Аудиторская деятельность в Беларуси прошла несколько этапов развития:
Первый этап (1986-1991 гг.) характеризуется появлением первых элементов рыночных отношений: производственных кооперативов, малых предприятий, арендных коллективов и первых совместных предприятий и акционерных обществ. Аудиторские компании того периода создавались в форме малых предприятий при государственных структурах и обслуживали потребности предприятий всех форм собственности, выполняя заказы по разработке документов для перехода на новые формы хозрасчета, свободного ценообразования, диагностике и анализу финансово-хозяйственной деятельности и т.п. Уже тогда проводились аудиторские проверки предприятий по уровню организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности как в малом бизнесе, так и на крупных государственных предприятиях. Последние проверялись аудиторскими организациями в основном по просьбам или по требованию следственных органов, привыкших работать в тесном контакте со структурами внутриведомственного контроля, которые в то время уже были упразднены.
На втором этапе (1992-1995 гг.) аудиторская деятельность получила дальнейшее развитие как в организационном, так и в методическом обеспечении. Этот период характеризуется принятием целого ряда законодательных актов по вхождению в мировое рыночное хозяйство и реформированию системы бухгалтерского учета и отчетности в республике, например нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Закона о бухгалтерском учете и отчетности. Была создана Аудиторская палата при Совете Министров Беларуси, которая в соответствии с принятым Законом "Об аудиторской деятельности" впоследствии стала органом, объединяющим аудиторов и аудиторские организации страны в общественно-государственную Аудиторскую палату с правом выдачи лицензий на аудиторскую деятельность и ведения контрольно-методических вопросов этой деятельности. Аудиторские услуги существенно расширились благодаря развитию приватизации, притоку иностранных инвестиций, стимулированию предпринимательской, финансово-банковской, торгово-закупочной деятельности и других элементов развития системы рынка. Можно смело сказать, что это был этап становления аудита в нашей стране.
|
В конце рассматриваемого периода начинает возрождаться ранее упраздненный из-за своей неэффективности аппарат контрольно-ревизионных подразделений министерств и ведомств, сужая активно формирующийся рынок спроса на услуги независимого аудита. В то же время учащаются случаи выигрышей в хозяйственных судах исков к налоговым инспекциям за неправильное применение налогового законодательства к плательщикам, где в качестве независимых экспертов выступали аудиторские организации. Плательщики стали видеть в независимых аудиторских организациях своих защитников. К тому же при некоторых ведомствах были открыты аудиторские организации, которые осуществляли внешний аудит "своих" предприятий, запретив последним заключать договоры на аудиторские услуги с "чужими" аудиторами. В создавшихся условиях цены на аудиторские услуги стали расти несоразмерно их качеству, и появились жалобы на необоснованно завышенные цены аудиторских услуг. В связи с этим обострились отношения некоторых аудиторских организаций и аудиторов с Аудиторской палатой, что привело к многочисленным проверкам последней.
|
Третий этап развития аудита в Беларуси (1996-2000 гг.) характеризуется усилением административного воздействия на все сферы негосударственного сектора экономики с целью регулирования коммерческой деятельности. При этом принятие большинства нормативных актов было направлено на благие цели. Например, в целях обеспечения экономической стабильности и укрепления налоговой дисциплины в 1996 году была проведена перерегистрация всех хозяйствующих субъектов, включая индивидуальных предпринимателей, и с рынка исчезли тысячи объектов малого предпринимательства. Как следствие, спрос на аудит начал падать. Очередная перерегистрация, проходящая в настоящее время, и тотальное лицензирование опять же не способствуют росту спроса на аудит. Сейчас легче перечислить виды деятельности, не требующие лицензирования, чем те, на занятие которыми необходима лицензия. По сути дела волна лицензирования захлестнула целые отрасли экономики — транспорт, строительство и ремонт, включая проектирование, бытовое обслуживание, торговлю, заготовки, ряд отраслей промышленного производства, рыбного, лесного хозяйства и т. д.
Многие аудиторы, имевшие лицензию Аудиторской палаты, отказались от получения лицензии Министерства финансов из-за невыгодности в сложившихся условиях работать на рынке аудиторских услуг. Принятый когда-то Правительством, казалось бы, во благо аудиторским организациям перечень субъектов хозяйствования, подлежащих обязательному аудиту (ОАО, ЗАО, СП, ИП), ныне превратился в полную свою противоположность. Сейчас затраты по инициативным аудиторским проверкам 000, казенных, унитарных и других, не включенных в этот перечень, предприятий и фирм не относятся на издержки производства и обращения. Установлены также лимиты отнесения на себестоимость консультационно-информационных услуг. Внешний, независимый аудит все больше подменяется внутриведомственным.
|
Особо следует отметить отношения, которые складываются на проверяемом предприятии между аудитором и функциональными экономическими службами, которые видят в последнем своего помощника, консультанта. За многолетнюю историю аудита на предприятиях различных сфер деятельности, включая коммерческие банки, сложилась практика планирования и проведения аудита таким образом, чтобы охватить наиболее трудные участки организации бухгалтерского учета на объекте аудита и предотвратить грозящие ему санкции за имеющиеся просчеты и ошибки.
Государственному, налоговому и ведомственному контролю необходимо работать в тесном контакте с внешним аудитом. Внешний независимый аудит может и должен оказывать методическую и консультационную помощь агентам государственного контроля. К примеру, не актируется на должном уровне выполнение смет бюджетного финансирования и смет специальных средств учреждений, состоящих на республиканском и местных бюджетах. При правильном разграничении функций между контрольными органами государства и внешним независимым аудитом существенно повысится эффективность всех субъектов финансового контроля. Для этого, на наш взгляд, ГНК и главное управление аудита Министерства финансов должны найти на нынешнем этапе формулу взаимного доверия, способствующую плодотворной совместной работе.
Учитывая то, что аудиторские услуги являются эксклюзивным видом деятельности, направленным на улучшение и совершенствование бухгалтерского учета в республике, необходимо оказывать всемерную поддержку аудиторам и аудиторским организациям со стороны государства.
Ежегодно в Москве проводится съезд бухгалтеров и аудиторов России, в работе которого помимо видных ученых принимают участие первые лица из Министерства финансов. Центрального банка. Налогового комитета, других экономических ведомств Российской Федерации. А вот в Беларуси этим вопросам не уделяется должного внимания, взят курс на законодательное ограничение предприятий в средствах на проведение аудиторских проверок, практически прекратила свое существование Аудиторская палата, создается внутриведомственный контрольный аппарат в центре и на местах, предприняты другие попытки, препятствующие развитию аудиторской деятельности в стране.
В связи с этим, думается, необходимо возродить деятельность Аудиторской палаты в качестве общественной организации, которая объединила бы аудиторов и аудиторские организации страны вокруг себя и взяла на себя организационное, методическое и юридическое обеспечение аудиторского движения на современном этапе, а также повысить действенность Ассоциации бухгалтеров.
Для развития института аудита в Беларуси необходимо совершенствование законодательства по регулированию аудиторской деятельности, разработка и принятие нормативных правовых актов, регламентирующих порядок ее осуществления, а также повышение уровня профессиональной подготовки аудиторов.
Профессия аудитора в странах с развитой экономикой относится к разряду наиболее престижных, однако, и требования к лицам, имеющим звание аудитора, очень высоки.
В республике сейчас работают по лицензии 1096 аудиторов, из них 480 индивидуальных предпринимателей, 100 аудиторских организаций.
Количество аудиторов, получивших лицензии на осуществление аудиторской деятельности в соответствии с требованием Декрета Президента РБ от 28.07.99г., уменьшилось по сравнению с имевшими лицензии, ранее выданные Аудиторской палатой, на 531 человека. Вместе с тем число аудиторов, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей, за последние три года практически не изменилось, что позволяет надеяться, что в этой сфере сегодня остались работать наиболее квалифицированные и подготовленные специалисты.
Степень профессиональной подготовки аудиторов характеризуется наличием или отсутствием обоснованных претензий со стороны аудируемых субъектов или контролирующих органов к оказанию профессиональных услуг. А вот качество работы аудиторов сегодня становится одной из острых проблем. Это связано как с вопросами повышения квалификации и профессиональной подготовки аудиторов, так и с необходимостью создания новых и совершенствования действующих нормативных актов, регулирующих отношения в области аудиторской деятельности.
Многолетний мировой опыт аудиторской деятельности свидетельствует, что качественное решение стоящих перед аудиторами задач зависит от наличия полноценной правовой базы. На сегодня базовыми документами, регулирующими аудиторскую деятельность в нашей стране, являются Закон РБ "Об аудиторской деятельности", принятый в ноябре 1994 г., который установил основы правового регулирования в области аудита, и Декрет Президента РБ от 28.07.99 г. № 30 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельности и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь", определивший стратегию государства по регулированию аудиторской деятельности.
До 31 июля 1999 г. основным нормативным документом, определяющим правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, являлся Закон РБ от 08.11.94 г. № 3373-ХП "Об аудиторской деятельности". Согласно ст. 7 этого Закона функции по координации аудиторской деятельности, методологии аудита, обеспечению соблюдения требований законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности, содействию развитию независимого профессионального аудита и повышению эффективности аудиторской деятельности в республике осуществляла единая республиканская Аудиторская палата, создаваемая на общереспубликанской конференции аудиторов и объединяющая всех аудиторов и все аудиторские организации на основе обязательного членства.
В соответствии с Перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии), утвержденным постановлением Кабинета Министров РБ от 21.08.95 г. № 456, выдача специальных разрешений (лицензий) на занятие аудиторской деятельностью осуществлялась Аудиторской палатой.
Декрет Президента РБ от 28.07.99 г. № 30 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельности и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь" предусматривает коренные изменения в организации регулирования аудиторской деятельности в республике.
Функции государственного регулирования аудиторской деятельности и контроль за ее осуществлением указанным Декретом возложены на Министерство финансов. С 1 января 2000 г. право на осуществление аудиторской деятельности имеют аудиторы и аудиторские организации, которые получили лицензии в Минфине. С этого же числа для проведения внешнего аудита банков и небанковских финансовых организаций необходимо наличие дополнительной лицензии на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе, выданной Национальным банком, а для проведения внешнего аудита страховых и перестраховочных организаций — дополнительной лицензии на осуществление аудиторской деятельности в страховании, выданной Комитетом по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов.
Следует отметить, что до принятия Декрета в соответствии со ст. 9 Закона РБ "Об аудиторской деятельности» наличие дополнительной лицензии было необходимо только для проведения банковского аудита. Дополнительного лицензирования для проведения аудита небанковских финансовых организаций, страховых и перестраховочных организаций не требовалось.
Новой нормой явилось и ограничение включения в себестоимость продукции (работ, услуг) расходов на проведение аудиторских проверок. Если ранее в соответствии с п. 2.2.10.6 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Минэкономики РБ 26.01.98 г., № 19-12/397; Минстатом РБ 30.01.98 г., № 01-21/8; Минфином РБ 30.01.98г, МЗ; Минтруда РБ 30.01.98г., № 03-02-07/300, оплата аудиторских услуг включалась в себестоимость за исключением затрат по проведению дополнительной ревизии или аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности организации по инициативе одного из учредителей (участников) организации, то в настоящее время согласно п. 2.4 Декрета в себестоимость включаются затраты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (заказчиков) только на проведение обязательных аудиторских проверок, предусмотренных законодательством.
Напомним, что согласно постановлению Кабинета Министров РБ от 17.06.96 г. № 398 "О юридических лицах негосударственной формы собственности, подлежащих обязательной аудиторской проверке" ежегодной обязательной аудиторской проверке подлежат:
· предприятия с иностранными инвестициями;
· товарные и фондовые биржи;
· банки и небанковские финансовые организации, а также организации, осуществляющие посредническую и коммерческую деятельность по ценным бумагам, деятельность инвестиционного фонда, депозитария;
· открытые и закрытые акционерные общества.
Вместе с тем действующий Закон "Об аудиторской деятельности" по отдельным позициям уже не отвечает требованиям времени и нуждается в пересмотре. В связи с этим и во исполнение вышеназванного Декрета Президента подготовлен и внесен на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь проект новой редакции данного закона.
Руководствуясь принципом независимости, аудитор самостоятельно может определить методы и формы проведения проверки и выразить личное мнение в аудиторском заключении. Но, высказывая собственное суждение, свою деятельность аудитор должен осуществлять в соответствии с определенными правилами, выработанными с учетом международного и национального опыта. На сегодняшний день Аудиторской палатой подготовлено и принято всего четыре таких правила (стандарта) (для сравнения, в России — около 90), поэтому оперативная разработка и скорейшее внедрение их в практику имеют, несомненно, очень важное значение для становления аудита. В связи с этим целесообразно создать при главном управлении аудита Министерства финансов Методологический совет по аудиторской деятельности с привлечением к его работе специалистов некоторых министерств и Государственного налогового комитета, ведущих профессионалов-аудиторов.
Сегодня аудит должен являться необходимым условием, обеспечивающим эффективное развитие рыночных отношений, влияющим на стабилизацию и рост отечественной экономики Решение вышеперечисленных проблем и создание надлежащей правовой базы будут способствовать выведению аудиторской деятельности на качественно новые рубежи.
В деле становления и развития национального аудита активность и заинтересованность в первую очередь должны проявлять сами аудиторы. В процессе совершенствования аудиторской деятельности аудитору не следует занимать позицию стороннего наблюдателя, а необходимо становиться центральной фигурой, стимулирующей эти процессы внесением конструктивных предложений и непосредственным участием в их реализации.
Заключение
На основании изложенного можно сделать следующие выводы.
1. Аудит - это процесс проверки финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета на предприятиях разных форм хозяйствования с точки зрения их достоверности и соответствия действующему законодательству и стандартам (положениям, методическим и инструктивным указаниям) по бухгалтерскому учету.
2. Основная цель аудита - установление достоверности финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими хозяйственных и финансовых операций действующим правилам и положениям по ведению бухгалтерского учета. Финансовая отчетность считается достоверной в том случае, если она отражает финансовое положение предприятия с максимально возможной полнотой, точностью и в соответствии с действующим законодательством и стандартами по бухгалтерскому учету.
3. Аудит осуществляется компетентным независимым лицом аудитором, который, руководствуясь действующими международными и отечественными стандартами по аудиту, делает заключение о достоверности (или недостоверности) финансовой отчетности, о соответствии (или несоответствии) ведения бухгалтерского учета установленным правилам и положениям по бухгалтерскому учету. Основными этапами аудита являются:
• Разработка программы и планирование аудиторской проверки;
• Организация и непосредственное проведение аудиторской проверки на предприятии;
• Составление аудиторского заключения.
4. Сегодня аудит должен являться необходимым условием, обеспечивающим эффективное развитие рыночных отношений, влияющим на стабилизацию и рост отечественной экономики Решение вышеперечисленных проблем и создание надлежащей правовой базы будут способствовать выведению аудиторской деятельности на качественно новые рубежи.
5. В деле становления и развития национального аудита активность и заинтересованность в первую очередь должны проявлять сами аудиторы.
6. Государственному, налоговому и ведомственному контролю необходимо работать в тесном контакте с внешним аудитом.
7. Учитывая то, что аудиторские услуги являются эксклюзивным видом деятельности, направленным на улучшение и совершенствование бухгалтерского учета в республике, необходимо оказывать всемерную поддержку аудиторам и аудиторским организациям со стороны государства.
Список использованной литературы.
1. Арене Элвин. Аудит.-М.,1995
2. Аудит. В 3 ч./ сост. И.Н.Ковалевич.-Мн.,1993
3. Аудит. Адаме Роджер. Основы аудита / под ред. Я.В.Соколова.-М.,1998.
4. Учебник / В.И.Подольский.- М., 1999
5. Аудит и ревизия / под ред. И.Н.Белого.- Мн., 1994
6. Аудит Монтгомери / под ред. Я.В.Соколова.- М., 1997
7. И.Н.Белый. Аудит.- Мн., 1996
8. Л.Ковалев. История и перспективы развития аудита в Беларуси // Главный бухгалтер, 2000, №26, стр.87
9. Макоед И.А., Шиманский К.А. Нормы и принципы аудиторской деятельности.- Мн.: БГЭУ, 1994
10. Макоед И. А. Аудиторская палата РБ и вопросы аудиторской деятельности // Главный бухгалтер, 1997, №19, стр. 73-75
11. А.Е.Никифоров. Проблемы развития аудита в Республике Беларусь // Бухгалтерский учет и анализ, 1997, №2, стр. 57-58
12. Пути развития аудита а Беларуси. Т.Исаева.// Главный бухгалтер, 2000, №22, стр.82-83
13. Релизов Н.А. Получение доказательств в аудите // Финансовые и бухгалтерские консультации, 2000, №12, стр.69-77
14. Смолянский А. Развитие новых методов аудита // Аудит, 1998, №6, стр.3-17
15. Соколов В.Я. Планирование аудиторской проверки // Бухгалтерский учет, 1999, №8, стр.65-71
16. Терехов А.А. Аудиторское заключение: общие принципы составления // Бухгалтерский учет, 1998, №6, стр.33-37