III Артикуляционная гимнастика




Конспект урока «Звук и буква М» для детей с глубокой умственной

Отсталостью.

Тема урока: Путешествие в страну звуков и букв.

Цель: Познакомить со звуком [м] и буквой М, учить дифференцировать понятие звук и буква.

Задачи: Развивать артикуляционный аппарат обучающихся.

Учить выделять звук [м] в начале слова.

Развивать фонематический слух и восприятие, мелкую и артикуляционную моторику;
Воспитывать бережное отношение к учебным принадлежностям.

Оборудование: Компьютер, мультфильм «Мамонтёнок», картинки с изображением животных (мамонтёнок, медведь, морж, обезьянка)

Ход занятия: I.Организационный момент.

II Сообщение темы урока:

На свете добрых слов живёт немало.

Но всех добрее и важней одно:

Их двух слогов простое слово

И нету слов важнее, чем оно! … (м ама)

 

Звучит песня «О мамонтёнке»,

слова Д Непомнящей, музыка В Шаинского

Скажите, кто потерял маму? (М амонтёнок)

Показывается картинка с изображением мамонтёнка.

 

Для того, чтобы помочь Мамонтёнку найти маму, надо выполнить задания.

И так, отправляемся вместе с Мамонтёнком искать его маму. Отправившись на поиски мамы. Мамонтёнок встретил М едвежонка, который в это время чистил зубы. Он предложил почистить зубы вместе с ним.

 

III Артикуляционная гимнастика

«Чистим зубки» (научиться удерживать кончик языка за нижними зубами).

Чищу зубы чисто, чисто
И снаружи, и внутри;
Я хочу, чтобы всегда
Были белые они.

- улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка водите влево – вправо за нижними зубами. Затем поднимите язычок вверх и почистите верхние зубы.

«Лопаточка» (расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным)

Язычок наш как лопатка -
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой,
И копать приятно.

«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ, формирование уклада губ,

 

Артикуляция звука [М] При произнесении звука [м]:

-Посмотрите в зеркало, и произнесите звук [М]. Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда говорим звук [М], нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.

а) губы сомкнуты без напряжения;

б) расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за ним гласного;

в) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 

-Мамонтёнку было интересно, но он очень хотел увидеть свою маму. Медвежонок не знал, где его мама и предложил спросить у мудрого дядюшки моржа

 

 

IV Олег! Надо помочь маленькому путешественнику!

 

 

1. Посмотри, впереди новый остров и на нем Малышу нужно пройти

более сложное испытание: узнать букву на ощупь, рассказать про нее стишок, и найти для нее место в нужном домике.

Палочка и палочка, Вот качели- Взявшись за руки, мы встали.

Между ними галочка. Буква М! И на «М» похожи стали.

И понятно сразу всем: Здесь качаться

Получилась буква М. Можно всем!

Олег, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).

- Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки [М] и [Мь]мы будем обозначать буквой М. (На доске демонстрационная буква М).

- Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).

- Напиши букву М в воздухе.

- Выложи букву М из счетных палочек.

1. Вот и доплыл наш Мамонтёнок до Африки. Там он встретил обезьянку. Она угостила его бананом и предложила прочитать слоги. На магнитной доске составлены слоги: МА, МУ, МО, МЫ. Давайте поможем обезьянке, прочитать их.

Чем похожи эти слоги? (Они состоят из двух букв, первая буква М).

А чем они отличаются? (второй буквой). Поменяйте буквы местами, прочитайте, что получилось. (АМ, УМ, ОМ, ЫМ).

 

У обезьянки есть волшебный сундучок, помогите Мамонтёнку угадать, что в нём?

 

Мне с ним нравится играть:
Прыгать, бегать, догонять!
Что за шарик резво скачет? -
Это мой любимый... (мячик)

Физминутка: Поиграем, кому я кину мячик, тот называет слово со звуком [М].

 

1. Мамонтёнку очень понравилось играть с Обезьянкой, но ему надо было искать свою маму. Обезьянка привела Мамонтёнка к тётушке Слонихе, Она сразу узнала Мамонтёнка. Слониха очень обрадовалась и угостила детей мармеладом.

V От радости герои запели песенку, давайте им подпоём.

(Исполняется «Мамина песенка», слова М.Пляцковского

Музыка М.Парцхаладзе)

 

Если в небе туча хмурится,

Если снег летит в саду,

Я в окно смотрю на улицу,

Я с работы маму жду.

Пускай узнает ветер,

И звезды, и моря,

Что лучше всех на свете

Мамочка моя!

 

VI Итог занятия: С какого звука начинается слово Мамонтёнок?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: