НДФЛ его сотрудники исчисляют налог, причитающийся к уплате в бюджет. Налогоплательщики, на основании имеющихся у них расчетов сумм налога либо требований о его уплате, перечисляют соответствующие налоговые обязательства в бюджет. Налоговый орган на основании копий платежных документов определяет величину уплаченного налога. В итоге, после истечения срока исполнения фискальных обязанностей, сравнение сумм уплаченного и начисленного налога дает возможность сотрудникам инспекции определить наличие либо отсутствие недоимки -суммы налога, не уплаченной в бюджет в установленные законом о налоге сроки.

По данным МНС РФ по УР на 1 января 2004 г. величина задолженности по НДФЛ в бюджеты всех уровней достигла 29390 тыс. руб..

В общем объеме недоимки 21450 тыс. руб., или 72,9% составляют суммы налога, своевременно не перечисленные в бюджет налоговыми агентами, и 7940 тыс. руб., или 27,1% от общей суммы недоимки приходится на долю физических лиц, самостоятельно уплачивающих НДФЛ. В 2003 г. по сравнению с предыдущим периодом абсолютное изменение задолженности составило 5280 тыс. руб., или 73%., в 2003 г. - 16880 тыс. руб., или 134,9%. Как видим, в основном прирост задолженности приходится на 2003 год. Причины роста задолженности также связаны с неудовлетворительным финансовым состоянием многих хоз



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: