Имплементация международной ответственности




Если государство-деликвент не предпринимает необходимых мер ответственности, к нему могут быть применены принудительные меры.

Принуждение в международном праве осуществляется самими государствами индивидуально или коллективно. Следует подчеркнуть, что «принуждение, будь то контрмеры или санкции, представляет самостоятельный институт, который связан с ответственностью, но обладает иными характеристиками».Контрмеры и санкции являются средством обеспечения реализации (= имплементации) правоотношений ответственности.

Индивидуальные меры получили название контрмер. Только коллективные меры являются санкциями с точки зрения теории и международно-правовой терминологии.

Контрмеры - это принудительные меры, при­нимаемые индивидуально потерпевшим государством к государству-деликвенту, в ответ на нарушение международного обязательства, которые в ином случае были бы противоправными.

Термин «контрмеры» введен в научный оборот сравнительно недавно и заменил термин «репрессалии», который, впрочем, продолжает использоваться как синоним термина «контрмеры».

В качестве примеров контрмер можно назвать такие меры, как приостановление или прекращение международного договора, непризнание, ограничение торговли с государством-нарушителем, замораживание вкладов в банках, разрыв дипломатических и консульских отношений и др.

Не относятся к проявлениям контрмер реторсии – ответные меры одного государства на правомерные, но недружественные действия другого государства. Чаще всего реторсии применяются государством в случае дискриминации его граждан, при неоправданных ограничениях экономических, культурных и других отношений. Так, в 2006 году Грузия изменила порядок выдачи виз российским военнослужащим, несущим службу в составе миротворческих сил СНГ. В ответ Россия приостановила выдачу виз гражданам Грузии.

Применение контрмер строго регламентировано.

1. Международное право устанавливает круг субъектов, уполномоченных применять контрмеры. По общему правилу, применять контрмеры вправе только потерпевшее государство. Исключение составляют случаи нарушения обязательств, вытекающих из императивных норм, тогда контрмеры могут быть приняты любым государством.

2. Международное право устанавливает порядок призвания к ответственности и осуществления контрмер.

До приятия контрмер потерпевшее государство должно уведомить ответственное государство о своих требованиях, при этом может указать на форму возмещения.

Потерпевшее государство должно уведомить о решении принять контрмеры и предложить провести переговоры, в ходе которых стороны могли бы урегулировать спорили прийти к соглашению об использовании других мирных средств разрешения спора. В неотложных случаях контрмеры могут применяться до уведомления.

Контрмеры не применяются, если спор находится на рассмотрении суда.

3. Международное право устанавливает требования к содержанию контрмер.

Контрмеры не должны затрагивать прав третьих государств; они должны быть пропорциональны.

Контрмеры имеют подчеркнуто невоенный характер и не должны нарушать императивные нормы международного права.

Санкции - принудительные меры, принимаемые международными организациями. К их содержанию применяются такие же требования, как и к контрмерам. Практика позволяет выделить следующие формы санкций: приостановление членства в международных организациях (например, лишение права голоса, неприглашение на сессию высшего органа, неизбрание в исполнительный орган, отказ в помощи, предоставляемой международной организацией и др.), отказ в членстве, исключение из международной организации, исключение из международного общения, коллективные вооруженные меры.

Санкции со стороны ООН подразделяют на две группы: санк­ции с применением вооруженной силы (ст. 42 Устава ООН) и санкции без применения вооруженной силы (ст. 41 Устава ООН).

Примером применения санкций первой группы единодушно считаются санкции, введенные в 1990 году против Ирака в связи с его агрессией против Кувейта.

Ст. 41 Устава ООН допускает такие санкции, как «полный или частичный перерыв экономи­ческих отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений».

В последние годы стал актуальным вопрос о правомерности «односторонних санкций». Российские юристы-международники сходятся во мнении, что «в ситуациях, когда Советом Безопасности уже принято решение о введении санкции, односторонние меры сверх порога, предусмотренного СБ, могут быть оспорены»[1]. Кроме того К. Геворгян, считает, что «международное право содержит многочисленные основания для признания неправомерности односторонних мер»[2].

 

 


[1] Геворгян К. «Односторонние санкции» и международное право. Заключение Международно-правового совета при МИД России // Международная жизнь. - 2012. - № 8. - С. 93 - 104.

[2] Там же.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: