Цели, основные задачи текущего содержания пути и способы их достижения. Содержание учебного материала.
Задачи и содержание МДК 02.02. Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути. Путевое хозяйство и его роль в системе железнодорожного транспорта. Система ведения путевого хозяйства. Цели и задачи текущего содержания пути. Классификация путей и виды путевых работ. Использование ресурсосберегающих технологий. Задачи текущего содержания пути, его роль в ведении путевого хозяйства. Обеспечение безопасности движения поездов при производстве путевых работ.
Организационные структуры дистанции пути и механизированных участков. Содержание учебного материала.
Структурные подразделения и предприятия путевого хозяйства; их назначение и оснащение. Структура дистанции пути и возможные варианты формирования участков - от традиционного (с путевыми бригадами и околотками) до укрупненных участков (без деления на околотки) на перегоне и крупной станции. Понятие о приведенной, эксплуатационной, развернутой длине путей. Нормы обслуживания дистанции пути и ее подразделений. Создание объединенных предприятий путевого хозяйства.
Методические указания
Особое внимание при изучении данного материала необходимо уделить структуре управления, и наиболее достоверную информацию можно получить на официальном сайте ОАО «РЖД» www.rzd.ru. Понятие «приведенная длина участка» дана в учебнике «Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути» [8]. Понятие «эксплуатационная и развернутая длина путей» рассматривается при изучении дисциплины «Изыскания и проектирование железных дорог».
Структурные формы линейных подразделений. Должностные инструкции, основные обязанности дорожного мастера и бригадира пути. Содержание учебного материала
Методические указания
Особое внимание при изучении данного материала необходимо уделить изучению нормативной литературы: Технических условий на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути [6] которые разработаны в соответствии с утвержденным Положением о системе ведения путевого хозяйства ОАО «РЖД» [4].
Структура управления дистанцией пути и путевой машинной станцией. Содержание учебного материала:
Структурные схемы управления ПЧ и ПМС приведены в учебнике «Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути» [8].
Методические указания
На схемах нужно изучить названия основных должностных лиц и подчинённость структурных подразделений на данных предприятиях.
Определение группы дистанции пути. Содержание учебного материала.
На практическом занятии в соответствии с исходными данными рассчитывается группа дистанции пути с изучением всех параметров от которых она зависит.
Паспортизация пути и сооружений. Документация по учету и контролю состояния пути. Отчетность. Содержание учебного материала.
Технический паспорт формы АГУ-4 является основным документом, отражающим количественную и качественную характеристики главнейших элементов путевого хозяйства дистанции пути, и содержит схему дистанции пути, график ее административного деления, основные характеристики путевых устройств (земляного полотна с водоотводами и укрепительными сооружениями, искусственных сооружений, переездов, верхнего строения пути, средств снегозащиты), данные о путевых и сигнальных знаках, а также сведения о негабаритных местах, путевых мастерских, путевых машинах и механизмах, линейно-путевых зданиях.
Вместе с техническим паспортом дистанция заполняет отчет о путевом хозяйстве дистанции по форме АГО-1. Так же важное значение имеет своевременное и правильное заполнение документации по учёту, контролю и отчётности дистанции пути. Подробную информацию можно найти в учебнике «Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути» [8].
Техническое обслуживание пути
Основные положения по техническому обслуживанию пути и сооружений. Должностные инструкции.
Содержание учебного материала:
Задачи текущего содержания пути, его роль в ведении путевого хозяйства. Обеспечение безопасности движения поездов при производстве путевых работ. Должностные инструкции бригадира пути, дорожного мастера, дежурного по переезду.
Неисправности пути (наличие угона пути, выплесков, «кустов» негодных деревянных шпал, волнообразного износа рельсов и т. д.); причины их появления, способы выявления и устранения; обеспечение безопасности движения поездов при их появлении.
Методические указания
Данная тема частично рассматривается в курсе дисциплины «Железнодорожный путь». Студенты получают знания о воздействии подвижного состава на железнодорожный путь, изучают требования к параметрам рельсовой колеи. Необходимо использование нормативной Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути [3].
Текущее содержание
Содержание учебного материала:
Содержание рельсовой колеи, рельсов, скреплений, шпал, брусьев и балластного слоя. Содержание стрелочных переводов. Нормы содержания пути и стрелочных переводов. Основные условия обеспечения их нормальной работы и предупреждение появления повреждений и неисправностей. Покилометровый запас материалов верхнего строения пути.
Методические указания
Студент использует знания, полученные при изучении дисциплины «Железнодорожный путь». Особое внимание следует уделить мероприятиям по предупреждению развития неисправностей. Подробно изложен данный материал в учебнике «Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути» [8].
Текущее содержание земляного полотна, переездов, путевых и сигнальных знаков
Содержание учебного материала:
Текущее содержание земляного полотна, водоотводных и укрепительных сооружений. Обследование земляного полотна. Мероприятия по текущему содержанию земляного полотна, направленные на предупреждение развития деформаций. Организация необходимых наблюдений за «больным» участком земляного полотна. Измерение крутизны откосов и размеров водоотводных сооружений. Содержание переездов, путевых и сигнальных знаков.
Студент должен:
знать требования к земляному полотну, водоотводным сооружениям, переездам и путевым знакам;
уметь по опознавательным признакам определять вид деформации земляного полотна; измерять крутизну откоса и определять размеры водоотводных сооружений.
Текущее содержание пути на электрифицированных и оборудованных автоблокировкой участках
Содержание учебного материала:
Особенности текущего содержания пути на электрифицированных участках. Рельсовые цепи на электрифицированных и оборудованных автоблокировкой участках. Правила производства работ на этих участках. Содержание и смена элементов изолирующих стыков. Содержание токопроводящих стыков. Содержание стыков на графитовой смазке. Особенности текущего содержания клееболтовых изолирующих стыков. Особенности содержания рельсовых цепей на станциях и стрелочных переводах. Охрана труда.
Студент должен:
знать принцип работы рельсовой цепи; нормы и способы проверки электрического сопротивления рельсовых стыков; требования к изолирующим и токопроводящим стыкам;
уметь подбирать и устанавливать обходные перемычки; измерять электрическое сопротивление рельсовых стыков.
Методические указания
Следует использовать знания, полученные при изучении дисциплины «Железнодорожный путь». В учебнике «Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути» [8], Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути [3] приведены требования к содержанию электрических рельсовых цепей, нормативные сроки их проверки.
Текущее содержание пути с железобетонными шпалами
Содержание учебного материала:
Особенности текущего содержания пути с железобетонными шпалами. Классификация дефектов железобетонных шпал. Осмотр и маркировка дефектных шпал. Учет шпал (форма путевого учета ПУ-5). Особенности технологии работ по выправке пути по уровню, регулировке ширины колеи, одиночной смене шпал и скреплений. Студент должен:
знать виды дефектов железобетонных шпал; технологию работ по одиночной смене шпал, выправке пути и регулировке ширины колеи;
уметь определять степень дефектности, группу и номер дефекта железобетонных шпал; заносить результаты осмотра шпал в книгу ПУ.
Текущее содержание бесстыкового пути Содержание учебного материала
Особенности содержания бесстыкового пути. Соблюдение температурного режима. Особенности производства работ по выправке пути по уровню, рихтовке пути, одиночной смене уравнительных рельсов и шпал. Скрепления: содержание и уход за ними. Содержание балластной призмы.
Проектирование плана укладки рельсовых плетей. Определение интервалов их закрепления. Контроль температуры закрепления. Разрядка температурных напряжений в рельсовых плетях бесстыкового пути. Восстановление целостности лопнувшей плети. Особенности осмотров бесстыкового пути.
Студент должен:
знать принципы проектирования плана укладки рельсовых плетей бесстыкового пути; технологию разрядки температурных напряжений и восстановления целостности лопнувшей рельсовой плети;
уметь определять возможность укладки бесстыкового пути; интервалы закрепления рельсовых плетей.
Методические указания
Следует использовать знания, полученные при изучении дисциплины «Железнодорожный путь», учебник «Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути» [8], Инструкция по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути [2]. Особое внимание следует обратить на вопросы обеспечения безопасности движения поездов при производстве путевых работ на бесстыковом пути, нарушающих его устойчивость.
Содержание пути на участках скоростного движения
Содержание учебного материала:
Особенности содержания пути на скоростных участках в плане, по уровню и ширине колеи. Организация работ в технологические «окна». Применение комплекса путевых машин.
Обеспечение безопасности движения на скоростных участках. Охрана груда при производстве путевых работ.
Студент должен:
знать нормы и допуски содержания пути по уровню, ширине колеи и в плане при пропуске поездов со скоростью более 120 км/ч;
уметь определять соответствие состояния пути требованиям и нормам.
Методические указания
Для расширения знаний поданной теме студент может использовать информацию из интернета.
Содержание пути на участках с пучинами
Содержание учебного материала:
Технические требования при исправлении пути на участках с пучинами. Пучинные материалы, правила их применения. Измерительные работы при определении высоты пучинного горба. Расчет длины отводов и толщины пучинных подкладок. Основные правила, способы и технология работ по исправлению профиля пути на пучинах.
Обеспечение безопасности движения поездов и техника безопасности при производстве работ.
Студент должен:
знать нормы плавности отвода от вершины пучинного горба; виды пучинных материалов и требования к их использованию;
уметь использовать оптический прибор при определении толщины пучинных подкладок; производить расчет длины отводов.
Методические указания
Студент использует знания, полученные при освоении МДК 03.01. Железнодорожный путь. При изучении данной темы следует обратить особое внимание на технические требования при исправлении пути на пучинах и изучить виды пучинных материалов, правила их применения.
Правила и технология выполнения путевых работ
Содержание учебного материала:
Табель оснащения бригад по текущему содержанию пути механизмами, инструментами и инвентарем.
Одиночная смена скреплений, рельсов, шпал и переводных брусьев. Регулировка и разгонка стыковых зазоров. Ведомость и графики накопления зазоров. Определение величины стыкового зазора. Технология работ по регулировке и разгонке стыковых зазоров. Выправка пути в продольном профиле и по уровню. Способы выправки. Рихтовка пути рычажными и гидравлическими приборами. Применение путевого рихтовочного прибора (ПРП). Перешивка пути.
Выправка, рихтовка и перешивка стрелочных переводов. Смена отдельных металлических частей стрелочных переводов.
Погрузо-разгрузочные и транспортные работы при текущем содержании пути. Размещение материалов верхнего строения пути.
Студент должен:
знать назначение путевого инструмента и инвентаря; технологию выполнения основных путевых работ;
уметь подбирать путевые инструменты и механизмы для каждой путевой работы, обосновывать свой выбор; использовать измерительные приборы и приспособления, необходимые при выполнении работ.
Методические указания
Для наиболее успешного изучения данной темы необходимо использование основной и нормативной литературы: Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ [5]; учебник «Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути» [8]; Инструкция по текущему содержанию пути[1].
Для закрепления практических навыков проводятся лабораторные работы и практические занятия в соответствие с тематическим планом.
Вопросы для самоконтроля
1. Кто и как осуществляет руководство путевым хозяйством железных дорог отрасли, на уровне железной дороги, на уровне дирекций?
2. Как определяется группа дистанции пути? Какова структура управления дистанцией пути?
3. От каких факторов зависит выбор формы и организационной структуры дистанции пути?
4. Перечислите специализированные предприятия путевого хозяйства.
5. Что является основой ведения путевого хозяйства?
6. На какие основные виды подразделяются ремонтные работы по техническому обслуживанию пути?
7. От каких факторов зависит продолжительность периодов между ремонтами пути?
8. Что представляет собой технический паспорт дистанции пути (форма АГУ-4)?
9. Неисправности пути, причины их появления и способы устранения.
10. Основные принципы текущего содержания пути.
11. Какие требования предъявляются к содержанию рельсов, чтобы обеспечить длительный срок их службы?
12. Какие требования предъявляются к пути при пропуске поездов по месту работ?
13. Нормы содержания стыковых зазоров, скорости движения поездов по растянутым стыкам и стыкам со ступеньками.
14. Сроки и порядок осмотра и учета шпал и переводных брусьев. По каким дефектам назначают деревянные шпалы к смене или ремонту? Их маркировка.
15. Назначение и способы разрядки температурных напряжений в плетях бесстыкового пути. Как определяется возможная величина удлинения или укорочения рельсовых плетей в момент разрядки?
16. Особенности текущего содержания бесстыкового пути. При выполнении каких путевых работ необходимо соблюдение температурного режима? Назначение «маячных» шпал.
17. Особенности текущего содержания пути на участках с электротягой, автоблокировкой и централизацией стрелочных переводов.
18. Способы восстановления целостности лопнувшей рельсовой плети бесстыкового пути. Обеспечение безопасности движения поездов.
19. Материалы, применяемые при исправлении пути на пучинах.
20. Технические требования при исправлении пути на пучинах.
Контрольная работа №1
Две послед-ние цифры шифра | Вариант | Номера вопросов и задач | Две послед-ние цифры шифра | Вариант | Номера вопросов и задач | ||
1, 11,21,37,47 | 6, 18,30, 46,48 | ||||||
2, 12, 22,38,48 | 7, 19,31,37,49 | ||||||
3, 12, 23, 39,49 | 3, 20, 32, 38, 50 | ||||||
4, 14. 24. 40, 50 | 9, 11,33,39,51 | ||||||
5, 15,25,41,51 | 10, 12, 34,40, 52 | ||||||
6, 16, 26,42,52 | 1, 14, 35, 43, 56 | ||||||
7, 17, 27,43, 53 | 2, 15.36.44,47 | ||||||
8, 18, 28,44, 54 | 3, 16,31,45, 48 | ||||||
9, 19, 29. 45, 55 | 4, 17, 22,46,49 | ||||||
10. 20. 30.46. 56 | 5, 18, 23,37, 50 | ||||||
1, 12.31,39, 50 | 6, 19, 24, 38,51 | ||||||
2, 13, 32,40.51 | 7, 20, 25, 39, 52 | ||||||
3, 14,33,41.52 | 8, 11,26,40, 53 | ||||||
4, 15,34,42,53 | 9, 12, 27,41, 54 | ||||||
5, 16, 35, 43, 54 | 10, 13.28,42, 55 | ||||||
6, 17,36,44,55 | 1, 15, 29. 45,49 | ||||||
7, 18,21,45.56 | 2, 16, 30, 46, 50 | ||||||
8, 19, 22,45,47 | 3, 17,31,37,51 | ||||||
9, 20, 23.37,48 | 4, 18. 32, 38, 52 | ||||||
10, 11,24.38.49 | 5, 19. 33. 39, 53 | ||||||
1, 13, 25,41,53 | 6, 20, 34,40, 54 | ||||||
2, 14, 26, 42, 54 | 7,21,35,41,55 | ||||||
3, 15, 27,43, 55 | 8, 12,36,42,56 | ||||||
4, 16, 28,44, 56 | 9, 13,21,43,47 | ||||||
5, 17, 29,45,47 | 10, 14, 22,44, 48 |
Задания для домашней контрольной работы № 1
Вопросы 1-36
1. Приведите схему управления дистанцией пути и путевой машинной станцией.
2. Как определяется группа дистанции пути? От чего она зависит?.
3. Перечислите структурные формы околотков механизированной дистанции пути.
4. Перечислите структурные формы околотков на малодеятельных участках.
5. Приведите классификацию путевых работ по техническому обслуживанию пути. Их краткую характеристику.
6. Приведите состав технического паспорта (форма АГУ-4). Порядок его составления, проверки, приемки и утверждения.
7. Перечислите принципы планирование путевых работ. От чего зависят межремонтные сроки.
8. Перечислите виды учетной и отчетной документации в путевом хозяйстве.
9. Приведите задачи текущего содержания пути и его роль в ведении путевого хозяйства.
10. Перечислите основные неисправности пути, причины их появления, способы выявления.
11. Приведите порядок выполнения работ по одиночной смене рельсов.
12. Приведите технологию работ по разгонке стыковых зазоров. Поясните в чем разница между разгонкой и регулировкой зазоров?
13. Порядок рихтовки пути рихтовочными машинами.
14. Приведите технологию выправки пути в продольном профиле и по уровню с применением электрошпалоподбоек.
15. Приведите технологию рихтовки пути в прямых и кривых участках гидравлическими приборами.
16. Приведите технологию выправки стрелочных переводов выправочно-подбивочно-рихтовочными машинами ВПРС.
17. Приведите технологию работ по смене крестовины.
18. Приведите порядок восстановления целостности лопнувшей рельсовой плети (краткосрочное, временное и полное).
19. Назначение и порядок выполнения работ по разрядке температурных напряжений в рельсовых плетях бесстыкового пуги при вводе их в расчетный интервал температур.
20. Приведите технологию работ по смене рамного рельса с остряком.
21. Требования к содержанию рельсовой колеи.
22. Требования к содержанию рельсовых скреплений.
23. Классификация и маркировка дефектов деревянных шпал.
24. Классификация дефектов железобетонных шпал, мероприятия по их устранению.
25. Особенности содержания бесстыкового пути. При выполнении каких работ необходимо соблюдение температурного режима?
26. Требования к содержанию балластного слоя.
27. Требования к содержанию земляного полотна, переездов, путевых и сигнальных знаков.
28. Особенности содержания пули на участках с электротягой, автоблокировкой и вопросы охраны труда движения поездов, связанные с исправлением рельсовой цепи.
29. Особенности содержания стрелочных переводов с электрической централизацией.
30. Особенности текущего содержания пути на участках скоростного движения.
31. Особенности производства путевых работ на участках электротяги и автоблокировки и охрана труда при производстве работ.
32. Технические требования при исправлении пути на пучинах. Опишите пучинные материалы и правила их применения.
33. Основные способы и технология работ по исправлению пути на пучинах.
34. Планирование планово-предупредительных работ по текущему содержанию пути.
35. Периодичность планово-предупредительных работ.
36. Технология выполнения планово-предупредительных работ.
Задачи 37-46
Составьте ведомость регулировки зазоров на основании исходных данных, приведенных в таблице 2. Вычертите график состояния стыков.
Методика решения задач 37—46 приведена в учебнике «Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути» [8], с. 314—325. Масштаб графика зазоров принять следующий: по горизонтали 1 стык — 1 см; по вертикали — 1:1.
Таблица 2.
Номер стыка | Номер задачи | |||||||||
Величина измеренных зазоров, мм | ||||||||||
Величина нормального зазора, мм |
Задачи 47—56
Определить длину отводов и толщину пучинных подкладок, необходимых для исправления пути на пучинах (исходные данные — в таблице 3). При выполнении см. методические рекомендации. Определить руководителя работ и вид ограждения места производства работ.
Контрольная работа № 1 выполняется после изучения программного материала первого и второго разделов дисциплины по рекомендуемой литературе.
Контрольная работа состоит из описательной, расчетной и графической части. Оформляется в соответствии с требованиями к оформлению контрольных работ. Графическая часть оформляется на миллиметровке карандашом в соответствии с требованиями к работам по инженерной графике.
Ответы на вопросы следует излагать подробно, в строгом соответствии с поставленным вопросом, соответствующим варианту.
Методика решения задач 47-56 также изложена в учебнике «Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути» [8], с.175—184.
При решении задач следует придерживаться следующей последовательности:
1. Определить длину отвода от пучинного горба по следующей формуле:
где l1 – длина первого отвода (5000 мм).
h – высота пучинного горба.
i1, i2, i3 – соответственно первый, второй или третий уклоны отводов.
При скорости движения поездов более 100 км/ч. Формула будет иметь следующий вид:
h
l отв= i3
2. На миллиметровой бумаге вычертить пучину и нанести на ее
схему отводы по образцу, данному в учебнике «Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути» [8], с. 182 (горизон-
тальный масштаб - 1 см - 2 шпалы, вертикальный - 1:1).
3. Вычертить условные отметки отводов.
4. Определить толщину пучинных подкладок. Толщина подклад-
ки определяется как разность между условной отметкой отвода над
данной шпалой и повышением пути от пучины в этой же точке.
5. Привести краткие пояснения к решению задачи.
Таблица 3.
Наименование условий | Номер задачи | |||||||||
Высота пучинного горба, мм | ||||||||||
Протяженность вспучивания, м: по левую сторону горба по правую сторону горба | ||||||||||
Скорость движения поездов по участку, км/ч |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема 2.2. Организация и технология ремонта пути.
Наименование разделов и тем | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | ||
всего | В том числе | ||
Практиче-ские занятия | лабораторные работы | ||
Технические условия на проектирование ремонтов пути. Порядок проектирования ремонтов пути. | |||
Организация ремонта пути и технологические процессы производства работ | |||
Классификация путей, основные положения системы ведения путевого хозяйства | |||
Основные критерии назначения ремонтов пути | |||
Реконструкция и капитальный ремонт пути | |||
Средний ремонт пути | |||
Планово-предупредительный ремонт пути комплексом машин | |||
Сплошная смена рельсов, смена стрелочных переводов | |||
Капитальный ремонт переездов, земляного полотна | |||
Правила приемки работ и технические условия на приемку работ по ремонту | |||
Ремонт рельсов в пути и рельсосварочных предприятиях | |||
Ремонт шпал и переводных брусьев в пути и шпалоремонтных мастерских. | |||
Ремонт стрелочных переводов. | |||
Продление срока службы элементов верхнего строения пути. | |||
Всего |